СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Традиции кубанского казачества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для внеурочной деятельности для 5-6 классов "Традиции кубанского казачеста".

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Традиции кубанского казачества"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 хутора Бараниковского муниципального образования Славянский район






УТВЕРЖДЕНО

Решением педсовета протокол № 1 от __ 2016 г.

Председатель педсовета

_________ Рубайло О.Ф













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

( кружок)


Тип программы: комплексная


Наименование: «Традиции кубанского казачества»


Срок реализации программы: 2 года


Возраст обучающихся: 10 – 12 лет (5- 6 классы)







Учитель: Куклева Елена Петровна









1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа факультатива «Традиции кубанского казачества» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». Допущено департаментом образования и науки Краснодарского края. Издательство «Традиция», 2009 г.

История народа, его традиции, обряды, искусство, про­мыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогаю­щих людям осознать свою принадлежность к определён­ной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи осущест­вляется через знакомство и приобщение к культуре, тра­дициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается фор­мирование любви к родной земле, гордости за принадлеж­ность к казачьему роду.

Образовательная программа по истории и культу­ре кубанского казачества является первой ступенью ком­плексной программы, предназначенной для классов ка­зачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.


Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.


Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

  • ознакомление с основными историческими вехами ку­банского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

  • воспитание учащихся патриотами, активными граж­данами Кубани;

  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

  • развитие творческих способностей детей;

  • формирование у учащихся интереса к исследователь­ской работе.

Особенностью построения данной программы являет­ся то, что в течение 2-х лет обучения выделяет­ся восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубан­ского казачества», «Основные памятные даты и знаме­нательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Осознание своей включённости в жизнь страны форми­руется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год обучения состоит из 68 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 8 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 8 учебных часа ис­пользуются для проведения вводного занятия, занятий обоб­щающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в группах в течение 1-го часа 2 раза в неделю с учащимися одного класса.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экс­курсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной програм­ме носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения на­целены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель­ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний ).

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых заня­тий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

В результате реализации данной программы планиру­ется формирование у учащихся ключевых компетенций.


2. Тематический план программы.


№ п/п

Наименование разделов

Всего

часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Ауди-тор-ные

Вне-ауди-тор-ные


1 год обучения и 2 год обучения





1.

Вводное занятие.

2

2


Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

2.

Традиционная культура кубанских казаков.

8

4

4

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.



3.

История моей казачьей семьи.

8

4

4

Понять содержание казачьих заповедей. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Проявлять уважение, взаимопомощь, умение прислушиваться к чужому мнению.


4.

Труд и быт казаков на Кубани.

8

6

2

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.


5.

Декоративно – прикладное искусство.

8

4

4

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.

6.

Памятники истории кубанского казачества.

6

2

4

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края.

Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своего города.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности.


7.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

6

2

2

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

8.

Православие и казачество.

8

4

4

Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


9.

Казак – патриот.

8

4

4

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.


10.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

6


6

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.



Итого часов

68

32

36









3. Содержание программы.

1-й год обучения (68 часа)

Вводное занятие. (2 часа)

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы пра­вославной культуры», «Традиционная физическая культу­ра кубанского казачества».

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. (8 часов)

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Раздел 2. История моей казачьей семьи. (8 часов)

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанно­сти и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Рас­пределение обязанностей в семье.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. (8 часов)

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Об­устройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (8 часов)

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образ­цы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодар­ском крае.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества. (6часов)

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. (6 часов)

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

Раздел 7. Православие и казачество. (8 часов)

Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков.

Раздел 8. Казак — патриот. (8 часов)

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (3 часа)



2-й год обучения ( 68 часов)


Вводное занятие. (2 часа)

Повторение пройденного, краткое знакомство с про­граммой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. (8 часов)

Детские игры. Игровые припевки. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха.

Раздел 2. История моей казачьей семьи. (8 часов)

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание маль­чиков и девочек. Родословная семьи. Генеалогическое древо. История се­мьи в истории родной Кубани.


Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. (8 часов)

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (8 часов)

Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

  • основные техники работы с материалом;

  • последовательность этапов изготовления изделия;

  • презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества. (6 часов)

Памятники казакам - защитникам Родины. Основные достопримечательности, памятники каза­чьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. (6 часов)

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова­ния.

