Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО заместитель директора по УВР директор школы
педагогов ______________Ахметова М.В. ____________Гизатуллин С.А.
коррекционного блока
__________/Ковалева Е.В./ «____» ______________2016 г Приказ № _________
Протокол № ______ от «____» ____________2016 г от «____» ____________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Музыка и пение»
2 класс
Составила: Куликова Е.А.
учитель музыки и пения
г. Чернушка
2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида подготовительнй,1-4 классы – 3-е издание, исправленное, М., Просвещение, 2004, под редакцией В.В. Воронковой, утвержденной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для обучающегося. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л.С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Цель музыкального воспитания:
Овладение обучающимися музыкальной культурой, развитие музыкальности:
- умение слушать музыку,
- точное интонирование музыки,
- умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней,
- умение различать средства музыкальной выразительности: ритм, темп, динамические оттенки, ладогормонические особенности, исполнительские навыки.
Задачи образовательные:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
-формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
-совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у обучающихся в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на обучающихся прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на обучающихся оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными произведениями звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.
Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года обучающиеся выучивают от 10 до 15 песен. Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения обучающимися отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление.
Содержание программы.
2 класс (1 час в неделю)
Пение.
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущем классе, а также на новом материале.
Исполнение песенного материала в диапазоне до1 – до2.
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.
Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
Слушание музыки.
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие – низкие) и длительности (долгие – короткие).
Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.
Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).
Обучающиеся должны знать:
- высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
- музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
- характер и содержание музыкальных инструментов;
- музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Обучающиеся должны уметь:
- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя ансамбль.
Учебно-тематическое планирование
2 класс (1час в неделю)
1 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Основные жанры музыки (песня, танец, марш) | 1 |
Разучивание р.н.п. «На горе-то калина» | 1 |
Пение р.н.п. «На горе-то калина» | 1 |
Разучивание песни «Огородная - хороводная» | 1 |
Пение песен «На горе-то калина», «Огородная – хороводная» | 1 |
Разучивание р.н. песни «Каравай» | 1 |
Разучивание песни «Неприятность эту мы переживем» | 1 |
Пение песенного репертуара. | 1 |
2 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Пение песни «Неприятность эту мы переживем». | 1 |
Р.н.п. «Как на тоненький ледок» | 1 |
Музыкальные коллективы. Оркестр | 1 |
Разучивание песни А.Филлипенко «Новогодняя». | 1 |
Пение песни А.Филлипенко «Новогодняя». | 1 |
Разучивание песни А. Островского «Новогодняя хороводная». | 1 |
Пение песни А. Островского «Новогодняя хороводная». | 1 |
Пение песен «Новогодняя» и «Новогодняя хороводная». | 1 |
3 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 10 |
Строение песни (припев, запев, вступление) | 1 |
Разучивание «Песни о пограничнике» С. Богословского | 1 |
Пение «Песни о пограничнике» С. Богословского | 1 |
Обучение игре на ударно-шумовых инструментах. | 1 |
Разучивание песни Ю. Гурьева «Мамин праздник | 1 |
Пение песни Ю. Гурьева «Мамин праздник | 1 |
Знакомство с музыкальными инструментами | 1 |
Слушание песни В. Шаинского «Улыбка» | 1 |
Разучивание песни «Улыбка» В. Шаинского | 1 |
Пение песни «Улыбка» В. Шаинского | 1 |
4 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Р.н.п. «Бабушкин козлик» | 1 |
Разучивание песни «Бабушкин козлик» | 1 |
Музыка из мультфильмов. | 1 |
Разучивание песни «На крутом бережку» Б. Савельева | 1 |
Пение песни «На крутом бережку» Б. Савельева | 1 |
Разучивание песни «Если добрый ты» Б. Савельева | 1 |
Пение песни «Если добрый ты» Б. Савельева | 1 |
Пение песен «Если добрый ты» и «На крутом бережку» Б. Савельева | 1 |
Учебно- методическое обеспечение
1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.
4. Пение и музыка//Программа для подготовительных,1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида – 3-е издание, М., Просвещение, 2004, под редакцией В.В. Воронковой.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.
6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.
7. Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под.ред. И.М.Бгажноковой
8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.
9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.
10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.
11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.
