СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Развивай-ка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного курса является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

1.Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2.Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3.Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4.Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Развивай-ка"»

Пояснительная записка

Программа «Развивай-ка» разработана на основе внеурочной деятельности МБОУ СОШ №17. При составлении программы курса использовались материалы электронного УМК (ЭУМК) «Начальная школа Кирилла и Мефодия».

Обучение математике и русскому языку является важнейшей составляющей начального общего образования. Эти предметы играют важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий.

Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития.

Поэтому данная программа включает в себя комплекс занятий по русскому языку и математике.

Целью данного курса является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Общая характеристика курса

Развивающий курс включает в себя занятия по математики и русскому языку.

В данных учебных материалах используются разнообразные формы представления информации, развиваются возможности ребенка по восприятию информации текстовой, графической, звуковой. Комплекс заданий предполагает разные формы работы с ним в классе, включает большой набор опорных заданий, содержит задания разного уровня сложности, что усиливает формирование УУД у выпускников начальной школы.

Теоретическая часть уроков используется для объяснения нового материала и нацеливает учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности. Практическая часть уроков предоставляет учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков.

На занятиях математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

В процессе усвоения материала используются мультимедийные уроки, которые способствуют формированию логического мышления, развивают внимание и расширяют кругозор. В процессе занятий учащиеся учатся считать, складывать, вычитать, умножать, делить, сравнивать числа и единицы измерения, решать уравнения и задачи.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

С помощью интерактивных заданий школьник освоит основные орфограммы, научится различать части речи предложения; отличать предлоги от приставок; распознавать звонкие и глухие согласные; усвоит правила постановки мягкого и твёрдого знаков.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю).

Краткое содержание учебного курса

Математика

Числа

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения.

Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Русский язык

Звуки и буквы речи

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки глас­ные и согласные (их признаки). Буквы и, а, у в сочетаниях жи, ши, на, ца, чу, щу. Сочетания чк, чн, чт. Мягкие и твердые согласные звуки. Мягкий знак (ь) для обозначения мягко­сти согласных в конце и середине слова. Проверка согласных на конце слова. Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Про­верка путем изменения формы слова. Разделительный мягкий знак (ь). Двойные согласные в словах типа класс, касса, группа.

Слог. Слоговая структура слова

Деление слов на слоги. Правила переноса слов. Парные звонкие и глухие согласные. Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные.

Предложение

Предложение — единица языка и речи. Роль предложения в обще­нии. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Распрос­траненные и нераспространенные предложения. Связь слов в предло­жении (по вопросам). Наблюдения над интонацией предложения. Точ­ка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Логическое ударение в предложении.

Части речи

Имя существительное

Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (фами­лиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол

Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдение за употреблением глаголов в различных временных фор­мах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное

Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные близкие и противоположные по смыслу. Наблю­дения за согласованием в числе имени существительного и глагола, име­ни существительного и прилагательного.

Предлоги

Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов.

Состав слова

Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах. Проверка безударных гласных, парных глухих и звонких согласных путем измене­ния формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание не­проверяемых гласных в однокоренных словах.

Текст. Связная речь

Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложе­ний, не объединенных общей темой. Заголовок. Опорные слова в тек­сте. Виды текстов. Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Развивай-ка»

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;


  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

-Сравнивать предметы, объекты по нескольким основаниям: находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

-Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

-Наблюдать и делать самостоятельно простые выводы.

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно организовывать своё рабочее место;

-Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

-Определять план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

-Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

-Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль, линейку);

-корректировать выполнение задания в дальнейшем;

-Оценивать задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные УУД:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-Читать вслух и про себя тексты учебника, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

-Участвовать в совместной творческой познавательной деятельности;

-Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Предметные результаты

-Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

-Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

-Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Список литературы

  1. Мастер-класс учителя начальной школы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Издательство «Глобус», 2010;

2. электронное УМК «Начальная школа Кирилла и Мефодия».

3. http://www.videouroki.net

4. http://www.zavuch.ru

5. http://nsportal.ru









Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

Освоение фундаментального ядра содержания

Сформи-

рованностьУУД


План

Факт

Математика

1

Начало путешествия. Планета чисел.

1

-повторить материал, изученный в 1 классе;

-отрабатывать навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20;

-совершенствовать умение решать простые и составные задачи;

-учить считать десятки как простые единицы;

-показать образование чисел из десятков и единиц;

- образовывать, называть и записывать числа в пределах 100;

- переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Ученик научится:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;

Ученик может научиться:

классифицировать числа по одному или нескольким

основаниям, объяснять свои действия;


Л-1

Л-2

Л-3

П-1

П-3

П-4

Р-1

Р-2

Р-3




2

Звёздная коллекция Космика.

