СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по геометрии 8-11 класс.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

РАССМОТРЕНО

на МО учителей

естественно -математического цикла

Протокол №

от « ___ »­­_____________2016 г.

Руководитель МО

____________ Смеянова Т.В.        

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ  «Пушкинская  СШ»

 

_____________ Завора А.В.

« ____ »____________  2016 г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ   «Пушкинская  СШ»

_________Глущенко В.Д.

Приказ № ________

от «___» ________2016 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 

ПО   УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ» (базовый уровень)

(наименование учебного предмета/курса)

8

(классы)

 

 

 

Программу составила    учитель __Мамбетова Венера  Хайдаровна, _I-категории

                                                                                 (Ф.И.О., квалификационная категория учителя, составившего рабочую учебную программу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Пушкино,  2016 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе:

-  федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года;

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год;

 - методические рекомендации КРИППО по преподаванию математики  на 2016 – 2017 учебный год;

-

 - учебник. Геометрия 7-9

Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия Л.С.Атанасяна, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения. Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год выделено 70 часов из них 2 часа резерв (2 часа в неделю). Данное количество часов соответствует программе.

Просмотр содержимого документа
«ГЕОМЕТРИЯ 9КЛ.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО

на МО учителей

естественно-математического цикла

Протокол №

от « ___ »­­_____________2016 г.

Руководитель МО

____________ Смеянова Т.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Пушкинская СШ»


_____________ Завора А.В.

« ____ »____________ 2016 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Пушкинская СШ»

_________Глущенко В.Д.

Приказ № ________

от «___» ________2016 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ» (базовый уровень)

(наименование учебного предмета/курса)

9-Б

(классы)





Программу составила учитель __Мамбетова Венера Хайдаровна, _I-категории

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя, составившего рабочую учебную программу)
























с. Пушкино, 2016 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года;

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год;

- методические рекомендации КРИППО по преподаванию математики на 2016 – 2017 учебный год;

- примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии (7–9 классы), к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2015)

- учебник. Геометрия 7-9авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В.– М: «Просвещение», 2014.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 9 классе отводится 2 ч в неделю, всего 68 ч. из них 2ч. резерв.

В том числе: Контрольных работ – 5 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 1 час, «Соотношение между сторонами и углами треугольника» 1 час, «Длина окружности и площадь круга» 1 час, «Движения» 1 час и 1 час на итоговую административную контрольную работу.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ


Должны знать:

  • следующие понятия: вектор, равенство векторов, сумма и разность векторов, произведение вектора на число, скалярное произведение векторов, координаты вектора; синус, косинус и тангенс угла; теоремы синусов и косину­сов; решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника;

  • определение многоугольника; формулы длины окружности и площади круга; свойства вписанной и описанной окружности около правильного многоугольника; понятие движения на плоскости: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот.

должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

  • выполнять действия над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин ( длин, площадей, объемов); в том числе для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны. Углы, площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, симметрию;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • при решении геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • для решения практических задач, связанных с нохождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и ТС)

  • при построении геометрическими инструментами.

Должны владеть компетенциями:

  • информационной;

  • коммуникативной;

  • математической (прагматической), подразумевающей, что учащиеся могут использовать математические знания для описания и решения проблем реальной жизни, грамотно выполнять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале, пользоваться математическими формулами и пр.;

  • социально-личностной, подразумевающей, что учащиеся владеют стилем мышления, характерным для математики, его абстрактностью, доказательностью, строгостью, умеют приводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные выводы, проводить обобщения, открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы, ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • общекультурной, подразумевающей, что учащиеся понимают значимость математики как неотъемлемой части общечеловеческой культуры, понимают, что формальный математический аппарат создан и развивается с целью расширения возможностей его применения к решению задач, возникающих в теории и практике;

  • предметно-мировоззренческой, подразумевающей, что учащиеся понимают универсальный характер знаков математической логики, применимых во всех областях человеческой деятельности, владеют приемами построения и исследования математических моделей при решении прикладных задач.


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность.

