Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кузнецовская средняя общеобразовательная школа»
Семикаракорского района Ростовской области
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директора МБОУ Кузнецовская СОШ
______________ Е.В.Жировова
Приказ от 29.08.2017 № 162
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории древнего мира 5 класс
базовый уровень основного общего образования
количество часов 66
учитель Макарова Оксана Фёдоровна
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного общего образования по истории, Примерной программы по истории. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История древнего мира. М.: «Просвещение» 2015
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка:
Программа разработана на основе:
Федерального компонента государственного общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории «Всеобщая история» Вигасина. Сб. рабочих программ: программы общеобразовательных учреждений. 2014
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 - http://standart.edu.ru/
Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
Примерное тематическое планирование. История. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
УМК.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История древнего мира. М.: «Просвещение» 2015
Место предмета в учебном плане
Базисный учебный план (БУП) для, образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 196 ч на изучение всеобщей истории, из них - для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе — 70 ч.
По программе запланировано 66 часов. т.к. уроки 23.02., 08.03., 01,05. выпадают на выходные дни (праздники), 29.12. – начинаются новогодние каникулы.
Содержание программы
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Планируемые результаты.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Календарно – тематический план:
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
1. | 01.09. | Введение | 1 |
| | Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 6 |
Первобытные собиратели и охотники | 3 |
2 | 05.09. | Древнейшие люди. | 1 |
3 | 08.09. | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 |
4 | 12.09 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 |
Первобытные земледельцы и скотоводы | 2 |
5 | 15.09. | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 |
6 | 19.09. | Появление неравенства и знати. | 1 |
7 | 22.09. | Повторение по темам «Жизнь первобытных людей». | 1 |
Счет лет в истории | 1 |
8 | 26.09. | Измерение времени по годам. | 1 |
| | Раздел 2. Древний Восток | 18 |
Древний Египет | 7 |
9 | 29.09. | Государство на берегах Нила. | 1 |
10 | 03.10. | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 |
11 | 06.10. | Жизнь египетского вельможи. | 1 |
12 | 10.10. | Военные походы фараонов. | 1 |
13 | 13.10. | Религия древних египтян. | 1 |
14 | 17.10. | Искусство древних египтян. | 1 |
15 | 20.10. | Письменность и знания древних египтян. | 1 |
16 | 24.10. | Повторение по теме «Древний Египет». | 1 |
Западная Азия в древности | 7 |
17 | 27.10. | Древнее Двуречье. | 1 |
18 | 07.11. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 |
19 | 10.11. | Финикийские мореплаватели. | 1 |
20 | 14.11. | Библейские сказания. | 1 |
21 | 17.11. | Древнееврейское царство | 1 |
22 | 21.11. | Ассирийская держава. | 1 |
23 | 24.11. | Персидская держава «царя царей». | 1 |
Индия и Китай в древности | 4 |
24 | 28.11. | Природа и люди Древней Индии. | 1 |
25 | 01.12. | Индийские касты. | 1 |
26 | 05.12. | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 |
27 | 08.12. | Первый властелин единого Китая. | 1 |
28 | 12.12. | Повторение по темам «Древний Восток» | 1 |
| | Раздел 3. Древняя Греция | 20 |
Древнейшая Греция | 5 |
29 | 15.12. | Греки и критяне. | 1 |
30 | 19.12. | Микены и Троя. | 1 |
31 | 22.12. | Поэма Гомера «Илиада». | 1 |
32 | 26.12. | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 |
33 | 09.01. | Религия древних греков. | 1 |
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 |
34 | 12.01. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 |
35 | 16.01. | Зарождение демократии в Афинах. | 1 |
36 | 19.01. | Древняя Спарта. | 1 |
37 | 23.01. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | 1 |
38 | 26.01. | Олимпийские игры в древности. | 1 |
39 | 30.01. | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 |
40 | 02.02. | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 |
Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии | 5 |
41 | 06.02. | В гаванях афинского порта Пирей. | |
42 | 09.02. | В городе богини Афины. | |
43 | 13.02. | В афинских школах и гимнасиях. | 1 |
44 | 16.02. | В театре Диониса. | 1 |
45 | 20.02. | Афинская демократия при Перикле. | 1 |
Македонские завоевания в 4 веке до н.э. | 3 |
46 | 27.02. | Города Эллады подчиняются Македонии. | |
47 | 02.03. | Поход Александра Македонского на Восток. | |
48 | 06.03. | В Александрии Египетской. | |
49 | 09.03. | Повторение по темам «Древняя Греция». | 1 |
| | Раздел 4. Древний Рим | 17 |
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 |
50 | 13.03. | Древнейший Рим. | |
51 | 16.03. | Завоевание Римом Италии. | 1 |
52 | 20.03. | Устройство Римской республики. | 1 |
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 |
53 | 23.03. | Вторая война Рима с Карфагеном. | |
54 | 03.04. | Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. | 1 |
55 | 06.04. | Рабство в Древнем Риме. | 1 |
Гражданские войны в Риме | 4 |
56 | 10.04. | Земельный закон братьев Гракхов. | |
57 | 13.04. | Восстание Спартака. | 1 |
58 | 17.04. | Единовластие Цезаря. | 1 |
59 | 20.04. | Установление империи. | 1 |
Римская империя в первые века нашей эры | 5 |
60 | 24.04. | Соседи Римской империи. | |
61 | 27.04. | Рим при императоре Нероне. | 1 |
62 | 04.05. | Первые христиане и их учение. | 1 |
63 | 08.05. | Расцвет Римской империи во 2 в. | 1 |
64 | 11.05. | В« ечный город» и его жители. | |
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 2 |
65 | 15.05. | Римская империя при Константине. | 1 |
66 | 18.05. | Взятие Рима варварами. | 1 |
67 | 22.05. | Итоговое повторение | 1 |
68 | 29.05 | Зачет по курсу истории Древнего мира | 1 |
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Протокол заседания | Руководитель МО |
педагогического совета | |
МБОУ «Кузнецовская СОШ» | |
28.08.2017 № 2 | |
_____________________ Жировова Е.В. | __________________ Славецкая М.В. |
подпись руководителя | подпись руководителя |
| № 1 от 27.08.2017 |
9