СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по СБО 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии слабослышащих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в бли­жайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскур­сий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладе­вают культурой общества, у них формируется система нравствен­ных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоцио­нального поведения.

Просмотр содержимого документа
«Программа по СБО 8 класс»

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка"

для 8 класса.


Пояснительная записка

Основные цели курса социально-бытовой ориентировки: реали­зация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения, опытом социально­го поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.

Обучение по данной программе решает следующие задачи:

- практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни;

- формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и психологической адаптации;

- повышение общего уровня развития учащихся;

- помощь учащимся в осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам;

- формирование мотивационной сферы гигиенического поведения;

-всестороннее формирование личности школьника;

-становление и развитие процесса самопознания;

- формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;

- накопление и развитие представлений об окружающем мире — обществе, в котором живет ученик;

-формирование полноценной речевой деятельности через овла­дение речью как средством общения;

-накопление и анализ знаний, умений, опыта социального пове­дения и регуляция собственного поведения.

Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии слабослышащих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в бли­жайшем окружении, выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процесс общей трудовой, профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскур­сий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладе­вают культурой общества, у них формируется система нравствен­ных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоцио­нального поведения.

Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, ко­торые испытывает ребенок с нарушением слуха, влияют на форми­рование его личностных качеств, содержание нового курса преду­сматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе «я — общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуще­ствляется формирование самосознания школьника.

В условиях специальной школы-интерната первые представления об окружающем мире дети получают в под­готовительном, I—II классах на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Эти представления уточняются и закрепляются как в естественных, так и в специально созданных условиях.

Предлагаемый курс не противоречит общим задачами школы и направлен на решение следующих задач:

  • воспитание личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

  • творческого отношения к домашнему труду;

  • накопление и развитие представлений об окружающем мире - обществе;

  • коррекция произношения и РСВ.


Контроль учебно-познавательных достижений обучающихся осуществляется в виде текущего и итогового контроля в следующих формах: контрольные опросы, самостоятельные работы, тесты.

Тематические планы данной программы носят примерный характер, предлагают вариативность в зависимости от уровня подготовленности класса, что отражается в календарно-тематических планах.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 8 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, уровня их знаний и умений.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Цель – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:

 формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизни;

 коррекция недостатков психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности).

 развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации.

Обоснование места учебного предмета в учебном плане.

Основной задачей обучения детей с нарушением слуха, является задача социальной адаптации учащихся, с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению максимально связывается с жизненным опытом учащихся. Оно должно соответствовать условиям конкретного ближайшего социума, в котором проживают дети с нарушением слуха. При обучении задача социальной адаптации решается в первую очередь через расширение, уточнение и активизацию социально и бытовых навыков, развитие коммуникативных возможностей у данной категории детей. Обучение учащихся с нарушением слуха носит практическую направленность, требующую от обучающихся усвоения и применения элементарных правил. Обучающиеся с нарушением слуха имеют целый ряд психологических особенностей развития, которые необходимо учитывать составляя программы обучения, планирование, учебные и дидактические пособия. Знание особенностей развития необходимо для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных детей. Содержание обучения для детей с нарушением слуха базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать учащиеся. Реализуется обучение в основном методами, способами и средствами, которые предусматриваются методикой преподавания в специальной (коррекционной) школе, даже минимальный объем знаний, соответствующие дидактическому принципу научности. При отборе содержания для успешного и эффективного обучения требуется строгое соблюдение принципа доступности. Для создания мотивации к познанию необходимо предлагаемый учебный материал сделать понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Большую роль в этой работе играет использование межпредметных связей. С позиции принципа доступности рассматривается также предъявляемый детям учебный материал каждого урока: объем, последовательность прохождения тем, виды, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Такой подход позволяет эффективнее осуществлять дифференцированную работу на уроке. Личностные и предметные результаты освоения конкретного предмета. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями. Обучение по СБО невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами. В результате освоения предметного содержания курса СБО у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов. На первый план при изучении курса СБО выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения курса являются:

1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.

Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу:

 коррекционно – обучающую;

 коррекционно – развивающую;

 коррекционно – воспитательную;

 воспитание положительных качеств личности;

 развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Коррекционная работа включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

- коррекция – развитие памяти;

- коррекция – развитие внимания;

- развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

- развитие умения сравнивать, анализировать; выделять сходство и различие понятий; - умение работать по инструкциям, алгоритму; планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств; - формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи:

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Программа определяет оптимальный объём знаний, умений по СБО, который доступен большинству школьников.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБО, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы. В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии. Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.