12. СД диски, диски караоке, аудио и видео записи.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
I четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2016-2017 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Основные жанры музыки (песня, танец, марш) | 1 | 07.09.2016 | 07.09.2016 | Слушание музыкальных произведений: Боккерини «Минуэт», Прокофьев «Марш», Крылатов «Песенка Деда Мороза» |
2. | Разучивание р.н.п. «На горе-то калина» | 1 | 14.09.2016 | 14.09.2016 | Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально |
3. | Пение р.н.п. «На горе-то калина» | 1 | 21.09.2016 | 21.09.2016 | Развивать умение петь «а капелла» |
4. | Разучивание песни «Огородная -хороводная» | 1 | 28.09.2016 | 28.09.2016 | Работа над точным интонированием мелодии песни. |
5. | Пение песен «На горе-то калина», «Огородная – хороводная» | 1 | 05.10.2016 | 05.10.2016 | Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально |
6. | Разучивание р.н. песни «Каравай» | 1 | 12.10.2016 | 12.10.2016 | Выработка навыков пения в унисон |
7. | Разучивание песни «Неприятность эту мы переживем» | 1 | 19.10.2016 | 19.10.2016 | Работа над дыханием. Учить различать запев и припев. |
8. | Пение песенного репертуара. | 1 | 26.10.2016 | 26.10.2016 | Развивать умения воспроизводить куплет знакомой песни путем беззвучной артикуляции |
II четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2016-2017 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Пение песни «Неприятность эту мы переживем». | 1 | 09.11.2016 | 09.11.2016 | Выработка умения петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу. |
2. | Р.н.п. «Как на тоненький ледок» | 1 | 16.11.2016 | 16.11.2016 | Слушание пение педагога. Пение без музыкального сопровождения. |
3. | Музыкальные коллективы. Оркестр | 1 | 23. 11.2016 | 23. 11.2016 | Слушание в исполнении симфонического оркестра Марш оловянных солдатиков П.Чайковского из «Детского альбома» |
4. | Разучивание песни А.Филлипенко «Новогодняя». | 1 | 30. 11.2016 | 30. 11.2016 | Работа над точным интонированием мелодии песни |
5. | Пение песни А.Филлипенко «Новогодняя». | 1 | 07.12.2016 | 07.12.2016 | Работа над выразительной интонацией голоса при пении. |
6. | Разучивание песни А. Островского «Новогодняя хороводная». | 1 | 14.12.2016 | 14.12.2016 | Работа над умением удерживать дыхание на более длительных фразах. |
7. | Пение песни А. Островского «Новогодняя хороводная». | 1 | 21.12.2016 | 21.12.2016 | Выработка умения петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу. |
8. | Пение песен «Новогодняя» и «Новогодняя хороводная». | 1 | 28.12.2016 | 28.12.2016 | Работа над согласованным пением в составе группы. Подготовка к празднику. |
III четверть (10 ч.)-1 ч –праздничный день,1 ч – карантин = 8 ч
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2016-2017 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Строение песни (припев, запев, вступление) | 1 | 18.01.2017 | 18.01.2017 | Развивать умение дифференцировать различные части песни. |
2. | Разучивание «Песня о пограничнике» С. Богословского | 1 | 25.01.2017 | 01.02.2017 | Развивать умение слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом. |
3. | Пение «Песни о пограничнике» С. Богословского | 1 | 01.02.2017 | 08.02.2017 | Развивать слуховое внимание и чувства ритма. |
4. | Обучение игре на ударно-шумовых инструментах. | 1 | 08.02.2017 | 15.02.2017 | Учить детей играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, маракасы) |
5. | Разучивание песни Ю. Гурьева «Мамин праздник | 1 | 15.02.2017 | 22.02.2017 | Работа над выразительной интонацией голоса при пении. |
6. | Пение песни Ю. Гурьева «Мамин праздник | 1 | 22.02.2017 | 01.03.2017 | Развивать умение петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу. |
7. | Знакомство с музыкальными инструментами | 1 | 01.03.2017 | 15.03.2017 | Познакомить детей со звучанием флейты и арфы. |
8. | Слушание песни В. Шаинского «Улыбка» | 1 | 15.03.2017 | 22.03.2017 | Просмотр отрывка из м/ф «Крошка Енот». Развивать умение понимать содержание песни. |
9. | Разучивание и пение песни «Улыбка» В. Шаинского | 1 | 22.03.2017 | 05.04.2017 | Работа над точным интонированием мелодии песни Получать эстетическое наслаждение от собственного пения. |
10. | Резерв на повторение | 1 | | | |
IV четверть (8 ч.)+1 ч (с 3 ч.)=9ч.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2016-2017 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Р.н.п. «Бабушкин козлик» | 1 | 05.04.2017 | 12.04.2017 | Продолжать знакомство с творчеством русского народа |
2. | Разучивание песни «Бабушкин козлик» | 1 | 12.04.2017 | 19.04.2017 | Слушание пение педагога. Пение без музыкального сопровождения. |
3. | Музыка из мультфильмов. | 1 | 19.04.2017 | 26.04.2017 | Слушание диска «Песни из мультфильмов» |
4. | Разучивание песни «На крутом бережку» Б. Савельева | 1 | 26.04.2017 | 03.05.2017 | Работа над выразительностью голоса при пении. |
5. | Пение песни «На крутом бережку» Б. Савельева | 1 | 03.05.2017 | 10.05.2017 | Развивать умение слышать вступление и начинать пение вместе с педагогом. |
6. | Разучивание песни «Если добрый ты» Б. Савельева | 1 | 10.05.2017 | 17.05.2017 | Работа над выразительной интонацией голоса при пении. |
7. | Пение песни «Если добрый ты» Б. Савельева | 1 | 17.05.2017 | 24.05.2017 | Выработка умения петь дружно, слажено, прислушиваться друг к другу. |
8. | Пение песен «Если добрый ты» и «На крутом бережку» Б. Савельева | 1 | 24.05.2017 | 31.05.2017 | Работа над согласованным пением в составе группы и индивидуально. |