СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по воспитательной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с условиями введения ФГОС. Учтены все направления работы и возрастные особенности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа по воспитательной работе»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ


УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ СОШ № 5

____________ И.А. Мареева

Приказ № ______ от

«____» ____________ 2016г.




Рабочая программа

«Четыре плюс три» воспитательной системы начальной школы


2016-2020г.г.


Составитель:

Классный руководитель 1 класса

Моисеенко Ольга Владимировна


Утверждена на МО классных руководителей

«___»__________2016г.




Адрес: 357 362 Ставропольский край, Предгорный район, село Новоблагодарное, улица Школьная, 76а

«Какими дети не рождаются,

это ни от кого не зависит,

но чтобы они путём правильного воспитания

сделались хорошими – это в нашей власти».

Полутарх



«Четыре плюс три»


Программа разработана в соответствии с требованиями новых ФГОС, для создания условий воспитания настоящего, духовно богатого, социально активного гражданина своей Родины.  Направлена на формирование детского коллектива, открытие школьниками самих себя, своих способностей, развитие познавательных интересов.

Программа охватывает период обучения школьников с 1 по 4 классы.

Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей.

Программа «Четыре плюс три» построена с учётом возрастной психологической особенности детей этого периода.

Цифра «4»,например, сообщает, что взрослые очень самостоятельные, и главное правило у них – четыре «сами»; сами придумывают, сами решают, сами делают, сами ставят себе оценку за работу. И мы с младшими школьниками будем учиться всё делать сами: сами думать, решать, делать, оценку ставить.

Цифра «3» отсчитывает шаги на тропинке, которая ведёт к мастерству. Ведь каждый взрослый – мастер какого-нибудь важного дела. Вот и мы попробуем сделать шаги.

А шаги такие: делай, как старший, - делай лучше его – делай сам и вместе с друзьями.

Знаки тоже разговаривают. Вот что они говорят: «Если ты пришёл к нам, мы всё будем делать вместе: младшие + старшие + взрослые. И мы все равны, у нас одни правила игры и работы: всё делаем не «за» маленьких ребят, а вместе с ними; играем, пока хочется; играем весело и дружно; не спорим по пустякам, не ссоримся с товарищами, распределяем роли по справедливости.

Что неизвестно в нашем примере? Конечно же ответ: 4+3=7.именно столько лет должно быть младшему школьнику, чтобы старшие ребята и взрослые взяли его в свои дела и игры, которые предлагает эта программа.


І. Анализ работы в классном коллективе.


Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.

  1. Состав класса:

- всего учащихся _______; мальчиков _______; девочек ___________;

  1. Начало формирования коллектива:

- группа детского сада;

- по месту жительства;

  1. Вновь прибывшие учащиеся: Ф.И., откуда прибыл, характер адаптации в коллективе); ____________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Успеваемость учащихся класса по итогам года:

- на «отлично»: ___________________________________________________

- на «хорошо»: ___________________________________________________

- «с одной тройкой»: _______________________________________________

________________________________________________________________

- на «удовлетворительно» __________________________________________

________________________________________________________________

- оставленные на повторный курс: ___________________________________

_________________________________________________________________

  1. Сформированость учебной мотивации: ___________________________

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Анализ психофизического здоровья учащихся:

- 1,2 группы здоровья (кол) ________

- основная, подготовительная физкультурная группа (кол) ________

- специальная группа здоровья (кол., фам.): ____________________________

________________________________________________________________

- учащиеся требующие особого внимания педагогов (кол., фам.): __________

________________________________________________________________

  1. Характеристика классного коллектива:

- количество, фамилии лидеров и изолированных, причины их разделения: __

________________________________________________________________

________________________________________________________________

- количество микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы(по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам): _______________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

- психологический климат класса; ____________________________________

__________________________________________________________________

- положительные качества коллектива: _________________________________

_________________________________________________________________

- отрицательные качества коллектива, нуждающиеся в коррекции: _________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива:

- открытость, закрытость, тревожность учащихся: _______________________

________________________________________________________________

- наличие или отсутствие чувства сопереживания, доброжелательности:_____

________________________________________________________________

- наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений: _________________________________________________________

________________________________________________________________

- степень конфликтности учащихся, её причины: ________________________

_________________________________________________________________

- наличие или отсутствие умений взаимодействовать с педагогами и одноклассниками: __________________________________________________

_________________________________________________________________


Анализ работы по основным направлениям.

