Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воробьевская средняя школа» Сакского района Республики Крым
Согласовано Утверждено
Зам.директора по УВР Директор
МБОУ «Воробьевская средняя школа» МБОУ«Воробьевская средняя школа»
_______Л.Н.Калетинская ________________ Романюк И.В.
«___»___________2016г Приказ № ___________
от ____ _______________ 2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Краеведение» «Мой родной край»
Учитель: Чернобиль Алла Валентиновна
2,3 классы 2016/2017 учебный год
Количество часов :всего 68 часов: 34 часа во 2 классе, 34 часа в 3 классе,
1 часа в неделю (всего 34 часов)
Рабочая программа разработана как дополнение к курсу « Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
2016 год
Пояснительная записка
Актуальность
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
Педагогическая целесообразность
Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.
Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ
Программа «Краеведение» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».
Программа «Краеведение» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.
Принципы построения программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Цель:
создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;
формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;
вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
создать благоприятные условия для достижения результатов в познавательно- поисковой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Краеведение» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные УУД
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Крыма, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Крыма;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику России, Крыма;
описывать достопримечательности России, Крыма;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Крыма;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Краеведение» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Обучающиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту РеспубликиКрым
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций - представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
участия в конференциях разного уровня.
Ожидаемые результаты:
обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Город в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Крыма и контурные карты.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Крым, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.
Изучения “Краеведения” способствует
формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;
в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Крыма, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями
сравнивать и обобщать факты;
работать с атласом и контурной картой;
воспитывать бережное отношение к своему городу,, к школе.
воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ”
2 КЛАСС
1. Введение (1ч)
Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
2. Мы живем в России (4ч)
Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.
Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.
Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/
Практические работы.
Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.
Край, в котором мы живем (20ч)
Тема: Наш край на карте России. Города и села Крыма на карте. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой Крыма.
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.
Тема: История нашего края. Крымская Земля в древности. История создания и исследования.
Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.
Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Растения , грибы и ягоды. Охрана растений.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира
Тема: Водоемы крыма. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов
Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.
Тема: Промышленность края. Крупные предприятия республики. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.
Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.
Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том как человек влияет на природу.
Практические работы.
Крым на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте.
Обучение работы с картой Крыма: Города и села Крыма обозначить их на карте.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
Обучение умению находить и показывать на физической карте Крыма месторождения полезных ископаемых.
Экскурсии:
Природа вокруг нас,
Краеведческий музей,.
На водоем.
В поле, сад, на ферму.
3. Село в котором я живу (8ч)
Тема: История родного села. Мое село на карте Крыма
Тема: Сакский район.Район, в котором я живу
Тема: Символика района
Тема: Улицы моего села. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт села (пассажирский, грузовой), его назначение.
Тема: Предприятия Познакомить с предприятиями села, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.
Экскурсии:
На предприятия, где работают родители.
По улицам села
Тема: Итоговое занятие
3. КЛАСС
1. Введение.
Что мы будем изучать в этом году.
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Крупные города РФ
Дать школьникам основные знания о истории своей страны.
Развивать умения ориентироваться по политической карте мира и физической карте России.
Тема: Символика РФ /флаг, гимн, герб/. Повторить и углубить знания учащихся о символике РФ,
Тема: Кем и чем гордится наша страна. Чем удивительна наша страна, какие люди прославили Россию
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение Крыма Наши соседи, (области, которые наш окружают). Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Крупные города, села, поселки обл. Заповедники обл. Места туризма и отдыха
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн. (повторить)
Тема: История края. Повторить и углубить знания учащихся о истории своего края, символике области. Крымская Земля в древности до наших дней. освоение Крыма. Памятники древности
Тема: Погода и климат Крыма Познакомить с сезонными изменениями в природе. Растения и животные в разное время года. Труд людей в разное время года.
Тема: Растительность края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Лечебные растения, как собирать, виды. Виды растений нуждающихся в особой охране.
