СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по русскому языку в 10 - 11 классах.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена для учащихся 10 - 11 классов на основе авторской программы Власенкова и Рыбченковой, Москва, Просвящение, 2012 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа по русскому языку в 10 - 11 классах.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Могоеновская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании МО__________________________

протокол№____от__________20___г.

Руководитель МО

__________/ А.А.Морева

СОГЛАСОВАНО

« »________ 20__г


Зам. директора по УВР _________И.Н.Холодова


УТВЕРЖДАЮ

« »________ 20__г


Директор школы

________ Е.Е. Юрганова










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по русскому языку



Уровень обучения: среднее общее образование

( начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)

Класс: 10 – 11 классы


Количество часов: 68

Учитель: Данилова Лариса Владимировна















Могоенок,2015


Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 10 - 11 классов составлена на основе:

1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования, приказ Министерства РФ от 05.03.2004г № 1089;

2.Авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы – составители А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова,, М.:Просвещение, 2013.

3.ООП СОО ( Учебный план на 2015 – 2016 учебный год)

4. Учебника, Русский язык 10-11 классы для общеобразовательных учреждений, базовый уровень/Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.– М.: Просвещение, 2012, включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования от 31.03.2014 года № 253 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576).

Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так как является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, он влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.

Целями изучения русского языка на базовом уровне являются:


  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

  • овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

  • расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления коммуникативно - деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

Особенностью курса для 10-11 классов является его направленность на усвоение элементов теории речевого общения, теории речевой деятельности, на формирование навыков многоаспектного анализа речевого высказывания, на отработку всех типов норм современного русского литературного языка.

Основное внимание в старшей школе уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации в процессе обучения надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассники получают возможность совершенствовать и расширять круг общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативное общение.

Место предмета в учебном плане.

Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 68 часов: в Х классе – 34часа, 1 час в неделю; в 11 классе – 34 часа, 1 час в неделю.

Тематическое распределение часов в 10 классе


Содержание

Кол-во часов (всего)

В том числе контрольных

работ

В том числе развития речи

Общие сведения о языке


5

1


Русский язык как система средств разных уровней

2


1(сочинение)

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

4

1(тест)


Лексика и фразеология

6

1 (диктант)



Морфемика и словообразование

4



Морфология и орфография

6

1 (диктант)



Речь, функциональные стили речи –

3


1(сочинение)

Научный стиль речи

4

1 (тестирование )



итого

34

5

2


Тематическое распределение часов в 11 классе

В тематическое планирование уроков русского языка 11 класса внесены изменения: на тему «Синтаксис и пунктуация» в авторской программе отведено 6 часов, мною в данную тему было добавлено 2 часа из темы «Разговорная речь». Изменения связаны с тем, что учащиеся испытывают трудности по теме «Синтаксис и пунктуация». В связи с подготовкой к ЕГЭ контрольные диктанты заменены на контрольные работы формата ЕГЭ.



Содержание

Кол-во часов (всего)


В том числе контрольных

работ

В том числе развитие речи

Авторская программа

Рабочая программа

Официально – деловой стиль речи


4 ч

1


Синтаксис и пунктуация -


6 ч

1


Публицистический стиль речи


6 ч

1


Разговорная речь

4 ч



Язык художественной литературы


6 ч

1

1 (сочинение)

Общие сведения о языке

4 ч

1

1 (сочинение)

Повторение

4 ч

1


Итого

34

34

6

2


Содержание программы

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

1.Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Совершенствование основных видов речевой дечтельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания. Осознанное использование разных видов чтения( поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования ( с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной установки. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения.

Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения. Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.


Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 2. Функциональная стилистика

1.Функциональная стилистика как учение о функционально – стилистической дифференциации языка. Функциональные стили ( научный, официонально – деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально – делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Особенности речевого этикета в официально – деловой , научной и публицистической сферах общения.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, рецензия, реферат и др.), публицистического ) выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально – делового ( резюме, характеристика) стилей, разговорной речи ( рассказ, беседа, спор).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно – выразительные средства языка.