Повторение за курс 8 класса – 4 часа

Векторы и метод координат – 18 часов

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

Соотношения между сторонами и углами треугольника - 11 часов

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

Длина окружности и площадь круга - 12 часов

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

Движения - 8 часов

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

Начальные сведения из стереометрии - 6 часов

Об аксиомах планиметрии -2 часа.

Повторение. Решение задач. Итоговая контрольная работа. 7часов


Почасовое планирование учебного материала в 9 классе.

(2 часа в неделю, всего – 68 часов их них 2ч. резерв.)

Раздел

Кол. часов

Контр. работ

1

Повторение за курс 8 класса

3


2

Векторы

8


3

Метод координат

10

1

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

1

5

Длина окружности и площадь круга

12

1

6

Движения

8

1

7

Начальные сведения о стереометрии.

Об аксиомах планиметрии

6

2

1

8

Повторение

8

+1


Итого:

68

5+1











Календарно-тематическое планирование

 Геометрия   9  класс 

Учебник: Атанасян Л.С..  Геометрия. Учебник для 7-9 классов.

М., «Просвещение», 2014 г.

Количество часов в неделю:  2ч. Всего: 68ч. из них 2ч. резерв.


п\п


Наименование темы


Кол-

во часов

Дата


Повторение

По плану

По факту


Повторение за курс 8 класса

3




1

Четырехугольники и их свойства. Площади фигур.

1




2

Решение прямоугольных треугольников.

1




3

Входной контроль

1





Векторы

8

 


 

4

Понятие вектора. Равенство векторов.

1

 


 Трапеция, свойства трапеции.

5

Откладывание вектора от данной точки.

1



Теорема Пифагора.

6

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов

1

 



7

Сумма нескольких векторов

1



 Теорема Фалеса.

8

Вычитание векторов

1




9

Умножение векторов на число

1

 


Вписанные углы.

10-11

Применение векторов к решению задач

2



 Признаки подобия треугольников.


Метод координат

10

 


 

12

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1



Средняя линия треугольника

13

Координаты вектора

1

 


Формула Герона.

14

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца


1



Формулы площадей.

15

Простейшие задачи в координатах

1

 



16

Уравнение линии на плоскости

1



Система координат. Координаты точки.

17

Уравнение окружности.

1

 



18

Уравнение прямой

1



Координаты середины отрезка

19

Взаимное расположение двух окружностей

1




20

Решение задач

1





21

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»


1

 


 


Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов


11

 


 

22

Синус, косинус тангенс угла.

1

 


Координаты вектора.


23


Основное тригонометрическое тождество.


1




Сложение векторов.

24

Формулы для вычисления координат точки.

1



Вычитание векторов.

25

Теорема о площади треугольника.

1

 


Умножение вектора на число.

26

Теорема синусов и косинусов.

1



Коллинеарные векторы.

27-28

Решение задач.

2




29

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

 


Скалярное произведение векторов.

30

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

1



Площадь треугольника.

31

Решение задач

1

 


 Теорема косинусов. Теорема синусов


32

Контрольная работа  № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»


1

 


 


Длина окружности и площадь круга

12

 


 

33

Правильный многоугольник. Окружность описанная около правильного многоугольника.


1



Окружность и ее элементы.

34

Окружность вписанная в правильный многоугольник.

1

 


Параллелограммы и их свойства.

35

Формула для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

1



Формулы радиусов.

36

Построение правильных многоугольников.

1



Теорема Пифагора.

37

Длина окружности.

1

 


Средняя линия треугольника и трапеции.

38-39

Площадь круга.

2



Соотношения между сторонами и углами в прямоугольных треугольниках.

40

Площадь кругового сектора.

1



Формулы площадей.

41-43

Решение задач

3

 


 

44

Контрольная работа № 3  по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

 


 


Движение

8

 


 

45-47

Понятие движения. Симметрия

3

 


Теорема косинусов.

48-50

Параллельный перенос и поворот

3

 


Теорема синусов и следствия из нее.

51

Решение задач

1

 


 

52

Контрольная работа № 4  по теме «Движение»

1

 


 


Начальные сведения из стереометрии

6

 


 

53

Предмет стереометрии. Многогранник.

1

 


Движение и его свойства.

54

Призма. Параллелепипед.

