СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по музыке и пению для 8 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по предмету "Музыка и пение" для 8 класса коррекционных школ VIII вида

Просмотр содержимого документа
«Программа по музыке и пению для 8 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО

педагогов заместитель директора по УВР директор школы

коррекционного блока ______________Ахметова М.В. ____________Гизатуллин С.А. __________/Ковалева Е.В./ «____» ______________2017 г Приказ № _________

Протокол № ______ от «____» ____________2017 г от «____» ____________2017 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Музыка и пение»

8 класс



Составила: Куликова Е.А.

учитель музыки и пения







г. Чернушка

2017 г

Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,2000 г., под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемленной частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимися специальных заведений.


Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры обучающихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств обучающихся, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

- оптимистическая перспектива образования;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий


Задачи образовательные:

-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

-формировать музыкально-эстетический словарь;

-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

-совершенствовать певческие навыки;

-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.


Задачи воспитывающие:

- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;

-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

- активизировать творческие способности.


Задачи коррекционно-развивающие:


- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.


Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности обучающегося; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая и современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел пение включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений обучающихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на выработку стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Обучающиися не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания обучающимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Наряду с освоением обучающимся нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет обучающимся вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.






Содержание программы.

8 класс (1 час в неделю)


Пение.


Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);

эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;

выразительное «концертное» исполнение разучиваемых произведений;

пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;

точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижении дикционной ясности и четкости.

Певческие упражнения:

- пение на одном звуке, на разные слоги;

- пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги;

- пение попевок с полутонными интонациями;

- пение с закрытым ртом;

- совершенствование певческого дыхания;

- упражнение на чистое округленное интонирование;

- вокально-хоровые распевания без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5-7-х классах.





Слушание музыки.


Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов.

Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.


Музыкальная грамота.


Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности – темп, динамика, лад, меторитм, мелодия, гармония, тембр.

Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.





















Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).



Обучающиеся должны знать:


- средства музыкальной выразительности;

- основные жанры музыкальных произведений;

- музыкальные инструменты;

- музыкальные профессии и специальности;

- особенности творчества изученных композиторов;

- особенности народного музыкального творчества.




Обучающиеся должны уметь:


- самостоятельно исполнять несколько песен;

- отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;

- называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;

- называть исполнителя – певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

- определять характер, содержание произведения;

- определять ведущие средства выразительности;

- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

- подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.











Учебно-тематическое планирование

8 класс (1час в неделю)


1 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Песни о Родине. Слушание песни « С чего начинается Родина» Разучивание песни «Я люблю тебя, Россия!»

1

Пение песни «Я люблю тебя, Россия!»

1

Биография и творчество С. Прокофьева

1

Народная музыка в творчестве композиторов.

1

Разучивание песни Соловьева-Седого «Подмосковные вечера»

1

Музыкальная грамота. Средства музыкальной выразительности.

1

Пение песни Соловьева-Седого «Подмосковные вечера»

1

Разучивание песни С. Туликова «Не повторяется такое никогда».

1



2 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Пение песни С. Туликова «Не повторяется такое никогда».

1

Разучивание песни « Есть только миг» А. Зацепина

1

Пение песни « Есть только миг» А. Зацепина

1

Д. Шостакович. Жизнь и творчество.

1

Разучивание « Песенки о медведях» А. Зацепина

1

Пение «Песенки о медведях» А. Зацепина

1

Разучивание саги А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду»

1

Пение саги А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду»

1







3 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


10

Разучивание песни «Рассвет- чародей» В. Шаинского

1

Пение песни «Рассвет - чародей» В. Шаинского

1

Разучивание песни А. Пахмутовой «Старый клен»

1

Пение песни А. Пахмутовой «Старый клен»

1

А. Хачатурян. Жизнь и творчество.

1

Разучивание песни Б. Мокроусова «Когда весна придет…»

1

Пение песни Б. Мокроусова «Когда весна придет…»

1

Разучивание песни Н. Богословского «Спят курганы темные»

1

Пение песни Н. Богословского «Спят курганы темные»

1

Музыкальные профессии и специальности.

1


4 четверть


Название раздела; тематика занятий

Кол-во часов


8

Разучивание песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы

1

Пение песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы

1

Разучивание песни «День Победы» Д. Тухманова

1

Пение песни «День Победы» Д.Тухманова

1

Разучивание песни А.Флярковского «Прощальный вальс»

1

Пение песни А. Флярковского «Прощальный вальс»

1

Г. Свиридов. Жизнь и творчество.

1

Музыкальный ринг

1




Учебно- методическое обеспечение



1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

4. Музыка и пение// Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов.- М.: Владос, 2000 г., под редакцией В.В. Воронковой.

5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.

6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.

7.Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

под. ред. И.М.Бгажноковой

8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.

9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.

10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.

11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.

12. СД диски, диски караоке, аудио и видео записи.
















Приложение.

Календарно-тематическое планирование.


I четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2017-2018 уч.г.

2016-2017 уч.г.

по плану

фактически

1.