2. Выявление особенностей разговорной речи, художественной литературы и функциональных стилей.

Создание письменных высказываний разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, заявление, автобиография, резюме и др. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, дискуссиях с использованием разных средств аргументации.

Наблюдение за использованием изобразительно – выразительных средств языка в публицистических и художественных текстах.

Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Раздел 3. Культура речи.

1.Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждении и преодоление.

Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально – культурной, официально – деловой. учебно- научной сферах общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

1.Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного быта ; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

2. Выявление единиц языка с национально – культурным компонентном значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей ( толлковых, этимологических и др.).

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Устное употребление правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


10 класс (34 часа)

Общие сведения о языке (5 часов)

      Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык как система средств разных уровней (2 часа)

      Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

      Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 часа)

      Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

      Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

      Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.  Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (6 часа)

      Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари.

      Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (4 часа)

      Обобщающее повторение ранее изученного.

      Выразительные словообразовательные средства.

      Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (6 часов)

      Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (3 часа)

      Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

      Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

      Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (4 часа)

      Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

      Использование учащимися средств научного стиля.

11 класс

Официально – деловой стиль (4 часа)


Официально – деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально – делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.


Синтаксис и пунктуация ( 6 часов)


Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Синтаксис простого предложения.Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

Пунктуация в ССП.

Пунктуация в предложениях с союзом и.

Проверочная работа и ее анализ.

Основные группы СПП.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.


Публицистический стиль речи ( 8 часов)


Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические и синтаксические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Жанры публицистики. Очерк, эссе.

Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.


Разговорная речь ( 2 часа)

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущество диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально – деловой, научной и публицистической сферах общения.


Язык художественной литературы (6 часов)

Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка.

Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса.

Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.


Общие сведения о языке (4 часа)

Язык как система. Основные уровни языка. Нормы современного русского литературного языка. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии, и совершенствовании языковых норм.

Выдающиеся ученые – русисты.

Повторение ( 4 часа)

Упражнения по орфоэпии, морфологии, грамматическим и стилистическим средствам.



















СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________И.Н.Холодова

«_____»__________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Е.Е.Юрганова

«_____»__________20____г









КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по русскому языку


Класс_10

Учитель_ Данилова Л. В._

Количество часов на I полугодие: всего__16___час.; в неделю____1____ час.

Количество часов на II полугодие: всего__18__час.; в неделю_____1___час.




Количество часов

темы

Число часов по каждой теме

Количество плановых

Контрольных работ

Зачетов

Тестов

Практи-

ческих работ

(сочинение, излож

Практи-

кумов

I чет.

9

1,2,3

5,2,2

1



1


II чет.

7

3,4

2,5



1



III чет.

10

4,5,6

1,4,5

1





IV чет.

8

6,7,8

1,3,4

2



1


итого

34

8

34

4


1

2





Тематическое планирование составил(а)__________ _____Л.В.Данилова

(подпись) (расшифровка подписи)

















Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе



п/п

Тема урока

Дата

Педагогические

Средства

Вид деятельности

Учащихся


Планируемый результат

Информационно-
методическое

обеспечение

(оборудование)

План

Факт

Тема 1. Общие сведения о языке ( 5 часов) 1 четверть

1

Связь происхождения языка с возникновением общества.


03.09


Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, групповая

Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.

Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение

Презентация



2

История развития языка.

Входной диктант по теме: «Повторение изученного»


10.09


Проблемные задания

Индивидуальная

Знать о взаимосвязи языка и истории народа.







3

Активные процессы в современном русском языке.


17.09.


Работа с текстом

Групповая

Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.



Карточки с заданиями (орфоэпические нормы)

4

Русский язык в современном мире – в международном и межнациональном общении.


24.09


Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении

Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы

Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”. – М.: Просвещение, 2007

5

Стилистические функции устаревших форм слова

01.10


Работа с книгой

Групповая, индивидуальная

Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора.

Тексты художественных произведений

Тема 2. Русский язык как система средств разных уровней (2 часа)







6



Взаимосвязь единиц языка разных

уровней. Разделы науки о языке


08.10












Знать: приемы разборов. Уметь: производить различные разборы






7

Р /р. Контрольное сочинение – рассуждение по текстам КИМов


15.10











Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования.



