Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 хутора Бараниковского муниципального образования Славянский район
| | УТВЕРЖДЕНО Решением педсовета протокол № 1 от __ 2016 г. Председатель педсовета _________ Рубайло О.Ф | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
( кружок)
Тип программы: комплексная
Наименование: «Традиции кубанского казачества»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 10 – 12 лет (5- 6 классы)
Учитель: Куклева Елена Петровна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа факультатива «Традиции кубанского казачества» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». Допущено департаментом образования и науки Краснодарского края. Издательство «Традиция», 2009 г.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
развитие творческих способностей детей;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 2-х лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год обучения состоит из 68 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 8 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 8 учебных часа используются для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в группах в течение 1-го часа 2 раза в неделю с учащимися одного класса.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний ).
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
2. Тематический план программы.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Ауди-тор-ные | Вне-ауди-тор-ные |
| 1 год обучения и 2 год обучения | | | | |
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. |
2. | Традиционная культура кубанских казаков. | 8 | 4 | 4 | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
3. | История моей казачьей семьи. | 8 | 4 | 4 | Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению. |
4. | Труд и быт казаков на Кубани. | 8 | 6 | 2 | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
5. | Декоративно – прикладное искусство. | 8 | 4 | 4 | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона. |
6. | Памятники истории кубанского казачества. | 6 | 2 | 4 | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своего города. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. |
7. | Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. | 6 | 2 | 2 | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
8. | Православие и казачество. | 8 | 4 | 4 | Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
9. | Казак – патриот. | 8 | 4 | 4 | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. |
10. | Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | 6 | | 6 | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. |
| Итого часов | 68 | 32 | 36 | |
3. Содержание программы.
1-й год обучения (68 часа)
Вводное занятие. (2 часа)
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. (8 часов)
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Раздел 2. История моей казачьей семьи. (8 часов)
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. (8 часов)
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (8 часов)
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества. (6часов)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. (6 часов)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Раздел 7. Православие и казачество. (8 часов)
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков.
Раздел 8. Казак — патриот. (8 часов)
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (3 часа)
2-й год обучения ( 68 часов)
Вводное занятие. (2 часа)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. (8 часов)
Детские игры. Игровые припевки. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха.
Раздел 2. История моей казачьей семьи. (8 часов)
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. (8 часов)
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (8 часов)
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
основные техники работы с материалом;
последовательность этапов изготовления изделия;
презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества. (6 часов)
Памятники казакам - защитникам Родины. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. (6 часов)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования.
Раздел 7. Православие и казачество. (8 часов)
Святой покровитель Кубанского казачьего войска -благоверный князь Александр Невский. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак — патриот. (8 часов)
Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (6 часов)
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
По итогам посещения детьми факультатива предполагаются следующие результаты.
Результаты первого уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к культуре кубанского казачества и творческой деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам кубанского казачества, особенностям проведения обрядовых праздников кубанских казаков.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Результаты второго уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Результаты третьего уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;
- заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
выполнять исследовательский проект на тему « Культура кубанского казачества».
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- развивать художественный вкус и критическое мышление.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- формировать собственное мнение и позицию.
5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
№ | Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем |
1 | Традицион- | Вводный, | Фольклорные празд- | Знание различных фольклорных |
| ная культура кубанских казаков. | текущий, итоговый | ники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья». | форм кубанского казачества. Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества. Умение реконструировать основные праздничные обряды |
2 | История | | Семейные праздники, | Знание истории своей казачьей |
| моей каза- | | выставка «Семейные | семьи и/или истории семьи своих |
| чьей семьи. | | реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи». | одноклассников. Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи. Умение рассказать о своём казачьем роде |
3 | Труд и быт каза- | | Выставка творческих работ (либо изделий) | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим |
| ков на Ку- | | «Традиционные ре- | возрастом. |
| бани. | | месла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков». | Знание основных ремёсел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий |
4 | Декоративно- | | Викторина, тестирование | Знание основных ремёсел, видов ДПИ кубанского казачества, |
| прикладное | | «Ремёсла и виды деко- | основных технологических осо- |
| искусство | | ративно - прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся. | бенностей изготовления отдельных изделий. Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями. присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества |
5 | Памятники истории кубанского казачества | | Видео, слайд-викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», твор- ческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) | Знание основных памятных сооружении, связанных с историей и культурой ку- банского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
| | | | |
6 | Основные па- мятные даты и знаменатель- ные события из истории кубанского казачества | | Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, исследовательский проект | Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
7 | Православие и казачество | | Исследовательский проект, православные праздники. | Понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
8 | Казак - патриот | | Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. Викторина «Кубанские казачьи регалии». | Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
| | | | |
6. Методические рекомендации.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности школьников, в связи с чем важное место в процессе проведения занятий отводится наглядным и практическим методам, выполнению творческих заданий, походам, экскурсиям, встречам с интересными людьми.
