МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПУШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на МО учителей естественно -математического цикла Протокол № от « ___ »_____________2016 г. Руководитель МО ____________ Смеянова Т.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Пушкинская СШ» _____________ Завора А.В. « ____ »____________ 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Пушкинская СШ» _________Глущенко В.Д. Приказ № ________ от «___» ________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ» (базовый уровень)
(наименование учебного предмета/курса) 8 |
(классы) |
Программу составила учитель __Мамбетова Венера Хайдаровна, _I-категории
(Ф.И.О., квалификационная категория учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Пушкино, 2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год;
- методические рекомендации КРИППО по преподаванию математики на 2016 – 2017 учебный год;
- примерной программы общеобразовательных учреждений по геометрии (7–9 классы), к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2015.)
- учебник. Геометрия 7-9авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В.– М: «Просвещение», 2014.
Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия Л.С.Атанасяна, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения. Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год выделено 70 часов из них 2 часа резерв (2 часа в неделю). Данное количество часов соответствует программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ В 8 КЛАССЕ.
В соответствии с государственным образовательным стандартом после изучения курса геометрии 7-го класса реализуются следующие требования к уровню подготовки:
Знать/понимать:
Существо понятия математического доказательства; примеры доказательств
Как использовать математические формулы, примеры и их применение для решения задач
Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики
Уметь:
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение
Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи
Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, площади основных геометрических фигур и фигур, составленных из них.
Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними. Применяя дополнительные построения
Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
Решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
Построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В связи с необходимостью провести обобщающее повторение материала 7 класса целесообразным является введение раздела «Повторение» (2 часа) в начале уч. года.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
Диагностическая контрольная работа – 1.
Тематические контрольные работы – 5.
Итоговая контрольная работа – 1.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников — параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
2. Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5—6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии — теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
3. Подобные треугольники (18 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
4. Окружность (16 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
5. Повторение. Решение задач. (4 часа)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Контр. работ |
1 | Повторение за курс 7класса. | 2 | |
2 | Четырехугольники | 14 | 1 |
3 | Площадь | 14 | 1 |
4 | Подобные треугольники | 18 | 2 |
5 | Окружность | 16 | 1 |
6 | Повторение | 4 | +1 |
7 | Резерв | 2 | |
| Итого: | 70 | 5+1 |
Календарно-тематическое планирование
Геометрия 8 класс
Всего: 70 часов из них 2ч. резерв. 2 часа в неделю.
Учебник: Атанасян Л.С.. Геометрия. Учебник для 7-9 классов. М., «Просвещение», 2014г.
№ урока | Содержание учебного материала | Кол. час. | Дата | Повторение |
По плану | По факту |
| Повторение | 2 | | | |
1 | Сумма углов треугольника. Виды треугольника. Признаки равенства треугольников. Признаки и свойства параллельности прямых | 1 | | | |
2 | Входной контроль. | 1 | | | |
| Четырехугольники | 14 | | | |
3-4 | Многоугольник, выпуклый многоугольник, пп.1-2 | 2 | | | Геометрические фигуры и их свойства |
5 | Четырехугольник, п. 42 | 1 | | | Периметр |
6 | Параллелограмм, свойства параллелограмма п. 43 | 1 | | | Параллельность прямых |
7 | Параллелограмм, свойства параллелограмма п. 43 | 1 | | |
8 | Признаки параллелограмма, п. 44 | 1 | | | Признаки равенства треугольников |
9 | Трапеция, п. 45 | 1 | | | Виды треугольников, их свойства |
10 | Трапеция, п. 45 | 1 | | |
11 | Прямоугольник, п. 46 | 1 | | | Периметр, площадь |
12 | Ромб и квадрат, п. 47 | 1 | | | Равнобедренный треугольник |
13 | Ромб и квадрат, п. 47 | 1 | | |
14 | Осевая и центральная симметрии, п. 48 | 1 | | | Измерение отрезков |
15 | Решение задач | 1 | | | П. 42-48 |
16 | Контрольная работа №1 | 1 | | | |
| II. Площадь | 14 | | | |
17 | Понятие площади многоугольника, п. 49 | 1 | | | Свойства четырехугольников |
18 | Площадь квадрата и прямоугольника, пп.50-51 | 1 | | | Прямоугольные треугольники |
19 | Площадь параллелограмма, п. 52 | 1 | | | Свойства параллелограмма |
20 | Площадь треугольника, п. 53 | 1 | | | Виды треугольников и их свойства |
21 | Площадь треугольника, п. 53 | 1 | | |
22 | Площадь трапеции, п. 54 | 1 | | | Трапеция |
23 | Площадь трапеции, п. 54 | 1 | | |
24-25 | Теорема Пифагора, п. 55 | 2 | | | Прямоугольный треугольник |
26 | Теорема, обратная теореме Пифагора, п. 56. | 1 | | |
27 | Формула Герона, п. 57 (повыш. сложности) | 1 | | | Свойства четырехугольников |
28 | Решение задач | 1 | | |
29 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | П.49-56 |
30 | Контрольная работа №2 | 1 | | | |
| III. Подобные треугольники | 18 | | | |
31 | Определение подобных треугольников, п. 59 | 1 | | | Равные треугольники |
32 | Отношение площадей подобных треугольников, п. 60 | 1 | | | Признаки равенства треугольников |
33 | Первый признак подобия треугольников, п. 61 | 1 | | |
34 | Первый признак подобия треугольников, п. 61 | 1 | | |
35 | Второй признак подобия треугольников, п. 62. Третий признак подобия треугольников, п. 63 | 1 | | | Параллельность прямых |
36-37 | Средняя линия треугольника, п. 64 | 2 | | |
38 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п. 65 | 1 | | | Теорема Пифагора |
39 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, п. 65 | 1 | | | Площади фигур |
40 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
41 | Практические приложения подобия треугольников, п. 66 | 1 | | |
42 | О подобии произвольных фигур, п. 67 | 1 | | | Признаки подобия треугольников |
43-44 | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника, п. 68 | 2 | | | Прямоугольный треугольник |
45 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600, п. 69 | 1 | | | Свойства четырехугольников. Формулы площадей |
46 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600, п. 69 | 1 | | |
47 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | | | П.59-69 |
48 | Контрольная работа №4 | 1 | | | |
| IV. Окружность | 16 | | | |
49-51 | Взаимное расположение прямой и окружности, п. 70. Касательная к окружности, п. 71 | 3 | | | Площадь треугольника. |
52 | Центральный угол. Вписанный угол | 1 | | | Площадь трапеции. |
53 | Центральный и вписанный углы | 1 | | | Теорема Пифагора. |
54 | Решение задач | 1 | | | |
55-57 | Свойства биссектрисы угла, п. 74. Свойства серединного перпендикуляра к отрезку, п.75. Теорема о пересечении высот треугольника, п. 76 | 3 | | | Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. |
58-59 | Вписанная окружность, п. 77 | 2 | | | |
60-61 | Описанная окружность, п. 78 | 2 | | | |
62-63 | Решение задач | 2 | | | П.71-78 |
64 | Контрольная работа №5 | 1 | | | |
| VI. Повторение | 4 | | | |
65 | Четырехугольники. Площади фигур | 1 | | | |
66 | Теорема Пифагора | 1 | | | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | |
68 | Итоги года | 1 | | | |
69-70 | Резерв урока | 2 | | | |