«Рассмотрено» Руководитель МО _____ Козенцова Е.Г. Протокол №____ от «___» _______2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9 имени М.И. Баркова» _____ _/Карпова О.Н./ | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №9 имени М.И. Баркова» ______/Антонцева И.Г./ Приказ № ______ от «___» _________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Соломиной Валерии Сергеевны,
учителя первой квалификационной работы
(Ф.И.О., категория)
по литературе
11 класс
(название, предмет, класс)
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе федерального государственного стандарта общего образования, программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (авторы Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н.Колокольцев, С.А.Леонов, О.Б.Марьина. - М.: Дрофа, 2010 г.)
Цель изучения учебного предмета
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать такие цели при изучении литературы в старших классах:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
расширить читательский кругозор учащихся;
повысить качество чтения;
способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
активизировать художественно-эстетические потребности детей;
развить их литературный вкус;
подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;
стимулировать творческую активность детей;
формировать навык выразительного чтения;
воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный план (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 11 классе в объёме 102 час ( из расчета 3 учебных часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения программы
по литературе в 11 классе
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание программы по литературе в 11 классе
Литература XX века
Введение
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество(обзор)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
«Облако в штанах».
Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.
Русская литература 20-40-х годов(обзор)
Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).
А.Н.Толстой.
Жизнь и творчество (обзор)
"Петр Первый".
Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).
А.А.Фадеев.
Жизнь и творчество(обзор)
"Разгром".
Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.
М.И.Цветаева.
Жизнь и творчество(обзор)
"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.
О.Э.Мандельштам.
Жизнь и творчество(обзор)
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.
Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.А.Ахматова.
Жизнь и творчество (обзор)
«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.
«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.
Б.Л.Пастернак.
Жизнь и творчество (обзор).
«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
"Доктор Живаго" (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.
М.А.Булгаков.
Жизнь и творчество(обзор).
"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).
"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.
"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
А.П.Платонов.
Жизнь и творчество(обзор).
"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).
Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.
М.А.Шолохов.
Жизнь и творчество писателя(обзор).
"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.
Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы
И.С.Шмелев.
«Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.
М.А.Алданов.
«Чертов мост». Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».
В.В.Набоков.
«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся). Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок. Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).
"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.
"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.
"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.
Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.
Великая Отечественная война в литературе
Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.
Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.
Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.
Русская литература 50- 90-х годов XX века
обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся
Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
А.Т.Твардовский.
«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.
Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).
«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
Твардовский — редактор журнала «Новый мир».
И.А.Бродский.
Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).
Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.
А.И.Солженицын.
«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.
В. Т. Шаламов
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».
История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.
В.П.Астафьев.
"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.
"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.
Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").
В.Г. Распутин.
"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).
Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").
Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".
Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Зарубежная XX века
Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.
Э. Хемингуэй
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Старик и море».
Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Количество часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Формы контроля | Дата |
-
| Особенности литературного процесса рубежа веков. (1 час) | Россия рубежа XIX-XX веков. Историко - культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков. | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX века. Уметь: свободно использовать конкретные понятия теории литературы. | Опрос по материалам лекции | |
Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; - формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию; - формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; - уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; Коммуникативные универсальные учебные действия: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. |
-
| Общий обзор зарубежной литературы первой половины 20 века (3 часа) | Дж. Лондон «Любовь к жизни», анализ произведения. | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся | |
-
| | Б Шоу «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. | 1 | Комбинированный урок. | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся | |
-
