СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности Театр

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Театр «Радуга» для 5 класса разработана на основе : • Примерной программы н общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования. • в соответствии с учебным планом и учебным графиком гимназии Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления. Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год. ( 1 час в неделю) Программа обеспечена учебным пособием для детей «Театр» ( автор И. А. Генералова; М.;Баласс, 2012)

Просмотр содержимого документа
«программа по внеурочной деятельности Театр»










Рабочая программа


по внеурочной деятельности


«Театральная студия «Радуга»






Классы: 5 класс

Учителя : Майорова Т. В.














2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему по своему идейному содержанию и совершённые по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе , в быту.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться творя и играя.

Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка в школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими.


Программа внеурочной деятельности «Театр «Радуга» для 5 класса разработана на основе :

  • Примерной программы н общего образования, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования.

  • в соответствии с учебным планом школы

  • программы «Театр» автор И. А. Генералова; М.;Баласс, 2012


Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год. ( 1 час в неделю)


Цель внеурочной программы – эстетическое воспитание школьников, организация детского творческого досуга.

Театр доставит ребенку много радости и удовольствия, сформирует интересы и отношение к окружающему. Сделанные своими руками игрушки оживут, что необычайно интересно. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, а следовательно, и понимание происходящего в спектакле, а также развитие речи ребенка.

Ребѐнок приобретает навыки графического и пластического изображения персонажей, творческой переработки своих впечатлений. Театр поможет развить у ребенка речь, мышление и творческое воображение.

Программа « Театр «Радуга» определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:

  • адаптация школьников средствами театрального искусства;

  • раскрытие творческих (артистических, художественных, литературных) способностей школьников;

  • развитие природных задатков и реализация творческого потенциала личности школьника;

  • развитие эмоционально – образной сферы личности школьника;

  • систематическое и целенаправленное развитие фантазии т.к. хорошая фантазия - признак развитого интеллекта;

  • активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи;

  • развитие коммуникативного потенциала у школьников в паре, группе, коллективе;

  • развитие художественного и ассоциативного мышления школьников;

  • формирование интереса к театру как средству познания жизни, духовному обогащению;

  • знакомство учащихся с основами театрализации ( театральная игра и актѐрское мастерство, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история театра);

  • научить приемам исполнительского мастерства;

  • научить слушать, видеть понимать и анализировать произведения искусства;

  • формирование художественных предпочтений, эстетических, этических оценок искусства, окружающего мира;

  • научиться правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства театралов

  • способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма;

  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

  • стимулировать проявления самостоятельности;


Ценностные ориентиры:

  • Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

  • Ценность искусства и литературы – как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.


Организация учебной деятельности учащихся реализуется технологиями:

  • ориентация на здоровьесбережение и здоровьесозидающий эффект школьников;

Творчество и здоровье как «норма жизни» находятся в неразрывном единстве. С одной стороны, творчество пронизывает все жизненные процессы и благотворно влияет на здоровье человека (физическое, психическое, социальное, интеллектуальное и пр.) – выступает «нормой жизни». Отсюда возможна и обратная связь – с помощью творчества приобщать человека к здоровому образу жизни.

  • системно – деятельностный подход, с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД).


Организуются методы обучения:

  • метод самопознания;

«Сейчас театр все чаще и многофункциональнее используется в школьном пространстве: театр – как средство психического развития, диагност особенностей сенсорики и индивидуальной одаренности; театр как метод самопознания, естественное средство психокоррекции и способ накопления поведенческого опыта, как культурный феномен»

  • метод сотрудничества;

  • личный пример педагога;

  • метод упражнений.


Особенности реализации программы

Организуются формы обучения:

парная;

групповая;

фронтальная;

индивидуальная;

театрализация.


Следует заметить, что при организации работы с детьми используются как классические для педагогики формы и методы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, просмотр спектаклей, использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории.


