СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по МХК 10-11 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой художественной культуре и Примерной программы среднего (полного) образования по мировой художественной культуре для базового уровня.

Просмотр содержимого документа
«Программа по МХК 10-11 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой художественной культуре и Примерной программы среднего (полного) образования по мировой художественной культуре для базового уровня.

Для обучения используются учебники для учащихся общеобразовательных учреждений «МХК 10 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2011 год. «МХК 11 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2011 год. Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ. Материал изучается на базовом уровне. 10-11 классы средней (полной) школы, рассматриваются как важнейший этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по мировой художественной культуры на уроках истории на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования .


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в Х-36 ч. и ХI классах по 34 ч, из расчета 1 учебный час в неделю.


Цель: дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.

Задачи:

  1. развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

  2. воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;

  3. освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  4. овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  5. использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

  • основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (70 часов)

Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (не менее 7 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (не менее 12 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (не менее 5 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.


Художественная культура Нового времени (не менее 24 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (10 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Учебно-тематический план.


Тема

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Древние цивилизации

7


2

Культура античности

5


3

Средние века

12


4

Культура востока

5


5

Возрождение

7


6

Итоговый урок «XVII вв.»

1


7

Художественная культура Нового времени.


24

8

Художественная культура конца XIX-XX вв.


10

Итого

36

34


Календарно-тематический план 10 класс.



Тема учебного занятия


Планируемые образовательные результаты изучения темы


Содержание, основные понятия

УМК и МТО

Формы организации учебной деятельности


Дата

Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций.


1

Первые художники Земли.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка, танец.


Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Происхождение искусства.

Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

Учебник стр.8-30

Раб.тет.

ЭОР


Устный опрос.

Записи в тетради.


2

Архитектура стран фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.


Художественная культура древних цивилизаций.

Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре1, канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.


Учебник стр.31-38

Раб.тет.

ЭОР

Стр.39-51

Устный опрос.

Записи в тетради.


3

Изобразительное искусство и музыка Др. Египта.

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут.


Устный опрос.

Записи в тетради.


4

Художественная культура междуречья

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески)


Учебник стр.52-56

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


5

Искусство доколумбовской Америки.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовской Америки.


Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

Учебник стр.57-62

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


6

Обобщающий урок по теме «Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций»

Характеризовать общие черты в разных произведениях искусства.

Знать общие черты.

Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию.

Тест.

Письменный опрос.


Художественная культура Античности.

7

Эгейское искусство

Всемирно-историческое значение художественной культуры Эгейского искусства.

Художественная культура древних цивилизаций.

Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки.

Учебник стр.66-71

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


8

Золотой век Афин.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.


Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись).

Учебник стр.72-83

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


9

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады.

Всемирно-историческое значение художественной культуры скульпторы Древней Эллады.

Мифология – главный источник образов и символики античного искусства.

Учебник стр.84-91

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


10

Архитектура императорского Древнего Рима.

Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».


Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей

Учебник стр.92-101

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


11

Изобразительное искусство Римской империи.

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.


Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

Учебник стр.102-109

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


12

Театр и музыка античности.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.


Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.


Учебник стр.110-117

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


13

Мир Византийской культуры

Всемирно-историческое значение художественной культуры

Художественная культура Византии.

Учебник стр.120-129

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


14

Архитектура Западноевропейского Средневековья


Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.

Освоение западноевропейских традиций.

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэтическое творчество трубадуров и миннезингеров).



Освоение западноевропейских традиций Театральное искусство и музыка в средние века

Учебник стр.стр.130-139

Раб.тет.

ЭОР

стр.141-148







стр.149-158

Устный опрос.

Записи в тетради.


15

Изобразительное искусство Средних веков.

Всемирно-историческое значение художественной культуры скульпторы. Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры.

16

Театральное искусство и музыка в средние века

Всемирно-историческое значение художественной культуры и музыки средневековья.

17

Художественная культура Киевской Руси

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских».


Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма.

Учебник стр.159-167

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


18-19

Развитие русского регионального искусства

Ансамбль Московского Кремля.





Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков.

Учебник стр168-183

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


20






21

Искусство единого Российского государства.