| | Г.Аполлинер. Лирика. Экспериментальная направленность лирики. | 1 | Комбинированный урок. | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся | |
Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; - формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию; - формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез; - уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Коммуникативные универсальные учебные действия: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - уметь в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи; |
-
| Русская литература рубежа 19-20 веков (38 часов) | И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества. | 1 | Объяснение нового материала. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. | Сообщения подготовленных учащихся | |
-
| | Кризис цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | Комбинированный урок. | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока, анализ содержания повести | |
-
| | Цикл «Тёмные аллеи». Любовь в прозе Бунина. | 1 | Комбинированный урок. | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся, анализ содержания рассказов | |
-
| | Анализ рассказа «Чистый понедельник». | 1 | Комбинированный урок. | Знать: содержание литературных произведений, основные теоретико-литературные понятия. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока, письменная работа | |
-
| | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. | 1 | Комбинированный урок. | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выражать своё отношение к прочитанному. | Беседа по материалам урока, хронологическая таблица | |
-
| | Талант любви в рассказе И.А.Куприна «Гранатовый браслет» | 1 | Объяснение нового материала. | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
-
| | Подготовка к сочинению по творчеству И.Бунина и А.Куприна. | 1 | Комбинированный урок. | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Письменная работа | |
-
| | Сочинение по творчеству И.Бунина и А.Куприна. | 1 | Комбинированный урок. | |
13-14 | | Гуманистический пафос рассказов В.Г.Короленко | 2 | Комбинированный урок. | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся | |
15 | | М.Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького. | 1 | Систематизация ЗУН | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. | Беседа по материалам урока, | |
16 | | Новаторство Горького-драматурга | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: раскрыть конкретно- историческое и общечеловеческое содержание произведений | Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся | |
17 | | Своеобразие драматургического конфликта в пьесе М.Горького «На дне». | 1 | Комбинированный урок | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся | |
18 | | Философский аспект пьесы. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Сообщения подготовленных учащихся | |
19-20 | | Спор о правде на страницах пьесы Горького «На дне». | 2 | Объяснение нового материала | Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Опрос по материалам урока | |
Комбинированный урок |
21 | | Публицистика М.Горького | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся | |
22 | | Сочинение по творчеству М.Горького. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы | Письменная работа | |
23 | | Декадентство в русской литературе на рубеже 19-20 вв. Русская поэзия «серебряного века» | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Сообщения подготовленных учащихся | |
24 | | Символизм как литературное течение начала века | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы | Опрос по материалам урока | |
25 | | В.Я.Брюсов как теоретик символизма. «Юному поэту», «Творчество» . | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Анализ лирических произведений | |
26 | | К.Д.Бальмонт. Основные темы и мотивы лирики. «Я мечтою ловил уходящие тени», «Безглагольность». | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения учащихся, анализ лирических произведений | |
27 | | А.Белый. Очерк жизни и биографии. Тема родины в стихах «Русь», «Родине». | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Анализ лирических произведений | |
28 | | Личность и художественный мир А.А.Блока. Мотивы и образы ранней поэзии. | 1 | Объяснение нового материала | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. | Сообщения учащихся, анализ лирических произведений | |
29 | | А.А. Блок. Поиски эстетического идеала. « Стихи о Прекрасной Даме» | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Сообщения учащихся, анализ лирических произведений | |
30 | | Тема России в лирике А.А. Блока. «Россия», «Река раскинулась…» | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы, выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Сообщения учащихся, анализ лирических произведений | |
31-32 | | Поэма «Двенадцать». Философская проблематика и своеобразие поэтики. | 2 | Комбинированный урок | Знать: основные теоретико– литературные понятия. Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения; выражать своё отношение к прочитанному. | Анализ лирики | |
33 | | Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Лирика Н.Гумилева. «Жираф», «Капитаны», «Заблудившийся трамвай». | 1 | Систематизация ЗУН | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: работать с текстом, выявлять авторскую позицию | Беседа по материалам урока, анализ лирики | |
34 | | Русский футуризм. Жизнь и творчество И. Северянина. «Интродукция», «Эпилог». | 1 | Комбинированный урок | Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения; выражать своё отношение к прочитанному. | Анализ лирики | |
35 | | Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…» и др. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения; выражать своё отношение к прочитанному. | Анализ лирики | |
36 | | Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Новаторство поэта. «А вы могли бы?», «Нате!» и др. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся | |
37 | | «Облако в штанах». Материализация метафоры в строках поэмы. Любовная лирика. | 1 | Объяснение нового материала |
38 | | Новокрестьянская поэзия. Духовные и поэтические истоки поэзии Н.Клюева. | 1 | Объяснение нового материала | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: работать с книгой, выявлять авторскую позицию | Сообщения подготовленных учащихся | |
39 | | Жизнь и творчество Сергея Есенина. Ранняя лирика. | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты творческого пути писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, составлять тезисы). | Анализ лирики | |