Средства и приѐмы театральной педагогики:

сочинительство;

сказкотворчество;

этюды;

пантомимика,

театральные упражнения и игры


Ожидаемые результаты программы:

  • Социальная активность учеников 5-х классов, их готовность принять личное практическое участие в спектакле;

  • Иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности (результат);

  • Представлены театрализованные представления;



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностными результатами обучения являются:

Ученик научится:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

выражать себя в наиболее привлекательной творческой деятельности.


Ученик получит возможность научиться:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности;

(получить) нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

формулировать собственное мнение и позицию.


Метапредметные:


Регулятивные:


-объективно воспринимать оценку учителя, товарища, родителя и др. людей при помощи (разъяснении) учителя;

-подводить итог занятия при помощи учителя;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности при помощи учителя;

-планирование учебных действий при помощи учителя;

-учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные:


-помощи учителя пользоваться правилами поведения на занятиях в раздевалке, в игровом творческом процессе.

-узнавать о ценностном отношении к театру как культурному наследию народа при помощи учителя;

-делать предварительный отбор источников информации по совету учителя;

-делать выводы при помощи учителя в результате совместной работы всего класса.

-что такое театр понимать самостоятельно

-знать историю зарождения театра при помощи учителя;

-знать отличие театра от других видов искусств при помощи учителя;

-знать виды театров при помощи учителя;

-собирать сведения о видах изученных кукол при помощи учителя;

-собирать сведения о работе с куклами разных систем при помощи учителя;

-знать что такое сценическая речь при помощи учителя;

-четко произносить в разных темпах 8 – 10 скороговорок;

-понимать при помощи учителя что такое декорации к спектаклю;

-подбор музыкального сопровождения к спектаклю при помощи учителя;

-самостоятельно запоминать заданные педагогом мизансцены;

-работать в группе, в коллективе при помощи учителя;

-выступать перед публикой, зрителями;

-выбирать для организации небольшой творческий проект при помощи учителя.


Коммуникативные:

-групповое взаимодействие при помощи учителя;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при помощи учителя;

-использование речи при корректировке учителя для решения разнообразных коммуникативных задач;

-овладевать приемом диалогической речи при помощи учителя.

-овладевать при помощи учителя коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества


Содержание разделов программы:

Раздел 1. Знакомство

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой . Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель-актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.


Раздел 2. Истории про театр

Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр «Глобус». Нарисовать театр У. Шекспира, используя его словесное описание. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссёра и актёра». Игра «Что? Где? Когда?». Мини-сочинение «Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа»,«балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление.


Раздел 3. Дорога в театр

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль «Приключения Буратино».«Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета». Игровой тренинг.


Раздел 4. В театре

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик : «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

Зритель в театре

Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».


Раздел 9. Как создаётся спектакль

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.


Раздел 10. Учимся актёрскому мастерству

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности . Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос.

Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела.

Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве.«Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».


Раздел 11. Делаем афишу и программку

Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки.

Задание «Лишняя профессия».


Раздел12 . Мастерская художника. Театральные профессии

Бутафория – бутафор. Изготовление и назначение в спектакле. «Дом, где водятся привидения». Чтение отрывка из сказки

Т. Янссон «Опасное лето». Реквизит – реквизитор. Изготовление и назначение в спектакле. Чтение статьи из Детской энциклопедии «Чем заведуют «Ходячие энциклопедии». Театральный художник. Изготовление и назначение декорации в спектакле. Цвет и время года. Цвет и предмет. Человек и время года. Задание: дорисуй вторую половину картин. Радость и горе в цвете, в звуке и жесте. Палитра для красок и палитра чувств. Значение света и цвета в жизни и театре.


Раздел 13. В мастерской бутафора

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория и из чего её изготовляют. Изготовление пальчиковых кукол.

Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. Разыгрывание сценических историй «Про Дракона».


Раздел 14. Делаем декорации

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Как самому сделать макет декорации

Декоратор – декорация. Эскиз декорации. Я – художник-декоратор. Рисование эскиза декорации и изготовление макета декорации.

