СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Мой край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, обучающиеся знакомятся с историей и богатствами своего города и Ульяновской области, его многонациональным населением, с художественным наследием русского народа.

           Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

          Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

         Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Мой край"»

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №11» города Димитровграда

Овчинникова Ирина Алексеевна

учитель специального коррекционного образовательного учреждения


Программа внеурочной деятельности

"Мой край"

5 класс


В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.  Необходимость программы «Мой край» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения,  привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.

Успешное овладение знаниями в любом классе специальной - коррекционной общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности, являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Хорошо организованная внеурочная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у обучающихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.

Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеурочные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных обучающихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письменной форме.

Творческий подход к организации внеурочной работы по предмету поможет обучающимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только жителей своего города, но и с культурой народов других населённых пунктов Ульяновской области.

На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, обучающиеся знакомятся с историей и богатствами своего города и Ульяновской области, его многонациональным населением, с художественным наследием русского народа.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс не только расширяет знания обучающихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления  внеурочной деятельности  - изучение истории родного края.



Цели программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

  •  расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

  • способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к своей малой родине.


Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

  • воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;

  • воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

  • воспитание нравственных качеств личности: любви к своей малой родине и её прошлому, освоение многовекового культурного наследия русского народа через игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения;

  • создание условий для творчества обучающихся и их самовыражения.




Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на

следующих общедидактических принципах:


  • принцип развивающего обучения;

  • принцип научности;

  • принцип наглядности;

  • принцип добровольного участия;

  • принцип сотрудничества;

  • принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

  • сознательность и активность;

  • принцип занимательности;

  • принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;

  • принцип воспитания каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип деятельностного подхода.



Возраст обучающихся: 12-13 лет


Срок реализации программы: 1 год
Форма организации - кружок.
Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (34 недели) – 34 занятия.


Виды деятельности:

  • теоретические - тематические (рассказ, сообщение, беседа, лекция, с использованием мультимедийной презентации);

  • практические (тематические конкурсы, написание сочинений – миниатюр, экскурсии, подготовка сообщений);

  • творческие работы: рисунки, оформление фотоколлажей после каждой темы.

  • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщений, сочинений-миниатюр).


Содержание программы.

  1. История родного города. Краеведение как наука о родном крае. Экскурсия в историю города Димитровграда. «День рождения моего города». Обзорная автобусная экскурсия по родному городу. Создание фотоколлажа «Мой город».

  2. Предприятия города Димитровграда. ГНЦ НИИАР. Экскурсия в информационный центр ГНЦ НИИАР. Экскурсия на Димитровградский автоагрегатный завод.

  3. Достопримечательности и памятники Балаково. Драматический театр им. Островского. Артисты театра. Посещение спектакля. Православный праздник - Крещение. Посещение храма. Дом-усадьба Марковых. Дом В.И. Чапаева. Герой гражданской войны В.А. Чапаев. Краеведческий музей города. «Предметы быта старины глубокой». «Из глубины веков». «Детство, опаленное войной». Жители города в годы войны. Обелиск воинам погибшим в годы Великой Отечественной войны. Письмо ветерану. Викторина «Достопримечательности и памятники Димитровграда».

  4. По просторам Ульяновской области. Конкурс рисунков «По просторам Ульяновской области». Отчётная презентация.



Личностные и предметные результаты освоения программы занятий внеурочной деятельности.


Личностные.

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

  • осознавать значимость краеведения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом поиске краеведческого материала;

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, энциклопедией, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь работать самостоятельно;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, экскурсиях;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

 Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать результаты поиска;

  • отбирать нужные термины для проведения экскурсий, написание рассказов о ветеранах войны и труда;

  • ориентироваться в музее (работа с книгой Памяти, с музейным фондом);

  • составлять сочинение-миниатюру;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 

  • слушать и понимать речь других; 

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  • высказывать своё суждение о проведенных беседах;

  • участвовать в конкурсах сочинений и рисунков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музее, библиотеках, проектная деятельность  включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

  • групповая работа;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • экскурсии, поездки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!