1



Симметрия относительно точки.

55

Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда. Пирамида.

1



Симметрия относительно прямой.

56

Цилиндр.

1

 


Поворот.

57

Конус.

1



Параллельный перенос.

58

Сфера и шар.

1



Равенство фигур.

59-60

Об аксиомах геометрии

2

 


Преобразование подобия и его свойства.


Повторение

8

 


 

61-62

Решение треугольников.

2




63-64

Правильные многоугольники. Векторы.

2




65-66

Формула для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной и описанной окружности.

2




67

Итоговая контрольная работа

1

 


 

68

Итоги года

1

 


 



10


Просмотр содержимого документа
«кален-темат планир»

Календарно-тематическое планирование

по геометрии, 11 класс.


Всего часов: 68 из них 2 ч. резервных(2 часа в неделю)

УМК:

  • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

  • Зив Б.Г. и др. Дидактические материалы по геометрии: 11 класс. – М.: Просвещение, 2014.


урока

к-во часов в теме

Дата

Тема урока

Повторение

план

факт

3ч. Повторение

1

1



Параллельность прямых и плоскостей

Основные понятия темы «Векторы на плоскости»

2

1



Перпендикулярность прямых и плоскостей

Правила сложения, вычитания и умножения на число векторов на плоскости

3

1



Диагностическая контрольная работа

Сумма нескольких векторов на плоскости

15ч. Метод координат в пространстве

4

1



Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты точки


5

1



Координаты вектора

Координаты вектора, действия с векторами в координатной форме на плоскости

6

1



Связь между координатами векторов и координатами точек

Понятие радиус-вектора и его координат на плоскости

7

1



Простейшие задачи в координатах

Основные задачи в координатах на плоскости

8

1



Простейшие задачи в координатах

Алгоритмы простейших задач в координатах

9

1



Простейшие задачи в координатах


10

1



Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

Угол между векторами и скалярное произведение векторов на плоскости; условие перпендикулярности двух векторов

11

1



Скалярное произведение векторов

Свойства скалярного произведения векторов

12

1



Вычисление углов между прямыми и плоскостями


13

1



Уравнение плоскости

Уравнение прямой на плоскости

14

1



Движения. Симметрия

Понятие отображения плоскости на себя, преобразования движения, его виды и свойства

15

1



Параллельный перенос. Подобие


16

1



Задачи в координатах

Основные понятия и формулы темы «Метод координат в пространстве»

17

1



Решение задач

Основные определения и теоремы темы «Метод координат в пространстве»

18

1



Контрольная работа № 1на тему «Метод координат в пространстве»


16ч. Цилиндр, конус, шар

19

1



Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра

Развертка цилиндра; формула площади круга

20

1



Площадь поверхности цилиндра


21,22

2



Решение задач по теме «Цилиндр»


23

1



Понятие конуса. Площадь поверхности конуса

Развертка конуса; формула площади кругового сектора

24

1



Площадь поверхности конуса


25

1



Площадь поверхности конуса


26

1



Усеченный конус

Формулы площади треугольника

27

1



Решение задач


28

1



Сфера и шар. Уравнение сферы Взаимное расположение сферы и плоскости

Уравнение окружности

29

1



Касательная плоскость к сфере


30

1



Площадь сферы

Формулы площади поверхности цилиндра, конуса

31

1



Взаимное расположение сферы и прямой


32

1



Решение задач по теме «Задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар»


33

1



Решение задач по теме «Задачи на многогранники, цилиндр, конус и шар»

Основные понятия, теоремы и формулы темы «Цилиндр. Конус. Сфера»

34

1



Контрольная работа №2 на тему «Цилиндр, конус, шар»



17 ч. Объемы тел

35

1



Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда

Понятие объема и свойства объемов тел

Формула объема прямоугольного параллелепипеда

Теорема Пифагора

36

1



Объем прямоугольного параллелепипеда

Формула объема прямоугольного параллелепипеда;