Раздел 7. Православие и казачество. (8 часов)

Святой покровитель Кубанского казачьего войска -благоверный князь Александр Невский. Православный праздник Покро­ва Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Казак в храме. Молитва.

Раздел 8. Казак — патриот. (8 часов)

Нравственные качества - основа патриотизма кубан­ского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.


Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (6 часов)




4. Предполагаемые результаты реализации программы.


По итогам посещения детьми факультатива предполагаются следующие результаты.

Результаты первого уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к культуре кубанского казачества и творческой деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам кубанского казачест­ва, особенностям проведения обрядовых праздников кубан­ских казаков.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Результаты второго уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

  • рассказывать о своём казачьем роде;

  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

  • реконструировать основные праздничные обряды.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

Результаты третьего уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

- заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

  • выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традици­онным видам ДПИ кубанского казачества;

  • выполнять исследовательский проект на тему « Культура кубанского казачества».

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- развивать художественный вкус и критическое мышление.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- формировать собственное мнение и позицию.



5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.




Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

Что контролируем

1

Традицион-

Вводный,

Фольклорные празд-

Знание различных фольклорных


ная культура кубанских казаков.

текущий, итоговый

ники, викторины, кон­курс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья».

форм кубанского казачества. Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков.

Умение исполнять, демонстри­ровать различные фольклорные формы кубанского казачества. Умение реконструировать основ­ные праздничные обряды

2

История



Семейные праздники,

Знание истории своей казачьей


моей каза-


выставка «Семейные

семьи и/или истории семьи своих


чьей семьи.


реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи».

одноклассников.

Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязан­ностей традиционной казачьей семьи.

Умение рассказать о своём каза­чьем роде

3

Труд

и быт каза-



Выставка творческих работ (либо изделий)

Умение выполнять домашние обя­занности в соответствии со своим


ков на Ку-


«Традиционные ре-

возрастом.


бани.


месла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия ку­банских казаков».

Знание основных ремёсел, ви­дов ДПИ кубанского казачества, основных технологических осо­бенностей изготовления отдель­ных изделий

4

Декора­тивно-



Викторина, тестиро­вание

Знание основных ремёсел, ви­дов ДПИ кубанского казачества,


прикладное


«Ремёсла и виды деко-

основных технологических осо-


искусство


ративно - прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся.

бенностей изготовления отдель­ных изделий.

Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с тех­нологическими особенностями. присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества

5

Памятники

истории

кубанского

казачества


Видео, слайд-викторина,

акция «Во имя России,

во славу Кубани», твор-

ческий проект «История памятника» (по выбору учащегося)

Знание основных памятных

сооружении, связанных

с историей и культурой ку-

банского казачества. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества».










6

Основные па-

мятные даты и

знаменатель-

ные события из истории кубанского казачества



Викторина, тестирование,

праздники, связанные с

памятными датами, исследовательский проект

Знание памятных событий и

дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.

Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества».

7

Православие

и казачество



Исследовательский проект, православные празд­ники.

Понимание основ духовной

жизни кубанских казаков. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества».

8

Казак -

патриот







Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. Вик­торина «Кубанские каза­чьи регалии».

Структура и направления

деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура ку­банского казачества».











6. Методические рекомендации.

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности школьников, в связи с чем важное место в процессе проведения занятий отводится наглядным и практическим методам, выполнению творческих заданий, походам, экскурсиям, встречам с интересными людьми.


7. Описание материально-технического обеспечения.


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

1.

Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского слова­ря. М., 2005 г.

1

2.

Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008.

1

3.

Маслов А.В. Кубань в старину. Краснодар, 2009.

1

2. Печатные пособия

1.

Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.

1

2.

Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар, 2009.

1

3.

Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар, 2010.

1

4.

Ткаченко П.И. Кубанские песни. Москва, 2001.

1

5.

Вакуленко Е.П. Народные мастера Кубани. Краснодар, 2009.

1

6.

Вакуленко Е.П Народная культура кубанского казачества. Краснодар, 2009.

1

3.Технические средства обучения

1.

Ноутбук.

1

2.

Мультимедийная установка.

1

4. Экранно-звуковые пособия

1.

Презентации к занятиям.


2.

DVD фильмы.


5. Оборудование класса

1.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

15 шт.

