СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по литературе для 11 класса по программе Л. Курдюмовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надеюсь, что вам, дорогие коллеги, пригодится.

Просмотр содержимого документа
«Программа по литературе для 11 класса по программе Л. Курдюмовой»


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ Козенцова Е.Г.

Протокол №____ от

«___» _______2016г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9 имени М.И. Баркова»

_____ _/Карпова О.Н./


«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №9 имени М.И. Баркова»

______/Антонцева И.Г./

Приказ № ______ от

«___» _________ 2016г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





Соломиной Валерии Сергеевны,

учителя первой квалификационной работы

(Ф.И.О., категория)


по литературе

11 класс

(название, предмет, класс)

















2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе федерального государственного стандарта общего образования, программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (авторы Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, О.Б.Марьина. - М.: Дрофа, 2010 г.)

Цель изучения учебного предмета

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать такие цели при изучении литературы в старших классах:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

  • Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. 

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.


Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный план (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 11 классе в объёме 102 час ( из расчета 3 учебных часа в неделю).


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.  

 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

 

Планируемые предметные результаты освоения программы

по литературе в 11 классе

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



Содержание программы по литературе в 11 классе


Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

 А. А. Блок

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

«Облако в штанах». 

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.Н.Толстой.

        Жизнь и творчество (обзор)

        "Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

А.А.Фадеев.

        Жизнь и творчество(обзор)

        "Разгром".

 Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта. 

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

       "Доктор Живаго" (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

        Жизнь и творчество(обзор).

        "Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

        Жизнь и творчество писателя(обзор).

        "Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

И.С.Шмелев.

   «Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М.А.Алданов.

 «Чертов мост». Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В.В.Набоков.

 «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся). Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок. Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»;   "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.

Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

 Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). 

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор). 

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

        "Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

В.Г. Распутин.

        "Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Зарубежная XX века

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  



Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.












Календарно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Тема

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Формы контроля

Дата

Особенности литературного процесса рубежа веков.

(1 час)

Россия рубежа XIX-XX веков. Историко - культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков.

1

Объяснение нового материала.

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX века.

Уметь: свободно использовать конкретные понятия теории литературы.

Опрос по материалам лекции


Личностные универсальные действия:

- формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; 
- уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Познавательные универсальные учебные действия:

- уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Общий обзор зарубежной литературы первой половины 20 века (3 часа)

Дж. Лондон «Любовь к жизни»,

анализ произведения.

1

Объяснение нового материала.

Знать: содержание литературного произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Сообщения подготовленных учащихся



Б Шоу «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе.

1

Комбинированный урок.

Знать: содержание литературного произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Сообщения подготовленных учащихся



Г.Аполлинер. Лирика. Экспериментальная направленность лирики.

1

Комбинированный урок.

Знать: содержание литературного произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Сообщения подготовленных учащихся


Личностные универсальные действия:

- формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия:

- уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- уметь в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

Русская литература рубежа 19-20 веков

(38 часов)

И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества.

1

Объяснение нового материала.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Сообщения подготовленных учащихся



Кризис цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско».


1

Комбинированный урок.

Знать: содержание литературного произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока, анализ содержания повести



Цикл «Тёмные аллеи». Любовь в прозе Бунина.

1

Комбинированный урок.

Знать: содержание литературного произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Сообщения подготовленных учащихся, анализ содержания рассказов



Анализ рассказа «Чистый понедельник».

1

Комбинированный урок.

Знать: содержание литературных произведений, основные теоретико-литературные понятия.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока, письменная работа




А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

1

Комбинированный урок.

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: выражать своё отношение к прочитанному.

Беседа по материалам урока, хронологическая таблица



Талант любви в рассказе И.А.Куприна «Гранатовый браслет»

1

Объяснение нового материала.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока



Подготовка к сочинению по творчеству И.Бунина и А.Куприна.

1

Комбинированный урок.

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Письменная работа



Сочинение по творчеству И.Бунина и А.Куприна.

1

Комбинированный урок.


13-14


Гуманистический пафос рассказов В.Г.Короленко

2

Комбинированный урок.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся



15


М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

1

Систематизация ЗУН

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.

Беседа по материалам урока,


16


Новаторство Горького-драматурга

1

Объяснение нового материала

Уметь: раскрыть конкретно- историческое и общечеловеческое содержание произведений

Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся


17


Своеобразие драматургического конфликта в пьесе М.Горького «На дне».

1

Комбинированный урок

Знать: содержание литературного произведения.

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся


18


Философский аспект пьесы.

1

Комбинированный урок

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Сообщения подготовленных учащихся


19-20


Спор о правде на страницах пьесы Горького «На дне».

2

Объяснение нового материала

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Опрос по материалам урока


Комбинированный урок


21


Публицистика М.Горького

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.


Сообщения подготовленных учащихся


22


Сочинение по творчеству М.Горького.

