Муниципальное казенное учреждение
«Комитет по образованию Администрации города г. Улан-Удэ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51» г. Улан-Удэ
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул. Гагарина, 12
тел. 8(3012)44-04-41(факс), 44-06-52.
Сайт школы: school51uu.ru E-mail: [email protected]
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МО учителей Заместитель директора по Директор МБОУ
гуманитарного цикла УВР МБОУ «СОШ № 51» «СОШ № 51»
«__»__________20___г. _________/Листопад С.В./ _________/Вежевич А.Е./
Руководитель МО «__»__________20___г. «__»__________20___г.
_________/Лугавцова О.В.
Рабочая учебная программа
История
9 класс
68 часов / 2 часа в неделю /
2017 – 2018 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания Николаева В.Ц.
г.УЛАН-УДЭ
2017 г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по курсу истории для 9 класса построена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования базового уровня по истории (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089), на основе Примерной программы общеобразовательных учреждений по истории 5–11 классы МО РФ, авторских программ история России, А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XX I в.А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стреловой, – М., “Просвещение”, 2008, материалов итоговой аттестации за курс основной школы, олимпиад, программ для поступающих в ВУЗы. Рабочая программа разработана в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение истории в 9 классе по учебному плану МБОУ СОШ №51 на 2017-2018 учебный год ( 68 часов в год, 2 часа в неделю).
Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.
Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:
усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Пользуясь авторскими программами, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных им, определяя последовательность изучения этого материала. Прохождение программного материала предполагается в логике учебников История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011, Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011, при этом содержание стандарта изучается в полном объеме.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса базового уровня.
Условные обозначения:
ВИ – всеобщая история ИР – история России
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ (не менее 24 ч.)
Понятие «Новейшая и современная история».
Мир в 1920-1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные
последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения:
Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый
курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм.
А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в
обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди.
Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика
Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-
политический кризис в Европе в 1939 г.
Вторая мировая война
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война».
Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на
СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. 7
Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение
Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии.
Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская
система. Создание ООН.
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис.
Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка
и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая
революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые».
Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис
индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление
информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития.
Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в
Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор
освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Мир на рубеже ХХ-XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного
порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство.
Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование
современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в
современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая
культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
НОВЕЙШАЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИИ РОССИИ (не менее 36 ч.)
Россия в годы революции и гражданской войны
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии.
Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение
армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской
государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты.
Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от
государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной
диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства. 11
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание
Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н.
Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей.
Итоги гражданской войны.
СССР в 1920-е гг.
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в
Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления
экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР.
Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях
построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с
Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений.
Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
СССР в 1930-е гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны.
Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели,
методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть
партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги
экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция1936г.
СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания
системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о
ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы
образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе
и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны.
Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной»
войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской
дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад
Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против
Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.
Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке.
Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы
войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте,
Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ.
Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального
периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические
кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
СССР в 1953-1964 гг.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на
десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х –
1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы
КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация
системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.
Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны,
освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная
космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные
журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение
Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие
топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического
прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение
демографической ситуации.
Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма».
Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.
Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И.
Солженицын.
Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений.
Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское общество в 1985-1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования
экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и
продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных
депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и
общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение
межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана.
Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н.
Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г.
Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации.
Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения.
Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую
жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI
веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное
пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры
Информация о внесенных изменениях в программу
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени основного общего образования на базовом уровне, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Согласно Региональному базисному учебному плану и примерным учебным планам образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы основного общего образования в 9 классах на изучение истории отводится 68 часов по 2 часа в неделю. Авторские программы «История России», А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и «Новейшая история зарубежных стран, XX – начало XX I в.» А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стреловой рассчитаны на 102 часа в неделю из расчета по 3 часа в неделю. В связи с этим произведена коррекция программы в части количества часов, отводимых на изучение разделов в соотношении 3:2.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел. Тема | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
I | ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | 34 | 21 |
1 | Введение. | 1 | 1(совмещенный) |
2 | Новейшая история. Первая половина ХХв. | 18 | 12 |
3 | Новейшая история. Вторая половина ХХ-начало ХХI в. | 16 | 9 |
II | ИСТОРИЯ РОССИИ | 64 | 47 |
| Введение. | 1 | 1(совмещенный) |
| Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. | 10 | 9 |
| Великая Российская революция. 1917-1921 гг. | 9 | 6 |
| СССР на путях строительства нового общества. | 12 | 8 |
| Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. | 8 | 7 |
| СССР в 1945-1964 гг. | 8 | 6 |
| СССР в 1964-1991 гг. | 9 | 5 |
| Россия в конце ХХ – начале ХХ I в. | 7 | 5 |
Итого | | 102 | 68 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема Кол-во часов | Тип урока | Учебно-методическое обеспечение урока | Виды, формы, методы контроля |
план | факт |
1,1,1 | | | Введение. (2/1) | Вводный | карта «Мир в начале XX века» | |
2,1 | | | Новейшая история. Первая половина ХХв. (18/ 12) Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв. (10/9) Индустриальное общество и политическое развитие в начале ХХ в. | Комб-й | Схема «политические партии в конце XIX- начале XX века | Инд. опрос |
3,1 | | | Государство и российское общество в конце ХIХ - начале ХХ в. Входной контроль. | Комб-й | карта «Россия в конце 19в.» | тест |
4,2 | | | Экономическое и общественно-политическое развитие России в конце ХIХ-начале ХХ в. | Комб-й | карта «Россия в конце 19в.» | беседа |
5,3 | | | Внешняя политика. Русско-японская война 1904-1905 гг. | Комб-й | карта «Русско-японская война », презентация | тест |
6,4 | | | Первая российская революция. Реформы политической системы. | Комб-й | карта «Революция 1905-1907гг.» | дискуссия |
7,5 | | | Экономические реформы. | лекция | презентация | Фронт. опрос |
8,6 | | | Политическая жизнь в 1907-1914 гг. | Комб-й | презентация | Фронт. опрос |
9,7 | | | Духовная жизнь Серебряного века. | Комб-й | презентация | Фронт. опрос |
10,8 | | | «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. | лекция | презентация | Инд. опрос |
11,2 | | | Первая мировая война. 1914-1918 гг. | Комб-й | карта «Первая мировая война» | тест |
12,3 | | | Россия в Первой мировой войне. | лекция | карта «Россия в Первой мировой войне» | тесты |
13,9 | | | Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны» | тесты |
14,4 | | | Великая Российская революция. 1917-1921 гг. (9/6) Свержение монархии. | Комб-й | Карты, тесты | Инд. опрос |
15,1 | | | Россия весной – летом 1917 г. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны | дискуссия |
16,2 | | | Октябрьская революция. Формирование советской государственности | лекция | карта «Октябрьская революция 1917 г.», иллюстрации | Фронт. опрос |
17,3 | | | Гражданская война в России. | Комб-й | «Гражданская война и интервенция в России» карта | Фронт. опрос |
18,4 | | | Экономическая политика красных и белых. | Комб-й | | Фронт. опрос |
19,5 | | | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. | Комб-й | | Инд. опрос |
20,6 | | | Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. | Комб-й | | Фронт. опрос |
21,5 | | | СССР на путях строительства нового общества. (12/8) Переход к нэпу. | Комб-й | Схема «НЭП и военный коммунизм» | дискуссия |
22,1 | | | Образование СССР. | Комб-й | карта «Образование СССР» | Инд. опрос |
23,2 | | | Политическое развитие и духовная жизнь в 1920-е гг. | Комб-й | презентация | Фронт. опрос |
25,4 | | | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны» | тест |