Сценическая история с нарисованными героями в макете декорации. Эскиз к сказке Дж. Р.Р. Толкина «Туда и обратно». Задание: составление композиции.


Раздел 15. Придумываем и делаем костюмы

Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм).

Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок. Изготовление маски Дракона и Льва.


Раздел 16. Музыка в театре. Музыкальный театр

Евтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Основной язык музыки – звук, мелодия, ритм. Роль музыки в спектакле. Опера. История появления оперы. Первые оперные композиторы. Шедевры оперной музыки. Детские воспоминания С. Образцова об опере. Балет. История возникновения балета. Роль музыки в балете. Шедевры балетного искусства. Просмотр видеоматериала. Оперетта и мюзикл. Музыка в красках. История появления оперетты и мюзикла. Шедевры оперетты и мюзикла. Просмотр или прослушивание известных мюзиклов и оперетт. Музыкальные инструменты. Музыкальные театры. Роль музыки в жизни каждого человека и в спектакле. Задание: «Любимая песня». Театральные жанры: драма; трагедия; комедия; мюзикл.


Раздел 17. Музыкальное сопровождение

Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка». Виды оркестров. Детские воспоминания Н. Сац о посещении музыкального

театра. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах. Шумовая и звуковая машинка.

Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение

по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».

Звук и шумы

Место звуков и шумов в жизни и на сцене. «О чём кричим и о чём шепчем». Атмосфера различных мест действия. Создание атмосферы «Леса», «Болота», «Моря», «Перемены». Чтение стихотворения А. Кушнера в предлагаемых обстоятельствах. Озвучивание места действия. Звуковая машинка.


Раздел 18. Магия слов. Создание спектакля

Драматургия – основа театра. Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Чтение

по ролям пьесы «Петрушка и подушка» с различными интонациями и темпами речи. Постановка отрывка из пьесы «Петрушка и подушка».

Раздел 19. Язык жестов, или Как стать воспитанным

Основной язык литературы – речь, слово. Разыгрывание историй «Из жизни древнего племени», «Объяснение в любви». Язык жестов.

Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра. Упражнения «Испорченный телефон», «Пантомима».


Раздел 20. Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши»

Дикция. Осанка. Самомассаж. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных темпах. Содержание текста и темп речи.


Раздел 21. Рифма, или Похожие «хвосты»

Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм.

Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.


Раздел 22. Искусство декламации, или «Штранная иштория»

История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности.

Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение

скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.


Раздел 23. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

Писатель, поэт, драматург – сравнительная характеристика. Сравнение литературных произведений. Отличие пьесы от рассказа или

сказки. Жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия. Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Поэты. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение

считалок.


Раздел 24. Играем в слова, или Моя Вообразилия

Роль воображения в профессии актёра и режиссёра, поэта и писателя, в жизни человека. Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тара-

барском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…».«Я – животное, растение, насекомое».



Раздел 25. Дом для чудесных представлений

Импровизация. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Упражнения «Тень», «Зеркало». Экспромт «Сказка». Диалог, монолог, или театр одного актёра. Понятия: монолог, диалог. Внутренний монолог. Чтение сказки С. Козлова «Снежный цветок». Чтение по ролям пьесы С. Козлова «Поющий поросёнок». Театр кукол. История появления кукол. Куклы в Древнем Египте и Африке. Кукла в твоей жизни. Виды кукол.

Кукольные театры. Изготовление куклы. Театр кукол, или как самому сделать перчаточную куклу. Наша мастерская: перчаточные куклы. Изготовление перчаточной куклы. Изготовление ширмы для кукольного театра. Репетиция урока-концерта. Открытый урок-концерт


Раздел 29. Пластилиновый мир

Тело – материал для актёра. Этюды «Скульптор», «Сад». Художник-скульптор и используемый им материал. Задание: слепи из пластилина выдуманное существо и придумай историю с ним. Разыграй «Пластилиновую сказку».



Раздел 30. Цирк – зрелищный вид искусства

Зрелищные виды искусства: кино, театр, эстрада, мультипликация, цирк. История появления цирка в нашей стране и за рубежом.