Познакомить учащихся с Красной книгой области, заповедниками области. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Изменение природы в результате трудовой деятельности человека.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охраняемые животные. Красная книга животных Крыма. Отрицательное влияние людей на животных. Заповедники обл.
Тема: Водоемы края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. Познакомить с природными ресурсами области.
Тема: Полезные ископаемые. Дать первичные сведения о полезных ископаемых края, о местах и способах их добычи, о практическом значении и об их роли в экономики страны. Места и способы добычи полезные ископаемые. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны.
Тема: Предприятия. . Профессии. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с крупными предприятиями области., дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Профориентировать учащихся.
Тема: Экологические проблемы области. Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Показать зависимость экологических проблем области и наличием промышленных предприятий. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.
Население Крыма. Народности Крыма. Познакомить с национальным составом населения Крыма. Дать первичные сведения о коренных жителях области. Чем занимаются люди в городе и на селе. Дать первичные сведения о занятиях людей Крыма. Познакомить с народными и художественными промыслами края.
Тема: Люди Крыма .Сформировать понятия о населении Крыма национальном составе области, коренных жителях края, особенностях их быта.
Дать представление о занятиях людей в городе и на селе. Познакомить с народными и художественными промыслами края. Искусство в жизни людей.
Познакомить со знаменитыми людьми Крыма
Практические работы.
Крым на карте России, наши соседи. Работа с картой России.
Работа с картой Крыма:
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.
Составление правил поведения на природе.
Составление правил поведения на водоемах.
Составление Красной книги Крыма.
Экскурсии:
Наблюдение за сезонными изменениями.
В библиотеку..
4. Село, в котором я живу
Тема: История села. Познакомить и углубить знания учащихся о истории села в котором живут,
Тема: Сакский Район Социальный паспорт района. Показать индивидуальность каждого села в районе
Тема: Улицы села. Улицы,. Дать представления об истории названий улиц, Улицы названные в честь великих людей или событий людей. Памятные места нашего села.
Памятники и мемориалы села..
Тема: Предприятия села., значение.
Тема: Итоговый урок
Экскурсии:
Природа вокруг нас,
По городу: по улицам и районам.
4. КЛАСС
1. Введение
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Углубить основные знания учащихся о своей стране, символах РФ. Познакомить учащихся с государствами с которыми граничит Россия. Развивать умения ориентироваться по политической и физической карте мира и России.
Тема: Народы РФ. Дать первичные сведения о национальном составе России.
Практические работы.
Россия на карте мира , обучение умению находить и показывать на политической карте мира Россию, страны с которыми граничит, ,обозначить их на контурной карте.
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение Крыма. Углубить знания учащихся об историей своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах. Учить детей ориентироваться по физической карте Крыма. Поверхность Крыма реки, озера, горы, море
Тема: История нашего края. Главные исторические события Крыма.
Тема: Погода и климат Крыма. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе по всему Крыму
Тема: Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира области.
Формировать представления об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь.
Познакомить с ролью заповедников и ботанических садов, в решении экологических проблем области. Охрана и восстановление лесов и растительности.
Тема: Животный мир области. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся Крыма. Охрана и восстановление животного мира Крыма
Тема: Водоемы области. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.
Тема: Природные ресурсы области. Полезные ископаемые, в каких отраслях используются Охрана недр. Как рационально использовать. природные ресурсы.
Тема: Промышленность и с/х Крыма . Вклад области в хозяйство страны. Дать первичные сведения об особенностях отраслевой структуры хозяйства родного края: совокупности отраслевой промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы.
Дать первичные сведения об угольной., пищевой промышленности Крыма , об их роли в хозяйстве страны . Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Экология области. Сформировать первичные представления об экологических проблемах области, о причинах их возникновения, способах их предотвращения. Систематизировать знания о взаимодействии человека и природы. Понятие “экологическая катастрофа”, источники ее возникновения. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии.Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Люди нашего края. Познакомить с знаменитыми людьми области. Поэты, писатели, артисты, герои Великой Отечественной войны и труда.