  1. В классе ________уч-ся.

Занимаются в кружках и секциях _____ (в школе_____, вне школы_____);

  1. Уровень сплочённости коллектива:

- работают отдельные учащиеся, выполняют отдельные поручения;

- работает актив класса;

- каждый ученик включён в работу класса.

  1. Анализ работы органов самоуправления класса:

- учитель возглавляет работу сам, раздаёт задания, поручения (самоуправление отсутствует);

- дети по заданию учителя собираются сами и вырабатывают план действий;

- класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение.

  1. Направление работы класса ____________________________________

Проведено классных часов __________________________________________

__________________________________________________________________

Из них по направлению класса _______________________________________

________________________________________________________________

  1. Класс принял участие в _______ общешкольных мероприятиях.

Результаты _______________________________________________________

________________________________________________________________

Наибольший интерес у детей вызвало_________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Традиции класса _______________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Характеристика деятельности класса, какие виды деятельности предпочитают в классе: ________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Работа с детьми группы «риска»

Количество _______, из них заняты в кружках и секциях _________

Из них учатся на «4» и «5» _______, не успевают __________

Встречались с родителями ________ (кол.)

  1. Работа с родителями:

- родительских собраний _________

- заседаний родительского комитета __________

- посещение на дому учащихся

- кто из родителей не был ни разу на собрании: ____________________________

___________________________________________________________________

Какие совместные дела были проведены детьми и родителями: ____________

_________________________________________________________________

Какие вопросы в воспитательной работе класса интересовало родителей: _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. В течение года класс посетил (кол):

- музеи _____, лес_____, выставки______, театры______, кинотеатры______, цирк________, библиотеки________, учебные заведения_________.

  1. Место класса в школе:

Осознаёт ли класс себя единым целым: ________________________________

Каков характер взаимоотношений с другими школьными объединениями: ___

_________________________________________________________________


ІІ. Концепция программы «Четыре плюс три»


При создании концепции воспитательной системы класса я учитывала: интересы, способности, потребности школьников; возможности, творческий потенциал педагогического коллектива; заинтересованность большинства родителей в результатах образования и воспитания.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Одной из важнейших задач является системная работа с коллективом класса. Я работаю над отношениями между детьми в коллективе, способствую формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организую социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создаю ситуацию защищённости, эмоционального комфорта, способствую формированию навыков самовоспитания обучающихся. Моя работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время, забочусь о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.


Цель и задачи воспитательной деятельности

Цель: формирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС.

Задачи:

- Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных условий развития личности, реализация ФГОС через внеурочную учебную деятельность и программу воспитательной работы лицея

- Диагностические – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

- Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение условий для творческой самореализации каждого учащегося.

- Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурно-оздоровительную деятельность.

У выпускника начальной школы будут сформированы:

Личностные качества:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные качества:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;



- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы.


Организация воспитательной деятельности обучающихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания. Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.


Основные направления работы:


Направления

Поставленные задачи

Формы работы

Сформированные компетентности

Нравственность, духовность, как основа личности

- Формирование гуманистических отношений к окружаю-щему миру.

- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.

- Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

- Формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения.

- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Тематические классные часы по нравственной тематике; организация экскурсионных поездок с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; тренинги; организация социально-значимых дел.


- Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений между этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- знание традиций гимназии, бережное отношение к ним.

Гражданско-правовое

и патриотическое воспитание


- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной.

-Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости;

- Овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни гражданского общества.

- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;


Классные часы, беседы, ролевые игры, обсуждение литературных произведений, акции.