«Цирк – это…» Цирковое представление по истории цирка. Игра «Что? Где? Когда?». «Рекламная кампания в поддержку цирка» по

стихотворению Д. Хармса «Цирк Принтипрам». Цирковые профессии. Сходства и различия циркового представления и спектакля, здания цирка и театра.


Раздел 31. Театральное мастерство. Этюд

Этюд в разных видах искусства. Театральный этюд. Актёр – единство материала и инструмента. Этюд на одушевление неодушевлённых предметов: «Из жизни мороженого». Задание: «Оживи слова: лампочка, стиральная машинка». Этюд «Знакомство» и «Ссора». Этюды «В театре», «Покупка театрального билета».


Раздел 32. Создание спектакля

Работа режиссера: распределение ролей и репетиции. Знакомство с мастерской художника-декоратора, костюмера. Синтетичность театрального искусства. Живопись и декорация: назначение, сходство и различие. Повторение: «эскиз», «афиша». Задание «Я – художник».

Рисование афиши с необходимой информацией на ней. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов. Репетиция в костюмах с музыкальным сопровождением





























Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Основные виды деятельности обучающегося

Плановые

сроки

прохождения тем

Фактические сроки

( коррекция)

1

Знакомство

Знакомить учащихся с задачами курса. Проводить анкетирование.

Ознакомление с задачами кружка

8. 09


2

Истории про театр

Знакомить с историей театра в древности и современным театром. Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Изучение происхождения театра. Рисование театра У. Шекспира, используя его словесное описание. Знакомство с современным театром. Рисование «Театра моей мечты». Игра «Построй свой театр»

15.09


3

Дорога в театр

Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Ознакомление с понятиями: «премьера».

22.09


4

В театре . Зритель в театре.

Знакомить с понятиями: « антракт», « авансцена», «инсценировка», «бис».

Организация беседы «Этика поведения в театре»

Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Ознакомление с понятиями: « антракт», « авансцена», «инсценировка», «бис». Знакомство с этикой поведения в театре. Проигрывание этюда» Как надо вести себя в театре»

29.09


5-6

Посещение драматического театра

Организовывать выезд учащихся для просмотра театрализованного представления в драматическом театре

Просмотр и обсуждение спектакля. Иллюстрирование. Выполнение проектной деятельности

6.10

13. 10


7

Как создаётся спектакль

Знакомить с театральными профессиями. Организовывать беседу об отличиях театра от других видов искусства

Путешествуем по театральным мастерским. Обсуждаем основные отличия театра от других видов искусства. Составление рассказ «мой любимый актёр»

20.10


8

Учимся актёрскому мастерству

Знакомить с понятиями: мимика», «мим»,

«пантомима».. Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Ознакомление с понятиями:» мимика», «мим»,

«пантомима». Рассказывание сказки «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос.

27.10


9

Делаем афишу и программку

Знакомить с правилами изготовления афиши и программки. Организовывать творческую работу учащихся

Ознакомление с понятиями:»афиша». Изготовление афиши. Заполнение программки.

10.11


10

Мастерская художника. Театральные профессии

Знакомить с профессией бутафора. Организовывать творческую работу учащихся

Знакомство с профессией бутафора. Изготовление бутафории к спектаклю. Знакомство с профессией театрального художника. Изготовление декорации к спектаклю. Дорисовываем вторую половинку картины.

17.11


11

В мастерской бутафора

Организовывать работу учащихся по изготовлению пальчиковых кукол. Знакомство и показывание пальчиковой гимнастики.

Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Изучать для чего нужна бутафория и из чего её изготавливают. Изготовление пальчиковых кукол. Выполнение пальчиковой гимнастики. Выполнение игры с пальчиковыми куклами.


24.11


12

Делаем декорации

Знакомить с профессией декоратора. Организовывать творческую работу учащихся по выполнению эскиза к сказке.