Тема: Крым во время Великой Отечественной Войны. Дать первичные представление о том, как Крым помогали фронту в годы Великой отечественной войны.
Практические работы.
Обучение работы с картой Крыма, умению находить и показывать на физической карте Крыма реки, озера моря, обозначить их на карте.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
Обучение умению находить и показывать на физической карте Крыма месторождения полезных ископаемых.
Решение задач по экологии.
Экскурсии:
В библиотеку.
Тема: История села. Историческая справка села. Углубить знания учащихся об истории селав котором живут.
Тема: Карта нашего района Создать целостное представление о расположении районов Крыма.
Тема: Предприятия района. Экологические проблемы города
Тема: Знаменитые крымчане (наши современники)
Тема: Итоговый урок по теме: Город, в котором я живу
Тема: Обобщающее повторение
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 2 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать на “Краеведение” | 1 |
Раздел1. Мы живем в России | 4 |
1.1. Наша Родина на карте мира. Москва -- столица России. | 1 |
1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/ | 2 |
1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины. | 1 |
Раздел2. Край в котором мы живем | 20 |
2.1 Географич. положение Крыма Наш край на карте России. Города и села Крыма | 2 |
2.2 Символика области | 2 |
2.3 История нашего края. Крым в древности. История исследования. | 2 |
2.4 Времена годаКрыма Сезонные изменения в природе | 2 |
2.5 Растительность нашего края Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое степь. Растения степи. Охрана растений. | 2 |
2.6 Животный мир Крыма. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира | 3 |
2.7 Водоемы нашего края. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов | 1 |
2.8 Полезные ископаемые Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны. | 2 |
2.9 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. | 1 |
2.10 С/х нашего края Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х | 1 |
2.11 Экология области Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. | 1 |
Итоговое занятие по разделу Край, в котором я живу | 1 |
Раздел3. Селов котором я живу | 8 |
3.1 История нашего села История родного села. Мое село на карте Крыма | 1 |
3.2 Сакский район.Район, в котором я живу | 2 |
3.3: Символика района | 2 |
3.4 Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт города | 2 |
3.5 Предприятия Где работают родители. | 1 |
Итоговое занятие “Мой Крым” | 1 |
| 34 |
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 3 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать в этом году | 1 |
Раздел1. Мы живем в России | 5 |
1.1 Географическое положение России Крупные города РФ | 1 |
1.2 Крым на карте России Наши соседи. | 1 |
1.3 Символика РФ и Крыма /флаг, гимн, герб/ | 1 |
1.4. Кем и чем гордится Россия | 2 |
Раздел2. Край в котором мы живем | 19 |
2.1 История нашего края Крым в древности до наших дней. Освоение Крыма Памятники древности. | 2 |
2.2 Погода и климат Крыма. Экскурсия на природу | 1 |
2.3 Растительность нашего края Лечебные растения, их виды как собирать. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Виды растений нуждающихся в особой охране. Красная книга Крыма. | 3 |
2.4 Животный мир Крыма Разнообразие животного мира. Отрицательное влияние людей на животных. Охрана животного мира. Заповедники обл. Охраняемые животные. Красная книга животных Крыма | 2 |
