СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Театр ПЕТРУШКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Театр ПЕТРУШКА" для учащихся 1 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Театр ПЕТРУШКА"»

Московская область

городской округ Орехово-Зуево

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 14



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ гимназия № 14

________________________/В.В.Устинов/

«____»_________________2015г. 




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Театр «Петрушка»


для учащихся 1 класса "Б"


Общекультурное направление





Составитель: Грищенко Ирина Михайловна учитель начальных классов




2015 – 2016 уч. г.


Пояснительная записка.


Рабочая программа внеурочной деятельности театра «Петрушка» составлена в соответствии с ФГОС , на основе «Программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.» Москва: Просвещение, 2010. под редакцией В.А.Горского.

Программа основывается на анализе деятельности образовательного учреждения и учитывает возможности, предоставляемые учебно-методическими комплектами, используемыми в МОУ гимназии № 14.

Программа соответствует методической теме МОУ гимназия № 14: «Компетентностно – ориентированное образование школьников. Методы формирования ключевых компетенций учащихся на уроках».

В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.

Технология использования театрализованного кукольного представления позволяет комплексно обучать детей русскому языку, литературе, истории и культуре России, позволяя овладевать коммуникативной компетенцией в области русского языка и русских культурных традиций.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Целью программы является:

- обеспечение эстетического, интеллектуального,

нравственного развития воспитанников,

- воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности,

- воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи программы:

  • Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

  • эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.

  • расширение общего и художественного кругозора, общей и специальной культуры;

  • научить детей самостоятельно изготавливать куклы; добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

  • обогащение этических чувств школьников ;

  • изучение и освоение театральной работы с куклой;

  • формирование навыков театральной речи;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;


Общая характеристика деятельности.

Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.

Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью.

Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Описание ценностных ориентиров .

            Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы- как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека


Описание места деятельности в учебно-воспитательном плане.

Учебно-воспитательным планом в 1 классе предусмотрен 1 час в неделю, следовательно общее количество часов - 33часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного вида деятельности.

Личностные

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

-  правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

Метапредметные

- знать о ценностном отношении к театру как к  культурному наследию народа.

- о  способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий  .

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные

 -необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;

-о способах  кукловождения кукол этих систем;

-о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

-   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

-импровизировать;

 -работать в группе, в коллективе.

 -выступать перед публикой, зрителями.



Содержание деятельности.

Разновидности театров (планшеточный, перчаточный, марионеточный, тростевой и театр теней).

Из истории возникновения.

Посещение театра кукол.

Обсуждение спектакля.

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.

Выбор и работа над произведениями пьесы.

Распределение ролей.

Отработка чтения каждой роли.

Интонация.

Изготовление кукол.

Разработка собственных сценариев















Календарно - тематическое планирование.


1 класс


Название раздела, количество часов.

Тема

УУД

Дата

план

Дата

факт

1

Истоки театра- 7

Вводное занятие. Театр. Его истоки. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер).

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. Умение договариваться, находить общее решение, работать в группах.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.




2-3


Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Упражнения и игры на внимание



4-5


Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьес учителем: р.н. сказка «Репка» Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения



6-7


.Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции



8-9

Профессия "Актер"- 23

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры на внимание



10-11


Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом (учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок



12-13


Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок



14-18


Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля.



19

"Аплодисменты" - 3

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда



20


Генеральная репетиция пьесы.



21


Показ пьесы детям, родителям.



22


Выбор пьесы: р. н.с. «Теремок» Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.



23-24


Читки по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы.



25-26


Репетиция пьесы. Изготовление бутафории и кукол для пьесы.



27-28


Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.



29-30


Репетиция пьесы. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.



31


Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.



32


Показ пьесы воспитанникам ДОУ.



33


Показ пьесы родителям.




















Описание учебно-методической и материально-технической обеспеченности данного вида деятельности.


  • Интерактивное оборудование и интернет – ресурсы в школе

  • Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

  • Экспозиционный экран.

  • Персональный компьютер с принтером.

  • Мультимедийный проектор.

  • Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

  • Стол учительский.

  • Шкафы для хранения учебников, дидактических материа­лов, пособий, учебного оборудования и пр.

  • Настенные доски для вывешивания иллюстративного мате­риала.


Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и куклами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.


Список литературы, рекомендуемой для педагога:

1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003

3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и

основное образование. М., Просвещение, 2010.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.

Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011

6. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010

7.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М.,

2003

8.Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002

9.Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и

направления работы с театральным коллективом.- М.1986

10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей

детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.:

ил..


Список литературы, рекомендуемой для детей


1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-

сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006

2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин,

Ярославль, 2004

3. Скороговорки, пословицы.

4. Русские народные сказки о животных

5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:

6. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой

7. Рассказы Н. Сладкова о животных.

8. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.


Планирование результатов обучения данному виду деятельности.

Первый год обучения:

Умение элементарно разбирать литературное произведение: смысл изображённых явлений, художественное значение отдельных деталей, описание образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения и его отдельных частей.

Воспитанники овладевают умением логически правильно и чётко передавать при чтении мысли автора. Понимают смысл изображенных явлений, эмоциональное отношение к ним и активное стремление; раскрыть этот смысл слушателям – источник разнообразных интонаций, темпа и тембра голоса. Это достигается на занятиях по технике речи.

Воспитанники должны иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол.

Дети должны иметь начальные сведения о традициях театра разных систем и традиционного русского театра кукол.

Воспитанники должны иметь элементарные представления о театральных профессиях и специальных терминах театрального мира.






























Председатель ШМО учителей начальных классов

________________________________Л.В. Максимова

Протокол №____________________________

«_____»____________________2015 г.





























Согласовано:

зам.директора по УВР

___________________________ Т.Ю. Силаева

«_____»____________________2015 г.








14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!