СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе 7 класс ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и календарное планирование по литературе 7 класс ФГОС

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе 7 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым»

297407, республика Крым, Российская Федерация, г.Евпатория, пр.Победы, дом 21,

(+7 36569) 3-67-45, факс(+7 36569)3-63-20, Е-mail: [email protected]



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам. директора по УВР Директор МБОУ

протокол № ____ ______ Чуб В.В. _______ В.Я.Ильчевская

от«____»________2017г. «____»______ 2017г. «_______» _______2017г.









Рабочая программа

учебного курса «Литература»

для 7-Б класса

базовый уровень


2017-2018 учебный год




Разработана учителем

русского языка и литературы

Соколовой Евгенией Ярославовной













2017 г.



Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, е, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016)


Данная программа рассчитана на 102 часа, добавлен 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений.



Результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).





Содержание тем учебного курса 7 класса

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник». Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и тёмного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)

«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. Обобщённое общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.

Теория литературы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления).

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об учёном и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времён в своём стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в«Чудовом монастыре»). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. Отношение Рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») —готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).

Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.) Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маmап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край...» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны», И. Бунин. «Родина», А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения.)


Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алёша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.


Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представлений).

На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Фёдор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина» (обзор)

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.


Песни на слова русских поэтов XX века

Л. Вертинский. «Доченьки», И. Гофф. «Русское поле», Б. Окуджава. «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрения и собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бёрнс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна...». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра. Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).


В тематический план внесены следующие изменения:

Раздел

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

1

Введение.

1

1

2

Устное народное творчество

6

9

3

Древнерусская литература.

2

2

4

Из русской литературы 18 века.

2

2

5

Из русской литературы 19 века.

27

41

6

Из русской литературы 20 века.

24

34

7

Из литературы народов России.

1

1

8

Из зарубежной литературы.

6

7

9

Итоговая контрольная работа

1

1

10.

Итоговые уроки


4


Итого:

70

102





































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11 города Евпатории Республики Крым»

297407, республика Крым, Российская Федерация, г.Евпатория, пр.Победы, дом 21,

(+7 36569) 3-67-45, факс(+7 36569)3-63-20, Е-mail: [email protected]



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании ШМО зам. директора по УВР Директор МБОУ

протокол № ____ ______ Чуб В.В. _______ В.Я.Ильчевская

от«____»________2017г. «____»______ 2017г. «_______» _______2017г.









Календарно-тематическое планирование

учебного курса «Литература»

для 7-Б класса

базовый уровень


на 2017-2018 учебный год




Разработана

учителем русского

языка и литературы

Соколовой Е.Я











2017 год



Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Дата

по плану

Дата по факту

Примечание

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.




УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Т.л Предание




3

Билины и их исполнители. Воплощение нравственных свойств русского народа.




4

Былины «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя – нравственный идеал русского народа.

Т.л.Былина, гипербола




5.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца.




6

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.




7.

Вн.чт. 1. Карело-финский эпос «Калевала». Борьба добра и зла.




8

Р.Р.1 Подготовка к домашнему сочинению «Мой любимый былинный герой»(домашнее сочинение №1)




9

Французский эпос «Песнь о Роланде». Любовь к родной земле.




10

Народная мудрость пословиц и поговорок. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему





ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА




11.

«Повесть временных лет» - нравственные заветы Древней Руси.

Т.л. Летопись Поучение




12

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»- гимн любви и верности.





ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА.




13.

Знакомство с личностью М.В.Ломоносова. Патриотизм и призыв к миру в одах.

Теория.Ода (начальные представления).




14.

Г.Р. Державин- поэт и гражданин. Своеобразие поэзии.





ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА




15.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава». Интерес Пушкина к истории России.




16.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »). Образ Петра. Тема будущего и настоящего России.




17

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник. Основная мысль стихотворения.

Т.л. летопись




18

«Песнь о вещем Олеге». Своеобразие языка. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.




19

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Размышление о труде летописца как о нравственном подвиге.




20.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Т.л. повесть




21.

Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.




22.

Дуня и Минский. Автор и герои. Образ рассказчика. Гуманизм повести.




23.

Р.р. 2 . Подготовка к домашнему сочинению по произведениям А.С.Пушкина.




24.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси.

Т.л. Фольклоризм литературы




25

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.




26

Оценка героев с позиции народа. Язык поэмы.




27.

«Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел». Красота природы – источник душевных сил и творчества.