Экскурсия по историческим и памятным местам города и края, посещение музеев, тематические беседы, КТД, празднование памятных дат.


- Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям,  старшему поколению;

- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной  коммуникации;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Экологическое воспитание

- Формирование стремления к здоровому образу жизни.

- Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

- Формирование негативного отношения к вредным привычкам и устойчивых навыков здорового образа жизни.

- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Тематические классные часы, профилактические беседы, спортивные соревнования, встречи со специалистами, проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения.

- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

- Ценностное отношение к природе;

- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.


нормах экологической этики;

- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Личностное и интеллектуальное саморазвитие. Профессиональное самоопределение


- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.

- Развитие самооценки, рефлексии.

- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

- Развитие познавательных способностей.


Внеурочная деятельность по предметам

Интеллектуальные игры, олимпиады, исследовательские проекты.

Тренинги, анкетирование, беседы, использование Интернет-ресурсов


- Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- ценностное и творческое отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Эстетическое и культурное развитие

- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

- Стремление формировать свою среду, свои действия по эстетическим, культурным критериям.

- Воспитание чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного.

Посещение культурных центров города, области,

КВН, классные часы, праздники,

Просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов.


- Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


Семейное воспитание

- Осознание важности семьи в жизни человека и обществе, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- Просвещение родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы.

- Повышение роли и авторитета семьи.

Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями и обучающимися, тематические классные часы, совместные мероприятия с участием детей и родителей.


- Начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи , бережное отношение к ним.


Виды инновационной деятельности:

В соответствии с этими направлениями предусмотрены следующие виды деятельности:

- интеллектуальная (познавательная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- ценностно-ориентировочная (нравственная, гражданско-патриотическая) деятельность;

- образная, проектно-творческая;

- коммуникативная (социальная) деятельность;

- индивидуальная работа с учащимися;

- взаимодействия с родителями учащихся.


Приоритетные принципы воспитательной работы:

- Принцип природоспособности. Принимать ребёнка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

-Принцип целостности учебно-воспитательного процесса. Целостно всё: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность и т.д. нельзя мир делить на уроки литературного чтения, русского языка , математики…

- Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.

- Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе – растёт самоуважение.

- Личностно-ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.

- Возрастной подход. Возрастная особенность младшего школьника – неопытность малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую исполняющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социального заданного.

Воспитание младшего школьника – очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Здесь важно «не навредить», не поломать тонкую душу малыша.


Условия реализации программы


- Создание условий для реализации прав детей, закреплённых Уставом школы;

- Формирование мотивации к учению каждого отдельного ребёнка;

- Изучение и развитие возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников для развития и стимулирования познавательных интересов;

- Создание благоприятных условий для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребёнка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;

- Формирование на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, села, района через образовательную среду, способствующую формированию личности, умеющей жить в коллективе;

- Развитие потребности ребёнка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.

Основные направления работы с коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

- Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива;

- определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нём деловых и межличностных отношений;

- выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлечённых в жизнедеятельность классной общности;

- определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

- Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нём, привлекательный для членов классного сообщества;

- определить место и роль класса в воспитательной системе школы;

- выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребёнка.

- Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе;

- апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.


Ключевые дела:

- Работа отряда «Светофорик» (изучение ПДД, безопасного поведения на улицах и дорогах).

- Игры, спортивные соревнования, экскурсии, походы, беседы (эта работа направлена на сохранение, укрепление здоровья учащихся).

- Викторины, КВНы, КТД, ролевые игры, праздники (формируют нравственные ценности, творческие способности, воспитывают чувства коллективизма, взаимопомощи, справедливости, доброты, честности).

- Классные часы, беседы, встречи (формируют культуру поведения во всех сферах жизни, прививают уважение к старшим, заботу о младших, бережное отношение к природе, прививают любовь к труду).


Формы работы:

- Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы, работа с родителями);

- Групповые (творческие группы, звенья …);

- Коллективные ( КТД, игры, спектакли, концерты, состязания, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность).