свойства объемов тел

37

1



Объем прямой призмы

Формулы площадей четырехугольников

38

1



Объем цилиндра

Объем прямой призмы

39

1



Решение задач

Формулы объемов тел

40

1



Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла


41

1



Объем наклонной призмы

Основная формула для вычисления объемов тел с помощью определ. интеграла

42

1



Объем пирамиды


43

1



Объем усеченной пирамиды

Формулы объемов тел

44

1



Объем конуса

Основная формула для вычисления объемов тел с помощью определ. интеграла

45

1



Контрольная работа № 3 на тему « Объемы тел»


46

1



Объем шара


47

1



Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора


48

1



Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора


49

1



Площадь сферы


50

1



Решение задач по теме «Объемы тел»

Основные определения и теоремы темы «Объемы тел»

51

1



Контрольная работа № 4 на тему «Объемы тел»


17ч. Заключительное повторение при подготовке к итоговой аттестации

52

1



Аксиомы стереометрии

Способы задания плоскости

53

1



Параллельность прямых и плоскостей

Площадь плоских фигур

54

1



Перпендикулярность прямых и плоскостей. Угол между прямой и плоскостью

Формула Герона

55

1



Перпендикулярность плоскостей. Двугранный угол

Теорема Пифагора

56

1



Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей

Площадь параллелограммов

57, 58

2



Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида

Основные свойства параллелограммов

59

1



Векторы в пространстве. Скалярное произведение векторов

Свойство медианы

60, 61

2



Цилиндр, конус, сфера, площади их поверхностей

Касательная к окружности

62

1



Объемы тел

Основная формула для вычисления объемов тел с помощью определ. интеграла

63

1



Объемы тел

Формулы площади поверхности цилиндра, конуса

64,65

2



Многогранники

Формулы площади поверхности цилиндра, конуса

66

1



Тела вращения

Основные определения и теоремы темы «Объемы тел»

67

1



Итоговая контрольная работа №5


68

1



Анализ итоговой работы



9


Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое планирование»

Календарно-тематическое планирование

по геометрии , 10 класс

Всего часов: 70ч. из них 2ч. резерв (2 часа в неделю)

УМК:

  • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

  • Зив Б.Г. и др. Дидактические материалы по геометрии: 10 класс. – М.: Просвещение, 2014.

урока

ч

а

с

ы

Дата

Тема урока

Повторение

По

плану

По факту


2ч.



Повторение


1

1



Вводное повторение: Повторение геометрии за курс 9 класса

Касательная; свойство касательной; свойство отрезков пересекающихся хорд

2

1



Диагностическая контрольная работа

Центральный и вписанный углы


5ч.



Введение. Аксиомы стереометрии.


3

1



Предмет стереометрии. Основные понятия и аксиомы стереометрии

Предмет планиметрии; основные фигуры планиметрии; понятия аксиомы и теоремы

4

1



Некоторые следствия из аксиом

Правила построения фигур в пространстве

5,6

2



Применение аксиом стереометрии и следствий из них


7

1



Самостоятельная работа

Аксиомы, следствия из аксиом



19ч



Параллельность прямых и плоскостей


8

1



Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых

Параллельные прямые на плоскости; признаки параллельности прямых на плоскости

9

1



Параллельность прямой и плоскости

Свойство средней линии треугольника и трапеции

10

1



Параллельность прямой и плоскости

Свойства и признаки четырехугольников

11

1



Решение задач. Самостоятельная работа

Основные понятия и теоремы темы «Параллельность прямых и плоскостей»

12

1



Скрещивающиеся прямые

Взаимное расположение двух прямых в пространстве

13

1



Углы с сонапрвленными сторонами. Угол между прямыми

Угол между прямыми на плоскости

14

1



Угол между двумя прямыми

Основные понятия и теоремы темы «Параллельность прямых и плоскостей»

15

1



Контрольная работа № 1 на тему «Параллельность прямых и плоскостей»


16

1



Параллельности двух плоскостей

Признаки подобия треугольников; свойство средней линии треугольника; соотношение площадей подобных треугольников

17,

18

2



Свойства параллельных плоскостей


19

1



Тетраэдр

Определение многоугольника в планиметрии

20,

21

2



Параллелепипед

Определение, элементы и свойства параллелепипеда

22

1



Построение сечений

Признаки параллельности прямых, прямой и плоскости

23

1



Построение сечений


24,

25

2



Решение задач.

