СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по правовому воспитанию "Я и Закон"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по правовому воспитанию "Я и Закон"

Просмотр содержимого документа
«Программа по правовому воспитанию "Я и Закон"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОГЛИННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
















Модифицированная программа

по правовому воспитанию

социального педагога

МКОУ «Красноглинная ООШ №7 »

Князевой Елены Владимировны


«Я и закон»


















Красноглинное, 2014

Пояснительная записка

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.

Правовое воспитание, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.

Задачи программы:

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

Основные этапы деятельности по реализации программы:

  1. Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;

  2. Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.

  3. Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;

  4. Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;

  5. Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;

Методы достижения поставленных целей и задач:

1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть.

2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.

3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.

4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.

5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.

Координация и контроль реализации программы:

Координация и контроль реализации программы возложен на службу психолого-педагогического и социального сопровождения МКОУ «Красноглинная ООШ № 7», которая:

- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;

- координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Содержание программы:

Раздел

Тема

Класс

 

 

 

 

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

1

Главные ценности нашей жизни

1

Беседа «Правила личной безопасности»

1

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

2

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

7

Беседа «Человек в мире правил»

1

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

2

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

3

Беседа «Правила поведения в школе»

3

Беседа «За что ставят на учет в полицию?»

4

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

4


Я - гражданин

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

5

Беседа «Я – гражданин России»

2

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

3

Беседа «Гражданин и обыватель»

5

Беседа «Твои права и обязанности»

2

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

4

Деловая игра «Главные вопросы»

4

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

5

Беседа «Права детей – забота государства»

6

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»

6

Беседа «Подростку о трудовом праве»

9

Беседа «Что делать, если ты попал в полицию»

8


 

 

 

 

Административная и уголовная ответственность

Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека»

5-9

Беседа «Шалости на железной дороге»

3

Беседа «Преступления и правонарушения»

6

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

6

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

7

Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»

7

Викторина «Уроки Фемиды» 

8

«Административная ответственность подростка перед законом»  

8

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

9

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

6-7

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

8

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

9

Круглый стол «Суицид среди подростков»

9

Тематика лекций для родителей:

Класс

Тема

1

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

2

Воспитание ненасилием в семье.

3

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5

За что ставят на учет в полицию?

6

Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

7

Как уберечь подростка от насилия?

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

9

Как научить быть ответственным за свои поступки.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:

-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в ПДН; формирование  правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

 

Класс

Знать

Уметь

 

1

Правила поведения в школе;

название государства и государственную символику;

законы класса;

правила личной безопасности.

Соблюдать правила поведения в школе;


выполнять законы класса;

соблюдать безопасность на улице.

 

2

Какого человека называют гражданином;

качества человека, необходимые достойному гражданину;

основные обязанности и права ученика;

правила поведения в общественных местах, дома, в школе.

 

Различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

высказывать негативное отношение к плохим поступкам;

приобретать навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях.

 

3

Что такое закон;

как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина;

какие поступки нарушают устав школы;

какие правила поведения надо соблюдать на дороге. 

Дисциплинированно вести себя на дороге;

соотносить моральные нормы с повседневным поведением.

 

 

4

Элементарные права людей;

какие правонарушения и преступления может совершить школьник;

первоначальные представления о юридической ответственности. 

Уважать людей;

бережно относиться к своему и чужому имуществу.

 

 

5

Права и обязанности учащихся школ;

название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;

меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.

Дисциплинированно вести себя на автодороге;

защищать свои права;

выполнять обязанности школьника.

 

6

Сущность преступления и правонарушения;

отличие правовых норм от норм морали;

как государство может защитить права ребенка;

какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации.

Различать административный проступок и преступление;

правильно оценивать поступки людей;

предупреждать создание травмоопасной ситуации;

 

7

Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении;

меру наказания за преступления, совершенные на дороге;

информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;

особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних. 

Осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;

предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;

не создавать криминальных ситуаций на дороге.

 

8

Понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;

чем опасны религиозные объединения для подростков;

способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.

Соблюдать правопорядок в общественных местах;

противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков.

 

9

Мотивы, которые могут привести человека к преступлению;

способы поведения в критической ситуации;

о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;

свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;

меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;

основные положения Декларации прав человека;

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы.

Помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию;

негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;

отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка.

 

 

  Используемая литература

1. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2000.

4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах, Ростов на Дону, 2006.

6. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

8. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.

9. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.

10. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.

11. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!