Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Красномаякская средняя общеобразовательная школа»
Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по мировой художественной культуре
2017 – 2018 учебный год
10 класс (1 час в неделю)
Составил:
Учитель русского языка и литературы
Мироненко Светлана Николаевна
п. Маякское
2017год
1.1.Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
-приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
-Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
-основная образовательная программа основного общего образования МОБУ «Красномаякская СОШ» 10 класс
1.2 Цели обучения:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
1.3 Задачи обучения по предмету:
Образовательные задачи :
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
1.4 Общая характеристика учебного предмета:
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
1.5 Общая характеристика учебного процесса:
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная. В ходе изучения курса прослеживаются межпредметные связи с литературой, русским языком, естествознанием, географией, обществознанием, искусством.
1.6 Описание места учебного предмета в учебном плане:
По учебному плану на изучение курса «Мировая Художественная культура» в 10 классе отведено 34 часа. В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура древнейших цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура средневековья», «Средневековая культура Востока», «Художественная культура возрождения»
2.Содержание учебного предмета:
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. АРХАИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОЛЬКЛОРА. МИФ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и ЛУКСОРА. СТУПА В САНЧИ, ХРАМ КАНДАРЬЯ МАХАДЕВА В КХАДЖУРАХО - МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ОТРАЖЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАЙЯ И АЦТЕКОВ В АРХИТЕКТУРЕ И РЕЛЬЕФЕ (ПАЛЕНКЕ, ТЕНОЧТИТЛАН).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: РИМСКИЙ ФОРУМ, КОЛИЗЕЙ, Пантеон.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). КОСМИЧЕСКАЯ, ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ, ВРЕМЕННАЯ СИМВОЛИКА ХРАМА. Икона и иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев). Ансамбль московского Кремля.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор - как образ мира. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. МУСУЛЬМАНСКИЙ ОБРАЗ РАЯ В КОМПЛЕКСЕ РЕГИСТАНА (ДРЕВНИЙ САМАРКАНД). ВОПЛОЩЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ КИТАЯ В ХРАМЕ НЕБА В ПЕКИНЕ. ФИЛОСОФИЯ И МИФОЛОГИЯ В САДОВОМ ИСКУССТВЕ ЯПОНИИ.
МОНОДИЧЕСКИЙ СКЛАД СРЕДНЕВЕКОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ДРЕВНЕГО МИРА, АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КУЛЬТУРЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЭПОХ.
Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, ТИЦИАН). СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: ГЕНТСКИЙ АЛТАРЬ Я. ВАН ЭЙКА; МАСТЕРСКИЕ ГРАВЮРЫ А. ДЮРЕРА, КОМПЛЕКС ФОНТЕНБЛО. РОЛЬ ПОЛИФОНИИ В РАЗВИТИИ СВЕТСКИХ И КУЛЬТОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ. Театр У. Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Основные методы работы:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования.
Художественная культура первобытного мира (1час)
Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Художественная культура Древнего мира (5часов)
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Искусство Античности (5 часов)
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия.
Влияние древнегреческой архитектуры на архитектурные ансамбли.
Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков (9 часов)
София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Средневековая культура Востока (5 часа)
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Ренессанса (9 часов)
Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Литература для учителя
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 классы. Тематическое и поурочное планирование. М., Дрофа, 2004.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
Неменский Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
Разумовская, О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды/ О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Методика).
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. – М., Народное образование, 1998. – с. 34-28.
Современный урок: Мировая художественная культура: Методические рекомендации в помощь уителю/под ред. Л.М.Ванюшкиной. СПб.: КАРО,2009.
Литература для обучающихся
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVIIвека.10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М. ,Дрофа, 2007.
Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. В лекциях, беседах, рассказах. М., Новая школа,1996.
Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999.
Мультимедийные средства и Интернет-ресурсы
1.Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru
2.Музыкальная коллекция http://music.edu.ru
3.Архитектура России http://www.archi.ru
4. «Культура России» http://www.russianculture.ru
5. Музеи России http://www.museum.ru
6.Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии http://www.greekroman.ru
7.Archi-tec.ru– история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура http://www.archi-tec.ru
8. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств.http://www.artyx.ru
9. Belcanto.Ru– в мире оперы.http://www.belcanto.ru
10. Классическая музыка http://www.classic-music.ru
11. Мировое искусство http://www.world.art
12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению http://e-project.ru/mos/
13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова.http://petrov-gallery.narod.ru
14. Виртуальный каталог икон.http://www.wco.ru/icons/
15. Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru
16. Виртуальный музей Лувр.http://louvre.historic.ru
17. Государственный Русский музей.http://www.rusmuseum.ru
18. Государственная Третьяковская галерея.http://www.tretyakov.ru
19. Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org20 .
20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК.http://www.mhk.spb.ru
21. Замки Европыhttp://www/castles.narod.ru
22. Импрессионизм http://.impressionism.ru
23. История изобразительного искусства.http://www.arthistory.ru/
24. Московский Кремль:виртуальная экскурсия.http://www.moscowkremlin.ru
25. Музеи Московского Кремля.http://www.kremlin.museum.ru
26.Народы и религии мира.http://www.cbook.ru/peoples/
27. Репин Илья Ефимович.http://www.ilyarepin.org.ru
28. Российская история в зеркале изобразительного искусства.http://www.sgu.ru/rus_hist/
29. Современная мировая живопись.http://www.wm-painting.ru
30. Энциклопедия Санкт-Петербурга.http://www.encspb.r
31. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер
Экран
Колонки
м/м проектор
5. Планируемые результаты изучения предмета.