2.

Стол учительский.

1

3.

Шкафы для хранения дидактических материалов.

2

4.

Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов.

1












































Рецензия

на программу внеурочной деятельности «Традиции кубанского казачества»

учителя технологии, классного руководителя 5 «А» класса МБОУ СОШ № 43 хутора Бараниковского Славянского района Краснодарского края

Куклевой Елены Петровны.

Программа внеурочной деятельности «Традиции кубанского казачества» разработана для учащихся 5-6 классов. Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, перечень личностных, предметных результатов, содержание курса, рабочую программу, календарно-тематический план. Срок реализации программы 2 года.

Актуальность и практическая значимость: 5 - 6 класс – это самоценный, ответственный период детства, в котором могут развиться или не развиваться те качества личности, которые «позовут» или «не позовут» ребенка в клуб, отряд, организацию. Закладывается дальнейшее отношение к Родине и родному краю, личностная манера поведения и желание внести свой вклад в ту или иную сферу деятельности.

Психологические особенности младшего школьного возраста таковы, что дети активнее участвуют в любом деле, если оно проходит в игровой форме, особенно в коллективе своих сверстников или ребят близкого возраста. Именно в этом возрасте каждый ребенок пытается найти своё место в коллективе, продемонстрировать окружающим свои творческие возможности и таланты. Сделать это только в рамках образовательного процесса очень сложно. Поэтому большое значение приобретает внеурочная деятельность.

Программа «Традиции кубанского казачества» позволяет весело и интересно организовать досуг учеников, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив, воспитать истинных патриотов родной земли, родного края.

Участие в данной программе даст школьникам возможность учиться самореализации через участие в коллективно-творческой деятельности, проявлять свою активность в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы), углубить знания о родном крае, повысить значимость добрых дел для социума.

Программа соответствует специфике внеурочной деятельности детей и способствует стимулированию познавательных процессов, развитию коммуникативных навыков, созданию среды общения, развитию творческих способностей личности, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности.

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.

Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении по средствам организации внеурочной деятельности детей. Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет педагогические, психологические и организационные условия, необходимые для получения результата.


Рецензенты:


Заместитель директора по УВР Гайдарь Екатерина Сергеевна

Учитель истории МБОУ СОШ № 43 Мурченко Елена Николаевна

Учитель биологии МБОУ СОШ № 43 Лях Светлана Викторовна





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА

« Традиции кубанского казачества»


1 год обучения

№ занятия

Коли-чество часов

Дата

Основное содержание по темам

1.

2


аудит.

Вводное занятие.

10 Традиционная культура кубанских казаков. ( 6 аудит. + 4 внеаудит.)

2.

2


аудит.

Казачьи сказки, легенды, былички.

3.

2


аудит.

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков.

4.

2


внеаудит.

Считалки. Заклички. Казачьи легенды. Кубанский говор. Разучивание наизусть.

5.

2


аудит.

Кубанский говор.

6.

2



Кубанский говор. Практическое занятие.

8 История моей казачьей семьи. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

7.

2


аудит.

Подготовка к мероприятию.

Мероприятие « Принятие в казачата»

8.

2


аудит.

Понятие « казачья семья»

Обязанности и увлечения членов семьи.

9.

2


внеаудит.

Семейный фотоальбом. Практическое занятие.

10.

2


внеаудит.

Семейные традиции. Практическое занятие.

8 Труд и быт казаков на Кубани. (6 аудит. + 2 внеаудит.)

11.

2


аудит.

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи.

12.

2


аудит.

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

13.

2


аудит.

Обустройство жилища, домашняя утварь.

14.

2


внеаудит.

Мероприятие «Кубанская кухня».

48 Декоративно-прикладное искусство. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

15.

2


аудит.

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.).

16.

2


аудит.

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

17.

2


внеаудит.

Практическое занятие. Изготовление изделий.

18.

2


внеаудит.

Практическое занятие. Изготовление изделий ДПИ.

6 Памятники истории кубанского казачества. (4 аудит. + 2 внеаудит.)

19.

2


аудит.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.

20.

2


аудит.

Основные памятники казачьей истории Славянского района.

21.

2


внеаудит.

Экскурсия к памятникам казачьей истории города Славянска-на- Кубани.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории

6 кубанского казачества. (2 аудит. + 4 внеаудит.)

