Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 8 города Евпатории Республики Крым»
РАССМОТРЕННО МО учителей ХЭЦ Протокол № 5 от «___» ____________ 2016 г. Руководитель МО ___________ Э. Р. Абхаиров | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ А. В. Алиева «___» ____________ 2016 г. | УТВЕРЖЕНО Директор МБОУ «Гимназия № 8» ___________ Л. Л. Лыкова «___» ____________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Базовый уровень образования
6 класс
35 часов в год, 1 час в неделю
Сотавил: Абхаиров Эльвир Ризаевич
Программа разработана на основе программы
«Изобразительное искусство 5 – 9 класс»
авторского коллектива под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского
(М.: Просвещение, 2011г.)
г. Евпатория
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по изобразительному искусству, утвержден Приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 28, 47, 48, 77).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03. 2004г. № 1312 ( в редакциях от 20.08.2008, № 241. от 30.08. 2010, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 № 2012 № 74) «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных школ РФ, реализующих программы общего образования.
5. Учебный план МБОУ « Гимназия № 8 города Евпатории Республики Крым» на 2016-2017 уч. г.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2011 год ), частично видоизменённой за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 35 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год. Программа реализуется за счёт часов инвариантной части в течение четырёх лет.
Место и роль учебного курса изобразительного искусства в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень рабочей программы для 5-8 классов. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на курс – 140 часов. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в 5-8 классах, при 1 часе в неделю в соответствии с учебными неделями.
Основные принципы программы:
1.Системообразующая основа программы предполагает триединство художественной деятельности:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность;
2.Принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, наблюдение и переживание окружающей реальности и формирует у ребенка способность самостоятельного видения мира.
3.Принцип целостности освоения материала каждой темы обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
4.Принцип единства восприятия и созидания формирует образное художественное мышление.
5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта развивает чувства ребенка, помогает освоить художественный опыт поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
6.Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу, т. е. строится на наблюдательности и выполнении художественного образа на основе фантазии ребенка.
Цели программы:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенно
Задачи обучения:
1. Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
2. Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта;
3.Овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
4.Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
5. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры народов России и Крыма.
Основная форма организации учебного процесса классно-урочная:
1. Урок-сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему. На таких уроках учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.
2. Комбинированные уроки:
а) сообщение новых знаний + практикум: повтор с вариациями.
Учащимся предлагается работа по определенному образцу.
б) сообщение новых знаний + практикум: импровизация.
Учащимся предлагается работа творческого характера.
3. Обобщающие уроки:
а) уроки-викторины.
б) урок-игра.
в) урок-путешествие позволяет обобщать большое количество материала и используется часто при изучении объемных тем.
Педагогические технологии, используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения:
- традиционное обучение;
- интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах, сотрудничество);
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- cловесные, наглядные, практические.
- репродуктивные, объяснительно - иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;
- индуктивные и дедуктивные;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
Общая тема программы – «Изобразительное искусство в жизни человека»
35 часов
В 6 классе учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества. В программу Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство 5-9 классы» внесены изменения. Изменения обусловлены тем, что в материале программы 6 класса не отведены часы для изучения всех жанров изобразительного искусства. В частности в программе отсутствуют темы, посвящённые изучению бытового, исторического, батального, библейского, сказочно-былинного жанров. Созданные в этих жанрах произведения являются шедеврами русского и мирового изобразительного искусства. Без знакомства и изучения творчества художников, создававших свои произведения в этих жанрах, невозможно полноценное изучения предмета «Изобразительное искусство». Поэтому в программу добавлен раздел «Образ человека в тематической картине», в котором раскрывается возникновение бытового, исторического, батального, библейского, сказочно-былинного жанров и изучается место и роль картины в XX веке. При изучении тем раздела обучающиеся знакомятся с творчеством и произведениями зарубежных и русских художников, создававших картины в этих жанрах.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения. Все элементы и средства, которые служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пластилином, бумага. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных изображений, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 часов)
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Понятие жанра в изобразительном искусстве. Многообразие форм изображения мира вещей. Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
1. Художественное познание: реальность и фантазия.
2. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение предметного мира – натюрморт.
3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
4. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.
5. Натюрморт в графике.
6. Цвет в натюрморте.
7. Выразительные возможности натюрморта.
8. Мир наших вещей. Обобщающий урок
«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (8 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства – воздушная перспектива.
1. Изображение пространства. Линейная перспектива. Пейзаж в графике.
2. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
3. Пейзаж – большой мир. Известные пейзажисты Крыма.
4. Пейзаж-настроение. Природа и художник.
5. Пейзаж в русской живописи.
6. Городской пейзаж.
7. Резервный урок.
8. Человек и пространство. Обобщающий урок.
«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» ( 8 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Изображение человека в искусстве разных эпох. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Скульптурный портрет в истории искусства. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Великие портретисты и их творческая индивидуальность. Личность художника и его эпоха.
1. Образ человека – главная тема искусства.
2. Конструкция головы человека и ее пропорции.
3. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
4. Роль цвета в портрете. Образные возможности освещения в портрете.
5. Пропорции и строение фигуры человека.
6. Красота фигуры человека в движении.
7. Великие портретисты прошлого.
8. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
«Образ человека в тематической картине» (11 часов)
Знакомство с понятием сюжет и содержание в произведениях живописи. Тематическая картина. Творчество известных художников Европы и России. Знакомство с бытовым жанром в изобразительном искусстве. Искусство передвижников. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Библейские темы в изобразительном искусстве Западной Европы и в русском искусстве. Тематическая картина в русском искусстве XIX столетия. Крупнейшие музеи мира. Процесс работы над тематической картиной.
1. Сюжет и содержание в картине
2. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»?
3. Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Передвижники
4. Исторические темы в искусстве разных эпох.
5. Библейский и религиозный жанр в изобразительном искусстве.
6. Сказочно-былинный жанр.
7. Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание.
8. Место и роль картины в искусстве XX века.
9. Крупнейшие музеи изобразительного искусства.
10. Резервный урок
11. Знакомые картины и художники. Итоговый урок.
Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:
1. Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;
- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
2. Формирование художественно-творческой активности личности:
- учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
- творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
3. Формирование художественных знаний, умений, навыков.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(Базовый уровень)
В результате изучения изобразительного искусства учащиеся должны
знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления - о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета, натюрморта и тематической картины;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
уметь:
- уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для восприятия и оценки произведений искусства;
- для самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Виды контроля
Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
Промежуточный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
Итоговый контроль. Методы контроля - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Формы контроля уровня:
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
4. Тестирование
Критерии и система оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
4. Самостоятельность.
5. Оригинальность суждений.
Оценка «5»
обучающийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, знает термины и может объяснить их значение, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4»
обучающийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, знает термины, но совсем точно объясняет их значение, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «3»
обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, слабо знает термины, не может объяснить их значение, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2»
обучающийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не знает термины, не может объяснить их значение, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «1»
обучающийся не приступил к выполнению задания; не сдал работу.
Критерии и система оценки творческих работ.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа. Аккуратность работы.
3.Владение техникой: как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Оценка «5»
- обучающийся самостоятельно и аккуратно выполняет рисунок с соблюдением законов композиции, гармонично согласовывая между собой все компоненты изображения;
- полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, с детальной проработкой элементов композиции;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4»
- обучающийся начинает выполняет рисунок с помощью учителя, допускает незначительные нарушения законов композиции и единства между элементами изображения, не очень аккуратно ведёт работу;
- не полностью закрывает плоскость листа цветом или тоном, но детально прорабатывает элементы композиции;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3»
- обучающийся небрежно выполняет работу, весь рисунок выполняет с помощью учителя, допускает грубые нарушения законов композиции и единства между элементами изображения;
- частично закрывает плоскость листа цветом или тоном, нет детальной проработки элементов композиции;
- умеет подметить, но не может передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «2»
- не может собрать компоненты изображения в единую композицию;
- не выполняет цветового или тонального решения рисунка;
Оценка «1»
- обучающийся не приступил к выполнению задания; не сдал работу.
Критерии и система оценки кроссворда:
Оригинальность вопроса.
Умение чётко сформулировать вопрос.
Грамотность.
4. Аккуратность и эстетичность.
5. Самостоятельность.
Оценка «5»
- обучающийся чётко и оригинально без грамматических ошибок сформулировал 10 вопросов кроссворда;
- кроссворд эстетически оформлен, аккуратно выполнен, самостоятельно составлен.
Оценка «4»
- обучающийся без грамматических ошибок, используя интересные формулировки, но допуская незначительные неточности, составляет кроссворд менее чем из 9 вопросов;
- кроссворд эстетически оформлен, аккуратно выполнен, но частично составлен с помощью учителя.
Оценка «3»
- обучающийся допускает грамматические ошибки в словах кроссворда, ошибки при формулировке вопросов, составляет кроссворд менее чем из 6 слов;
- кроссворд выполнен не аккуратно, отсутствует эстетическое оформление, большая часть вопросов составлена с помощью учителя.
Оценка «2»
- не может сформулировать вопросы к кроссворду;
- не может составить расположение слов.
Оценка «1»
- обучающийся не приступил к выполнению задания; не сдал работу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебник:
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература
- Гоголев К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
- Горичева В. С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» Ярославль «Академия развития» 1998 г.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://moikompas.ru/tags/plastilin
http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html
http://nsportal.ru
Материально-техническое обеспечения образовательного процесса:
Информационно-коммуникационные средства.
- Познавательная коллекция. Сокровища мирового искусства (СД)..
- Собственные компьютерные презентации.
Наглядные пособия
- Демонстрационные материалы.
- Дидактический раздаточный материал.
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Итерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование
- Аудиторная доска.
- Ученические столы двухместные или одноместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения оборудования, пособий.
- Предметы для постановок натюрмортов, муляжи.
- Емкости для воды.
9