Значение культуры- Деревянное зодчество Руси.


Особенности славянской языческой культуры. Деревянное зодчество Руси.




Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия

Учебник стр.185-201

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


Живопись и музыка Древней Руси.

Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества.


22

Обобщающий урок по теме «Художественная культура Античности»

Характеризовать общие черты в разных произведениях искусства.

Знать общие черты.

Формирование ответственного отношения к обучению искусства, готовности и способности к саморазви­тию и самообразованию.

Тест.

Письменный опрос.


Художественная культура средневекового Востока.

23


24

Художественная культура Индии.

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Всемирно-историческое значение художественной культуры Индии.


Особенность-искусства Индии.

Учебник стр.212-225

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


25



26

Художественная культура Китая.


Всемирно-историческое значение художественной культуры Китая. Шедевры индийского зодчества.

Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран Китая.

Учебник стр.226-237

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


27

Искусство Страны восходящего солнца .

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевря японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра.


Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.

Учебник стр.238-248

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


28

Художественная культура исламских стран.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Межкультурные коммуникации русских и татар в Вятскополянском районе Кировской области.


Самобытность и неповторимость художественной культуры ислама. Шедевры исламского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Востока

Учебник стр.249-261

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


29.

Обобщающий урок по теме «Художественная культура средневекового Востока»

Всемирно-историческое значение художественной культуры Востока

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ). Театральное и музыкальное искусство (Пекинская музыкальная драма, японский театр Ноо и Кабуки).


Тест.

Письменный опрос.




Художественная культура Возрождения.

30

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.




Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Культура эпохи Возрождения.


Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио).



Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.).


Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте.

Театр Шекспира.


Характерные черты искусства маньеризма.

Шедевры зодчества Возрождения.

Учебник стр.265-280

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


31


Архитектура итальянского Возрождения.

Характерные черты искусства маньеризма.

Шедевры зодчества Возрождения.


Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.


Учебник стр.281-292

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


32

Контрольная работа

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти


Тест

Письменная работа


33

Мастера венецианской живописи.

Отражение в них глубоких

философских размышлений автора о смысле жизни и смерти


Самобытность и неповторимость художественной эпохи Возрождения.

Учебник стр.311-325

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


35

Искусство Северного Возрождения

Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти


Самобытность и неповторимость художественной эпохи Северного Возрождения.

Учебник стр.326-359

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


36

Обобщающий урок по теме

«Художественная культура Возрождения»

Всемирно-историческое значение художественной культуры Венеции.

Самобытность и неповторимость художественной эпохи Возрождения.

Тест.

Письменный опрос.



Календарно-тематический план 11 класс.


Тема учебного занятия.


Планируемые образовательные результаты изучения темы


Содержание, основные понятия


УМК и МТО


Формы организации учебной деятельности


Дата



Художественная культура Нового времени.

1

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков.

Художественная культура ХVII - ХVIII вв.

Скульптурные и живописные шедевры искусства. Отражение в них глубоких философских идей. Характерные черты стилей Нового времени.


Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира.


Учебник стр.1-7

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


2

Художественная культура барокко.

Реалистические тенденции в развитии искусства ХVII - ХVIII вв.

Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

Возникновение новых стилей Нового Времени. От «трагического гуманизма» барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма.


Учебник стр.8-13

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


3

Архитектура барокко.


Эстетика и главные темы искусства барокко. Характерные черты архитектуры ХVIII вв.

Всемирно-историческое значение художественной культуры барокко.



Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко. Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Творчество Франческо Борромини.

Архитектурные творения Б.Ф. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной барокко.


Учебник стр.14-22

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


4

Изобразительное искусство барокко.


Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира.

Характерные черты архитектуры классицизма.

Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля.

Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма.


Учебник стр.23-31

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


5

Реалистические тенденции в живописи Голландии


Творчество Рембранта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений

Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.


Учебник стр.32-45

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


6

Музыкальная культура барокко


Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора.

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко.


Учебник стр.46-56

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


7

Художествен-ая культура классицизма и рококо

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Характерные черты архитектуры классицизма и рококо.

Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля.

Реалистические тенденции в развитии искусства классицизма и рококо в ХVII - ХVIII вв.

Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

Учебник стр.57-63

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


8

Классицизм в архитектуре Западной Европы


Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Творчество К. Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д. Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, А.Н. Воронихин.


Учебник стр.64-74

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


9

Изобразительное искусство классицизма рококо


Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики в произведений Никола Пуссена.

Творчество Никола Пуссена. Великий мастер живописи. Судьба художника, основные этапы его творческой биографии.


Учебник стр.75-84

Раб.тет.

Устный опрос.

Записи в тетради.


10

Композиторы Венской классической школы.


Формирование классических жанров и принципов симфонизма

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма.. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора.

Учебник стр.85-94

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


11

Шедевры классицизма в архитектуре России.


Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений


Учебник стр.95-107

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


12

Искусство русского портрета.

Шедевры русских портретистов: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский.

У истоков портретного искусства


Учебник стр.108-121

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


13

Неоклассицизм и академизм в живописи.

Формирование жанров и принципов неоклассицизма 19-20 вв.

Великий мастер живописи. Судьбы художников, основные этапы его творческой биографии.


Учебник стр. 122-138

Устный опрос.

Записи в тетради.


14

Художественная культура романтизма : живопись.

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.

Романтизм как художественный стиль эпохи конца ХVIII – начала ХIХ в.»Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма)

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.


Учебник стр. 139-157

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


15

Романтический идеал и его отражение в музыке.

Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества.

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.


Учебник стр. 158-169

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


16

Зарождение русской классической музыкальной школы .М.И.Глинка.

Самобытность и неповторимость художественной эпохи Музыкальная культура17-19 век.

Учебник стр. 170-176

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


17

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX вв.


Эстетика реализма и натурализм. Художественные принципы реализма.

Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства).

Учебник стр. 177-190

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


18

Русские художники – передвижники

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ.

Творчество передвижников Великий мастер живописи. Судьба художника, основные этапы творческой биографии.


Учебник стр. 191-208

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


19

Развитие русской музыки во второй половины XIX вв

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).


Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский, Р.Вагнера ).


Учебник стр. 209-219

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


20

Обобщающий урок по теме « Художественная культура Нового времени»

Всемирно-историческое значение художественной культуры Нового времени.

Самобытность и неповторимость художественной эпохи XIX-XX вв.

Тест.

Письменный опрос.


Художественная культура конца XIX-XX века.

21

-

22

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог).

Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь)..

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога.

Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь)..


Художественные искания импрессионистов(К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь)...

Учебник стр. 222-240

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради.


23

Формирование стиля модерн в европейском искусстве.

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

.


Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.

Идеи и принципы архитектуры начала ХХ в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш.Э. Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О. Шехтеля

Учебник стр.241-255 Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради


24

-

25

Символ и миф в живописи и музыке.

Художественные принципы символизма .М.А.Врубель. Музыкальный мир А.Н.Скрябина.

Идеи и принципы живописи и музыки начала ХХ в.

Учебник стр.256-270 Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради


26

Художественное течения модернизма в живописи.

Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке).

Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали).

Учебник стр.271-286

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради


27

- 28

Русское изобразительное искусство XX в

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Учебник стр. 287-308

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради


29

Архитектура XX века

Основные стили и творческие направления искусства XX века


Учебник стр. 309-321

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради


30

Театральное искусство XX века


Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.


Учебник стр. 322-330

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради


31

Шедевры мирового кинематографа

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова.

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры(П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ

Учебник стр. 331-342

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

Записи в тетради


32

Контрольная работа.

Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка

Музыкальный мир С.С.Прокофьева. Творческие искания Д.Д.Шостаковича.

Музыкальный авангард А.Г.Шнитке. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства.

Тест

Письменный опрос


33

Стилистическое многообразие зарубежной музыки ХХ в века.

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк

Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и миф в живописи. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, худо жники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.


Учебник стр. 353-362

Раб.тет.

ЭОР

Устный опрос.

\Записи в тетради


34

Обобщение урока по теме «Художественная культура конца XIXвв»

Всемирно-историческое значение художественной культуры Художественная культура конца XIXвв

Самобытность и неповторимость художественной эпохи XIX-XX вв.

Тест

Письменный опрос.




1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!