Текст из приложения


Тема 3. фонетика, орфоэпия, орфография (4 часа)

8

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.


22.10


Практикум работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.

Уметь производить анализ орфографических трудностей.

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах

9

Основные нормы современного литературного произношения

и ударения в русском языке.


29.10


Практикум, работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.

Уметь использовать в собственной речи.

Задания – тесты из КИМа (задания части А)

2 четверть

10

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.


12.11


Практикум, работа с книгой

Индивидуальная, фронтальная

Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.

Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания.

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах

Задания – тесты КИМа (задания части А)

11

Фонетический разбор слова. Контрольная работа по теме «Фонетика.Орфоэпия.Орфография»


19.11


Практикум

Индивидуальная, фронтальная

Знать порядок фонетического разбора.

Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.


Тема 4. Лексика и фразеология (6 часов)

12

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы.

26.11


Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности сино Антонимов, паронимов, омонимов.

Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи.

Тесты – задания из КИМа (задания части А)

13

Русская лексика с точки зрения сферы ее происхождения и употребления.


03.12


Проблемные задания

Групповая

Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку

Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи.

Тесты - Задания части В, В-8

14

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы;


10.12


Проблемные задания

Групповая

Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в художественных текстах, владеть приемами редактирования.

Толковый, лексикологический, этимологический словари

15

Русская фразеология, Стилистическая окраска и нормативное употребление фразеологизмов.

17.12.


Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.

Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орфографические и пунктуационные навыки.

Презентация «Русская фразеология»

16

Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.


24.12


Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеоло-гического разбора.

Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеологический разбор

Лексические и фразеологические словари

3 четверть

17

Контрольный диктант по теме «Лексика.Орфография.Фонетик»


14.01


Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками

Сборник диктантов для 10–11 классов.

Тема 5. Морфемика и словообразование ( 4 часа)

18

Повторение по теме «Морфемика.Словообразование»


21.01


Проблемные задания

Групповая

Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.

Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность.





Задания формата экзамена.

Презентация «Способы словообразования»

19

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи

28.01


Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать основные способы словообразования.

Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки.

20

Выразительные словообразовательные средства.


04.02


Проблемные задания

Групповая

Знать выразительные словообразовательные средства.

Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилисти-ческий анализ.

Тексты изучаемых художественных произведений

21

Словообразовательный разбор слова.

11.02


Практикум

Индивидуальная

Знать: схему словообразовательного разбора. Уметь: определять способы образования слов в русском языке

Памятка словообразовательного разбора

Тема 6. Морфология и орфография (6 часов)

22

Обобщающее повторение частей речи.


18.02.


Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, фронтальная

Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

Уметь производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.


23

Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.


25.02


Практикум

Индивидуальная, групповая


24

Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.


03.03.


Проблемные задания

Групповая

Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.


КИМ (Задания части А)


Карточки с заданиями

25

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правописание наречий.


10.03.


Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать орфографические нормы и их группировку на основе принципов правописания.

Уметь применять знания

на практике.

КИМ (Задания Части А)

Карточки с заданиями

26

Слитное, раздельное и дефисное написание.


17.03


Практикум

Индивидуальная, групповая


КИМ (Задания части А)

4 четверть

27

Контрольная работа по теме

«Морфология.Орфография»


24.03


Контроль

Фронтальная

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками

Сборник диктантов для 10–11 классов.

Тема 7. Речь, функциональные стили речи (3 часа)

28

Основные требования к речи. Функциональные стили речи и их общая характеристика.


07.04


Практикум

Индивидуальная, групповая

Знать основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.


Нормы русского литературного языка- Практический материал к урокам

Презентация

29

Текст, его строение. Типы речи.


14.04


Проблемные задания

Групповая

Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.

Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-попу-лярного текстов.

Презентация.


Карточки – задания ( на определение типа текста)

30

Р.р. Контрольное сочинение – рассуждение по тесту КИМа.


21.04


Проблемные задания

Групповая

Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ.