Виды и формы воспитательной деятельности:

Вид деятельности

Целевое назначение

Активная форма организации деятельности

Познавательная

Обогащает представления учеников об окружающей деятельности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию.

Урочная: урок, устный журнал, беседа, обзор периодической печати, олимпиады, тестирования. Внеурочная: экскурсии (в музей, на выставку, на предприятие, в библиотеку), встречи, викторины, познавательные КТД, конкурсы, турниры.

Трудовая

Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека.

Учебный труд на уроках, работа на пришкольном участке, общественно полезный труд по самообслуживанию, игровые формы («трудовые десанты», «операции», «работа по секрету», «рейд добровольцев»).

Общественная

Содействует социализации школьников, включает их сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности.

Беседы, встречи, с интересными людьми, обзор периодической печати, обзор телевизионных новостей.

Ценностно-ориентировочная

Направлена на осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на основание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии.

Практикум по самоонализу и взаимоанализу «Как вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть или кем быть?»,; беседы на нравственные темы, например «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения.

Художественная

Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные задатки и способности.

Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, выставки рисунков, поделок, посещение театра, цирка, экскурсии и художественный музей, школьные праздники, кружки.

Спортивно-оздоровительная

Культивирует здоровый образ жизни, повышает силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела.

Спортивные игры, состязания, весёлые старты, спортивные секции, утренняя гимнастика, физкультминутки, экскурсии, походы, Дни здоровья.

Свободное общение

Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

Классные праздники, «Огоньки», Дни именинников, прогулки, посещение концертов, театров, встречи друзей, поездки, туристические походы.

Особое место занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и школьников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.


Психолого-педагогическое сопровождение:

Осуществлять диагностику воспитательного процесса:

Личность учащегося:

- психолого-педагогические исследования;

- психологическое и физическое здоровье;

- культура сохранения собственного здоровья;

- гармония души и тела;

- выявление уровня воспитанности учащегося;

- анкетирование по выявлению интересов учащегося.

Воспитательная система:

- повышение квалификации педагога;

- советы психолога и социального работника;

- изучение проблем отношений между детьми и родителями в семье;

- изучение степени удовлетворённости родителей деятельностью школы.

Работа с родителями:

- проведение родительских собраний;

- осуществление связи с родителями по средствам школьных дневников, посещений на дому;

- дни открытых дверей – разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологом, врачом, педагогами;

- практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по успеваемости учащихся, по организации семейных праздников, по созданию домашней библиотеки);

- привлечение родителей в общественную жизнь класса и школы: экскурсии, концерты, праздники.


Ресурсное обеспечение

Материально-техническое обеспечение:

- комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;

- использование в работе материальной базы, оборудования школы;

- выполнение ремонтных работ.

Социальная защита учеников:

- участие в региональных программах по социальной защите школьников;

- реализация прав детей, закреплённых Уставом школы;

- взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Взаимодействие в социуме

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребёнка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

Взаимодействия с

Участники образовательного процесса

Задачи

Формы работы

Учителями -предметниками

- Совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;

- представление интересов своих учеников в педагогическом совете;

- привлечение учителей к работе с родителями;

- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

- Включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам;

- разнообразные предметные кружки, факультативы;

- выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях и др. мероприятиях;

- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающихся.

Педагогом - психологом

- Изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум;

- координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

- анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников;

- координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса;

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

- Диагностика индивидуального развития школьников;

- изучение рейтинга собраний среди родителей;

- проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель;

- диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости).

Педагогами дополнительного образования

- Расширение познавательных творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения.

- Включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей;

- стимулирование и учёт разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- ведение портфолио учеников класса.

Заместителем директора по воспитательной работе

- Привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественности и др.

- Организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях.

Социальным педагогом

- Посредник между личностью ребёнка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов школьников;

- организация социально значимой деятельности школьников.

- Мероприятия направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Старшим вожатым

- Информирование младших школьников о действующих детских объединениях в школе;

- работе органов самоуправления.