Знакомство с профессией декоратора. Выполняем эскиз декорации. Выполняем эскиз к сказке Дж.Р.Р.Толкина «Туда и обратно»


01.12


13

Придумываем и делаем костюмы

Знакомить с назначением театральных масок. Организовывать творческую работу учащихся по выполнению масок.

Знакомство со стихотворением В. Берестова. Репетиция и показывание инсценировки. Выполняем эскиз костюма героев. Знакомство с назначением театральных масок. Изготавливаем маску льва и дракона.

08. 12


14-15-

Создание спектакля

Организовывать игровую деятельность обучающихся, сценическую деятельность и работу над постановкой спектакля


Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов. Репетиция в костюмах с музыкальным сопровождением


15.12


16

Урок-концерт

Организация выступления учащихся

Выступление со спектаклем перед учащимися 1-4 классов и родителями.

22.12


17

Музыка в театре. Музыкальный театр

Знакомить с разными видами музыкального спектакля. Организовать просмотр видеоматериала

Знакомство с разными видами музыкального спектакля: опера, балет, мюзикл, оперетта. Просмотр видеоматериала.

12.01


18

Музыкальное сопровождение. Звук и шумы

Знакомить с ролью музыки в спектакле, понятиями «фонограмма», «живой звук»

Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Знакомство с ролью музыки в спектакле. Знакомство с понятиями «фонограмма» и «живая музыка». Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах

19.01


19

Магия слов. Создание спектакля

Знакомить с понятием «драматургия» Организовать чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка»

Знакомство с понятием «драматургия». Знакомство с работой драматурга. Чтение по ролям пьесы «Петрушка и подушка».

26.01


20

Язык жестов, или Как стать воспитанным

Знакомить с возможностью использовать мимику для создания образа. . Организовывать игровую деятельность обучающихся.


Работа над образом. Анализ мимики лица. Тренировка ритмичности движений ( упражнения с мячом)

2.02


21

Учимся говорить красиво ,или Как избавиться от «каши»

Организовывать игровую деятельность обучающихся по отработки артикуляции и дикции

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с номами орфоэпии.

9.02


22

Рифма, или Похожие хвосты

Организовывать игровую деятельность обучающихся по составлению рифмы.

Игры по развитию языковой догадки «Рифма», «снова ищем начало», «Наборщик», «из нескольких-одна», «по первой букве»

16.02


23

Искусство декламации, или «Штранная иштория»

Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Показ сценических этюдов «Далог – звукоподражание и «разговор» животных ( курица-петух, собака-кошка, большая собака-маленькая собачка, свинья-корова и т.д.)

23.02



24

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург

Знакомить учащихся с отличиями пьесы от рассказа и сказки

Определять и сравнивать характеристики писателя, поэта, драматурга. Сравнение литературных произведений. Находить отличия пьесы от рассказа или сказки

1.03


25

Играем в слова, или Моя Вообразилия

Организовывать творческую деятельность обучающихся по сочинению сказки.

Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «воркалось…»

15.03




26

Дом для чудесных представлений

Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Обучение в изготовлении пальчиковых кукол и постановка кукольного представления


Знакомство с понятием «импровизация». Игра «Превращение» Разыгрывание сказки – экспромта «Теремок» и «Репка»

22.03



27-

Просмотр кукольного театра

Организовывать просмотр театрализованного представления кукольного театре

Просмотр и обсуждение спектакля. Иллюстрирование. Выполнение проектной деятельности

5. 04


28

Пластилиновый мир

Организовывать игровую деятельность обучающихся.


Выполнение этюдов «Скульптор», «Сад».

Разыгрывание «пластилиновой сказки»


12.04


29

Цирк – зрелищный вид искусства

Знакомить со зрелищными видами искусства, с историей появления цирка в нашей стране

Знакомство со зрелищными видами искусства: кино, эстрада, мультипликация, цирк. Знакомство с историей появления цирка в нашей стране. Определять сходства и различия циркового представления и спектакля.

19.04


30

Театральное мастерство. Этюд

Организовывать игровую деятельность обучающихся.