Межпредметные связи:

 СБО – русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

 СБО – математика /математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п./;

 СБО – география /знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий/;

 СБО – биология /знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления/;

 СБО – трудовое обучение /выполнение практических заданий по уходу за одеждой/.









Содержание программы по СБО 8 класс

( 1 час в неделю. Всего 34 часа).


Глава 1. Личная гигиена (2 часа) .

- Правила ухода за кожей лица с помощью косметических средств. Косметические дезинфицирующие средства.

Практические работы

пражнения в протирании кожи лица; подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры, с учётом состояния кожи;

-использование масок из фруктов и овощей.

Глава 2. Культура поведения (2 часа).

-Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей (одежда, косметика, парфюмерия с учётом места нахождения).

Практические работы.

- Сюжетная игра «Встреча молодых людей».

Глава 3. Жилище (2 часа).

Правила уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни. Техника безопасности с моющими и чистящими средствами.

Практические работы.

-Мытьё кафельных стен, чистка раковин.


Глава 4. Транспорт (2 часа).

Междугородний автотранспорт. Автовокзал.

Практическая работа.

-Экскурсия на автобусную станцию.

 

Глава 5. Торговля (3 часа).

Специализированные магазины (книжный, спортивный). Правила поведения в магазине. Виды товара, отделы.

Практическая работа.

- Экскурсия в специализированный магазин;

-приобретение доступного по цене товара (например: книгу, шариковую ручку и т.п.), проверка чека и сдачи.


Глава 6. Учреждения и организации (2 часа).

Госучреждения: управа, префектура, милиция.


Глава 7. Одежда и обувь. (2 часов).

Ручная стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Глажение фасонного белья.

Практическая работа.

Стирка изделий из шерстяных синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка;

-экскурсия в прачечную.


Глава 8.Семья и семейные отношения (4 часа).

Правила ухода за грудным ребёнком. Правила и периодичность кормления грудного ребёнка. Правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка. Санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек, одежды.

Практическая работа.

Правила ухода за грудным ребёнком: правила и периодичность кормления ребёнка из соски и с ложечки, купания;

-правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка.


Глава 9. Бюджет семьи (4 часов).

Статьи расходов. Расходы на питание и крупные покупки. Содержание жилища: оплата жилой площади и коммунальных услуг. Планирование расходов на день, месяц.

Практическая работа.

-Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью;

-упражнения в планировании крупных, дорогостоящих покупок (на конкретных примерах);

-упражнения в снятии показателей счётчиков;

-расчёт стоимости израсходованной электроэнергии (газа, воды), заполнение квитанций.



Глава 10.Питание (6 часов).

Выпечка блинов. Приготовление песочного печенья. Консервирование овощей фруктов ягод. Замораживание овощей, фруктов, ягод.

Практическая работа.

Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов;

-приготовление пресного теста и выпечка печенья;

-запись рецептов соления, варенья, консервирования, сушки овощей, фруктов, ягод;

-нарезка зелени и фруктов для сушки.



Глава 11. Медицинская помощь (4 часа).



Первая помощь утопающему. Глистные заболевания и меры по их предупреждению. Обобщение пройденного материала. Тестирование.

Практическая работа.

-Сюжетная игра – оказание первой помощи при несчастном случае, наложение повязок, оказание помощи утопающему.


Требования к результатам обучения


№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Результаты обучения

обучающиеся должны знать

обучающиеся должны уметь

11

Личная гигиена.

2

-правила ухода за кожей лица;

-приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею.

-упражнения в протирании кожи лица; подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры, с учётом состояния кожи;

-использование масок из фруктов и овощей.

22

Культура поведения

2

-правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома;

-требования к внешнему виду молодых людей.

-культурно и вежливо вести себя при встрече и знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т.д.), дома;

-выбирать косметические средства, украшения, причёску, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и 3посещения танцев.

33

Жилище.

2

-правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны;

-моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.

-мыть кафельные стены, чистить раковины;

-пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны.



44

Транспорт

2

-основные автобусные маршруты;

-правила безопасной поездки.


-пользоваться расписанием;

-определять стоимость проезда;

-покупать билет;

-обращаться за справкой;

-выполнять правила безопасности при поездке на автобусном виде транспорта.

55

Торговля.

4

-правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

-правила покупки товаров;


-выбрать нужный товар;

-выяснить срок гарантии на его использование;

-оплатить, проверить чек и сдачу;

-хранить чек в течение срока гарантии на товар;

-вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.

66

Учреждения и организации

2

-куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи;

-адрес местной префектуры;

-отделы по учёту и распределению жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссией по делам несовершеннолетних. По трудоустройству молодёжи.

-обращаться с вопросом и просьбой к работникам префектуры и других учреждений.

