Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 85
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование: «Традиции кубанского казачества»
Срок реализации программы: 5 лет
Учитель: _____ Козлова Татьяна Николаевна
Пояснительная записка
Программа составлена на основе учебного пособия В.И. Чурсиной «Народная культура славян Кубани (конец XVIII-начало Х1Хв)», рекомендовано Департаментом образования Краснодарского края для преподавания в казачьих школах и классах казачьей направленности и на основе идей авторской программы М.В.Мирук, Е.Н.Еременко, О.В.Чуп «История и культура кубанского казачества», издательство «Традиция», 2009 год.
Планируемые результаты освоения курса
По итогам посещения детьми курса «Традиции кубанского казачества» предполагаются следующие результаты.
Личностным результатом обучения является формирование:
познавательного интереса к изучению традиций Кубанского казачества;
всесторонне образованной, развитой личности;
понимания значения культуры Кубанского казачества;
чувства гордости за свою малую родину;
уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
представления о Кубани как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Содержание программы
1 год обучения (34 часа)
1. Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани. (1 час)
Формирование народных славянских традиций в Древней Руси.
2. Православие на Кубани. (4 часов)
Православие как главный стержень традиционной культуры славян Кубани. Девиз Кубанского казачества «За веру, за царя, за Отечество». Появление раскольников и сектантов на Кубани. Храмы и монастыри Кубанской области.
3. Духовные ценности кубанского казачества (4 часа)
Милосердие один из важных аспектов в системе нравственных ценностей кубанских славян. Круговая порука и взаимопомощь, коллективизм в казачьей общине. Народная педагогика. Христианское воспитание в казачьей семье.
4. Традиционный этикет и одежда кубанского казачества (4 часа)
Нормы поведения и повседневная жизнь, их связь с христианскими заповедями и моралью. Мужская и женская одежда казаков. Отражение горской культуры и традиций в одежде кубанских славян. Экскурсия в Музей. Конкурс рисунков «Мужская и женская одежда кубанских казаков».
5. Отдых игры и развлечения славян Кубани. (3 часа)
Детские забавы казачат. Летние и зимние игры детей и подростков. Досуг взрослых. Мужские и женские собрания - посиделки.
6. Древние формы религии Кубани и их отражение в песенном фольклоре
(1 час)
Язычество, приметы и суеверия славянских народов. Песни-заговоры, песни- заклинания. Связь восточнославянской мифологии с песенным фольклором Кубани.
7. Народная медицина (1 час)
Связь человека с природой. Многовековой опыт знахарства славян. Природная кладовая Кубани.
8. Обобщение тем. Практические занятия (2 часа)
Урок-игра «Казачьи обычаи»
Инсценировка кубанских говоров.
9. Календарные праздники, обычаи и обряды (6 часов)
Зимние праздники: Святки, Рождество Христово, Колядование, Крещение Господне. Весенние праздники: Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Провода, Троица.
Летние праздники: Иван Купала, Ильин день, три Спаса (яблочный, медовый, хлебный). Осенние праздники: Семенов день, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Покров, Параскева Пятница. Инсценировка святочного обряда. Ролевая игра «Масленица»
10. Семейные обряды и обычаи (6 часов)
Различие свадебных обрядов в кубанских станицах. Свадьба: сватовство, «заручение», «девичник», «посад», свадебный поезд, венчание, свадебное застолье. Родины: народные поверья, обряд размывание рук. Крестины: обряд крещения в православном храме, крестные родители. Похороны: похоронные обычаи, чтение псалмов, заупокойные - песни причитания, отпевание покойного в храме, обряд погребения. Инсценировка свадебного обряда.
11. Заключение. Итоговое повторение (2 часа)
Урок - игра «Казачьи забавы». Экскурсия в местный музей.
2 год обучения (34 часа)
1. Введение. (1 час)
Переселение восточнославянских народов на Кубань.
2. Православие на Кубани. (4 часов)
Храмы и монастыри Кубанской области. Христианская культура в фольклоре кубанских славян. «Храмы и соборы Кубани».
3. Духовные ценности кубанского казачества (4 часа)
Христианское воспитание в казачьей семье. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.
4. Традиционный этикет и одежда кубанского казачества (6 часа)
Мужская и женская одежда казаков. Отражение традиций в одежде кубанских славян. Экскурсия в Музей. Конкурс рисунков «Одежда кубанских казаков».
5. Отдых игры и развлечения славян Кубани. (4 часа)
Досуг взрослых. Станичные байки и балагуры. Инсценировка «Станичные байки».
6. Древние формы религии Кубани и их отражение в песенном фольклоре
(2 час)
Песни-заговоры, песни- заклинания. Связь восточнославянской мифологии с песенным фольклором Кубани.
7. Народная медицина (2 час)
Многовековой опыт знахарства. Природная кладовая Кубани.
8. Семейные обряды и обычаи (6 часов)
Различие свадебных обрядов в кубанских станицах. Свадьба: сватовство, «заручение», «девичник», «посад», свадебный поезд, венчание, свадебное застолье. Родины: народные поверья, обряд размывание рук. Крестины: обряд крещения в православном храме, крестные родители. Похороны: похоронные обычаи, чтение псалмов, заупокойные - песни причитания, отпевание покойного в храме, обряд погребения.
9. Календарные праздники, обычаи и обряды (3 часов)
Зимние праздники. Весенние праздники. Летние праздники. Осенние праздники.
10. Заключение. (2 часа)
Экскурсия в местный музей.
3 год обучения (34 часа)
Вводное занятие. (1 час)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Традиционная культура кубанских казаков. (5 час)
Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
История моей казачьей семьи. (4 час)
Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.