7. Описание материально-технического обеспечения.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд |
1. | Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 2005 г. | 1 |
2. | Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008. | 1 |
3. | Маслов А.В. Кубань в старину. Краснодар, 2009. | 1 |
2. Печатные пособия |
1. | Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002. | 1 |
2. | Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар, 2009. | 1 |
3. | Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар, 2010. | 1 |
4. | Ткаченко П.И. Кубанские песни. Москва, 2001. | 1 |
5. | Вакуленко Е.П. Народные мастера Кубани. Краснодар, 2009. | 1 |
6. | Вакуленко Е.П Народная культура кубанского казачества. Краснодар, 2009. | 1 |
3.Технические средства обучения |
1. | Ноутбук. | 1 |
2. | Мультимедийная установка. | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
1. | Презентации к занятиям. | |
2. | DVD фильмы. | |
5. Оборудование класса |
1. | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | 15 шт. |
2. | Стол учительский. | 1 |
3. | Шкафы для хранения дидактических материалов. | 2 |
4. | Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов. | 1 |
Рецензия
на программу внеурочной деятельности «Традиции кубанского казачества»
учителя технологии, классного руководителя 5 «А» класса МБОУ СОШ № 43 хутора Бараниковского Славянского района Краснодарского края
Куклевой Елены Петровны.
Программа внеурочной деятельности «Традиции кубанского казачества» разработана для учащихся 5-6 классов. Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, перечень личностных, предметных результатов, содержание курса, рабочую программу, календарно-тематический план. Срок реализации программы 2 года.
Актуальность и практическая значимость: 5 - 6 класс – это самоценный, ответственный период детства, в котором могут развиться или не развиваться те качества личности, которые «позовут» или «не позовут» ребенка в клуб, отряд, организацию. Закладывается дальнейшее отношение к Родине и родному краю, личностная манера поведения и желание внести свой вклад в ту или иную сферу деятельности.
Психологические особенности младшего школьного возраста таковы, что дети активнее участвуют в любом деле, если оно проходит в игровой форме, особенно в коллективе своих сверстников или ребят близкого возраста. Именно в этом возрасте каждый ребенок пытается найти своё место в коллективе, продемонстрировать окружающим свои творческие возможности и таланты. Сделать это только в рамках образовательного процесса очень сложно. Поэтому большое значение приобретает внеурочная деятельность.
Программа «Традиции кубанского казачества» позволяет весело и интересно организовать досуг учеников, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив, воспитать истинных патриотов родной земли, родного края.
Участие в данной программе даст школьникам возможность учиться самореализации через участие в коллективно-творческой деятельности, проявлять свою активность в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы), углубить знания о родном крае, повысить значимость добрых дел для социума.
Программа соответствует специфике внеурочной деятельности детей и способствует стимулированию познавательных процессов, развитию коммуникативных навыков, созданию среды общения, развитию творческих способностей личности, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении по средствам организации внеурочной деятельности детей. Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет педагогические, психологические и организационные условия, необходимые для получения результата.
Рецензенты:
Заместитель директора по УВР Гайдарь Екатерина Сергеевна
Учитель истории МБОУ СОШ № 43 Мурченко Елена Николаевна
Учитель биологии МБОУ СОШ № 43 Лях Светлана Викторовна
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
« Традиции кубанского казачества»
1 год обучения
№ занятия | Коли-чество часов | Дата | Основное содержание по темам |
1. | 2 | | аудит. | Вводное занятие. |
10 Традиционная культура кубанских казаков. ( 6 аудит. + 4 внеаудит.) |
2. | 2 | | аудит. | Казачьи сказки, легенды, былички. |
3. | 2 | | аудит. | Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. |
4. | 2 | | внеаудит. | Считалки. Заклички. Казачьи легенды. Кубанский говор. Разучивание наизусть. |
5. | 2 | | аудит. | Кубанский говор. |
6. | 2 | | | Кубанский говор. Практическое занятие. |
8 История моей казачьей семьи. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
7. | 2 | | аудит. | Подготовка к мероприятию. Мероприятие « Принятие в казачата» |
8. | 2 | | аудит. | Понятие « казачья семья» Обязанности и увлечения членов семьи. |
9. | 2 | | внеаудит. | Семейный фотоальбом. Практическое занятие. |
10. | 2 | | внеаудит. | Семейные традиции. Практическое занятие. |
8 Труд и быт казаков на Кубани. (6 аудит. + 2 внеаудит.) |
11. | 2 | | аудит. | Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. |
12. | 2 | | аудит. | Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. |
13. | 2 | | аудит. | Обустройство жилища, домашняя утварь. |
14. | 2 | | внеаудит. | Мероприятие «Кубанская кухня». |
48 Декоративно-прикладное искусство. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
15. | 2 | | аудит. | Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). |
16. | 2 | | аудит. | Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае. |
