Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой художественной культуре и Примерной программы среднего (полного) образования по мировой художественной культуре для базового уровня.
Для обучения используются учебники для учащихся общеобразовательных учреждений «МХК 10 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2011 год. «МХК 11 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2011 год. Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ. Материал изучается на базовом уровне. 10-11 классы средней (полной) школы, рассматриваются как важнейший этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по мировой художественной культуры на уроках истории на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования .
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в Х-36 ч. и ХI классах по 34 ч, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цель: дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Художественная культура конца XIX -- XX вв. (10 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.
Учебно-тематический план.
№ | Тема учебного занятия | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Содержание, основные понятия | УМК и МТО | Формы организации учебной деятельности | Дата |
Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. | |
1 | Первые художники Земли. | Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка, танец. | Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации. Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох. | Учебник стр.8-30 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
2 | Архитектура стран фараонов. | Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. | Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре1, канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты. | Учебник стр.31-38 Раб.тет. ЭОР Стр.39-51 | Устный опрос. Записи в тетради. | |
3 | Изобразительное искусство и музыка Др. Египта. | Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут. | Устный опрос. Записи в тетради. | |
4 | Художественная культура междуречья | Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески) | Учебник стр.52-56 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
5 | Искусство доколумбовской Америки. | Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовской Америки. | Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства). | Учебник стр.57-62 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
6 | Обобщающий урок по теме «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций» | Характеризовать общие черты в разных произведениях искусства. | Знать общие черты. Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Тест. | Письменный опрос. | |
Художественная культура Античности. |
7 | Эгейское искусство | Всемирно-историческое значение художественной культуры Эгейского искусства. | Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки. | Учебник стр.66-71 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
8 | Золотой век Афин. | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. | Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись). | Учебник стр.72-83 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
9 | Выдающиеся скульпторы Древней Эллады. | Всемирно-историческое значение художественной культуры скульпторы Древней Эллады. | Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. | Учебник стр.84-91 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
10 | Архитектура императорского Древнего Рима. | Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов». | Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей | Учебник стр.92-101 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
11 | Изобразительное искусство Римской империи. | Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. | Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство. | Учебник стр.102-109 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
12 | Театр и музыка античности. | Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. | Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны. | Учебник стр.110-117 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
13 | Мир Византийской культуры | Всемирно-историческое значение художественной культуры | Художественная культура Византии. | Учебник стр.120-129 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
14 | Архитектура Западноевропейского Средневековья | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. | Освоение западноевропейских традиций. Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэтическое творчество трубадуров и миннезингеров). Освоение западноевропейских традиций Театральное искусство и музыка в средние века | Учебник стр.стр.130-139 Раб.тет. ЭОР стр.141-148
стр.149-158 | Устный опрос. Записи в тетради. | |
15 | Изобразительное искусство Средних веков. | Всемирно-историческое значение художественной культуры скульпторы. Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. |
16 | Театральное искусство и музыка в средние века | Всемирно-историческое значение художественной культуры и музыки средневековья. |
17 | Художественная культура Киевской Руси | Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». | Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма. | Учебник стр.159-167 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
18-19 | Развитие русского регионального искусства | Ансамбль Московского Кремля. | Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков. | Учебник стр168-183 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
20 21 | Искусство единого Российского государства. | Значение культуры- Деревянное зодчество Руси. | Особенности славянской языческой культуры. Деревянное зодчество Руси. Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия | Учебник стр.185-201 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
Живопись и музыка Древней Руси. | Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. |
22 | Обобщающий урок по теме «Художественная культура Античности» | Характеризовать общие черты в разных произведениях искусства. | Знать общие черты. Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Тест. | Письменный опрос. | |
Художественная культура средневекового Востока. |
23 24 | Художественная культура Индии. | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Всемирно-историческое значение художественной культуры Индии. | Особенность-искусства Индии. | Учебник стр.212-225 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
25 26 | Художественная культура Китая. | Всемирно-историческое значение художественной культуры Китая. Шедевры индийского зодчества. | Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран Китая. | Учебник стр.226-237 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
27 | Искусство Страны восходящего солнца . | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевря японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра. | Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры. | Учебник стр.238-248 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
28 | Художественная культура исламских стран. | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Межкультурные коммуникации русских и татар в Вятскополянском районе Кировской области. | Самобытность и неповторимость художественной культуры ислама. Шедевры исламского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Востока | Учебник стр.249-261 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
29. | Обобщающий урок по теме «Художественная культура средневекового Востока» | Всемирно-историческое значение художественной культуры Востока | Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки). | Тест. | Письменный опрос. | |
Художественная культура Возрождения. |
30 | Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. | Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма. Шедевры зодчества Возрождения. | Учебник стр.265-280 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
31 | Архитектура итальянского Возрождения. | Характерные черты искусства маньеризма. Шедевры зодчества Возрождения. Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника. | Учебник стр.281-292 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
32 | Контрольная работа | Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти | Тест | Письменная работа | |
33 | Мастера венецианской живописи. | Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти | Самобытность и неповторимость художественной эпохи Возрождения. | Учебник стр.311-325 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
35 | Искусство Северного Возрождения | Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти | Самобытность и неповторимость художественной эпохи Северного Возрождения. | Учебник стр.326-359 Раб.тет. ЭОР | Устный опрос. Записи в тетради. | |
36 | Обобщающий урок по теме «Художественная культура Возрождения» | Всемирно-историческое значение художественной культуры Венеции. | Самобытность и неповторимость художественной эпохи Возрождения. | Тест. | Письменный опрос. | |