Текст из приложения

Тема 8. Научный стиль речи ( 4 часа )

31

Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля речи

28.04


Проблемные задания

Групповая

Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная.

Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей.

Справочная литература по научному стилю речи

32

Лексика научного стиля речи

05.05


Проблемные задания

Групповая

33

Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.


12.05


Проблемные задания

Групповая

34

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса. (тестирование)

19.05


Проблемные задания, работа с книгой

Индивидуальная

Уметь подробно излагать текст, высказывать суждение по теме и производить комплексный анализ текста.

Знать: основные теоретические понятия. Уметь: давать объяснение лингвистическим терминам

Задания КИМа



















СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________И.Н.Холодова

«_____»__________20___г

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Е.Е.Юрганова

«_____»__________20____г








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по русскому языку


Класс_11

Учитель_ Данилова Л. В._

Количество часов на I полугодие: всего__16___час.; в неделю____1____ час.

Количество часов на II полугодие: всего__18__час.; в неделю_____1___час.



Количество часов

темы

Число часов по каждой теме

Количество плановых

Контрольных работ

Зачетов

Тестов

Практи-

ческих работ

(сочинение, излож

Практи-

кумов

I чет.

9

1,2

4,5

1





II чет.

7

2,3,4

1,2,4

1





III чет.

10

4,5

4,6

2



1


IV чет.

8

6,7

4,4

2



1


итого

34

7

34

6



2





Тематическое планирование составила__________ _____Л.В.Данилова

(подпись) (расшифровка подписи)

Календарно – тематическое планирование уроков

п/п

урока

Дата

Раздел, тема.

Кол-во часов.

Основное содержание,

понятия.

Виды

деятельности.

Вид и форма

контроля

(диагностика).

Тип

урока.

Оборудование

план

факт

  1. Официально деловой стиль – 4 часа

1

06.09.


Официально-деловой стиль речи.

1

Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля.

Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам;


Анализ официально-делового текста.

Вводный контроль.

Повторительно-обобщающий.

ИКТ, Презентация

2

13.09.


Входная контрольная работа.

1




Контрольный


3

20.09.


Лексические, морфологические, синтаксические

особенности делового стиля.

1

Лексические, морфологические, синтаксические

особенности делового стиля.

Анализировать, сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Работа с деловым текстом.

Повторительно-обобщающий.

Дидактический материал

( таблица)

4

27.09.


Основные жанры делового стиля.

1

Основные жанры делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография.

Форма делового документа.

Создавать официально-деловые тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Создание текстов официально-делового стиля.

Повторительно-обобщающий.

ИКТ, Презентация

  1. Публицистический стиль – 6 часов

5/1

4.10.


Публицистический стиль речи.

1

Публицистический стиль речи, его назначение.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.

Распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам;

Анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Работа с публицистическим текстом.

Повторительно-обобщающий.

Репетитор по русскому языку. ЕГЭ 2012(компакт-диск).- М.: Кирилл и Мефодий, 2012 г.


6/2

11.10.


Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

1

Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Работа с публицистическим текстом, его анализ.

Повторительно-обобщающий.

Карточки для проверки

7/3

18.10.


Жанры публицистического стиля.

3

Очерк путевой, портретный, проблемный. Эссе.

Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Создание собственного текста в жанре путевых записок или очерка.

Урок новых знаний.

Карточки - задания

8/4

25.10.


Устное выступление. Доклад. Дискуссия.

1

Устное выступление. Доклад. Дискуссия: правила деловой дискуссии, требования к её участникам.

Различать основные виды публичной речи по их основной цели;

Анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информацией.

Дискуссия «Патриотизм: знак вопроса».






Урок новых знаний.

Презентация

9/5

8.11.


Овладение культурой публичной речи.

1

Овладение культурой публичной речи.

Знать требования к композиции публичного выступления, понимать цель вступления, роль заключения;

Уметь выбирать наиболее эффективный из вариантов вступлений и заключений в зависимости от типа речи и избранного жанра, владеть способами изложения материала.

Устное выступление «Нужно ли совершенствовать свою речь?»

Урок закрепления изученного.

Карточки (паронимы )

10/6

15.11.


Контрольная работа по теме «Публицистический стиль»

1

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Развёрнутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов.


Развитие речи.

Тексты контрольной работы

  1. Разговорная речь – 2 часа

11

22.11.


Разговорная речь, сферы её использования, назначение.

1

Разговорная речь, сферы её использования, назначение.

Основные признаки разговорной речи:

Неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.

Фонетические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи.

Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам;

Анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств.

Анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств.

Урок новых знаний.

Презентация

Карточки с заданиями (орфоэпия)

12

29.11.


Культура разговорной речи.

2

Культура разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официальной, научной и публицистической сферах общения.

Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей.

Д/сочинение бытового характера.

(по упр.№ 253).




Урок новых знаний.

Презентация

  1. Синтаксис и пунктуация - 8 часов

13

6.12.


Простое предложение.

Способы выражения главных членов предложения.



1

Грамматическая основа простого предложения.

Способы выражения главных членов предложения.


Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи.

Синтаксический разбор простого предложения.

Урок обобщающего повторения.

Репетитор по русскому языку. ЕГЭ 2012(компакт-диск).- М.: Кирилл и Мефодий, 2012 г.


14

13.11.


Виды осложнения простого предложения.



1

Виды осложнения простого предложения.



Уметь определять и выделять на письме знаками препинания обособленные члены предложения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Урок обобщающего повторения.

Дидактический материал (карточки с заданием)

15

20.11.


Типы сложных предложений.

1

Типы сложных предложений.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Конструирование сложных предложений.

Урок обобщающего повторения.

ИКТ Презентация

16

27.11.


Трудные случаи пунктуации

1

Знаки препинания с предложениях с как, предложения с однородными членами, с общим второстепенным членом

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения пунктуационных норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами, сложных предложений.

Уроки обобщающего повторения.

Таблица.

Сборник ЕГЭ

17

17.01.


Словосочетание и его виды.

1

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи.

Выполнять синтаксический разбор словосочетания;

конструировать словосочетания разных способов связи.

Промежуточный тест.

Уроки обобщающего повторения.

Карточки с заданиями

18

24.01.


Принципы и функции русской пунктуации.

1

Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речевой практике.

Выполнять пунктуационный разбор предложений.

Урок обобщающего повторения.

Презентация

19

31.01.


Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

1

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи.

Синтаксический анализ предложений.

Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции.

Урок обобщающего повторения.

Сборник ЕГЭ

20

07.02.


Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

Урок контроля.

Задания КИМа


5.Язык художественной литературы – 6 ч

21/

1

14.02.


Общая характеристика художественного стиля.

1

Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Уметь адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый тексты, определять позицию автора, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, анализировать художественные тексты, определяя специфические черты, опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте.

Анализ текста.

Повторительно-обобщающий.

Презентация


22/

2

21.02.


Язык как первоэлемент художественной литературы.

1

Язык как первоэлемент художественной литературы. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.

Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка.

Анализ текста с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.

Повторительно-обобщающий.


23/

3

28.02.


Р.р.Контрольное сочинение – рассуждение по тексту Кима

1

Источники богатства и выразительности русской речи.

Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка.

Анализ текста с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.

Повторительно-обобщающий.

Текст для сочинения – рассуждения

24/

4



7.03.


Основные виды тропов. их использование мастерами художественного слова.

1

Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского слова.

Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка.

Анализ текста с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.

Повторительно-обобщающий

Сборник ЕГЭ

25/

5

14.03.


Практическая работа: анализ отрывка художественного текста

1

Изобразительно – выразительные возможности морфологических и синтаксических конструкций.

Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка

Анализ текста с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств.


Дидактический материал

26/

6

21.03.


Контрольная работа по теме «Художественный стиль речи»

1

Язык художественной литературы.

Анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов, с точки зрения темы, идеи, использования изобразительно-выразительных средств.

Форма – тестирование

Урок контроля.


6.Общие сведения о языке – 4 часа

27/

1

4.04.


Язык как система. Основные уровни языка

1

Язык как система. Основные уровни языка

Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностях языка.

Работа с текстом.

