ПРОГРАММА
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
«МЫ И ЗАКОН»
на 2016-2017, 2017-2018
учебные годы
х. Мартыновка
«Достоинство государства зависит, в конечном счёте,
от достоинства образующих его личностей»
Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века
Основные нормативно – правовые документы:
1. Конституция РФ.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Конвенция о правах ребёнка.
4. Всеобщая Декларация прав человека.
5. ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» от 24.06.1999 (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 08.05.2013).
6. Воспитательная компонента.
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Воспитательной компоненте сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
защита прав и интересов обучающихся;
формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому
возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Основные направления деятельности по реализации программы:
1.Содержательное направление.
Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников.
Организация работы лектория правовых знаний.
Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
2. Социально-педагогическое направление.
Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам.
Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника.
3. Управленческое направление.
Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы.
Создание условий для реализации основных направлений программы.
Методы достижения поставленных целей и задач:
1. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
2. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
3. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
4. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Координация и контроль реализации программы:
Координация и контроль реализации программы возложен на администрацию школы, которая:
- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;
- координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.
Срок реализации программы 2014-2015, 2015 – 2016 учебные годы.
Содержание программы
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» | 1 |
2 | Главные ценности нашей жизни | 1 |
3 | Беседа «Правила личной безопасности» | 1 |
4 | Беседа «Человек в мире правил» | 1 |
5 | Правила поведения в транспорте, в общественных местах | 1 |
6 | Символы государства | 1 |
| Знать: - правила поведения в школе; - названия государств и государственную символику; - законы класса; - правила личной безопасности; Уметь: - соблюдать правила поведения в школе; - выполнять законы класса; - соблюдать безопасность на улице | |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» | 2 |
2 | Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» | 2 |
3 | Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках. | 2 |
4 | Беседа «Я – гражданин России» | 2 |
5 | Беседа «Твои права и обязанности» | 2 |
| Знать: - какого человека называют гражданином? - качества человека, необходимые достойному гражданину; - основные обязанности и права ученика; - правила поведения в общественных местах, дома, в школе Уметь: - различать хорошие и плохие поступки в школе, дома в общественных местах | |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Правила поведения в школе» | |
2 | Беседа «За что ставят на внутришкольный учет, в инспекцию по делам несовершеннолетних и в комиссию по делам несовершеннолетних?» | 3 |
3 | Основные правила поведения учащихся на улице и дороге | 3 |
4 | Обязанности пассажиров | 3 |
5 | Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» | 3 |
6 | Беседа «Шалости на дороге» | 3 |
| Знать: - что такое закон? - как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина? - какие поступки нарушают Устав школы? - какие правила поведения надо соблюдать на дороге? Уметь: - дисциплинировано вести себя на дороге; - соотносить моральные нормы с повседневным поведением | |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «За что ставят на учет в полицию» | 4 |
2 | Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» | 4 |
3 | Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом | 4 |
4 | Поведение школьников вблизи железнодорожных путей | 4 |
5 | Беседа «Равенство прав людей от рождения» | 4 |
6 | Деловая игра «Главные вопросы» | 4 |
| Знать: - элементарные права людей - какие правонарушения и преступления может совершить школьник? - первоначальные представления о юридической ответственности. Уметь: - уважать людей; - бережно относится к своему и чужому имуществу | |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» | 5 |
2 | Основные правила безопасности поведения при пользовании общественным транспортом | 5 |
3 | Ответственность за повреждение имущества на транспортных средствах. Вандализм | 5 |
4 | Беседа «Гражданин и обыватель» | 5 |
5 | Устный журнал «Конвенция о правах ребенка» | 5 |
| Знать: - права и обязанности учащихся школы - название основного документа о правах ребенка, основные его статьи; - меры наказания за нарушение поведения в общественных местах, Правил дорожного движения Уметь: - дисциплинированно вести себя на дороге - защищать свои права; - выполнять обязанности школьника | |
№ | Тема | Класс |
1 | Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом | |
2 | Ответственность за нарушение ПДД | 6 |
3 | Беседа «Права детей – забота государства» | 6 |
4 | Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка» | 6 |