В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Приложения к рабочей программе:
Приложение №1.
Критерии оценивания:
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Приложение №2.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 10 КЛАСС.
№ Урока | Количество часов | Тема урока | Содержание урока | Требования стандарта. Базовый уровень Знания и умения | Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта | Общеучебные умения и навыки | Дата проведения |
план | факт |
Тема №I ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (6 часов) | |
1. | 1 | Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. | Искусство первобытного человека. | Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры. Уметь Узнавать Изученные произведения | Знать особенности языка различных видов искусств первобытной культуры. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | | |
| 1 | Искусство Древней Передней Азии. Художественная культура Древнего мира. ОсобенностихудожественнойкультурыМесопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона.. | Текущий, фронтальный | Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии. Уметь узнавать изученные произведения. | Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой | | |
| |
2. | 1 | Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. | Искусство Древней Передней Азии. | Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии. Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | | |
3-4 | 2 | Гигантизм и неизменность канона - примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта: пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в санчи. | Архитектура Древнего Египта. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. | Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта; Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта | Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; | | |
| | | | Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта. Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта | Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | |
5. | 1 | Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе . | Искусство Мезоамерики. | Знать шедевры искусства ацтеков и майя. Уметь узнавать изученные произведения | Знать шедевры искусства доколумбовской Америки Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | | |
6. | 1. | Контрольный срез по теме «Древние цивилизации». Тема №II КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (5 часов) | | | | | | |
7. | 1 | Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). | Эгейское искусств. Искусство Древней Греции. | Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин. Уметь узнавать изученные произведения | Знать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции; шедевры художественной культуры, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками | | |
| |
| | | | | | информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного | | |
| | | | | |
8. | 1 | Идеалы красоты Древней Греции. | Изобразительное искусство Древней Греции. | Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма | Знать основные периоды развития скульптуры и их выдающихся представителей | | |
9. | 1 | Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон. | Искусство Древнего рима. | Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения. | Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | |
10. | 1 | Символы римского величия. Изобразительное искусство Древнего Рима. | Изобразительное искусство Древнего Рима. | Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | |
11. | 1 | Символы римского величия: Театр и музыка Античности. | Театр и музыка Античности. | Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра. | Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра. | | |
Тема № III СРЕДНИЕ ВЕКА(9 часов) | |
12. | 1 | Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. | Мир византийского искусства. | Знать достижения византийской архитектуры; Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка византийской архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в | | |
13. | 1 | Готический собор - как образ мира | Архитектура западноевропейского Средневековья. | Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения. | Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья; Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | |
14. | 1 | Художественная культура Средних веков. | Изобразительное искусство Средних веков. Театр и музыка Средних веков. | Знать особенности скульптуры романского и готического стиля. Уметь Узнавать Изученные Произведения. | Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | |
практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного | | |
15. | 1 | Монодический склад средневековой музыкальной культуры. | Текущий, фронтальный | Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | |
| |
16. | 1 | Контрольная работа по теме «Культура Средних веков» | | | | | |
17. | 1 | Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). | Искусство Киевской Руси. | Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества. Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | |
18. | 1 | Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Икона и иконостас (Ф. ГРЕК, А. Рублев). | Развитие русского регионального искусства. | Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | | |
19. | 1. | Ансамбль московского Кремля. | Искусство единого Российского государства. | Знать особенности изобразительного искусства Российского государства; Уметь узнавать изученные произведения | | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | | |
20. | 1. | Театр и музыка Древней Руси. | Театр и музыка Древней Руси. | Знать особенности театрального искусства Древней Руси и достижения музыкальной культуры Уметь узнавать изученные произведения | | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного творчества | | |
Тема № IV КУЛЬТУРА ВОСТОКА (5 часов) |
21-22 | 2 | Искусство Индии. Индия — «страна чудес». Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. | Искусство Индии. | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества. | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного. | | |
| |
23. | 1 | Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. | Искусство Китая. | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей средой. | | |
24. | 1 | Философия и мифология в садовом искусстве Японии. Искусство Страны восходящего солнца (Япония). | Искусство Страны восходящего солнца. | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. | | |
25. | 1 | Мусульманский образ рая в комплексе регистана (Древний Самарканд). Искусство исламских стран. Художественная культура ислама. Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры | Искусство исламских стран. | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. | | |
Тема № V ВОЗРОЖДЕНИЕ (9 часов) |
26. | 1 | Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии | Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. | Мастера проторенессанса: Джотто, Паоло Учелло.Обращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета | Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения); использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного | | |
27. | 1 | Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Архитектура итальянского Возрождения. | Архитектура итальянского Возрождения. | Значение и уникальный характер итальянского Возрождения. Шедевры архитектуры. | Знать основные произведения мастеров архитектуры. | | |
28. | 1 | Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленныешедевры художника | Титаны Высокого Возрождения. | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. | Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника | | |
29-30. | 2 | Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело). Судьба художника, основные этапы его творчества. Бунтующий гений Микеланджело.Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника | Титаны Высокого Возрождения. | Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника | Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника | | |
| |
31-32 | 2 | Мастера венецианской живописи. Творчество Беллини и Джорджоне. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика | Мастера венецианской живописи. | Творчество Беллини и Джорджоне. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика | Основные вехи творческой биографии Беллини, Джорджоне и Тициана. | | |
33. | 1 | Северное возрождение: гентский алтарь Я. Ван Эйка. Мастерские гравюры А. Дюрера. | Искусство Северного Возрождения. | Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. | Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. | | |
34. | 1 | Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. | Музыка и театр эпохи Возрождения. | Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | | | |