Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка"
для 5 класса.
Пояснительная записка
Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения, опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
Обучение по данной программе решает следующие задачи:
- практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни;
- формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;
- повышение общего уровня развития учащихся;
- помощь учащимся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;
- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;
-всестороннее формирование личности школьника;
-становление и развитие процесса самопознания;
- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;
-формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;
-накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии слабослышащих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в ближайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскурсий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладевают культурой общества, у них формируется система нравственных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоционального поведения.
Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, которые испытывает ребенок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств, содержание нового курса предусматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе «я — общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуществляется формирование самосознания школьника.
В условиях специальной школы-интерната первые представления об окружающем мире дети получают в подготовительном, I—II классах на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Эти представления уточняются и закрепляются как в естественных, так и в специально созданных условиях.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачами школы и направлен на решение следующих задач:
воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
творческого отношения к домашнему труду;
накопление и развитие представлений об окружающем мире - обществе;
коррекция произношения и РСВ.
Контроль учебно-познавательных достижений обучающихся осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: контрольные опросы, самостоятельные работы, тесты.
Тематические планы данной программы носят примерный характер, предлагают вариативность в зависимости от уровня подготовленности класса, что отражается в календарно-тематических планах.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Цель – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:
формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни;
коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности).
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.
Обоснование места учебного предмета в учебном плане.
Основной задачей обучения детей с нарушением слуха, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети с нарушением слуха. При обучении задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социально и бытовых навыков, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей. Обучение учащихся с нарушением слуха носит практическую направленность, требующую от обучающихся усвоения и применения элементарных правил. Обучающиеся с нарушением слуха имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных детей. Содержание обучения для детей с нарушением слуха базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. Реализуется обучение в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания в специальной (коррекционной) школе, даже минимальный объем знаний, соответствующие дидактическому принципу научности. При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию необходимо предлагаемый учебный материал сделать понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей. С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке. Личностные и предметные результаты освоения конкретного предмета. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение по СБО невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами. В результате освоения предметного содержания курса СБО у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса СБО выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения курса являются:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:
коррекционно – обучающую;
коррекционно – развивающую;
коррекционно – воспитательную;
воспитание положительных качеств личности;
развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств; - формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по СБО, который доступен большинству школьников.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.
Межпредметные связи:
СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;
СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;
СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;
СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.
Содержание программы по СБО 5 класс
( 2 часа в неделю. Всего 68 часов)
Глава 1. Вводное занятие (2 часа)
Содержание и значение предмета «социально-бытовая ориентировка». Знакомство с кабинетом и правилами поведения в нём. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований на занятиях.
Глава 2. Личная гигиена (11 часов)
Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки.
Уход за волосами (мытье, прическа).
Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач, работе за компьютером.
Уход за ушами. Гигиена слуха.
Практические работы.
Выполнение утреннего и вечернего туалета.
Глава 3. Одежда и обувь (5 часов)
Виды обуви, их назначение, уход за обувью (сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению). Правила выбора обуви и одежды.
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.
Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка.
Практические работы
Чистка и сушка повседневной одежды, обуви. Выбор одежды по назначению (рабочая, домашняя, праздничная, спортивная).
Глава 4. Семья (6 часов)
Семья, родственные отношения в семье.
Состав семьи учащихся. Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи, их дни рождения. Профессии родителей.
Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.
Глава 5. Питание (12 часов)
Значение питания в жизни и деятельности людей.
Разнообразие продуктов составляющих рацион питания.
Место приготовления пищи, его оборудование.
Приготовление пищи не требующей тепловой обработки (бутерброды, салат). Порядок на кухне. Уход за посудой, кухонными принадлежностями и приборами.
Сервировка стола к обеду.
Практические работы
Приготовление бутербродов, салата, винегрета, заваривание чая. Чистка и мытьё кухонных принадлежностей. Сервировка стола к обеду.
Глава 6. Культура поведения (5 часов)
Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; приемы обращения с просьбой и вопросом. В чем секрет волшебных слов?
Правила поведения за столом. Поведение во время уроков и после уроков. Поведение в столовой.
Практические работы.
Практикумы ролевого общения, сюжетно-ролевые игры.
Глава 7. Жилище (9 часов)
Виды жилых помещений в городе и селе. Жилой дом, интернатские помещения.
Организация рабочего места школьника. Мебель.
Правила повседневной уборки комнаты. Почтовый адрес дома и школы-интерната.
Практические работы.
Уборка классной комнаты. Заполнение почтового адреса школы-интерната на конверте.
Глава 8. Транспорт (9 часов)
Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта). Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.
Экскурсии. Коллективные поездки в транспорте.
Глава 9. Торговля (9 часов)
Виды торговых предприятий. Их назначение. Продуктовые магазины и их отделы: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия, сыры, мясо, рыба, овощи, фрукты, кулинария. Виды товаров фасованные и в развес. Срок годности, стоимость. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Поведение в магазине, порядок приобретения товаров.
Экскурсия в продовольственный и промышленный магазины.
Практические работы
Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимости за определенное количество массы; определенные сроки годности (на примере молочных продуктов); приобретение продукта (например, соли, булочки), проверка чека и сдачи.
Требования к результатам обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Результаты обучения |
обучающиеся должны знать | обучающиеся должны уметь |
1-2 | Вводное занятие. Личная гигиена. | 13 | - последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; - периодичность и правила чистки ушей; - меры, направленные на охрану слуха; - правила бережного отношения к зрению; - правила для поддержания правильной осанки. | - чистить уши; - делать массаж ушей; - расслаблять глаза; - устанавливать настольную лампу и направлять свет на рабочее место; - пользоваться подставкой для книг; - следить за своей осанкой; - следить за своей походкой -выполнять правила по технике безопасности в кабинете |
3 | Одежда и обувь. | 5 | -Способы обновления одежды с помощью мелких деталей, - правила пользования моющими средствами | - подбирать одежду, головные уборы и обувь по назначению, сезону; - сушить мокрую одежду; - чистить верхнее и лёгкое платье; - подготавливать их к хранению; - подбирать крем и чистить кожаную обувь; - чистить замшевую и текстильную обувь; - сушить мокрую обувь, подготавливать её к хранению. |
4 | Семья | 6 | родственные отношения в семье; состав семьи, имена, отчества, фамилии и их возраст | записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила поведения в семье. |
5 | Питание | 12 | - роль растительной и животной пищи; - роль режима в приёме пищи и правил питания для поддержания здоровья; - виды бутербродов; - различные меню завтрака; - как можно использовать чёрствый хлеб; - санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи; - правила сервировки стола к завтраку; - правила заваривания чая; - правила пользования и ухода за соковыжималкой; - названия кухонных принадлежностей и посуды; - правила пользования чистящими средствами по уходу за посудой: - правила работы с кипящей жидкостью. | - пояснять свои индивидуальные реакции на пищу и своё личностное предпочтение в еде; - резать ножом продукты для бутербродов; - пользоваться тёркой; - отваривать яйца, жарить яичницу; - нарезать варёные овощи кубиками и соломкой; - накрывать на стол с учётом конкретного меню; - мыть и чистить нужные приборы и посуду; - пользоваться печатными инструкциями к различным чистящим средствам. |
6 | Культура поведения | 5 | - формы обращения с просьбой, вопросом; - правила поведения в школе; - правила поведения в столовой; - о необходимости следить за своей речью, расширять словарный запас. | - вежливо и тактично вести себя при разговоре со старшими и сверстниками; - правильно сидеть за столом; - пользоваться столовыми приборами, салфетками; - красиво и аккуратно принимать пищу. |
7 | Жилище | 9 | - виды жилых помещений в городе и деревне, их различие; - правила уборки помещения. | - убирать комнату; - заправлять постель - ухаживать за комнатными цветами |
8 | Транспорт | 9 | - основные виды транспорта; - наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; - количество времени, затрачиваемого на поездку, пересадки, пешеходный маршрут; - правила передвижения на велосипеде; - правила поведения в транспорте. | - соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе, на улице); - соблюдать правила дорожного движения; - приобретать билеты. |
9 | Торговля | 9 | - основные виды магазинов, их назначение; - виды отделов в продовольственных и промтоварных магазинах; - права покупателя. | - соблюдать правила поведения в магазине; -выбирать необходимые продукты питания; -оплатить покупку; проверить чек и сдачу |
Учебно - тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов рабочей программы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Глава 1. Вводное занятие Глава 2. Личная гигиена Глава 3. Одежда и обувь Глава 4.Семья Глава 5. Питание Глава 6. Культура поведения Глава 7. Жилище Глава 8. Транспорт Глава 9. Торговля | 2 11 5 6 12 5 9 9 9 |
| Всего | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 5 –го класса.
Учащиеся должны знать:
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.
Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью.
Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.
Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде.
Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них, стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Учащиеся должны уметь:
Совершать утренний туалет, в определенной последовательности совершать вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.
Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
Писать адреса на почтовых открытках.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.
Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
Литература.
1.Программы (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В,В, Воронковой 5класс, Москва,"ВЛАДОС".,2010 год.
2.Социально-бытовая ориентировка.5 класс: контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания / авт.-сост. С.П. Дерябина. -Волгоград: Учитель, 2003.-98с.
3.Одежда для работы и отдыха М. «Ромэн» 1994.
4.Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 5 класс.-М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-55С.
5.Юдин А.М. «Химия в нашем доме». М. «Химия»1990.
6.В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка для учащихся 5 класс в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., В, Владос,2011г.
7.Плакаты.
8.Средства ИКТ.
9.Слуховые аппараты.