1



3-4

Лаборатория алхимика.

2



Русский язык

5

Тимошка учит звуки и буквы


1

-признаки гласных и согласных звуков

Ученик научится:

-различать звуки и буквы;

-характеризовать звуки русского языка;

-знать последовательность букв в русском алфавите; пользоваться алфавитом для упорядочения слов и поиска нужной информации.

Ученик может научиться:

-производить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова;

П-1

К-5

И-7

И-14

и-14




6

Лесная школа

1

-развивать умение правильно писать сочетания жи,ши, ча-ща, чу-щу.

-формировать навык правописания слов с сочетаниями жи,ши, ча-ща, чу-щу

Ученик научится:

-применять правила правописания

(в объёме содержания курса)





Математика

7

Математическая библиотека


1

Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100.

Выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 ( табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.).


Ученик научится:

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку в пределах 100;

-выполнять устно сложение, вычитание однозначных и двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

Ученик может научиться:

использовать свойства арифметических действий

для удобства вычислений;

- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

- вычислять значение числового выражения, ,содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок.





8

Задания от звёздной команды

1



9-10

Космические примеры и ловушки

2



11

Космические схемы и примеры


1



Русский язык

12

Тимошка и главные члены предложения.

1

-предложение как единица речи, его назначение и признаки

-развивать умение правильно оформлять предложение в письменной речи

-главные члены предложения- подлежащее и сказуемое

-развивать умение находить их в предложении


Ученик научится:

-различать предложение, словосочетание, слово;

-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- интонацию предложения;

-находить главные и второстепенные члены предложения




13

Домики для твёрдого и мягкого знаков.

1

-совершенствовать навык правописания слов с (ь) и (ъ)



14

Улица звонких и глухих согласных звуков.


1

-развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные

Ученик научится:

-различать звуки и буквы;

-

-согласные звонкие/глухие; парные/непарные, звонкие и глухие);

-применять правила правописания

(в объёме содержания курса)





15

Важное в словах – ударение.


1

-развивать орфографическую зоркость

Ученик научится:

-характеризовать звуки русского языка(гласные ударные/безударные;

-применять правила правописания

(в объёме содержания курса)




16

На стройке слов.


1

-познакомить со словами с двойными согласными

Ученик научится:

-применять правила правописания

(в объёме содержания курса)




Математика

17-18

Космические величины.

2

Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20,

х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного.

- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

Ученик может научиться:

использовать свойства арифметических действий

для удобства вычислений.


Л-1

Р-1

Р-2

Р-3

П-5

П-15

К-1

К-6

К-8

К-9

И-1

И-4



Русский язык

19-21

Слова, слова, слова…

3

-познакомить с именами существительными, именами прилагательными, глаголами;

-формировать умение распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делает? что делают?

-формировать умение ставить вопрос к прилагательным


Ученик научится:

-определять грамматические признаки имён существительных

-определять грамматические признаки имён прилагательных

-грамматические признаки глагола

Л 11

Р-2

К- 9

К-1

И-4



Математика

22

Задачи в 2 действия.


1

Составлять и решать задачи, обратные заданной.

Объяснять ход решения задачи.

Отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия и вопроса.





Русский язык

23

Страна слов. Сказка о предлогах

1

-формировать представление о предлоге как слове, его роли в предложении;

-развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении

Ученик научится:

-применять правила правописания.





24

Из чего состоят слова?

1

-познакомить с тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;

-способ проверки безударных гласных в корне путём подбора однокоренных слов

Ученик научится:

-различать родственные слова


Л-3

К-2

К-6

К-8




25

Правописание корней.

1



Математика

26

Путешествия по зоопарку.

1

Выполнять умножение и деление с числом 2 и 3.

Ученик научится:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;

Ученик может научиться:

классифицировать числа по одному или нескольким

основаниям, объяснять свои действия;


Л-1



27

Космические задания на умножения

1



28

Переместительное свойство

1



29-30

Беспорядок в библиотеке

2



31-32

Полёт на ракетах

2



33

Коллекция минералов и камней

1



Русский язык

34

На златом крыльце сидели…

1

-развивать умение распознавать предложение в структуре текста, употреблять заглавную букву и нужный знак препинания в конце предложения


Л -1

Л-2

Л-3

Л-11

П-1

П-4

Р-1

Р-2

Р-7

К-1

К-2

К-5

К-6

К-8

К-9

И-1



35

Самая главная мысль.

1