22.

2


аудит.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

23-24.

4



внеудит.

Экскурсия в музей г. Славянска-на-Кубани

8 Православие и казачество. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

25.

2



аудит.

Православная вера - основа казачьей семьи.

26.

2


аудит.

Почитание родителей и стариков.

27.

2


внеаудит.

Практическое занятие. Празднование Рождества Христова и в казачьей семье.

28.

2


внеаудит.

Практическое занятие. Празднование Пасхи в казачьей семье.

6 Казак – патриот. (2 аудит. + 4 внеаудит.)

29.

2


аудит.

Казак. Кубанское казачье войско. Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака.

30.

2


внеудит.

Экскурсия в Казачий круг. Атаман. Казачья честь. Регалии.

31.

2



внеаудит.

Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Встреча с Пигулко Виталием Филлиповичем.

6 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных

мероприятий ( 6 внеаудит.)

32.

2


внеаудит.

Экскурсия в Атамань.

33.

2


внеаудит.

Мероприятие «Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь».

34.

2


внеудит.

Подведение итогов.

Итого 68 34 аудит. + 34 внеаудит.












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА

« Традиции кубанского казачества»

2 год обучения



№ занятия

Коли-чество часов

Дата

Основное содержание по темам

1.

2


аудит.

Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

10 Традиционная культура кубанских казаков. ( 6 аудит. + 4 внеаудит.)

2.

2


аудит.

Детские игры. Игровые припевки.

3.

2


аудит.

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

4.

2


внеаудит.

Зимние святки, колядки, щедровки. Разучивание наизусть.

5.

2


аудит.

Масленица. Пасха.

6.

2


внеаудит.

Масленица. Пасха. Практическое занятие.

8 История моей казачьей семьи. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

7.

2


аудит.

Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье.

8.

2


аудит.

Воспитание мальчиков и девочек.

9.

2


внеаудит.

Родословная семьи. Генеалогическое древо. Практическое занятие.

10.

2


внеаудит.

История семьи в истории родной Кубани. Практическое занятие.

8 Труд и быт казаков на Кубани. (6 аудит. + 2 внеаудит.)

11.

2


аудит.

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик.

12.

2


аудит.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков.

13.

2


аудит.

Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.

14.

2


внеаудит.

Мероприятие «Ремёсла на Кубани».

8 Декоративно-прикладное искусство. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

15.

2


аудит.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками

16.

2


аудит.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками

17.

2


внеаудит.

Практическое занятие. Изготовление изделий.

18.

2


внеаудит.

Практическое занятие. Изготовление изделий ДПИ.

6 Памятники истории кубанского казачества. (4 аудит. + 2 внеаудит.)

19.

2


аудит.

Памятники казакам - защитникам Родины.

20.

2


аудит.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края.

21.

2


внеаудит.

Экскурсия к памятникам казачьей истории. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории

6 кубанского казачества. (2 аудит. + 4 внеаудит.)

22.

2


аудит.

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

23.

2


внеаудит.

Экскурсия в краеведческий музей.

24

2


внеаудит.

Экскурсия по городу Славянску-на- Кубани.

8 Православие и казачество. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

25.

2


аудит.

Святой покровитель Кубанского казачьего войска - благоверный князь Александр Невский.

26.

2


аудит.

Икона в храмах и жилищах. Казак в храме. Молитва.

27.

2


внеаудит.

Практическое занятие. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

28.

2


внеаудит.

Практическое занятие. Красный угол в казачьей хате.

6 Казак – патриот. (2 аудит. + 4 внеаудит.)

29.

2


аудит.

Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли..


30.

2


внеаудит.

Экскурсия в Казачий круг. Казачья честь. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Встреча с казаком- краеведом Берендюковым Борисом Николаевичем.

31.

2


внеаудит.

Казачий военный костюм. Оружие, награды. Встреча с Пигулко Виталием Филлиповичем.

6 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных

мероприятий ( 6 внеаудит.)

32.



внеаудит.

Мероприятие «Казаки на страже рубежей отечества».

33.



внеаудит.

Мероприятие «Казачья честь. Казачий военный костюм».

34.



внеаудит.

Подведение итогов.

Итого 68 34 аудит. + 34 внеаудит.