2.5 Водоемы нашего края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. | 1 |
2.6 Полезные ископаемые Места и способы добычи. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны | 2 |
2.7 Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. Практическое значение для области и страны. Профессии. | 2 |
2.8 Экология области Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Почему природа в опасности. Экологические проблемы области. Забота о чистом воздухе, воде, почве | 3 |
2.9 Люди нашего края. Население Крыма. Народности Крыма. Чем занимаются люди в городе и на селе. Народные и художественные промыслы края. Люди прославившие Крым | 3 |
Раздел3. Район в котором я живу | 8 |
3.1 История нашего района Историческая справка | 1 |
3.2 Сакский район Социальный паспорт районов. | 2 |
3.3 села района Памятники и мемориалы сел Сакского района. | 2 |
3.4 Предприятия района Что выпускают значение для области и страны. | 2 |
3.5 Викторина “Район в котором я живу” | 1 |
Итоговое занятие “Я живу в Крыму | 1 |
| 34 |
УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 4 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
Введение Что мы будем изучать в этом году | 1 |
Раздел1. Мы живем в России | 3 |
1.1 Географическое положение России Наши соседи. С какими государствами граничит РФ | 1 |
1.2 Народы РФ | 2 |
Раздел2. Край в котором мы живем | 21 |
2.1 Географическое положение Крыма. Географическая справка Крыма | 2 |
2.2 История нашего Крыма Историческая справка . Главные исторические события Крыма | 1 |
2.3 Растительность нашего края Степь. Лесостепь.. Горный Крым. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов. | 2 |
2.4 Животный мир Крыма Степные животные. Пресмыкающиеся Крыма. Охрана и восстановление животного мира Крыма | 3 |
2.5 Водоемы нашего края. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов. | 2 |
2.6 Природные ресурсы области. Полезные ископаемые В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы | 2 |
2.7 Промышленность Крыма Вклад в хозяйство страны. пищевая промышленность. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду. | 2 |
2.8 Экология области Понятие “экологическая катастрофа”. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии. | 3 |
2.9 Люди нашего края. Люди прославившие Крым | 1 |
2.10 Крым во время Великой Отечественной войны | 2 |
2.11 Итоговое занятие по теме: Край в котором мы живем. | 1 |
Раздел3.Район в котором я живу | 7 |
3.1 Историческая справка грайона. Символика района | 1 |
3.2 Предприятия района Экологические проблемы города. Как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье | 3 |
3.3 Знаменитые крымчане (наши современники) | 2 |
3.4 Сочинение “край в котором я живу” | 1 |
Итоговое занятие Урок-диспут “Что бы я сделал для Крыма , если бы был губернатором” | 1 |
Обобщающее повторение | 1 |
| 34 |
.
1.Красная книга РСФСР. Животные. -- М.: Россельхозиздат, 1985.
2.Красная книга РСФСР. Растения.. -- М.: Россельхозиздат, 1988.
3.Наш родной край. А.А. Мытаев, Л.М. Савельева, Л.П. Сафонов, С.Д. Тивяков. книжное издательство, 1977, 67с.
4.Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: Методические материалы к программе “С любовью к городу”. -- Кузбассвузиздат, 2003. -- 144с
5.Сборник нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы для начальной школы. Москва, 2007
6.Краеведческий кружок как средство развития младшего школьника. Гайворонская Н.И. // Начальная школа. – 2009. -№6.
7.Краеведение в начальной школе. Овечкина Н.Н. // Начальная школа. – 2004. - №11.