- Разнообразные детские объединения способствующие включению младших школьников в новые социальные отношения;

- их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции;

- социализации личности.

Библиотекарем

- Изучение отношений учащихся к чтению;

- способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение детской, классической и современной литературы.

- Сотрудничество семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг;

- расширение круга чтения учеников.

Медицинским работником

- Забота о здоровье.

- Изучение особенности развития детей;

- выяснение наследственных и хронических заболеваний детей;

- ведение работы по профилактике заболеваний;

- проведение бесед о личной гигиене человека, о вреде курения, алкоголизма, наркомании.

Родителями

- Обеспечение связи школы с семьёй;

- изучение семейной ситуации и условий воспитания ребёнка в семье;

- сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка;

- формирование общих подходов к воспитанию;

- организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей;

- совместное изучение личности ребёнка, его психофизиологических особенностей;

- выработка близких по сути требований;

- организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;

- создание благоприятного климата в семье;

- психологический и эмоциональный комфорт ребёнка в школе и за её пределами.

- Проведение тематических собраний (1 раз в четверть);

- работа родительского комитета;

- совместные мероприятия;

- изучение информации о наклонностях учеников;

- материально-бытовых условиях;

- психологическом климате в семье

- требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребёнка;

- оказание помощи в воспитании;

- индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование;

- привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;

- защита интересов и прав ребёнка в общественных организациях и государственных судебных органах.

Общественными объединениями

- Казачество;

- Совет ветеранов.


- Углубление знаний об истории казачества, воспитание у детей чувства долга, ответственности, любви к своей Родине;

- сохранение памяти о народном подвиге в ВОВ, повышение интереса учащихся к истории Отечества.

Учреждениями

- Музыкальной школой;

- Центром детского творчества;

- - Домом культурой.

- Вовлечение учащихся с учётом интересов, проведения классных часов, праздников расширяющих знания об искусстве;

- активизация творческого потенциала самостоятельных коллективов в воспитании подрастающего поколения, организация внеучебной внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий.

Кроме основного, работа ведётся по сем направлениям воспитательного процесса, которая отражена в плане.


ІІІ. Основные мероприятия по реализации программы


Основные задачи воспитательной деятельности в 1 классе:

- создать условия для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности;

- формировать интерес к процессу и содержанию учебной деятельности;

- создать условия для развития нравственных качеств личности;

- формировать коммуникативные навыки, работать над созданием ученического коллектива;

- создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.


Основные задачи воспитательной деятельности во 2-4 классах:

- работать над активизацией познавательных процессов, повышением учебной мотивации;

- продолжать работу над формированием ученического коллектива;

- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

- повышать уверенность в своих силах;

- создавать условия для раскрытия творческого потенциала детей;

- формировать коммуникативные навыки;

- формировать позитивную моральную позицию.


Практическая значимость.

В программе «Четыре плюс три» прослеживается системный подход к формированию личности, поиск форм и методов организации деятельности как отдельных обучаемых, так и коллектива. Стержнем программы является создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий и развитие творческих способностей учащихся. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа позволяет выбирать и создавать среду общения (среду развития), круг общения (референтную группу), формировать чувство принадлежности и к общечеловеческим ценностям.

В рамках данной программы отображаются все ключевые ориентиры, которые служат основой разработки мероприятий по каждому направлению. Это своего рода маршрут (тропинка) по которому мы направляем обучаемых.


Организация деятельности.

(конкретные дела по основным направлениям)

Направление деятельности

Цели

Класс

Мероприятия

Интеллектуальная (познавательная деятельность)

Способствовать формированию учебной мотивации;

- создать условия для приобщения к ценности познания;

- прививать интерес к литературе, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими.

1 кл.

- «Мы стали школьниками!» ( о правилах поведения в школе);

- «Азбука – к мудрости ступенька» (литературный праздник);

- «В гостях у мудрого царя!» (эрудит-шоу);

- «Учебная книга – наш друг и помощник!» (практическое занятие);

- «Увидел слово – прочитай!» (задание на лето)

2 кл.

