Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Карталы»
Рассмотрено на заседании ШМО «__»__________2021г. | Согласованно заместитель директора по УВР ___________________________ /Н.Б Богатикова/ | Утверждено Директор школы: __________________ /С. А. Верткая/ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мой край»
для обучающихся 4 класса
на 2021 - 2022 учебный год
(начальное общее образование)
( духовно-нравственное)
срок реализации рабочей программы – 1 год
Автор-составитель: Львова Е.В.
учитель начальных классов
2021 г.
Содержание
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации форм организации и видов деятельности
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Учебно – методическое обеспечение
Пояснительная записка
Наша малая родина… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края все чаще отмечается в настоящее время. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости возникают путем воздействия на человека с самого раннего возраста. Ощущение родного края, земли, на которой он родился, дает начало любви к Родине у ребенка.
Обучающиеся начинают сознавать, что любовь к Родине приходит к человеку не сразу. Вначале идет познание своей малой родины, ее судьбы, ее духовных и материальных сокровищ.
Познание своего края - краеведческая работа несет в себе огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Краеведческая деятельность ориентирует на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, на воспитание гражданственности, любви к окружающему миру, Отечеству, семье. Здесь закладываются основы познавательного интереса и изучение города как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ними взаимодействовать; активно формирует интерес к духовному и культурному наследию предков, помогая уяснить неразрывность, единство истории конкретной семьи, региона с историей страны.
Центральным звеном социализации «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» – является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Успешность развития обучающихся при знакомстве с родным краем станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные младшему школьному возрасту.
Исходя из этого, была разработана программа «Мой край».
Новизна и актуальность программы заключается в углубленном изучении истории основания, достопримечательностей Южного Урала, его культуры, промышленности, природных богатств и т.д. Таким образом, она направлена на всестороннее изучение воспитанниками под руководством педагога природных, социально - экономических и исторических условий родного края. А также, в объединении биологического, исторического, культурного, психологического и художественного подхода к изучению малой Родины и народной культуры родного края. Программа способствует решению важнейшей задачи образования – воспитанию патриота и гражданина своей страны, вводит растущего человека в духовную атмосферу того места, с которого начинается его жизнь.
Содержание рабочей программы учитывает национальные, региональные и этнокультурные особенности, а именно: первоначальные представления и опыт знакомства с национальными, региональными и этнокультурными особенностями региона.
Разработанная программа направлена на формирование у детей системы знаний о родном городе, области, воспитание патриотизма, любви и уважения к родному краю, желание изучать историю его жизни, активного участия в решении проблем и вопросов своего города; воспитание гордости за свой край, уважительного отношения к памятникам города .
В основу реализации программы курса внеурочной деятельности «Мой край» положены ценностные ориентиры:
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьники тем самым раскрывают свои способности, само выражаются и само реализуются в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности
В основе реализации программы «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
Участники программы: педагог, дети, родители, взрослые, имеющие непосредственное отношение к городу.
Цель программы:
Формирование системы знаний учащихся по краеведению (познанию своего края), знакомство с историей , знакомство с памятниками истории и культуры края, осознание себя членом малой родины, общества, народа, представителя страны и государства.
Задачи:
- познакомить с географическим положением, экономикой, промышленностью, народными промыслами, творчеством, культурными центрами, жителями Челябинской области;
- познакомить с главными вехами в истории города, района, области;
- познакомить с наиболее известными деятелями науки, культуры и искусства, героями труда и войны тесно связанными с Челябинской областью;
- расширить знания о народной культуре, семьях, тех, кто живет рядом с нами;
- раскрыть значения сохранения памятников истории и культуры города, района, области, формирование уважения к культуре предков;
- формировать личное (оценочное) отношение к явлениям прошлого и настоящего, развивать желание познавать и сохранять семейные, родовые традиции и ценности;
- соблюдать правила поведения в городе (на улице, в школе), учить правилам музейной культуры, формировать навыки здорового образа жизни;
- развивать логическое мышление, воображение, творческие данные в благоприятном психологическом климате детского коллектива.
Методическая особенность программы: структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня. Большое внимание уделяется внеаудиторным занятиям.
Структура занятий включает в себя составные части:
1. Теоретическую часть;
2. Практическую часть
В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники, исследования, создание проектов.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая:
Беседы (желательно использовать презентацию);
Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев.
Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);
Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);
Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты обучающихся 4 класса
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
У выпускника будут сформированы:
осознанность своей этнической и национальной принадлежности;
целостность, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
эстетические потребности, ценности и чувства;
навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Метапредметные результаты обучающихся 4 класса
(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
В 4 классе выпускник научится:
Регулятивные универсальные учебные действия
Формировать умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.
Познавательные универсальные учебные действия
Формировать умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач;
Формировать умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формировать умения строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов.
Чтение. Работа с текстом
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
Определять тему и главную мысль текста.
Делить тексты на смысловые части, составлять план текста.
Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию.
Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.
Формировать начальный уровень культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод.
Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.
Делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования.
Готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Сопоставлять различные точки зрения.
Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
Искать информацию в системе поиска внутри компьютера.
Искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете.
Составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).
Создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста.
Создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.
Составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).
Определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий.
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные универсальные учебные действия
Формировать умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формировать умения формулировать собственное мнение.
Формировать умения в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
Чтение. Работа с текстом
Сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 существенных признака.
Работать с несколькими источниками информации.
Сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при получении начального общего образования
Заполнять учебные базы данных.
Создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера.
Строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой край»» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.
В целом, в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Челябинской области, контурные карты.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Для определения уровня усвоения материала проводятся следующие мероприятия:
Выставки рисунков, конкурсы и выставки сочинений, стихов, фотовыставки.
Конкурсы чтецов, певцов.
Создание презентаций.
Итоговые занятия предполагаются проводиться в форме олимпиад, викторин, интеллектуальных игр, исследовательских проектов.
Наблюдение в процессе работы воспитанников.
Источниками информации особенно в исследовательских работах воспитанников могут служить печатные издания, карты, архивы, памятники истории и культуры, библиографии, наблюдения объектов природы.
Для определения теоретических знаний индивидуальные, групповые задания: карточки-задания, загадки, ребусы, кроссворды, игры «Путешествие по Челябинску», «Путешествие по улицам родного города».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия в учебном году | № урока в теме | Дата | Корректировка | Тема занятия | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
Наш город (7ч) |
1 | 1. | | | Где мы живем (Россия, город Карталы)история города | 1 | |
2 | 2. | | | Символы нашего города | 1 | |
3 | 3. | | | Культурно – просветительные учреждения нашего города | 1 | |
4 | 4. | | | Профессии города. Где работают родители | | 1 |
5 | 5. | | | Моя улица, почему так названа. | | 1 |
6 | 6. | | | Моя школа. Традиции школы | | 1 |
7 | 7. | | | Конкурс рисунков «Наш город» | | 1 |
Наша область (14ч) |
8 | 1. | | | Границы Челябинской области. Причины ее образования | 1 | |
9 | 2. | | | Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. | 1 | |
10 | 3. | | | Население Челябинской области. Народности Урала | 1 | |
11 | 4. | | | Посещение музея | | 1 |
12 | 5. | | | Уральская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Уральской | 1 | |
13 | 6. | | | История заселения и освоения Земли Уральской. Памятники древности | 1 | |
14 | 7. | | | История заселения и освоения Земли Уральской. Памятники древности | 1 | 1 |
15 | 8. | | | Рельеф. Чем наши горные системы и равнинные территории отличаются друг от друга | | 1 |
16 | 9. | | | Водные ресурсы области | 1 | |
17 | 10. | | | Водные ресурсы области | 1 | |
18 | 11. | | | Растительный мир области | | 1 |
19 | 12. | | | Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов | | 1 |
20 | 13. | | | Животный мир. | | 1 |
21 | 14. | | | Охрана и восстановление животного мира Урала. | | 1 |
Мифы и легенды Урала (6ч) |
22 | 1. | | | Хозяйка Медной горы: вымысел или реальность? | 1 | |
23 | 2. | | | Как легенды о Хозяйке Медной горы сказались на развитии культуры в нашем регионе | 1 | |
24 | 3. | | | Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Какой ты представляешь Хозяйку Медной горы?») | | 1 |
25 | 4. | | | Легенды нашего края: река Белая, Тайга – соприкосновение двух миров. | | 1 |
26 | 5. | | | «Уральские писаницы» - древние наскальные рисунки. | | 1 |
27 | 6. | | | Экскурсия в краеведческий музей | | 1 |
Люди нашего края (5ч) |
28 | 1. | | | Знакомство с поэтами и писателями Урала и их произведениям | | 1 |
29 | 2. | | | Заслуженные и известные артисты Челябинской области | | 1 |
30 | 3. | | | Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. | | 1 |
31 | 4. | | | Заслуженные спортсмены Челябинской области | 1 | 1 |
32 | 5. | | | Трудовые династии строителей, шахтеров, учителей и др. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции) | 1 | |
Резервные занятия (2ч) |
33 | 1. | | | Научно – практическая конференция «Урал – мой край родной» | 1 | |
34 | 2. | | | Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором» | 1 | |
Итого:34 ч | 15 | 19 |
4 Информационно – методическое обеспечение программы
• Информационно- коммуникационные технологии (ноутбуки, компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, диски)
Учебно- методическое обеспечение
Уральские писаницы: Нейва Широков В.Н., Чаиркин С.Е., Чемякин Ю.П. «Банк культурной информации» 2000 г.
Материалы по изобразительной деятельности Древнего населения Урала. «Институт истории и археологии» 1990 г.
3. Скрипов А.С. Челябинск. ХХ век.
4.Булучевский Н.В. Из истории Родного края/ Н.В.Булучевский, - Челябинск, 2000.
5.Челябинская область в фотографиях, - Творческое объединение: «Каменный пояс», 2000.