40 | | Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». | 1 | Комбинированный урок | Анализ лирики | |
41 | | Проблематика и поэтика поэмы С. Есенина «Анна Снегина» | 1 | Объяснение нового материала | Знать: содержание литературного произведения. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Анализ лирики, сообщения подготовленных учащихся | |
42 | | Сочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы. | Письменная работа | |
Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; - формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию; - формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; - уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; Коммуникативные универсальные учебные действия: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. |
43 | Русская литература после 1917 года (30 часов) | Пути развития литературы в 20 столетии. Русская литература после 1917 года. | 1 | Семинар | Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы 20-х г. Уметь: свободно использовать конкретные понятия теории литературы. | Доклады, сообщения. | |
44 | | А.А. Фадеев «Разгром». Тема Гражданской войны в советской литературе. | 1 | Семинар | Доклады, сообщения. | |
45-46 | | М. И. Цветаева. Своеобразие поэтического стиля и языка, особенности образа лирической героини. | 2 | Систематизация ЗУН | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению. | Анализ стихотворений М.И. Цветаевой | |
47 | | О.Э. Мандельштам. Жанрово-поэтическое своеобразие лирики. Художественное мастерство поэта. | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению. | Анализ стихотворений | |
48 | | Биография и особенности творческого пути А.А. Ахматовой. Анализ ранней лирики. Основные мотивы. | 1 | Комбинированный урок | Знать: содержание литературных произведений. Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению. | Анализ стихотворения по выбору учащегося | |
49 | | Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием» | 1 | Комбинированный урок | Знать: содержание литературных произведений. Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению. | Анализ поэмы | |
50 | | Б.Л. Пастернак. Глубина поэтического осмысления окружающего мира. | 1 | Объяснение нового материала | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, сопоставлять литературные произведения. | Беседа по материалам урока, сообщения подготовленных учащихся | |
51 | | Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Образ Юрия Живаго. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
52 | | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. История создания романа «Белая гвардия», своеобразие жанра, композиция. | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | Опрос по материалам лекции, сообщения подготовленных учащихся | |
53 | | Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
54 | | Сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Анализ эпизодов | |
55 | | Тема искусства в московских главах. Мастерство Булгакова - сатирика | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Анализ эпизодов | |
56 | | История Мастера и Маргариты. Проблема любви и жизни. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Анализ эпизодов | |
57 | | Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита». Смысл финальной главы романа. | 1 | Урок контроля знаний | Знать: основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений. Уметь: аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. | Сообщения учащихся | |
58-59 | | Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» | 2 | Урок контроля знаний | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы; выражать свое отношение к прочитанному | Письменная работа | |
60 | | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Обзор повести «Котлован» | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение. | Сообщения учащихся. | |
61 | | А.Н. Толстой. Судьба русского исторического романа в XX веке. Картины Руси XVII века в романе «Петр Первый» | 1 | Систематизация ЗУН | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: определять принадлежность художественного произведения к литературному роду, жанру. | Анализ лирики | |
62 | | Образ Петра в романе. Изображение народа. Художественное своеобразие романа. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Анализ лирики | |
63 | | М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. | 1 | Объяснение нового материала | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. | Сообщения подготовленных учащихся, анализ текста («Чужая кровь», «Родинка»). | |
64 | | Художественные особенности эпопеи «Тихий Дон» | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
65 | | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон» | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: строить устные высказывания. | Опрос по материалам лекции | |
66-67 | | Образ Григория Мелехова. Трагичность судьбы | 2 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
68 | | Женские образы в эпопее «Тихий Дон». | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. | Беседа по материалам урока, письменная работа. | |
69 | | Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. | Беседа по материалам урока | |
70 | | Систематизация материалов к сочинению. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: создавать сочинения разных жанров на литературные темы, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств. | Письменная работа | |
71-72 | | Сочинение по роману – эпопее «Тихий Дон» | 2 | Комбинированный урок | |
Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; - формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию; - формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; - владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний; - уметь прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - уметь выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез; - уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Коммуникативные универсальные учебные действия: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы - брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - уметь оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; - уметь в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи; - следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. |
73 | Русская литература за рубежом (1917-1941 годы) (2 часа) | Поэзия русской эмиграции (М.Цветаева, В.Ходасевич и др.). Проза русской эмиграции (И.Шмелев, А.Ремизов, Б.Зайцев и др.) | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. | Беседа по материалам урока, сообщение подготовленных учащихся | |