77

Одежда и обувь.

2

-правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей;

-правила и последовательность глажения изделий.

-стирать и сушить изделия из шерстяных синтетических тканей;

-гладить блузки, рубашки, платья.


88

Семья и семейные отношения.

5

-правила ухода за грудным ребёнком: правила и периодичность кормления ребёнка из соски и с ложечки, купания;

-правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка;

-санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.

-купать, одевать, пеленать куклу;

-кормить куклу из соски и с ложечки;

-содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.


99

Бюджет семьи.

4

-основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона, и др.;

-стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);




-подсчитать бюджет семьи;

-планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;

-соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в сбербанк.

10

Питание

5

-виды теста;

-способы приготовления изделий из теста;

-способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.




-приготовить пресное тесто и сделать из него печенье;

-нашинковать морковь, петрушку, укроп;

-заготовить ягоды без тепловой обработки;

-записать рецепт соления, варенья, консервирования.

111

Медицинская помощь

4

-приёмы оказания помощи спасённому из водоёма;

-меры по предупреждению глистных заболеваний.

-оказать первую помощь утопающему.



- основные виды транспорта;

- наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

- количество и, пешеход­ный маршрут;

- правила передвижения на велоси­педе;

- правила поведенив транспорте.

9

- основные виды магазинов, их наз­начение;

- виды отделов в продовольственных и промтоварных магазинах;

- права покупателя.

Учебно-тематический план.



п/п


Название раздела, темы



Количество часов рабочей программы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Личная гигиена.

Культура поведения.

Жилище.

Транспорт.

Торговля.

Учреждения и организации.

Одежда и обувь.

Семья и семейные отношения.

Бюджет семьи.

Питание.

Медицинская помощь.

Всего

2

2

2

2

4

2

2

5

4

5

4

34


Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 8–го класса.


Учащиеся должны знать: -правила ухода за кожей лица; -приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею. -правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома; -требования к внешнему виду молодых людей. правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны;

-моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла;

-основные автобусные маршруты;

-правила безопасной поездки. правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

-правила покупки товаров;

правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

-правила покупки товаров;

-куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи;

-адрес местной префектуры;

-отделы по учёту и распределению жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссией по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодёжи;

-правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей;

-правила и последовательность глажения изделий.

-правила ухода за грудным ребёнком: правила и периодичность кормления ребёнка из соски и с ложечки, купания;

-правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка;

-санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.

-основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона, и др.;

-стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.);

-виды теста;

-способы приготовления изделий из теста;

-способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.

-приёмы оказания помощи спасённому из водоёма;

-меры по предупреждению глистных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

-упражнения в протирании кожи лица; подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры, с учётом состояния кожи;

-использование масок из фруктов и овощей;

-культурно и вежливо вести себя при встрече и знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах и т.д.), дома;

-выбирать косметические средства, украшения, причёску, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев;

мыть кафельные стены, чистить раковины;

-пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла, ванны;

-пользоваться расписанием;

-определять стоимость проезда;

-покупать билет;

-обращаться за справкой;

-выполнять правила безопасности при поездке на автобусном виде транспорта;

-выбрать нужный товар;

-выяснить срок гарантии на его использование;

-оплатить, проверить чек и сдачу;

-хранить чек в течение срока гарантии на товар;

-вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя;

-обращаться с вопросом и просьбой к работникам префектуры и других учреждений;

-стирать и сушить изделия из шерстяных синтетических тканей;

-гладить блузки, рубашки, платья.

-купать, одевать, пеленать куклу;

-кормить куклу из соски и с ложечки;

-содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;

-подсчитать бюджет семьи;

-планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки;

-соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в сбербанк;

-приготовить пресное тесто и сделать из него печенье;

-нашинковать морковь, петрушку, укроп;

-заготовить ягоды без тепловой обработки;

-записать рецепт соления, варенья, консервирования;

-оказать первую помощь утопающему.



Литература.

1.Программы (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией В,В, Воронковой 5-9 классы, Москва,"ВЛАДОС".,2010 год.

2.Социально-бытовая ориентировка. 8 класс: контрольно-измерительные материалы: вариативные тестовые задания / авт.-сост. С.П. Дерябина. -Волгоград: Учитель, 2003.-98с.

3.Одежда для работы и отдыха М. «Ромэн» 1994.

4.Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие. 8 класс .-М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.-55С.

5.Юдин А.М. «Химия в нашем доме». М. «Химия»1990.

6.В.В.Воронкова, С.А.Казакова «Социально-бытовая ориентировка для учащихся 8 класс в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», М., В, Владос,2011г.

7.Плакаты.

8.Средства ИКТ.