17. | 2 | | внеаудит. | Практическое занятие. Изготовление изделий. |
18. | 2 | | внеаудит. | Практическое занятие. Изготовление изделий ДПИ. |
6 Памятники истории кубанского казачества. (4 аудит. + 2 внеаудит.) |
19. | 2 | | аудит. | Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта. |
20. | 2 | | аудит. | Основные памятники казачьей истории Славянского района. |
21. | 2 | | внеаудит. | Экскурсия к памятникам казачьей истории города Славянска-на- Кубани. |
Основные памятные даты и знаменательные события из истории 6 кубанского казачества. (2 аудит. + 4 внеаудит.) |
22. | 2 | | аудит. | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. |
23-24. | 4 | | внеудит. | Экскурсия в музей г. Славянска-на-Кубани |
8 Православие и казачество. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
25. | 2 | | аудит. | Православная вера - основа казачьей семьи. |
26. | 2 | | аудит. | Почитание родителей и стариков. |
27. | 2 | | внеаудит. | Практическое занятие. Празднование Рождества Христова и в казачьей семье. |
28. | 2 | | внеаудит. | Практическое занятие. Празднование Пасхи в казачьей семье. |
6 Казак – патриот. (2 аудит. + 4 внеаудит.) |
29. | 2 | | аудит. | Казак. Кубанское казачье войско. Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. |
30. | 2 | | внеудит. | Экскурсия в Казачий круг. Атаман. Казачья честь. Регалии. |
31. | 2 | | внеаудит. | Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Встреча с Пигулко Виталием Филлиповичем. |
6 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий ( 6 внеаудит.) |
32. | 2 | | внеаудит. | Экскурсия в Атамань. |
33. | 2 | | внеаудит. | Мероприятие «Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь». |
34. | 2 | | внеудит. | Подведение итогов. |
Итого 68 34 аудит. + 34 внеаудит. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
« Традиции кубанского казачества»
2 год обучения
№ занятия | Коли-чество часов | Дата | Основное содержание по темам |
1. | 2 | | аудит. | Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. |
10 Традиционная культура кубанских казаков. ( 6 аудит. + 4 внеаудит.) |
2. | 2 | | аудит. | Детские игры. Игровые припевки. |
3. | 2 | | аудит. | Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. |
4. | 2 | | внеаудит. | Зимние святки, колядки, щедровки. Разучивание наизусть. |
5. | 2 | | аудит. | Масленица. Пасха. |
6. | 2 | | внеаудит. | Масленица. Пасха. Практическое занятие. |
8 История моей казачьей семьи. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
7. | 2 | | аудит. | Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. |
8. | 2 | | аудит. | Воспитание мальчиков и девочек. |
9. | 2 | | внеаудит. | Родословная семьи. Генеалогическое древо. Практическое занятие. |
10. | 2 | | внеаудит. | История семьи в истории родной Кубани. Практическое занятие. |
8 Труд и быт казаков на Кубани. (6 аудит. + 2 внеаудит.) |
11. | 2 | | аудит. | Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик. |
12. | 2 | | аудит. | Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. |
13. | 2 | | аудит. | Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. |
14. | 2 | | внеаудит. | Мероприятие «Ремёсла на Кубани». |
8 Декоративно-прикладное искусство. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
15. | 2 | | аудит. | Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками |
16. | 2 | | аудит. | Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками |
17. | 2 | | внеаудит. | Практическое занятие. Изготовление изделий. |
18. | 2 | | внеаудит. | Практическое занятие. Изготовление изделий ДПИ. |
6 Памятники истории кубанского казачества. (4 аудит. + 2 внеаудит.) |
19. | 2 | | аудит. | Памятники казакам - защитникам Родины. |
20. | 2 | | аудит. | Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. |
21. | 2 | | внеаудит. | Экскурсия к памятникам казачьей истории. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. |
Основные памятные даты и знаменательные события из истории 6 кубанского казачества. (2 аудит. + 4 внеаудит.) |
22. | 2 | | аудит. | Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. |
23. | 2 | | внеаудит. | Экскурсия в краеведческий музей. |
24 | 2 | | внеаудит. | Экскурсия по городу Славянску-на- Кубани. |
8 Православие и казачество. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
25. | 2 | | аудит. | Святой покровитель Кубанского казачьего войска - благоверный князь Александр Невский. |
26. | 2 | | аудит. | Икона в храмах и жилищах. Казак в храме. Молитва. |
27. | 2 | | внеаудит. | Практическое занятие. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. |
28. | 2 | | внеаудит. | Практическое занятие. Красный угол в казачьей хате. |
6 Казак – патриот. (2 аудит. + 4 внеаудит.) |
29. | 2 | | аудит. | Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли.. |
30. | 2 | | внеаудит. | Экскурсия в Казачий круг. Казачья честь. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Встреча с казаком- краеведом Берендюковым Борисом Николаевичем. |
31. | 2 | | внеаудит. | Казачий военный костюм. Оружие, награды. Встреча с Пигулко Виталием Филлиповичем. |
6 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий ( 6 внеаудит.) |
32. | | | внеаудит. | Мероприятие «Казаки на страже рубежей отечества». |
33. | | | внеаудит. | Мероприятие «Казачья честь. Казачий военный костюм». |
34. | | | внеаудит. | Подведение итогов. |
Итого 68 34 аудит. + 34 внеаудит. |