5 | Беседа «Преступления и правонарушения» | 6 |
6 | Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» | 6 |
| Знать - сущность преступления и правонарушения; - отличие правовых норм от норм морали; - как государство может защитить права ребенка? - какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации? Уметь: - различать административный проступок и преступление; - правильно анализировать и оценивать поступки людей; - предупреждать создание травмоопасной ситуации | |
№ | Тема | Класс |
1 | Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» | 7 |
2 | Ответственность за нарушение ПДД пешеходом | 7 |
3 | Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов. | 7 |
4 | Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» | 7 |
5 | Беседа «Об ответственности подростков за преступления, совершенные в школе. Вымогательство, угрозы, побои» | 7 |
6 | Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» | 7 |
| Знать: - Понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновений; - Меры наказания за преступления, совершенные на дороге и в общественных местах; - Информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы; - Особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних. Уметь: - Осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних; - Предотвращать попадание в преступную группу, пути выхода из нее; - Не создавать криминальных ситуаций в школе. | |
№ | Тема | Класс |
1 | Ответственность за нарушение ПДД | 8 |
2 | Ответственность участника дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств | 8 |
3 | Викторина «Уроки Фемиды» | 8 |
4 | «Административная ответственность подростков перед законом» | 8 |
5 | Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» | 8 |
6 | Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» | 8 |
7 | Беседа «Что делать, если ты попал в полицию» | 8 |
| Знать: - понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения - чем опасны религиозные объединения, для подростов? - способы приемы вовлечения подростков в употреблении наркотиков Уметь: - соблюдать правопорядок в общественных местах; - противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употреблении наркотиков | |
№ | Тема | Класс |
1 | Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере | 9 |
2 | Уголовная ответственность за кражи, угоны. | 9 |
3 | Беседа «Подростку о трудовом праве» | 9 |
4 | Круглый стол «Закон и порядок» | 9 |
5 | Конкурс стенных газет «Не делай этого!» | 9 |
| Знать: - мотивы, которые могут привести человека к преступлению; - права и гарантии, несовершеннолетних при устройстве на работу; - способы поведения в критической ситуации. Уметь: - защищать себя при нарушении трудовых прав; - помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию | |
№ | Тема | Класс |
1 | Круглый стол «Закон и правопорядок» | 10 |
2 | Психологическая ролевая игра «Поверь в себя» | 10 |
3 | Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» | 10 |
4 | Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» | 10 |
5 | Нравственно – правовой вечер «Услышим друг друга» | |
| Знать: - о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма; - свои права и обязанности при общении с органами правопорядка - меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков - основные положения Декларации прав человека. Уметь: - негативно относится к людям, нарушающим социальные нормы - отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка | |
№ | Тема | Класс |
1 | Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» | 11 |
2 | Беседа «Твоя воинская обязанность» | 11 |
3 | Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» | 11 |
4 | Беседа «Алкоголь и правопорядок» | 11 |
5 | Устный журнал «Толерантность и мы» | 11 |
| Знать: - понятие «воинская обязанность», - положения законодательства, связанные с употреблением алкоголя; - особенности субкультур основных неформальных молодежных течений и движений. Уметь: - проявлять волевые качества в выборе образа поведения. | |
Конкурс проектов
«Твой вариант Декларации прав человека» (5 – 11 классы).
Тематика лекций для родителей:
1. Законы воспитания в семье. Какими им быть? (1 класс)
2. Воспитание ненасилием в семье. (2 класс)
3. Как научить сына или дочь говорить «нет» (3 класс)
4. Детская агрессивность, ее причины и последствия. (4 класс)
5. За что ставят на учет в полицию. (5 класс)
6. Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? (6 класс)
7. Как уберечь подростка от насилия? (7 класс)
8. Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. (8 класс)
9. Как научится быть ответственным за свои поступки? (9 класс)
10. Что делать, если ваш ребенок попал в полицию? (10 класс)
11. Закон и ответственность родителей. (11 класс)
Учебники и учебные пособия:
1. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право.
2. Зеленова Н.Г., Карабанова Л.Н. и др. Программа "Защити меня".
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Корен М. Ребенок должен знать свои права .
6. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека .
7. Права ребенка: Нормативные правовые документы.
9. Права ребенка: Сборник документов и статей.
10. Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности..
11. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов.
12. Элиасберг Н.И. Права ребенка - это ваши права!
13. Яковлев Ю. Ваши права, дети.
14.Володина С.И. Основы правовых знаний: учебник для 8-9 кл.
15.Кашанина Т.В. Право: учебник для 10-11 классов.