Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО
педагогов заместитель директора по УВР директор школы
коррекционного блока ______________Ахметова М.В. ____________Гизатуллин С.А. __________/Ковалева Е.В./ «____» ______________2017 г Приказ № _________
Протокол № ______ от «____» ____________2017 г от «____» ____________2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Музыка и пение»
8 класс
Составила: Куликова Е.А.
учитель музыки и пения
г. Чернушка
2017 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,2000 г., под редакцией В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования РФ, и рассчитана на 34 недели с недельной нагрузкой 1 час.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемленной частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных обучающимися специальных заведений.
Цель музыкального воспитания - формирование музыкальной культуры обучающихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствует развитию нравственных качеств обучающихся, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий
Задачи образовательные:
-формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
-формировать музыкально-эстетический словарь;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
-совершенствовать певческие навыки;
-развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
- помочь самовыражению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;
-способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- способствовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
- активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
- корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности обучающегося; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала урока состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программного материала составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая и современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел пение включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений обучающихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на выработку стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Обучающиися не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания обучающимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
Наряду с освоением обучающимся нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет обучающимся вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Содержание программы.
8 класс (1 час в неделю)
Пение.
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:
совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);
эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;
выразительное «концертное» исполнение разучиваемых произведений;
пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности;
точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижении дикционной ясности и четкости.
Певческие упражнения:
- пение на одном звуке, на разные слоги;
- пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги;
- пение попевок с полутонными интонациями;
- пение с закрытым ртом;
- совершенствование певческого дыхания;
- упражнение на чистое округленное интонирование;
- вокально-хоровые распевания без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5-7-х классах.
Слушание музыки.
Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов.
Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.
Музыкальная грамота.
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности – темп, динамика, лад, меторитм, мелодия, гармония, тембр.
Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.
Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников).
Обучающиеся должны знать:
- средства музыкальной выразительности;
- основные жанры музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты;
- музыкальные профессии и специальности;
- особенности творчества изученных композиторов;
- особенности народного музыкального творчества.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно исполнять несколько песен;
- отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;
- называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;
- называть исполнителя – певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
- определять характер, содержание произведения;
- определять ведущие средства выразительности;
- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;
- подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.
Учебно-тематическое планирование
8 класс (1час в неделю)
1 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Песни о Родине. Слушание песни « С чего начинается Родина» Разучивание песни «Я люблю тебя, Россия!» | 1 |
Пение песни «Я люблю тебя, Россия!» | 1 |
Биография и творчество С. Прокофьева | 1 |
Народная музыка в творчестве композиторов. | 1 |
Разучивание песни Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» | 1 |
Музыкальная грамота. Средства музыкальной выразительности. | 1 |
Пение песни Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» | 1 |
Разучивание песни С. Туликова «Не повторяется такое никогда». | 1 |
2 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Пение песни С. Туликова «Не повторяется такое никогда». | 1 |
Разучивание песни « Есть только миг» А. Зацепина | 1 |
Пение песни « Есть только миг» А. Зацепина | 1 |
Д. Шостакович. Жизнь и творчество. | 1 |
Разучивание « Песенки о медведях» А. Зацепина | 1 |
Пение «Песенки о медведях» А. Зацепина | 1 |
Разучивание саги А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду» | 1 |
Пение саги А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду» | 1 |
3 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 10 |
Разучивание песни «Рассвет- чародей» В. Шаинского | 1 |
Пение песни «Рассвет - чародей» В. Шаинского | 1 |
Разучивание песни А. Пахмутовой «Старый клен» | 1 |
Пение песни А. Пахмутовой «Старый клен» | 1 |
А. Хачатурян. Жизнь и творчество. | 1 |
Разучивание песни Б. Мокроусова «Когда весна придет…» | 1 |
Пение песни Б. Мокроусова «Когда весна придет…» | 1 |
Разучивание песни Н. Богословского «Спят курганы темные» | 1 |
Пение песни Н. Богословского «Спят курганы темные» | 1 |
Музыкальные профессии и специальности. | 1 |
4 четверть
Название раздела; тематика занятий | Кол-во часов |
| 8 |
Разучивание песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы | 1 |
Пение песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы | 1 |
Разучивание песни «День Победы» Д. Тухманова | 1 |
Пение песни «День Победы» Д.Тухманова | 1 |
Разучивание песни А.Флярковского «Прощальный вальс» | 1 |
Пение песни А. Флярковского «Прощальный вальс» | 1 |
Г. Свиридов. Жизнь и творчество. | 1 |
Музыкальный ринг | 1 |
Учебно- методическое обеспечение
1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.
2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.
3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.
4. Музыка и пение// Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов.- М.: Владос, 2000 г., под редакцией В.В. Воронковой.
5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.
6. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.
7.Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под. ред. И.М.Бгажноковой
8. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.
9. Воспитание музыкой.- М.: Просвещение, 1991.
10. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе.- М.: АКАДЕМА, 2000.
11. Радынова О.П., Катиневе А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.- М.: Академия, 2005.