- «Мои любимые книжки» (литературные посиделки);

- «Кто лучше и быстрее?» (интеллектуальные соревнования);

- Конкурс стихов и пословиц о маме;

- «Славит человека труд» (беседа о значении умственного труда);

- «Мои любимые уроки» (викторина-игра).

3кл.

- «С книгой жить – век не тужить» (обучающая игра);

- «По дороге знаний или учение с увлечением» (урок-путешествие);

- Турнир умных и находчивых;

- «Что мы знаем, что умеем» (тесты пантомима, рефлексия)

- «Карусель знаний» (беседа-обсуждение).

4 кл.

«Терпение и труд всё перетрут» (диспут);

- Математическая олимпиада;

- Викторина по русскому языку;

- «Экологическое путешествие» (открытый урок).

Спортивно-оздоровительная деятельность

- Формирование ценности нравственного, психического и физического здоровья детей;

- учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться;

- развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту;

- формировать здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности.

1 кл.

- «Что такое режим дня? (беседа с примерами литературных произведений);

- «Чистота –залог здоровья!» (практическая игра);

- «Не шути с огнём» (правила пользования электроприборами, поведение с огнём);

- «Самые ловкие и умелые!» (спортивные соревнования);

- «Свет зелёный всем мигает – в путь дорогу приглашает» (игра-путешествие.

2 кл.

- «Здоровье и вредные привычки» (беседа с обсуждением);

- «Быстрый бутерброд до добра не доведёт» (о культуре питания);

- «Как развивать свои физические возможности»;

- «Царица Гигиена и её друзья» (праздник);

- «Сильные, ловкие, умелые» (соревнования);

- «Где нас подстерегает опасность» (разбор ситуаций).

3 кл.

- «Друзья здоровья» (игра);

- «Режим дня – здоровый образ жизни» (беседа);

- «Все на лыжи!» (соревнования)

- «Будем плавать, загорать!» (правила поведения на воде);

- «Светофор – ребятам друг» (праздник).

4 кл.

- «Значение режима дня в жизни школьника» (диспут);

- «Путешествие в зелёную аптеку» (игра-путешествие);

- «Правила учи – себя береги» (викторина о правилах безопасности);

- «Правильное питание – залог здоровья!» (беседа)

- «спортивная карусель» (соревнования).

Ценностно-ориентировочная (нравственная, гражданско-патриотическая) деятельность

- Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае;

- развивать чувство патриотизма;

- познакомить с моральными качествами личности;

- воспитание у учащихся нравственно-эстетических качеств.

1 кл.

- «Дом, в котором я живу» (беседа-обсуждение);

- «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам –урок» (беседа);

- «Праздник твоего имени» (праздник);

- «Слава солдатская – сила богатырская»;

- «Про братьев наших меньших» (викторина);

- «Мои любимые игры и игрушки» (беседа с играми);

- «Мои родные» (выставка рисунков);

- «О наших бабушках, мамах, сестричках» (викторина);

- «Птичья столовая» (практическая работа).

2 кл.

- «Мой город» (игра-путешествие);

- «Наша страна Россия» (конкурс чтецов);

- «Русский солдат умом и силой богат» (литературные посиделки);

- «О людях нашей страны» (путешествие по страницам журналов);

- «Бабушка рядышком с дедушкой» (устный журнал);

- «Откуда мы родом» (беседа о родословной).

3 кл.

«Знания нужны мне и моей стране» (урок-путешествие);

- «Моё Отечество!» (экскурсия по городам и сёлам);

- «Слава тебе, победитель – солдат!» (литературно-поэтический час);

- «Звучи, памяти набат!» (участие в Вахте памяти);

- «А в нашей семье…» (сочинения по иллюстрации);

- «Моя помощь родным»(беседа –диспут).

4 кл.