1

Комбинированный урок

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы

Письменная работа


23


Декадентство в русской литературе на рубеже

19-20 вв. Русская поэзия «серебряного века»

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Сообщения подготовленных учащихся


24


Символизм как литературное течение начала века

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы

Опрос по материалам урока


25


В.Я.Брюсов как теоретик символизма. «Юному поэту», «Творчество» .

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.



Анализ лирических произведений


26


К.Д.Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики. «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность».

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.



Сообщения учащихся, анализ лирических произведений



27


А.Белый. Очерк жизни и биографии. Тема родины в стихах «Русь», «Родине».

1

Объяснение нового материала

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.


Анализ лирических произведений


28


Личность и художественный мир А.А.Блока. Мотивы и образы ранней поэзии.

1

Объяснение нового материала

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.


Сообщения учащихся, анализ лирических произведений


29


А.А. Блок. Поиски эстетического идеала.

« Стихи о Прекрасной Даме»

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Сообщения учащихся, анализ лирических произведений


30


Тема России в лирике А.А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…»

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Сообщения учащихся, анализ лирических произведений


31-32


Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики.

2

Комбинированный урок

Знать: основные теоретико– литературные понятия.

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения; выражать своё отношение к прочитанному.

Анализ лирики


33


Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Н.Гумилева. «Жираф», «Капитаны», «Заблудившийся трамвай».

1

Систематизация ЗУН

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: работать с текстом, выявлять авторскую позицию

Беседа по материалам урока, анализ лирики


34


Русский футуризм. Жизнь и творчество И. Северянина. «Интродукция», «Эпилог».

1

Комбинированный урок

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения; выражать своё отношение к прочитанному.

Анализ лирики


35


Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…» и др.

1

Комбинированный урок

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения; выражать своё отношение к прочитанному.

Анализ лирики


36


Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Новаторство поэта. «А вы могли бы?», «Нате!» и др.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Сообщения подготовленных учащихся


37


«Облако в штанах». Материализация метафоры в строках поэмы. Любовная лирика.

1

Объяснение нового материала

38


Новокрестьянская поэзия. Духовные и поэтические истоки поэзии Н.Клюева.

1

Объяснение нового материала

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: работать с книгой, выявлять авторскую позицию

Сообщения подготовленных учащихся


39


Жизнь и творчество Сергея Есенина. Ранняя лирика.

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты творческого пути писателя.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, составлять тезисы).

Анализ лирики


40


Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому».

1

Комбинированный урок

Анализ лирики


41


Проблематика и поэтика поэмы С. Есенина «Анна Снегина»

1

Объяснение нового материала

Знать: содержание литературного произведения.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Анализ лирики, сообщения подготовленных учащихся


42


Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского.

1

Комбинированный урок

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы.

Письменная работа


Личностные универсальные действия:

- формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; 
- уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Познавательные универсальные учебные действия:

- уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

43

Русская литература после 1917 года (30 часов)

Пути развития литературы в 20 столетии. Русская литература после 1917 года.

1

Семинар

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 20-х г.

Уметь: свободно использовать конкретные понятия теории литературы.

Доклады, сообщения.


44


А.А. Фадеев «Разгром». Тема Гражданской войны в советской литературе.

1

Семинар

Доклады, сообщения.


45-46


М. И. Цветаева. Своеобразие поэтического стиля и языка, особенности образа лирической героини.

2

Систематизация ЗУН

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Анализ стихотворений М.И. Цветаевой


47


О.Э. Мандельштам. Жанрово-поэтическое своеобразие лирики. Художественное мастерство поэта.

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Анализ стихотворений


48


Биография и особенности творческого пути А.А. Ахматовой. Анализ ранней лирики. Основные мотивы.

1

Комбинированный урок

Знать: содержание литературных произведений.

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Анализ стихотворения по выбору учащегося


49


Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»

1

Комбинированный урок

Знать: содержание литературных произведений.

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Анализ поэмы


50


Б.Л. Пастернак. Глубина поэтического осмысления окружающего мира.

1

Объяснение нового материала

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, сопоставлять литературные произведения.

Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся


51


Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Образ Юрия Живаго.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


52


М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания романа «Белая гвардия», своеобразие жанра, композиция.

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Опрос по материалам лекции, сообщения подготовленных учащихся


53


Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


54


Сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Анализ эпизодов


55


Тема искусства в московских главах. Мастерство Булгакова - сатирика

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Анализ эпизодов


56


История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Анализ эпизодов


57


Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита». Смысл финальной главы романа.

1

Урок контроля знаний

Знать: основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений.

Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Сообщения учащихся


58-59


Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

2

Урок контроля знаний

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы; выражать свое отношение к прочитанному

Письменная работа


60


А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Обзор повести «Котлован»

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение.

Сообщения учащихся.


