СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельность "Мой край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Мой край"

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельность "Мой край"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Карталы»





Рассмотрено

на заседании ШМО

«__»__________2021г.


Согласованно

заместитель директора по УВР

___________________________

/Н.Б Богатикова/

Утверждено

Директор школы:

__________________

/С. А. Верткая/









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Мой край»

для обучающихся 4 класса

на 2021 - 2022 учебный год

(начальное общее образование)

( духовно-нравственное)

срок реализации рабочей программы – 1 год






Автор-составитель: Львова Е.В.

учитель начальных классов









2021 г.








Содержание

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации форм организации и видов деятельности

  3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

  4. Учебно – методическое обеспечение














































Пояснительная записка


Наша малая родина… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.

Возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края все чаще отмечается в настоящее время. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости возникают путем воздействия на человека с самого раннего возраста. Ощущение родного края, земли, на которой он родился, дает начало любви к Родине у ребенка.

Обучающиеся начинают сознавать, что любовь к Родине приходит к человеку не сразу. Вначале идет познание своей малой родины, ее судьбы, ее духовных и материальных сокровищ.

Познание своего края - краеведческая работа несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческая деятельность ориентирует на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на воспитание гражданственности, любви к окружающему миру, Отечеству, семье. Здесь закладываются основы познавательного интереса и изучение города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать; активно формирует интерес к духовному и культурному наследию предков, помогая уяснить неразрывность, единство истории конкретной семьи, региона с историей страны.

Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Успешность развития обучающихся при знакомстве с родным краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные младшему школьному возрасту.

Исходя из этого, была разработана программа «Мой край».

Новизна и актуальность программы заключается в углубленном изучении истории основания, достопримечательностей Южного Урала, его культуры, промышленности, природных богатств и т.д. Таким образом, она направлена на всестороннее изучение воспитанниками под руководством педагога природных, социально - экономических и исторических условий родного края. А также, в объединении биологического, исторического, культурного, психологического и художественного подхода к изучению малой Родины и народной культуры родного края. Программа способствует решению важнейшей задачи образования – воспитанию патриота и гражданина своей страны, вводит растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь.

Содержание рабочей программы учитывает национальные, региональные и этнокультурные особенности, а именно: первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями региона.

Разработанная программа направлена на формирование у детей системы знаний о родном городе, области, воспитание патриотизма, любви и уважения к родному краю, желание изучать историю его жизни, активного участия в решении проблем и вопросов своего города; воспитание гордости за свой край, уважительного отношения к памятникам города .

В основу реализации программы курса внеурочной деятельности «Мой край» положены ценностные ориентиры:

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьники тем самым раскрывают свои способности, само выражаются и само реализуются в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности

В основе реализации программы «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Участники программы: педагог, дети, родители, взрослые, имеющие непосредственное отношение к городу.

Цель программы:

Формирование системы знаний учащихся по краеведению (познанию своего края), знакомство с историей , знакомство с памятниками истории и культуры края, осознание себя членом малой родины, общества, народа, представителя страны и государства.

Задачи:

- познакомить с географическим положением, экономикой, промышленностью, народными промыслами, творчеством, культурными центрами, жителями Челябинской области;

- познакомить с главными вехами в истории города, района, области;

- познакомить с наиболее известными деятелями науки, культуры и искусства, героями труда и войны тесно связанными с Челябинской областью;

- расширить знания о народной культуре, семьях, тех, кто живет рядом с нами;

- раскрыть значения сохранения памятников истории и культуры города, района, области, формирование уважения к культуре предков;

- формировать личное (оценочное) отношение к явлениям прошлого и настоящего, развивать желание познавать и сохранять семейные, родовые традиции и ценности;

- соблюдать правила поведения в городе (на улице, в школе), учить правилам музейной культуры, формировать навыки здорового образа жизни;

- развивать логическое мышление, воображение, творческие данные в благоприятном психологическом климате детского коллектива.

Методическая особенность программы: структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям.

Структура занятий включает в себя составные части:

1. Теоретическую часть;

2. Практическую часть

В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники, исследования, создание проектов.

Форма организации занятий – индивидуально-групповая:

  • Беседы (желательно использовать презентацию);

  • Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев.

  • Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);

  • Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

  • Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;

  • Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

  • Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные результаты обучающихся 4 класса

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

У выпускника будут сформированы:

  • осознанность своей этнической и национальной принадлежности;

  • целостность, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;

  • наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

  • умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Метапредметные результаты обучающихся 4 класса

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

В 4 классе выпускник научится:

Регулятивные универсальные учебные действия

Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

Познавательные универсальные учебные действия

Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;

Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формировать умения строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.

Чтение. Работа с текстом

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

Определять тему и главную мысль текста.

Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.

Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.

Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Сопоставлять различные точки зрения.

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.

Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.

Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

Создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.

Создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.

Составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).

Определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий.

Выпускник получит возможность научиться:

Познавательные универсальные учебные действия

Формировать умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Формировать умения формулировать собственное мнение.

Формировать умения в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Чтение. Работа с текстом

Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.

Работать с несколькими источниками информации.

Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования

Заполнять учебные базы данных.

Создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера.

Строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения.




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой край»» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом, в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Челябинской области, контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся

Для определения уровня усвоения материала проводятся следующие мероприятия:

Выставки рисунков, конкурсы и выставки сочинений, стихов, фотовыставки.

Конкурсы чтецов, певцов.

Создание презентаций.

Итоговые занятия предполагаются проводиться в форме олимпиад, викторин, интеллектуальных игр, исследовательских проектов.

Наблюдение в процессе работы воспитанников.

Источниками информации особенно в исследовательских работах воспитанников могут служить печатные издания, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов природы.

Для определения теоретических знаний индивидуальные, групповые задания: карточки-задания, загадки, ребусы, кроссворды, игры «Путешествие по Челябинску», «Путешествие по улицам родного города».















  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ занятия в учебном году

№ урока в теме



Дата



Корректировка

Тема занятия

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Наш город (7ч)

1

1.



Где мы живем (Россия, город Карталы)история города

1


2

2.



Символы нашего города

1


3

3.



Культурно – просветительные учреждения нашего города

1


4

4.



Профессии города. Где работают родители


1

5

5.



Моя улица, почему так названа.


1

6

6.



Моя школа. Традиции школы


1

7

7.



Конкурс рисунков «Наш город»


1

Наша область (14ч)

8

1.



Границы Челябинской области. Причины ее образования

1


9

2.



Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.

1


10

3.



Население Челябинской области. Народности Урала

1


11

4.



Посещение музея


1

12

5.



Уральская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Уральской

1


13

6.



История заселения и освоения Земли Уральской. Памятники древности

1


14

7.



История заселения и освоения Земли Уральской. Памятники древности

1

1

15

8.



Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга


1

16

9.



Водные ресурсы области

1


17

10.



Водные ресурсы области

1


18

11.



Растительный мир области


1

19

12.



Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов


1

20

13.



Животный мир.


1

21

14.



Охрана и восстановление животного мира Урала.


1

Мифы и легенды Урала (6ч)

22

1.



Хозяйка Медной горы: вымысел или реальность?

1


23

2.



Как легенды о Хозяйке Медной горы сказались на развитии культуры в нашем регионе

1


24

3.



Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Какой ты представляешь Хозяйку Медной горы?»)


1

25

4.



Легенды нашего края: река Белая, Тайга – соприкосновение двух миров.


1

26

5.



«Уральские писаницы» - древние наскальные рисунки.


1

27

6.



Экскурсия в краеведческий музей


1

Люди нашего края (5ч)

28

1.



Знакомство с поэтами и писателями Урала и их произведениям


1

29

2.



Заслуженные и известные артисты Челябинской области


1

30

3.



Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника.


1

31

4.



Заслуженные спортсмены Челябинской области

1

1

32

5.



Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции)

1


Резервные занятия (2ч)

33

1.



Научно – практическая конференция «Урал – мой край родной»

1


34

2.



Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором»

1


Итого:34 ч



15

19







4 Информационно – методическое обеспечение программы

• Информационно- коммуникационные технологии (ноутбуки, компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, диски)

Учебно- методическое обеспечение


  1. Уральские писаницы: Нейва Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. «Банк культурной информации» 2000 г.

  2. Материалы по изобразительной деятельности Древнего населения Урала. «Институт истории и археологии» 1990 г.


3. Скрипов А.С. Челябинск. ХХ век.


4.Булучевский Н.В. Из истории Родного края/ Н.В.Булучевский, - Челябинск, 2000.

5.Челябинская область в фотографиях, - Творческое объединение: «Каменный пояс», 2000.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!