26,6 | | | США, Великобритания и Франция в 30-е гг. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны» | тест |
27,7 | | | Тоталитарные режимы в 30-е гг. (Италия. Германия. Испания.) | Комб-й | Схема, документы | Инд. опрос |
28,8 | | | Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства. | Комб-й | презентация | беседа |
29,5 | | | Политическая система СССР и духовная жизнь в 1930-е гг. | лекция | Карта, документы | Инд. опрос |
30,6 | | | Восток и Латинская Америка в первой половине ХХ в. | лекция | | тест |
31,9 | | | Культура и искусство первой половины ХХ в. | Комб-й | | Презен тации |
32,1 | | | Международные отношения в 1930 гг. | Комб-й | карта «Европа после 1-й мировой войны» | Фронт. опрос |
33, 11 | | | Внешняя политика СССР в 1930-е гг. | Комб-й | | тест |
34,7 | | | Повторение и контроль. | Урок проверки знаний | | Инд. опрос |
35,8 | | | Вторая Мировая война. 1939-1945 гг. | семинар | карта «Вторая мировая война» | Ответ по карте |
36, 12 | | | Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. (8/7) СССР накануне Великой Отечественной войны. | Урок проверки знаний | | Инд. опрос |
37,1 | | | Начало Великой Отечественной войны. | | карта «Великая Отечественная война» | Инд. опрос |
38,2 | | | Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. | лекция | | Инд. опрос |
39,3 | | | Немецкое наступление 1942г. и предпосылки коренного перелома в войне. | Комб-й | | Ответ по карте |
40,4 | | | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. | Комб-й | карта «Вторая мировая война» | Инд. опрос |
41,5 | | | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. | Комб-й | презентация | Инд.. опрос |
42,6 | | | Повторение и контроль. | Урок проверки знаний | презентация | беседа |
43,7 | | | Новейшая история. Вторая половина ХХ-начало ХХI в. (16/9) СССР в 1945-1964 гг. (8/6) Восстановление экономики СССР. | Комб-й | презентация | дискуссия |
44,1 | | | Политическое развитие, идеология и культура СССР в послевоенный период. | Комб-й | карта мира | Инд. опрос |
45,2 | | | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». | Комб-й | | тесты |
46,1 | | | Внешняя политика СССР. | Комб-й | | Фронт. опрос |
47,3 | | | Изменения политической системы. «Оттепель» в духовной жизни. | Комб-й | карта «Восстановление народного хозяйства» | Фронт. опрос |
48,4 | | | Экономика СССР в 1953-1964 гг. | Комб-й | документы | тест |
49,5 | | | Политика мирного сосуществования. | Комб-й | политическая карта | Инд. опрос |
50,6 | | | Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970 гг. | Комб-й | презентация | беседа |
51,2 | | | Политическое развитие, гражданское общество и социальные движения на примерах отдельных стран. | Комб-й | Таблица «Страны западной Европы» | дискуссия |
52,3 | | | СССР в 1964-1991 гг. (9/5) Политическое и экономическое развитие СССР в 1964- 1982 гг. | Комб-й | тесты | Инд. опрос |
53,1 | | | Общественная жизнь, политика разрядки. | Урок проверки знаний | карта мира | Фронт. опрос |
54,2 | | | Кризисы 1970-1980-х гг. | Раздел 7.Мир во второй половине 20 в.(6ч.) | карта мира | Инд. опрос |
55,4 | | | Преобразования и революции в странах Восточной Европы. | Изучение нового материала | Таблица «Революция в странах Восточной Европы» | тест |
56,5 | | | Латинская Америка, Азия и Африка 1970-2000 гг. | Комб-й | хрестоматия, таблица «Политический режим» | Фронт. опрос |
57,6 | | | Международные отношения. | Комб-й | презентация | Фронт. опрос |
58,7 | | | Реформа политической системы СССР. Политика гласности. | Комб-й | | Инд. опрос |
59,3 | | | Экономические реформы 1985-1991 гг. | Комб-й | копии документов, схема | Фронт. опрос |
60,4 | | | Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. | Комб-й | политическая карта мира, схема «Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг» | Инд. опрос |
61,5 | | | Россия в конце ХХ – начале ХХ I в. (7/5) Российская экономика на пути к рынку. | Комб-й | | Фронт. опрос |
62,1 | | | Политическая и духовная жизнь России в 1992- 1999 гг. | Комб-й | Раздаточный материал | тест |
63,2 | | | Культура второй половины ХХ – начала ХХIв. | Комб-й | | Презен тации |
64,8 | | | Глобализация в конце ХХ – начале ХХIв. | Комб-й | таблица | Фронт. опрос |
65,9 | | | Строительство обновленной федерации. Геополитическое положение и внешняя политика России. | Комб-й | таблица | Инд. опрос |
66,3 | | | Россия в начале ХХI века. | Комб-й | | Фронт. опрос |
67,4 | | | Повторение и контроль. | Урок проверки знаний | | |
68,5 | | | Итоговый урок | | | |
Список литературы
Для учителя
Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр.-М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. – М., 1999.
Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практ. пособие для учителей. – М., 1999.
Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
Всеобщая история Новое время. Виртуальные уроки. "Кордис и Медиа", 2004
Вяземский, Е. Е., Стрелова, О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практ. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Головатенко А.История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. Изд.2 испр.и доп. М.: Школа-Пресс, 1994
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Данилов А.А., Косулина Л.Г.. Рабочая тетрадь по истории России XX – начало XXI века. Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. В двух выпусках. – М.: Просвещение, 2007.
Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. – М.: Дрофа, 1999.
Залесский К.А. Кто был кто во Второй мировой войне: Союзники СССР/ К.А. Залеский. – М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “издательство Астрель”: ОАО “ВЗОИ”, 2004
Единый государственный экзамен 2013. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ– М.: Интеллект-Центр,. 2012.
История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2012 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.
История России. 9–11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. – Волгоград: Учитель, 2007.
История Современной России 1985–1994гг. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Терра, 1995.
Исторические силуэты /Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991
История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
Кадневский В.М. Тесты по истории России XX века: 9–11 классы. – 2-е изд. – М,:Айрис-пресс, 2004.
Короткова, М. В. Наглядность на уроке истории. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Короткова, М. В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Новиков С.Н., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Цивилизация, факты, события, современные концепции. – М.: “Слово”, 1999 г.
Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
Преподавание истории и обществознания в школе. Научно-методический журнал 2002–2010
Последние дни Романовых. Документы, материалы следствия, дневники, версии. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.
Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М.: Политиздат, 1991.
Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО “Издательство “Росмэн-пресс””, 2002.
Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011.
Студеникин, М Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8–11 классы. – М.: Айрис –пресс, 2005.
Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .– 6-еизд.,стереотип. –М.:Дрофа, 2002.
Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
Энциклопедия для детей: (Всемирная история).– 3-е изд. – М.: Аванта +, 2004. 35. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: Сфера, 1996.
Для учащихся
Алексашкина Л.Н. Мир в XX веке: Дополнительные материалы и практикум к учебникам новейшей истории: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений: 9-11 классы. – М.: Дрофа,1997.
Алиева С.К. Всеобщая история в таблицах и схемах. – М.: “Лист”, 1998 г.
Верт Н. История советского государства. 1900-1991: пер. с фр. – М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992.
Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: “Слово”, 1999 г.
Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС образование, 2006.
Головатенко А.История России: спорные проблемы: Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. Изд.2 испр.и доп. М.: Школа-Пресс, 1994.
Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений /– 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Данилов А.А. Справочник школьника: История России. XX век. – М.: Дрофа, 1999.
Единый государственный экзамен 2013. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ – М.: Интеллект-Центр,. 2012.
История России. 9–11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. – Волгоград: Учитель, 2007.
История России. Контрольные измерительные материалы единого государственного экзамена в 2012г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2011.
История Современной России 1985–1994гг. Экспериментальное учебное пособие. – М.: Терра, 1995.
Исторические силуэты /Отв. Ред. С.В. Тютюкин. – М.: Наука, 1991.
История: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Л.Н. Алексашкина, С.Г. Антоненко, С.Н. Бурин и др. – М.: Дрофа, 2007.
Кадневский В.М. Тесты по истории России XX века :9-11 классы. – 2-е изд.-М,:Айрис-пресс, 2004.
Новиков С.Н., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история. Цивилизация, факты, события, современные концепции. – М.: “Слово”, 1999 г.
Панкова М.А., Романенко И.Ю., Вагман И.Я., Кузьменко О.А. 100 знаменитых загадок истории/ Худож.-офрмитель Л.Д. Крикач-Осипова. – Харьков: Фолио, 2004.
Словарь исторических терминов, имен и историко-географических названий. – Составитель А.П. Торопцева. – М.: ООО “Издательство “Росмэн-пресс””, 2002.
Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – 9-е изд. – М.: Просвещении, 2011.
Уткин Н.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11 классы. – М.: Айрис–пресс, 2005.
Хачатурян. В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца 20 века .9 кл.: Пособие для общеобразоват. Учеб. Заведений Под. ред. В.И. Уколовой .-6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа,2002.
Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х./ Сост. С.И. Матруненков; Под ред. Ю.И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988.
Шаповалов В.В., Митрофанов К.Г. Как быстро и надолго запомнить материал по истории. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2001.
Энциклопедия для детей: (Всемирная история).– 3-е изд. – М.: Аванта +, 2004. 25. Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: Сфера, 1996.