Урок систематизации и коррекции знаний и умений

Свойства и признаки четырехугольников

26

1



Контрольная работа №2

на тему «Параллельность прямых и плоскостей»


20ч.

Перпендикулярность прямых и плоскостей

27,

28

2



Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

Угол между прямыми

29

1



Признак перпендикулярности прямой и плоскости

Свойства равнобедренного треугольника

30

1



Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

Теоремы о перпендикулярности паралл. прямых плоскости

31

1



Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости»


32,

33

2



Решение задач по теме «Перпендикулярность прямой и плоскости».

Самостоятельная работа


34,

35

2



Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах

Перпендикуляр, проекция, наклонная; расстояние от точки до прямой

36

1



Угол между прямой и плоскостью


37

1



Угол между прямой и плоскостью

Расстояние между скрещ. прямыми, паралл. плоскостями

Теорема косинусов

38

1



Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах


39

1



Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах

Основные определения и теоремы темы

40,

41

2



Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».

Самостоятельная работа


42

1



Двугранный угол

Угол на плоскости; угол между прямыми; угол между прямой и плоскостью

43,

44

2



Признак перпендикулярности двух плоскостей

Угол между прямыми; угол между прямой и плоскостью; линейный угол двугранного угла

45

1



Прямоугольный параллелепипед

Свойства параллелепипеда

46

1



Контрольная работа № 3 на тему «перпендикулярность прямых и плоскостей»



10ч



Многогранники


47

1



Понятие многогранника.

Свойства углов равнобедр. треуг.; свойства прямоуг. треуг.; угол между прямой и плоскостью; линейный угол двугран. угла; формула Эйлера

48

1



Призма. Площадь поверхности призмы

Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда

49

1



Площадь поверхности призмы

Определение и элементы призмы, виды призм

50

1



Пирамида


51

1



Правильная пирамида

Формулы площадей правильного треугольника, квадрата, правильного шестиугольника

52

1



Площадь поверхности пирамиды

Площадь поверхности призмы

53

1



Усеченная пирамида

Пирамида, призма, формулы площади поверхности пирамиды и призмы

54

1



Решение задач

Основные определения и теоремы темы «Многогранники»

55

1



Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника

Точки, симметричные относительно данной прямой и точки; центр симметрии фигуры

56

1



Контрольная работа № 4 на тему «Многогранники»




6ч.



Векторы в пространстве


57

1



Понятие вектора. Равенство векторов

Понятие вектора. Длина, направление. вектора.Равенство векторов на плоскости

58

1



Сложение и вычита­ние векторов. Сумма нескольких векторов

Сумма векторов. Разность векторов. Правило треугольника Свойства сложения векторов на плоскости

59

1



Умножение вектора на число

В планиметрии.

Произведение вектора на число. Свойства произведения.

60

1



Компланарные векто­ры. Правило параллеле­пипеда

Определение. Условие компланарности. Правило параллелограмма.

61

1



Разложение вектора по трем некомпла­нарным векторам

Теорема о трех перпендикулярах.

62

1



Контрольная работа

5 по теме: «Векто­ры»

Векторы.

6ч. Заключительное повторение курса геометрии 10 класса

63

1



Аксиомы стереометрии и их следствия

Аксиомы стереометрии и их следствия

64

1



Параллельность прямых и плоскостей

Параллельность прямых и плоскостей

65

1



Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью

Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью

66

1



Итоговая контрольная работа


67

1



Анализ итоговой работы


68

1



Заключительный урок


69-70

2



Резервные часы



8


Просмотр содержимого документа
«геометрия 8кл.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

на МО учителей

естественно -математического цикла

Протокол №

от « ___ »­­_____________2016 г.

Руководитель МО

____________ Смеянова Т.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Пушкинская СШ»


_____________ Завора А.В.

« ____ »____________ 2016 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Пушкинская СШ»

_________Глущенко В.Д.

Приказ № ________

от «___» ________2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ» (базовый уровень)

(наименование учебного предмета/курса)

8

(классы)






Программу составила учитель __Мамбетова Венера Хайдаровна, _I-категории

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя, составившего рабочую учебную программу)



















с. Пушкино, 2016 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года;

- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

- учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год;

- методические рекомендации КРИППО по преподаванию математики на 2016 – 2017 учебный год;

- примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии (7–9 классы), к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2015.)