-«Россия, мы дети твои!» (утренник);

- «В память о героях антифашистах» (торжественная линейка);

- «Семейная летопись» (семейные посиделки);

- «Рождество – праздник семейный» (беседа о традициях);

- «Гармония в природе» (экологический плакат);

- «Права детей» (игра-путешествие).

Образная, проектно-творческая деятельность

- Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество;

- способствовать получению основы знаний о мировой культуре и культуре России;

- формирование потребности в творческой деятельности.

1 кл.

- «Красота окружающей природы» (выставка поделок из природного материала)

- «Наш класс» (творческий проект);

-«Мы сами своими руками» (выставка работ, сделанных совместно с родителями).

2 кл.

«Кто что любит и умеет делать?» (конкурс-викторина);

- «Подарок маме» (театральное представление);

- «Красота живописи» (экскурсия на выставку).

3 кл.

- «Умелые ручки» (работа в творческой мастерской);

- «Красота движений» (практическое занятие);

- «Моё хобби» (диспут).

4 кл.

- «Красота и уют моего дома» (выставка поделок);

- «Уголки творчества» (игра-путешествие по местам декоративно-прикладного творчества);

- «Первые шаги в науку» (конкурс проектов).

Коммуникативная (социальная деятельность)

- Способствовать формированию ценности человеческого общения;

- формирование коммуникативных навыков;

- формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути из преодоления;

- способствовать формированию ученического коллектива.

1 кл.

- «Про то, как добро и зло боролись» (урок-сказка);

- «Учимся дружить» (ролевые игры);

- «Что такое хорошо и что такое плохо?» (беседа-диспут);

- «Ежили вы вежливы» (праздник);

- «Как надо разговаривать со взрослыми» (беседа-игра);

- «Что такое правила хорошего тона» (учебная игра).

2 кл.

- «Уважая себя, уважайте других» (беседа-диспут);

- «Как надо вести себя в школе» (беседа-игра);

- «Вежливые слова» (разбор ситуаций);

- «Произведения В. Осеевой и А. Толстого о поступках детей» (чтение и обсуждение);

- «Как лучше поступить?» (творческие игры);

- «Звёздный час вежливости» (игра).

3 кл.

- «Мир эмоций и чувств» (беседа)

- «Учимся правильно жить и дружить» (практическая игра);

- «Правила хорошего тона» (учебные игры);

- «Учимся выигрывать и проигрывать» (беседа-соревнование);

- «Какому человеку можно доверять?» (беседа)

- «Портрет моего класса» (игра).

4 кл.

- «ЧП в дружеских отношениях или что мешает дружбе» (диспут);

- «Каждый сам за себя или дружная семья» (игра);

- «Секреты волшебницы речи» (творческая игра);

- «Доброе слово, что день ясный» (разбор ситуаций);

- «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!» (домашнее сочинение).


Ожидаемые результаты:

- объединение детей в классный коллектив;

- организация разнообразной деятельности классного коллектива;

- развитие органов ученического самоуправления;

- действия различных инициативных групп;

- появление отношения ответственной зависимости;

- выполнение поручений каждым учеником;

- участие в проведении классных часов;

- участие в проведении внеклассных мероприятий и общешкольных.

В ходе познавательной и практической деятельности дети постигают смысл формулы самостоятельности: Чтобы стать самостоятельнее, я должен видеть свою цель, планировать ее достижение, выполнять задуманное, делать выводы.

Для более эффективной и продуктивной работы мы выбрали девиз и правила жизни в классном коллективе.

Девиз: Научился сам – научи товарища!

Правила жизни в классном коллективе:

Хотим все знать и все уметь

И везде во всем успеть!

Старших всех мы уважаем

И в труде им помогаем!

Будем вместе мы везде:

В учебе, спорте и в труде!

Всегда мы вместе отдыхаем,

Скуки мы ни в чем не знаем.

Любим петь и танцевать

И культуру соблюдать!