Повторительно-обобщающий.


28/

2

11.04.


Нормы современного русского литературного языка.

1

Основные виды норм современного русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.

Совершенствовать этикетные нормы речевого общения и поведения в различных сферах и ситуациях, информационные умения и навыки.

Извлекать необходимую информацию из справочной литературы.


Повторительно – обобщающий

Презентация

Сборник ЕГЭ

29/

3

18.04.


Р.р. Сочинение рассуждение


Структура сочинения - рассуждения

Уметь писать сочинение - рассуждение


Урок контроля

Текст для сочинения – рассуждения

30/

4

25.04.


Контрольная работа по теме «Нормы современного русского литературного языка»

1

Нормы современного русского литературного

Языка

Знать:

основные нормы русского литературного языка.

Уметь:

применять изученные орфограммы, соблюдать правила орфографии и пунктуации.

Практическая работа

Обобщающий

Тест

7.Повторение – 4 часа

31/

1

02.05.


Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии

1


Анализ заданий по фонетике, орфографии.

Тестовая работа

Обобщающий

Карточки с заданиями

32/

2

09.05.


Систематизация знаний и умений по морфемике, морфологии и орфографии.

1


Разбор заданий КИМов (применять изученные орфограммы, соблюдать правила орфографии0

Задания КИМов

Обобщающтй

Сборник ЕГЭ

33/

3

16.05.


Знаки препинания в многочленных предложениях.

1

Постановка знаков препинания в простом осложненном и сложном многочленном предложениях.

Разбор заданий КИМов ( определение типа простого предложения, анализ простого, сложного предложения)

Тест в формате ЕГЭ.

Повторительно – обобщающий

Работа с карточками

34/

4

23.05.


Итоговая контрольная работа.

1

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль ЗУН.

Знать:

основные нормы русского литературного языка.

Уметь:

применять изученные орфограммы, соблюдать правила орфографии и пунктуации.

Тест в формате ЕГЭ.

Контроль ЗУН.







Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка обучающийся должен знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Результаты изучения предмета «русский язык»


Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:

  1. освоение феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека; способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком

  2. представление о речевом идеале; стремление речевому самосовершенствованию; способность анализироватьи оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  3. увеличение продуктивного, рецептивного и потенцианального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.


Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

  • разными видами чтения и аудирования; способность адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передавать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно – технической информации;

  • умение выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, дебатах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

  • разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах, проовдить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  1. способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умения применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

  2. готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно – познавательной деятельности в вузе;

  3. овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.


Предметными результатами освоения выпускниками средней школы программы базового уровня по русскому языку являются:


  1. представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

  2. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  3. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание содержание устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой информации;

  • осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной задачи;

  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

  • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно – научной, социально – культурной и деловой сферах общения;

  • подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

  • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

  • соблюдение норм речевого поведения в социально – культурной. официально – деловой и учебно – научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности;

  • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

  1. освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды;

  2. проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точкт зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.





















Учебно – методическая литература для учителя


  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Добротина И.Г. Поурочные разработки.11 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /. – М.: Просвещение, 2010.

  4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2012.

  5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

  6. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / М.: Издательство «Национальное образование», 2015.

  7. Цыбулько И.П.. ЕГЭ 2013. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2013.

  8. Шаповалова О.А Этимологический словарь русского языка /– Ростов на Дону «Феникс», 2007

  9. Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net, http://www.zavuch.ru.

  10. Электронные словари, энциклопедии; мультимедийные презентации к урокам.



Литература для учащихся


  1. Антонова С.В.. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2012.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Даль В.И.. – Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия / М.: Эскомо ; Форум, 2007.

  4. Егорова Н.В.. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2013.

  5. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ 1997.

  6. Пучкова Л.И.. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2014.

  7. Цыбулько И.П. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты / М.: Издательство «Национальное образование», 2015.


Средства обучения


  1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы.5 класс. – М.2012.

  2. Магнитная доска

3. Мультимедийный проектор

4. Ноутбук

5.Экран

6. Электронные ресурсы «ГРАМОТА.РУ.»