- учебник. Геометрия 7-9авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В.– М: «Просвещение», 2014.

Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия Л.С.Атанасяна, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения. Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год выделено 70 часов из них 2 часа резерв (2 часа в неделю). Данное количество часов соответствует программе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ.

В соответствии с государственным образовательным стандартом после изучения курса геометрии 7-го класса реализуются следующие требования к уровню подготовки:

 Знать/понимать:

      • Существо понятия математического доказательства; примеры доказательств

      • Как использовать математические формулы, примеры и их применение для решения задач

      • Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики

Уметь:

      • Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира

      • Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение

      • Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи

      • Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них.

      • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними. Применяя дополнительные построения

      • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • Описания реальных ситуаций на языке геометрии;

      • Решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

      • Построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).

В связи с необходимостью провести обобщающее повторение материала 7 класса целесообразным является введение раздела «Повторение» (2 часа) в начале уч. года.

Для оценки учебных достижений обучающихся используется:

 Диагностическая контрольная работа – 1.

Тематические контрольные работы – 5.

Итоговая контрольная работа – 1.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехуголь­ник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Пря­моугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Цель: изучить наиболее важные виды четы­рехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квад­рат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осе­вой или центральной симметрией.

Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.

Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразо­вание плоскости, а как свойства геометрических фигур, в част­ности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как дви­жений плоскости состоится в 9 классе.

2. Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоуголь­ника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пи­фагора.

Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычисле­нии площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, па­раллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из глав­ных теорем геометрии — теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квад­рата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорема об от­ношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство призна­ков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

3. Подобные треугольники (18 часов)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треуголь­ника.

Цель: ввести понятие подобных треугольни­ков; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометриче­ского аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорцио­нальность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

4. Окружность (16 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя заме­чательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треуголь­ник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного че­тырехугольника.

5. Повторение. Решение задач. (4 часа)


Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Контр. работ

1

Повторение за курс 7класса.

2


2

Четырехугольники

14

1

3

Площадь

14

1

4

Подобные треугольники

18

2

5

Окружность

16

1

6

Повторение

4

+1

7

Резерв

2



Итого:

70

5+1

Календарно-тематическое планирование

Геометрия   8  класс

Всего: 70 часов из них 2ч. резерв. 2 часа в неделю.

Учебник: Атанасян Л.С..  Геометрия. Учебник для 7-9 классов.  М., «Просвещение», 2014г.

урока

Содержание учебного материала

Кол.

час.

Дата

Повторение

По плану

По факту


Повторение

2




1

Сумма углов треугольника. Виды треугольника. Признаки равенства треугольников. Признаки и свойства параллельности прямых

1






2

Входной контроль.

1





  1. Четырехугольники

14




3-4

Многоугольник, выпуклый многоугольник, пп.1-2

2



Геометрические фигуры и их свойства

5

Четырехугольник, п. 42

1



Периметр

6

Параллелограмм, свойства параллелограмма п. 43

1



Параллельность прямых

7

Параллелограмм, свойства параллелограмма п. 43

1



8

Признаки параллелограмма, п. 44

1



Признаки равенства треугольников

9

Трапеция, п. 45

1



Виды треугольников, их свойства

10

Трапеция, п. 45

1



11

Прямоугольник, п. 46

1



Периметр, площадь

12

Ромб и квадрат, п. 47

1



Равнобедренный треугольник

13

Ромб и квадрат, п. 47

1



14

Осевая и центральная симметрии, п. 48

1



Измерение отрезков

15

Решение задач

1



П. 42-48

16

Контрольная работа №1

1





II. Площадь

14




17

Понятие площади многоугольника, п. 49

1



Свойства четырехугольников

18

Площадь квадрата и прямоугольника, пп.50-51

1



Прямоугольные треугольники

19

Площадь параллелограмма, п. 52

1



Свойства параллелограмма

20

Площадь треугольника, п. 53

1



Виды треугольников и их свойства

21

Площадь треугольника, п. 53

1



22

Площадь трапеции, п. 54

1



Трапеция

23

Площадь трапеции, п. 54

1



24-25

Теорема Пифагора, п. 55

2



Прямоугольный треугольник

26

Теорема, обратная теореме Пифагора, п. 56.