74 | | В.В.Набоков. «Другие берега» -автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы; сопоставлять героев литературных произведений. | Беседа по материалам урока | |
75 | Литература периода ВОВ (4 часа) | Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет. | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока, работа в группах. | |
76-77 | | Романтика и реализм в прозе о войне. «Звезда» Э.Казакевич, «Волоколамское щоссе» А.Бек. | 2 | Комбинированный урок | Уметь: выразительно читать изученное произведение, соблюдая нормы литературного произношения. | Беседа по материалам урока | |
78 | | Глубочайшие нравственные конфликты. Драматургия Л.Леонова «Нашествие». Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон» (обзор) | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока, реализация индивидуальных заданий | |
Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; - формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию; - формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; - уметь выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; - владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей. Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; Коммуникативные универсальные учебные действия: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. |
79 | Литература 50-90-х годов (обзор) (19 часов) | Развитие литературы в послевоенные годы. Обзор основных тем. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
80 | | Личность и художественный мир А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича». Изображение общественного устройства в рассказе. | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
81 | | Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве «Архипелаг ГУЛАГ» (главы) | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся | |
82-83 | | Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева «Горячий снег», В.А.Кондратьева «Сашка». | 2 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
84 | | А.Т.Твардовский. Чувство сопричастности к судьбам родной страны в лирике поэта. | 1 | Объяснение нового материала | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся | |
85 | | «За далью – даль» - поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
86 | | Обзор поэзии 50-90-х годов. | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
87 | | Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Иосифа Бродского. | 1 | Объяснение нового материала | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Беседа по материалам урока | |
88 | | Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели». Б.Ш.Окуджава, А.Вознесенский. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | Беседа по материалам урока | |
89-90 | | Нравственная проблематика и художественные особенности произведений «городской прозы» (Д. Гранин, А. Битов, В Дудинцев и т.д.) | 2 | Комбинированный урок | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | Беседа по материалам урока. | |
91 | | Изображение жизни крестьянства в «деревенской прозе». В Шукшин. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. | Беседа по материалам урока | |
92 | | Тема русской деревни, её сложной судьбы в повести Ф.А. Абрамова «Поездка в прошлое» | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Сообщения подготовленных учащихся | |
93 | | Природа и человек в повести В.П. Астафьева «Последний поклон» | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Сообщения подготовленных учащихся | |
94 | | Историческая память народа в романе «Прощание с Матерой» В.Г.Распутина | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Сообщения подготовленных учащихся | |
95 | | Реализация традиций и новаторство драматургии А.В.Вампилова. Пьеса «Старший сын» | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Анализ пьесы | |
96 | | Литература народов России (обзор). | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
97 | | Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. В. Цой | 1 | Комбинированный урок | Знать: основные факты жизни и творчества писателя. Уметь: выражать свое отношение к прочитанному. | Беседа по материалам урока | |
98 | Зарубежная литература второй половины XX века (2 часа) | Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX века | 1 | Объяснение нового материала | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Сообщения подготовленных учащихся | |
99 | | Э.Хемингуей «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. | 1 | Комбинированный урок | Уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы. | Беседа по материалам урока | |
100 | Литература на современном этапе ( 3 часа) | Общий обзор произведений последних лет. | 1 | Объяснение нового материала | Знать: основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений. | Сообщения подготовленных учащихся | |
101 | | Зачетная работа за год | 1 | Урок контроля знаний | Знать: основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений. Уметь: аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению. | Письменная работа | |
102 | | Итоговый урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Знать: основные теоретико-литературные понятия, содержание произведений. | Беседа по материалам урока | |
Личностные универсальные действия: - формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; - формировать готовность к самообразованию и самовоспитанию; - формирование адекватной позитивной самооценки. Регулятивные универсальные учебные действия: - уметь самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - уметь осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; - уметь адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; - владеть основами саморегуляции эмоциональных состояний; - уметь прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. Познавательные универсальные учебные действия: - уметь ставить проблему, аргументировать её актуальность; - самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - уметь выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; - уметь организовывать исследование с целью проверки гипотез; - уметь делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. Коммуникативные универсальные учебные действия: - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы - брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - уметь оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; - уметь в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - уметь вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи; - следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. |
16