8.Ознакомление младших школьников с родным краем. Саяпина Н.Г. //Начальная школа. – 2001. – №2
9.Интернет ресурсы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Краеведение» «Мой родной край»
2 класс 2016-2017 учебный год
№ урока | Сроки | Раздел | Тема урока |
неделя | план | факт |
1 | 1 | | | Введение (1час) | Что мы будем изучать на “Краеведение” |
2 | 2 | | | Раздел1. Мы живем в России | Наша Родина на карте мира. Москва -- столица России. |
3 | 3 | | | Символика РФ |
4 | 4 | | | флаг, гимн, герб |
5 | 5 | | | Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины. |
6 | 6 | | | Раздел2. Край в котором мы живем | Географич. положение Крыма Наш край на карте России |
7 | 7 | | | Города и села Крыма |
8 | 8 | | | Символика области |
9 | 9 | | | флаг, гимн, герб Крыма |
10 | 10 | | | История нашего края. Крым в древности. |
11 | 11 | | | История исследования. |
12 | 12 | | | Времена года Крыма |
13 | 13 | | | Сезонные изменения в природе |
14 | 14 | | | Растительность нашего края Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. |
15 | 15 | | | Что такое степь. Растения степи. Охрана растений. |
16 | 16 | | | Животный мир Крыма. Разнообразие животного мира |
17 | 17 | | |
Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. |
18 | 18 | | | Охрана и значение животного мира |
19 | 19 | | | Водоемы нашего края. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов |
20 | 20 | | | Полезные ископаемые Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. |
21 | 21 | | | Значение для области и страны. |
22 | 22 | | | Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. |
23 | 23 | | | С/х нашего краяЧем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х |
24 | 24 | | | Экология областиПонятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. |
25 | 25 | | | Итоговое занятие по разделу Край, в котором я живу |
26 | 26 | | | Раздел3. Село в котором я живу | История нашего села История родного села. Мое село на карте Крыма |
27 | 27 | | | Сакский район. |
28 | 28 | | | Район, в котором я живу |
29 | 29 | | | Символика района |
30 | 30 | | | Герб и флаг района |
31 | 31 | | | Улица на которой находится школа. |
32 | 32 | | | Улицы по которым я хожу. Транспорт города |
33 | 33 | | | Предприятия Где работают родители. |
34 | 34 | | | Итоговое занятие “Мой Крым” |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности «Краеведение» «Мой родной край»
3 класс 2016-2017 учебный год
№ урока | Сроки | Раздел | Тема урока |
неделя | план | факт |
1 | 1 | | | Введение (1час) | Что мы будем изучать в этом году |
2 | 2 | | | Раздел1. Мы живем в России | Географическое положение России Крупные города РФ |
3 | 3 | | | Крым на карте России Наши соседи. |
4 | 4 | | | Символика РФ и Крыма /флаг, гимн, герб/ |
5 | 5 | | | Кем и чем гордится Россия |
6 | 6 | | | Кем и чем гордится Россия |
7 | 7 | | | Раздел2. Край в котором мы живем | История нашего края Крым в древности до наших дней |
8 | 8 | | | Освоение Крыма Памятники древности. |
9 | 9 | | | Погода и климат Крыма. Экскурсия на природу |
10 | 10 | | | Растительность нашего края Лечебные растения, их виды как собирать. |
11 | 11 | | | Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). |
12 | 12 | | | Виды растений нуждающихся в особой охране. Красная книга Крыма. |
13 | 13 | | | Животный мир Крыма Разнообразие животного мира. |
14 | 14 | | | Отрицательное влияние людей на животных. Охрана животного мира. Заповедники обл. Охраняемые животные. Красная книга животных Крыма |
15 | 15 | | | Водоемы нашего края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. |
16 | 16 | | | Полезные ископаемые Места и способы добычи. Основные свойства полезных ископаемых |
17 | 17 | | |
Практическое значение полезных ископаемых для области и страны |
18 | 18 | | | Промышленность области Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся |
19 | 19 | | | Практическое значение для области и страны. Профессии. |
20 | 20 | | | Экология области Загрязнение окружающей среды предприятиями области |
21 | 21 | | | Почему природа в опасности. Экологические проблемы области. |
22 | 22 | | | Забота о чистом воздухе, воде, почве |
23 | 23 | | | Люди нашего края. Население Крыма. Народности Крыма |
24 | 24 | | | Чем занимаются люди в городе и на селе. Народные и художественные промыслы края |
25 | 25 | | | Люди прославившие Крым |
26 | 26 | | | Раздел3. Район в котором я живу | История нашего района Историческая справка |
27 | 27 | | | Сакский район |
28 | 28 | | | Социальный паспорт районов. |
29 | 29 | | | Села района |
30 | 30 | | | Памятники и мемориалы сел Сакского района. |
31 | 31 | | | Предприятия района |
32 | 32 | | | Что выпускают значение для области и страны. |
33 | 33 | | | Викторина “Район в котором я живу” |
34 | 34 | | | Итоговое занятие “ Я живу в Крыму |
|