Знакомить со сценарием сказки «волшебный посох» Организовывать чтение сказки по ролям

Знакомство со сценарием сказки» волшебный посох» Распределение ролей. Выразительное чтение сказки по ролям. Освоение сценического пространства.

26.04



31-

32-33-


Создание спектакля

Организовывать игровую деятельность обучающихся, сценическую деятельность и работу над постановкой спектакля


Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов. Репетиция в костюмах с музыкальным сопровождением


3.05

10.05

17.05


34-35

Урок-концерт

Организация выступления учащихся

Выступление со спектаклем перед учащимися 1-4 классов и родителями.

24.05





































Предполагаемые результаты реализации программы

В результате освоения программы «Театр» учащиеся должны получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки.

Ожидаемые результаты:

1. Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.

2. Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.

3. Гибкость мышления, умение видеть ситуацию или задачу с разных позиций, в разном контексте и содержании.

4. Развитие творческого потенциала личности.

5. Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.

6. Развитие исполнительских способностей.

7. Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.

8. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

9. Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт»,«образ», «пауза» и т.д.

10. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над общим делом – оформлении декораций, музыкального

оформления спектакля.

11. Владение нормами достойного поведения в театре. По завершении первого года учащиеся должны знать:

– особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, иметь представление о создании спектакля, знать главные театральные профессии и иметь представление о театральных цехах.

Должны уметь:

– создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений; пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам; «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и провести её.

По завершении второго года учащиеся должны знать:

– историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра, театра «Глобус», историю появления первого театра под крышей, современный театр, устройство зрительного зала, понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон»; театральные цеха; виды театрального искусства; виды кукол; цирк, цирковые профессии; синтетическая природа театра, роль зрителя в театре.

Должны уметь:

– пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве; сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами; создавать пластические импровизации под музыку разного характера; создавать образы с помощью жестов и мимики; анализировать работу свою и товарищей.

По завершении третьего года учащиеся должны знать:

– театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка», «действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм; назначение всех театральных цехов, профессии в театре; историю возникновения ораторского искусства, лучших ораторов древности.

Должны уметь:

– самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

– пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;

– создавать пластические импровизации на заданную тему;

– сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.



Список литературы:


1. Бывальцева М.В. Детское видение зрелищного искусства / М.В.. Бывальцева // Нач. школа – 2005. - №12. – С. 45 – 49.

2. Домашний театр – Серия «Через игру – к совершенству» - М.: «Лист», 2000. - 192 с.

Голловский Б.П. Кукольная Москва / Б.П. Голловский // Детская энциклопедия – 2006 - №4. – 54 с.

3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов. – М. : Просвещение, 2010 – 111 с.

4. Новолодская Е.Г. Театральная педагогика как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию / Е.Г. Новолодская // Нач. школа – 2008. - №5. – С. 43 – 46.

5. Театр ХХ века / Н. Дубинина // Клѐпа – 1996. - №63. - 32 с.

6. Цилипко А.П. Музыкально – театральное воспитание учащихся начальных классов / А.П. Цилипко // Нач. школа – 2007. - №1. – С. 84 – 87.

7. Чудиновских И.А. К вопросу о преподавании предмета «Театр» в начальных классах / И.А. Чудиновских // Нач. школа – 2001. - №7..

8. Шушарина Н.П. Кукольный театр – одно из средств этнокультурного воспитания / Н.П. Шушарина // Нач. школа – 2010. - №7. – С. 120 – 112.

9. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. :Фолио, 2000.

10. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я / О.В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2004.

11. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М. : Просвещение,1995.

12. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000.


Ресурсы сети Интернет:

1. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html

2. Татьяна Шабалина. Театр «Глобус» (GLOBE) / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_ obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR_%C2%ABGLOBUS%C2%BB_GLOBE.html

3. Татьяна Шабалина. «Принципы организации театрального дела в России» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://

www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR. html?page=0,8#part-11

4. «Работа актёра над собой». К.С. Станиславский / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/node/7380

5. «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva

6. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» /




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!