1



27

Формула Герона, п. 57 (повыш. сложности)

1



Свойства четырехугольников

28

Решение задач

1



29

Урок обобщения и систематизации знаний

1



П.49-56

30

Контрольная работа №2

1





III. Подобные треугольники

18




31

Определение подобных треугольников, п. 59

1



Равные треугольники

32

Отношение площадей подобных треугольников, п. 60

1



Признаки равенства треугольников

33

Первый признак подобия треугольников, п. 61

1



34

Первый признак подобия треугольников, п. 61

1



35

Второй признак подобия треугольников, п. 62. Третий признак подобия треугольников, п. 63

1



Параллельность прямых

36-37

Средняя линия треугольника, п. 64

2



38

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п. 65

1



Теорема Пифагора

39

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п. 65

1



Площади фигур

40

Контрольная работа №3

1



41

Практические приложения подобия треугольников, п. 66

1



42

О подобии произвольных фигур, п. 67

1



Признаки подобия треугольников

43-44

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п. 68

2



Прямоугольный треугольник

45

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600, п. 69

1



Свойства четырехугольников. Формулы площадей

46

Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600, п. 69

1



47

Урок обобщения и систематизации знаний

1



П.59-69

48

Контрольная работа №4

1





IV. Окружность

16




49-51

Взаимное расположение прямой и окружности, п. 70. Касательная к окружности, п. 71

3



Площадь треугольника.

52

Центральный угол. Вписанный угол

1



Площадь трапеции.

53

Центральный и вписанный углы

1



Теорема Пифагора.

54

Решение задач

1




55-57

Свойства биссектрисы угла, п. 74. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку, п.75. Теорема о пересечении высот треугольника, п. 76

3



Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

58-59

Вписанная окружность, п. 77

2




60-61

Описанная окружность, п. 78

2




62-63

Решение задач

2



П.71-78

64

Контрольная работа №5

1





VI. Повторение

4




65

Четырехугольники. Площади фигур

1




66

Теорема Пифагора

1




67

Итоговая контрольная работа

1




68

Итоги года

1




69-70

Резерв урока

2










Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ


РАССМОТРЕНО

на МО учителей

естественно - математического цикла

Протокол №

от « ___ »­­_____________2016 г.

Руководитель МО

____________ Смеянова Т.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Пушкинская СШ»


_____________ Завора А.В.

« ____ »____________ 2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Пушкинская СШ»

___________Глущенко В.Д.

Приказ № ________

от «___» __________2016 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ» (базовый уровень)

(наименование учебного предмета/курса)

11

(классы)








Программу составила учитель __Мамбетова Венера Хайдаровна, _I-категории

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя, составившего рабочую учебную программу)













с. Пушкино, 2016г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе примерной программы среднего общего образования и авторской программы Л. С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева и др. / Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Москва. Просвещение.2014/, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Нормативная база рабочей программы составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» (ст.7, ст.32)

  • Приказа Минобразования России от 09.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказа Минобрнауки России от 20.08.2008г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных плановдля образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373 ««Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • Приказа Минобрнауки России от 30.08.2010г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Приказа Минобрнауки России от 24.12.2010г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 2011-2012 учебный год»

  • Учебного плана МБОУ «Пушкинская средняя школа» на 2016-2017 учебный год.

Методические пособия учителя:

  • Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова. Москва. «Просвещение». 2014 год.

  • Изучение геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. С.М. Саакян, В.Ф.Бутузов. Москва. «Просвещение»,2014 год.

  • А.П. Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса. Москва, «ИЛЕКСА»,2014 год.

  • Обучающие и проверочные задания. Геометрия 11 класс (к учебнику Атанасяна Л.С.) Алешина Т.Н., Москва, «Интеллект – центр», 2012.