В идеале выпускник начальной школы должен:

- владеть культурой общения в коллективе и общепринятыми нравственными нормами поведения;

- выработать потребность к физическому труду, сохранению здоровья;

- выполнять свои поручения;

- уметь дежурить в классе;

- принимать активное участие в делах класса и школы для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (познавательные КТД, конкурсы, экскурсии, выставки, поездки и т.д.)


Должен знать:

- положение о правах и обязанностях учащихся;

- правила внутреннего распорядка школы.


Условия реализации

Для успешного решения поставленных в программе воспитательных задач требуется:

- информационно-методическое сопровождение программы;

- внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода;

- умелое использование наиболее эффективных форм работы по развитию личности учащихся;

- творческое отношение к воспитательному процессу.


ІV. Планирование основных дел:


п/п

Мероприятия

Сроки

  1. Развитие нормативно-правовой базы.

1.

Использовать в работе приоритетный национальный проект «Образование»

ежегодно

2.

Использование в работе:

- ведомственная целевая программа «Развитие образования Ставропольского края»;

- программа развития воспитания детей и молодёжи Ставропольского края;

- подпрограмма «Гражданское и патриотическое воспитание детей и молодёжи Ставропольского края»;

ведомственная целевая программа «Развитие образования Ставропольского края»;

программа развития воспитания детей и молодёжи Ставропольского края.

ежегодно

3.

Изучить материалы по развитию воспитательной работы детей в стране.

ежедневно

4.

Продолжить проведение мониторинга воспитательного процесса.

ежегодно

  1. Программно-методическое и информационное обеспечение.

1.

Продолжить использование в работе журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Начальная школа», газет «Педсовет», «Добрая дорога детства».

ежегодно

2.

Продолжить сотрудничество с районной газетой «Искра», «Вести Предгорья».

ежегодно

  1. Информатизация

1.

Развитие информационного мышления участников воспитательного и образовательного процессов.

постоянно

2.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в воспитательный и образовательный процесс.

постоянно

3.

Разработка вариантов компьютерных пособий для самоконтроля знаний обучающихся.

постоянно

4.

Применение информационно-коммуникативных средств в технологиях самообразования, самосовершенствования и саморазвития учеников.

постоянно

5.

создание слайд – фильмов (презентаций) по различным видам деятельности класса.

постоянно

  1. Взаимодействие класса и социума

1.

Операция «Забота». Помощь ветеранам ВОВ и пожилым людям.

постоянно

2.

Содержание в надлежащем порядке памятников, участников ВОВ.

постоянно

3.

Благотворительная акция «Посылка воину»

ежегодно

4.

«Открытка ветерану». Поздравление с праздниками.

ежегодно

5.

Встречи «От всей души».(с ветеранами, воинами Афганской и Чеченской воин, пожилыми людьми).

ежегодно


V. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.


Программа «Четыре плюс три» предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучаемых, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты обучаемых позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг к другу и нуждающимся людям.

Немаловажным условием оценки результативности работы является участие обучаемых в традиционных мероприятиях класса и школы. Важная оценка – отзывы обучаемых, их родителей, педагогов, которые помогают корректировать содержание программы в конце каждого учебного года.

В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса целесообразно использовать такие методики, как:

  1. Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»;

  2. Тест А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»;

  3. Методика И.П. Капустиной «Изучение воспитанности учащихся»;

  4. Психофизические методики И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, тест Бурдона и др.


VІ. Список литературы


  1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориетированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М. 2003г. № 2.

  2. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. – М. 2006г.

  3. А.Г. Лазарева. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. М., 2002г.

  4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии с введением ФГОС. Под ред. Н.Е. Щурковой – М., 2011г.

  5. Ведомственная целевая программа «Развитие образования Ставропольского края».

  6. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996г.

  7. Конвенция ООН о правах ребёнка.

  8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

  9. Национальный проект «Образование».нормативно-правовые документы.

  10. Программа развития и воспитания детей и молодёжи Ставропольского края.

  11. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие. В.Н. Гуров и др. – М., 2004г.

  12. Журналы: «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Справочник классного руководителя», «Воспитательная работа в школе», «Книга классного руководителя начальных классов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!