61


А.Н. Толстой. Судьба русского исторического романа в XX веке. Картины Руси XVII века в романе «Петр Первый»

1

Систематизация ЗУН

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: определять принадлежность художественного произведения к литературному роду, жанру.

Анализ лирики


62


Образ Петра в романе. Изображение народа. Художественное своеобразие романа.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Анализ лирики


63


М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

1

Объяснение нового материала

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Сообщения подготовленных учащихся, анализ текста («Чужая кровь», «Родинка»).


64


Художественные особенности эпопеи «Тихий Дон»

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


65


Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон»

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: строить устные высказывания.

Опрос по материалам лекции


66-67


Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы

2

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


68


Женские образы в эпопее «Тихий Дон».

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений.

Беседа по материалам урока, письменная работа.


69


Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений.

Беседа по материалам урока


70


Систематизация материалов к сочинению.

1

Комбинированный урок

Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств.

Письменная работа


71-72


Сочинение по роману – эпопее «Тихий Дон»

2

Комбинированный урок


Личностные универсальные действия:

- формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний;
- уметь  прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия:

- уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- уметь выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- уметь оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; 
- уметь в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
-  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

73

Русская литература за рубежом (1917-1941 годы)

(2 часа)

Поэзия русской эмиграции (М.Цветаева, В.Ходасевич и др.). Проза русской эмиграции (И.Шмелев, А.Ремизов, Б.Зайцев и др.)


1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений.

Беседа по материалам урока, сообщение подготовленных учащихся


74


В.В.Набоков.

«Другие берега» -автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе.

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений.

Беседа по материалам урока


75

Литература периода ВОВ (4 часа)

Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет.

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока, работа в группах.


76-77


Романтика и реализм в прозе о войне. «Звезда» Э.Казакевич, «Волоколамское щоссе» А.Бек.

2

Комбинированный урок

Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения.

Беседа по материалам урока


78


Глубочайшие нравственные конфликты. Драматургия Л.Леонова «Нашествие». Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон» (обзор)

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий


Личностные универсальные действия:

- формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; 
- уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Познавательные универсальные учебные действия:

- уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

79

Литература 50-90-х годов (обзор)

(19 часов)

Развитие литературы в послевоенные годы. Обзор основных тем.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


80


Личность и художественный мир А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе.

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


81


Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве «Архипелаг ГУЛАГ» (главы)

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Сообщения подготовленных учащихся


82-83


Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева «Горячий снег», В.А.Кондратьева «Сашка».

2

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


84


А.Т.Твардовский. Чувство сопричастности к судьбам родной страны в лирике поэта.

1

Объяснение нового материала

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Сообщения подготовленных учащихся


85


«За далью – даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


86


Обзор поэзии 50-90-х годов.

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Беседа по материалам урока


87


Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Иосифа Бродского.

1

Объяснение нового материала

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Беседа по материалам урока


88


Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели». Б.Ш.Окуджава, А.Вознесенский.

1

Комбинированный урок

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Беседа по материалам урока


89-90


Нравственная проблематика и художественные особенности произведений «городской прозы» (Д. Гранин, А. Битов, В Дудинцев и т.д.)

2

Комбинированный урок

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Беседа по материалам урока.


91


Изображение жизни крестьянства в «деревенской прозе». В Шукшин.

1

Комбинированный урок

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Беседа по материалам урока


92


Тема русской деревни, её сложной судьбы в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое»

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сообщения подготовленных учащихся


93


Природа и человек в повести В.П. Астафьева «Последний поклон»

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сообщения подготовленных учащихся


94


Историческая память народа в романе «Прощание с Матерой» В.Г.Распутина

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сообщения подготовленных учащихся


95


Реализация традиций и новаторство драматургии А.В.Вампилова. Пьеса «Старший сын»

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Анализ пьесы


96


Литература народов России (обзор).

1


Объяснение нового материала


Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.


Беседа по материалам урока



97


Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. В. Цой

1

Комбинированный урок

Знать: основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь: выражать свое отношение к прочитанному.

Беседа по материалам урока



98

Зарубежная литература второй половины XX века (2 часа)

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX века

1

Объяснение нового материала

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.


Сообщения подготовленных учащихся


99


Э.Хемингуей «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути.

1

Комбинированный урок

Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.


Беседа по материалам урока



100

Литература на современном этапе ( 3 часа)

Общий обзор произведений последних лет.

1

Объяснение нового материала

Знать: основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений.


Сообщения подготовленных учащихся


101


Зачетная работа за год

1

Урок контроля знаний

Знать: основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений.

Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Письменная работа


102


Итоговый урок

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать: основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений.

Беседа по материалам урока



Личностные универсальные действия:

- формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;

- формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию;

- формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-  уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний;
- уметь  прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные универсальные учебные действия:

- уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность;

-  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- уметь выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- уметь оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; 
- уметь в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
-  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.






























16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!