В данной рабочей программе на изучение геометрии в 11 классе отводится 68 ч. из них 2ч. резерва (2 часа в неделю), в том числе контрольных работ – 5.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения геометрии 11класса на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1. Координаты точки и координаты векторов в пространстве. Движения (15 ч).

Прямоугольная система координат в пространстве. Расстояние между точками в пространстве. Векторы в пространстве. Длина вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.

Цель: введение понятие прямоугольной системы координат в пространстве; знакомство с координатно-векторным методом решения задач.

Цели: сформировать у учащихся умения применять координатный и векторный методы к решению задач на нахождение длин отрезков и углов между прямыми и векторами в пространстве. В ходе изучения темы целесообразно использовать анало­гию между рассматриваемыми понятиями на плоскости и в пространстве. Это поможет учащимся более глубоко и осоз­нанно усвоить изучаемый материал, уяснить содержание и место векторного и координатного методов в курсе геомет­рии

О с н о в н а я ц е л ь – обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах и векторах, познакомить с полярными и сферическими координатами.

Изучение координат и векторов в пространстве, с одной стороны, во многом повторяет изучение соответствующих тем планиметрии, а с другой стороны, дает алгебраический метод решения стереометрических задач.

2.Цилиндр, конус, шар (16 ч)

Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения.

Цель: выработка у учащихся систематических сведений об основных видах тел вращения.

Цели: дать учащимся систематические сведения об основных видах тел вращения. Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) завершает изучение системы основных пространственных геометриче­ских тел. В ходе знакомства с теоретическим материалом темы зна­чительно развиваются пространственные представления уча­щихся: круглые тела рассматривать на примере конкретных геометрических тел, изучать взаимное расположение круг­лых тел и плоскостей (касательные и секущие плоскости), ознакомить с понятиями описанных и вписанных призм и пирамид. Решать большое количество задач, что позволяет про­должить работу по формированию логических и графических умений.

О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры.

В данной теме обобщаются сведения из планиметрии об окружности и круге, о взаимном расположении прямой и окружности, о вписанных и описанных окружностях. Здесь учащиеся знакомятся с основными фигурами вращения, выясняют их свойства, учатся их изображать и решать задачи на фигуры вращения. Формированию более глубоких представлений учащихся могут служить задачи на комбинации многогранников и фигур вращения.

3. Объем и площадь поверхности (17 ч).

Понятие объема и его свойства. Объем цилиндра, прямоугольного параллелепипеда и призмы. Принцип Кавальери. Объем пирамиды. Объем конуса и усеченного конуса. Объем шара и его частей. Площадь поверхности многогранника, цилиндра, конуса, усеченного конуса. Площадь поверхности шара и его частей.

Цель: систематизация изучения многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

Цели: продолжить систематическое изу­чение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.

Понятие объема вводить по анало­гии с понятием площади плоской фигуры и формулировать основные свойства объемов.

Существование и единственность объема тела в школьном курсе математики приходится принимать без доказательства,

так как вопрос об объемах принадлежит, по существу, к труд­ным разделам высшей математики. Поэтому нужные результа­ты устанавливать, руководствуясь больше наглядными со­ображениями. Учебный материал главы в основном должен усвоиться в процессе решения задач.

О с н о в н а я ц е л ь – сформировать представления учащихся о понятиях объема и площади поверхности, вывести формулы объемов и площадей поверхностей основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов и площадей поверхностей.

Изучение объемов обобщает и систематизирует материал планиметрии о площадях плоских фигур. При выводе формул объемов используется принцип Кавальери. Это позволяет чисто геометрическими методами, без использования интеграла или предельного перехода, найти объемы основных пространственных фигур, включая объем шара и его частей.

Практическая направленность этой темы определяется большим количеством разнообразных задач на вычисление объемов и площадей поверхностей.

Повторение (20 ч)

Цель: повторение и систематизация материала 11 класса.

Цели: повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: метод координат в пространстве; многогранники; тела вращения; объёмы многогранников и тел вращения


Тематическое планирование


п/п

Название темы

Количество часов

всего

контрольных работ

1

Метод координат

15

1

2

Цилиндр, конус, шар

16

1

3

Объемы тел

17

2

4

Повторение

20

1


Итого:

68

5