28

Р.р. 3 Обучение анализу стихотворения.




29

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа.

Т.л. Роды литературы: эпос




30.

Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи.




31.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.




32.

Отец и сыновья. Характеры главных героев повести.




33-34.

Р.Р. № 5-6 Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».




35.

И. С. Тургенев .Краткий рассказ о писателе. «Записки охотника» и их гуманистический пафос




36.

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных




37.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка.

Т.л. Стихотворения в прозе.




38

«Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.




39


Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы.

Т.л. Поэма. Трёхсложные размеры








40

Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.




41.

Вн.чт.2 «Размышления у парадного подъезда», Боль поэта за судьбу народа.




42.

«Вчерашний день часу в шестом...». Некрасовская муза. Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»




43



А.К.Толстой. Кратко о писателе. Баллада «Василий Шибанов». Историческая тематика в творчестве Толстого.

Т,л. Баллада







44

Баллада «Михайло Репнин». Нравственная проблематика произведения.




45

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.

Т.л. Гротеск




46

Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...».




47.

Вн.чт. 3 «Дикий помещик». Смысл названия сказки




48.



Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.Автобиографическое художественное произведение




49

Главы из повести. Взаимоотношения детей и взрослых




50

Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков




51

Антон Павлович Чехов

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон».

Смысл названия рассказа. Проблематика.

Т.л.Сатира и юмор как формы комического




52

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник».




53

Вн.чт.4 А.П.Чехова «Тоска». Трагедия одиночества человека в мире других людей.




54

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе




55

А. А. Фет, Ф. И. Тютчев. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.





ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА.




56

И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье.




57

Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.




58.

Вн.чт.5 «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.




59

Стихотворения И. А. Бунина о родине.




60

Вн.чт.6 И. А. Бунин «Федосевна». Чёрствость и равнодушие близких людей.




61

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

Т.л. Портрет как средство характеристики героя.




62

Изображение «свинцовых мерзостей жизни»




63

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).

Т.л. Понятие об идее произведения.




64.

Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство»




65.

«Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).. Иносказательный характер легенды.




66

Леонид Николаевич Андреев

Краткий рассказ о писателе. «Кусака» Сострадание и бессердечие




67.

Гуманистический пафос произведения.




68

Владимир Владимирович Маяковский

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение…». Мысли автора о роли поэзии в жизни общества.




69

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.




70.

Андрей Платонович Платонов

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем.




71

Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.




72.

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.




73-74


Р.Р. № 7-8 Классное сочинение № 2. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям М. Горького, И. Бунина, Л. Андреева, В. Маяковского, А. Платонова).




75.

Борис Леонидович Пастернак.

«Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением поэта.




76

Александр Трифонович Твардовский

Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. ». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.




77

«На дне моей жизни..» - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.




78

Час мужества. Стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова.«Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.).




79.

Вн. чт. № 7. В. Богомолов «Иван». Война и дети. Самоотверженность и мужество юного героя.




80.


Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Т.л. Литературные традиции.




81.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.




82

Е.И.Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.




83.

Юрий Павлович Казаков

Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Особенности характеров героев .




84.

Д. С. Лихачев «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Т.л. Публицистика (воспоминания, мемуары)




85.

Вн.чт.8 Михаил Зощенко

«Беда». Смешное и грустное в рассказе




86

"Тихая моя родина…" Стихотворения русских поэтов ХХ века о природе. В.Брюсов, Ф.Сологуб.




87

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего.С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий.




88.

Песни на стихи поэтов 20 века.

Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).




89.

Письменная контрольная работа.Тестирование.




90.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.

Расул Гамзатов

Знакомство с творчеством поэта. Особенности художественной образности аварского поэта.




91.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс.

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представления поэтао справедливости и честности.





92

Джордж Гордон Байрон.

«Душа моя мрачна…» Своеобразие романтической поэзии




93


Японские хокку (трехстишия).

Особенности жанра.

Т.л. Особенности жанра хокку (хайку).





94

О. Генри.

«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.




95

Рэй Брэдбери. Рассказ «Каникулы». Можно ли быть счастливым без людей и забот?




96

Обобщающий урок по русской литературе




97

Нравственные проблемы рассказов Рэя Брэдбери («Всё лето в один день», «Подарок»).




98

Итоговая контрольная работа




99

Детективная литература ( коллективный диалог)




100

Повторение и обобщение изученного за год




101

Викторина по изученным произведениям




102

Подведение итогов. Рекомендации на лето.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!