12. СД диски, диски караоке, аудио и видео записи.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
I четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2017-2018 уч.г. | 2016-2017 уч.г. |
по плану | фактически |
1. | Песни о Родине. Слушание песни « С чего начинается Родина» Разучивание песни «Я люблю тебя, Россия!» | 1 | 07.09.2017 | | Совершенствовать эмоционально- осознанное восприятие музыкальных произведений патриотического содержания. |
2. | Пение песни «Я люблю тебя, Россия!» | 1 | 14.09.2017 | | Формировать умение петь по музыку и без музыкального сопровождения. |
3. | Слушание песни «Что такое Осень»» | 1 | 21.09.2017 | | Работа над формированием певческого звучания |
4. | Пение песни «Что такое осень» | 1 | 28.09.2017 | | Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении. |
5. | Биография и творчество С. Прокофьева | 1 | 05.10.2017 | | Слушание произведения С. Прокофьева «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» |
6. | Народная музыка в творчестве композиторов. | 1 | 12.10.2017 | | Слушание произведений А. Бородина из оперы «Князь Игорь» «Половецкие пляски» и С. Прокофьев «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский» |
7. | Разучивание песни Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» | 1 | 19.10.2017 | | Работа над чистотой интонирования, над дыханием |
8. | Пение песни Соловьева-Седого «Подмосковные вечера» | 1 | 26.10.2017 | | Работа над выразительным исполнением песни |
II четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2017-2018 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Музыкальная грамота. Средства музыкальной выразительности. | 1 | 09.11.2017 | | Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, лад |
2. | Разучивание песни С. Туликова «Не повторяется такое никогда». | 1 | 16.11.2017 | | Работа над формированием певческого звучания |
3. | Пение песни С. Туликова «Не повторяется такое никогда». | 1 | 23.11.2017 | | Развивать умение петь одновременно с фонограммой. |
4. | Разучивание песни « Есть только миг» А. Зацепина | 1 | 30.11.2017 | | Формировать умение петь без музыкального сопровождения |
5. | Пение песни « Есть только миг» А. Зацепина | 1 | 07.12.2017 | | Работа над выразительным исполнением песни |
6. | Д. Шостакович. Жизнь и творчество. | 1 | 14.12.2017 | | Слушание первой части. Тема нашествия. Из симфонии №7 «Ленинградской». |
7. | Разучивание « Песенки о медведях» А. Зацепина | 1 | 21.12.2017 | | Формирование легкого звучания голосов учащихся |
8. | Пение «Песенки о медведях» А. Зацепина | 1 | 28.12.2017 | | Развивать умение выразительно петь, передавая характер произведения |
III четверть (10 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2017-2018 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Разучивание песни «Рассвет- чародей» В. Шаинского | 1 | 18.01.2018 | | Совершенствовать певческие навыки при пении в смешанном хоре. |
2. | Пение песни «Рассвет - чародей» В. Шаинского | 1 | 25.01.2018 | | Работа над достижением дикционной ясности и четкости при пении |
3. | Разучивание песни А. Пахмутовой «Старый клен» | 1 | 01.02.2018 | | Формировать интерес к занятиям музыки, учить эмоционально откликаться на музыкальное произведение. |
4. | Пение песни А. Пахмутовой «Старый клен» | 1 | 08.02.2018 | | Развивать умение при исполнении хором передавать голосом динамические оттенки. |
5. | А. Хачатурян. Жизнь и творчество. | 1 | 15.02.2018 | | Слушание: «Вальс» из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад», «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» |
6. | Разучивание песни Б. Мокроусова «Когда весна придет…» | 1 | 22.02.2018 | | Работа над дыханием. Совершенствовать умение различать запев и припев. |
7. | Пение песни Б. Мокроусова «Когда весна придет…» | 1 | 01.03.2018 | | Работа над эмоционально-осознанным восприятием песни |
8. | Разучивание и пение песни Н. Богословского «Спят курганы темные» | 1 | 15.03.2018 | | Разучивание новой песни, определение характера, содержания песни. Развивать умение четкого произносить окончания фраз при индивидуальном пении. |
9. | Музыкальные профессии и специальности. | 1 | 22.03.2018 | | Познакомить детей с профессиями и специальностями в музыке: композитор, дирижер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, певец и т.д |
10. | Резерв на повторение | 1 | | | |
IV четверть (8 ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | 2017-2018 уч.г. | Деятельность на уроке |
по плану | фактически |
1. | Разучивание песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы | 1 | 05.04.2018 | | Разучивание новой песни, определение характера. Слушать вступление. |
2. | Пение песни «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы | 1 | 12.04.2018 | | Работа над выразительностью и дикцией. |
3. | Разучивание песни «День Победы» Д. Тухманова | 1 | 19.04.2018 | | Работа над четким произношением окончаний фраз при пении |
4. | Пение песни «День Победы» Д.Тухманова | 1 | 26.04.2018 | | Работа над дыханием. Учить длительные фразы исполнять на одном дыхании |
5. | Разучивание песни А.Флярковского «Прощальный вальс» | 1 | 03.05.2018 | | Продолжать учить правильно брать дыхание при пении. |
6. | Пение песни А. Флярковского «Прощальный вальс» | 1 | 10.05.2018 | | Выработка чистоты интонации при пении без сопровождения |
7. | Г. Свиридов. Жизнь и творчество. | 1 | 17.05.2018 | | Слушание: «Увертюра» из к/ф «Время, вперед», «Тройка», «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» |
8. | Музыкальный ринг | 1 | 24.05.2018 | | Выявить знания учащихся о музыкальном и песенном репертуаре, пройденном в учебном году. |