Песни о Родине. Слушание песни « С чего начинается Родина» Разучивание песни «Я люблю тебя, Россия!»

1

07.09.2017


Совершенствовать эмоционально- осознанное восприятие музыкальных произведений патриотического содержания.

2.

Пение песни «Я люблю тебя, Россия!»

1

14.09.2017


Формировать умение петь по музыку и без музыкального сопровождения.

3.

Слушание песни «Что такое Осень»»

1

21.09.2017


Работа над формированием певческого звучания

4.

Пение песни «Что такое осень»

1

28.09.2017


Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.

5.

Биография и творчество С. Прокофьева

1

05.10.2017


Слушание произведения С. Прокофьева «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»

6.

Народная музыка в творчестве композиторов.

1

12.10.2017


Слушание произведений А. Бородина из оперы «Князь Игорь» «Половецкие пляски» и С. Прокофьев «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский»

7.

Разучивание песни Соловьева-Седого «Подмосковные вечера»

1

19.10.2017


Работа над чистотой интонирования, над дыханием

8.

Пение песни Соловьева-Седого «Подмосковные вечера»

1

26.10.2017


Работа над выразительным исполнением песни








II четверть (8 ч.)


п/п



Тема занятия

Кол-во

часов

2017-2018 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Музыкальная грамота. Средства музыкальной выразительности.

1

09.11.2017


Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, лад

2.

Разучивание песни С. Туликова «Не повторяется такое никогда».

1

16.11.2017


Работа над формированием певческого звучания

3.

Пение песни С. Туликова «Не повторяется такое никогда».

1

23.11.2017


Развивать умение петь одновременно с фонограммой.

4.

Разучивание песни « Есть только миг» А. Зацепина

1

30.11.2017


Формировать умение петь без

музыкального сопровождения

5.

Пение песни « Есть только миг»

А. Зацепина

1

07.12.2017


Работа над выразительным исполнением песни

6.

Д. Шостакович. Жизнь и творчество.

1

14.12.2017


Слушание первой части. Тема нашествия. Из симфонии №7 «Ленинградской».

7.

Разучивание « Песенки о медведях» А. Зацепина

1

21.12.2017


Формирование легкого звучания голосов учащихся

8.

Пение «Песенки о медведях»

А. Зацепина

1

28.12.2017


Развивать умение выразительно петь, передавая характер произведения








III четверть (10 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2017-2018 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Разучивание песни «Рассвет- чародей»

В. Шаинского

1

18.01.2018


Совершенствовать певческие навыки при пении в смешанном хоре.

2.

Пение песни «Рассвет - чародей»

В. Шаинского

1

25.01.2018


Работа над достижением дикционной ясности и четкости при пении

3.

Разучивание песни А. Пахмутовой

«Старый клен»


1


01.02.2018


Формировать интерес к занятиям музыки, учить эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

4.

Пение песни А. Пахмутовой «Старый клен»

1

08.02.2018


Развивать умение при исполнении хором передавать голосом динамические оттенки.

5.

А. Хачатурян. Жизнь и творчество.

1

15.02.2018


Слушание: «Вальс» из музыки к драме

М. Лермонтова «Маскарад», «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»

6.

Разучивание песни Б. Мокроусова

«Когда весна придет…»

1

22.02.2018


Работа над дыханием. Совершенствовать умение различать запев и припев.

7.

Пение песни Б. Мокроусова

«Когда весна придет…»

1

01.03.2018


Работа над эмоционально-осознанным восприятием песни

8.

Разучивание и пение песни Н. Богословского

«Спят курганы темные»

1


15.03.2018


Разучивание новой песни, определение характера, содержания песни.

Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении.

9.



Музыкальные профессии и специальности.

1



22.03.2018




Познакомить детей с профессиями и специальностями в музыке: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, певец и т.д

10.

Резерв на повторение

1







IV четверть (8 ч.)


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

2017-2018 уч.г.

Деятельность на уроке

по плану

фактически

1.

Разучивание песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы

1

05.04.2018


Разучивание новой песни, определение характера. Слушать вступление.

2.

Пение песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы

1

12.04.2018


Работа над выразительностью и дикцией.

3.

Разучивание песни «День Победы» Д. Тухманова

1

19.04.2018


Работа над четким произношением окончаний фраз при пении

4.

Пение песни «День Победы» Д.Тухманова

1

26.04.2018


Работа над дыханием. Учить длительные фразы исполнять на одном дыхании

5.

Разучивание песни А.Флярковского

«Прощальный вальс»

1

03.05.2018


Продолжать учить правильно брать дыхание при пении.

6.

Пение песни А. Флярковского

«Прощальный вальс»

1

10.05.2018


Выработка чистоты интонации при пении без сопровождения

7.

Г. Свиридов. Жизнь и творчество.

1

17.05.2018


Слушание: «Увертюра» из к/ф «Время, вперед», «Тройка», «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»

8.

Музыкальный ринг

1

24.05.2018


Выявить знания учащихся о музыкальном и песенном репертуаре, пройденном в учебном году.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!