Труд и быт казаков на Кубани. (7 час)
Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.
Декоративно-прикладное искусство. (10 час)
Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
6. Памятники истории Кубанского казачества. (4 час)
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Заключение. (3 час)
Экскурсия в музей. Ты, Кубань, ты наша Родина (представление родителям и казачьей общественности материалов, собранных в результате исследовательской, экспедиционной деятельности; выставка экспонатов, собранных учащимися или созданных ими в процессе занятий и т.п.).
4 год обучения (34 часа)
Вводное занятие. (1 час)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
1. Традиционная культура кубанских казаков. (6 час)
Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.
2. История моей казачьей семьи. (5 час)
Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.
3. Труд и быт казаков на Кубани. (4 час)
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.
4. Декоративно-прикладное искусство. (4 час)
Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
5. Памятники истории Кубанского казачества. (2 час)
Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи.
6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. (4 час)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
7. Православие и казачество. (2 час)
Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.
8. Казак – патриот. (4 час)
Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
9.Заключение. (2 час)
Экскурсия в музей.
5 год обучения (34 часа)
Вводное занятие. (1 час)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
1. Традиционная культура кубанских казаков. (5 час)
Обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки. Масленица. Пасха. Иван Купала.
2. История моей казачьей семьи. (3 час)
Казачья семья в современном мире. Сохранение и преумножение семейных традиций. Сохранение реликвий.
3. Труд и быт казаков на Кубани. (6 час)
Казачья станица, двор, дом. Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Гончарное ремесло. Плетение из лозы и соломки. Традиционная одежда. Уклад жизни казачьей семьи.
4. Декоративно-прикладное искусство. (6 час)
Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:
- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;
- основные техники работы с материалом;
- последовательность этапов изготовления изделия;
- презентация творческих работ.
5. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. (3 час)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
6. Семейные обряды и обычаи (3 часов)
Свадьба. Родины. Крестины.
7. Календарные праздники, обычаи и обряды (4 часов)
Зимние праздники. Весенние праздники. Летние праздники. Осенние праздники.
8.Заключение. (3 час)
Экскурсия в музей. Ты, Кубань, ты наша Родина (представление родителям и казачьей общественности материалов, собранных в результате исследовательской, экспедиционной деятельности; выставка экспонатов, собранных учащимися или созданных ими в процессе занятий и т.п.).
Тематическое планирование
№ п\п | Темы программы | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 год обучения |
1. | Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани | 1 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани; Использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности. Изготавливать изделия декоративно - прикладного искусства своими руками. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. |
2 | Православие на Кубани. | 4 |
3 | Духовные ценности кубанского казачества. | 4 |
4 | Традиционный этикет и одежда кубанских казаков. | 4 |
5 | Отдых, игры и развлечения славян Кубани | 3 |
6 | Древние формы религии Кубани и их отражение в фольклоре. | 1 |
7 | Народная медицина | 1 |
8 | Обобщение тем. Практические занятия. | 2 |
9 | Календарные праздники, обычаи и обряды. | 6 |
10 | Семейные обычаи и обряды. | 5 |
11 | Заключение. | 3 |
| Итого: | 34 часа | |
2 год обучения |
1. | Введение. | 1 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани; Использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности. Изготавливать изделия декоративно - прикладного искусства своими руками. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. |
2 | Православие на Кубани. | 4 |
3 | Духовные ценности кубанского казачества. | 4 |
4 | Традиционный этикет и одежда кубанских казаков. | 4 |
5 | Отдых, игры и развлечения славян Кубани | 3 |
6 | Древние формы религии Кубани и их отражение в фольклоре. | 1 |
7 | Народная медицина | 1 |
8 | Календарные праздники, обычаи и обряды. | 6 |
9 | Семейные обычаи и обряды. | 5 |
10 | Заключение. | 3 |
| Итого: | 34 часа | |
3 год обучения |
1 | Вводное занятие. | 1 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани; Использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности. Изготавливать изделия декоративно - прикладного искусства своими руками. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. |
2 | Традиционная культура кубанских казаков. | 5 |
3 | История моей казачьей семьи. | 4 |
4 | Труд и быт казаков на Кубани. | 7 |
5 | Декоративно-прикладное искусство. | 10 |
6 | Памятники истории Кубанского казачества. | 4 |
7 | Заключение. | 3 |
| Итого: | 34 часа | |
4 год обучения |
1 | Вводное занятие. | 1 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани; Использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности. Изготавливать изделия декоративно - прикладного искусства своими руками. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. |
2 | Традиционная культура кубанских казаков. | 6 |
3 | История моей казачьей семьи. | 5 |
4 | Труд и быт казаков на Кубани. | 4 |
5 | Декоративно-прикладное искусство. | 4 |
6 | Памятники истории Кубанского казачества. | 2 |
7 | Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 4 |
8 | Православие и казачество. | 2 |
9 | Казак – патриот. | 4 |
10 | Заключение. | 2 |
| Итого: | 34 часа | |
5 год обучения |
| Вводное занятие. | 1 | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани; Использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности. Изготавливать изделия декоративно - прикладного искусства своими руками. Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. |
| Традиционная культура кубанских казаков | 5 |
| История моей казачьей семьи | 3 |
| Труд и быт казаков на Кубани | 6 |
| Декоративно-прикладное искусство | 6 |
| Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. | 3 |
| Семейные обряды и обычаи | 3 |
| Календарные праздники, обычаи и обряды | 4 |
| Заключение. | 3 |
| Итого: | 34 часа | |