СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки специалистов среднего звена

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разрабатывалась мной впервые под руководством опытного педагога.

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки специалистов среднего звена»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАтЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»



Утверждаю:

Зам. директора по УМР

________Трубарова О.А

«____» ________20__г.




рабочая ПРОГРАММа

общеобразовательной УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны


ФИЗИКА


Специальность 350207 Механизация сельского хозяйства
















Кожевниково 2016


Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций,

реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе

основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования,

ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.

Организация-разработчик: областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса» ( ОГБПОУ «КТАБ» )


Разработчики:


преподаватель Салиев В.В.


Рассмотрено на заседании

Цикловой комиссии техникума общеобразовательных дисциплин


Протокол №____ «___»________________2017 г.


Председатель ЦК _ ________________Полякова Т. Д.























Содержание

Пояснительная записка.........................................................................................4

Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»...................................5

Место учебной дисциплины в учебном плане.....................................................6

Результаты освоения учебной дисциплины.........................................................6

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:...........................................................................................................8

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………..……9

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»………....10

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов................. 16

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Физика»............................................................................ 22

Рекомендуемая литература............................................................22

Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины…………………23

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся…………………………..25
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена

для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО,

реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)

на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих,

служащих и специалистов среднего звена.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,

предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисципли-

ны «Физика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего

общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профес-

сионального образования на базе основного общего образования с учетом требований

федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии

или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента

государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки

России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физических • законах и принципах, ле-

жащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных

открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие

техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять экспе-

рименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания

по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств ве-

ществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность

естественно-научной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способно-

стей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием раз-

личных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использова-

ния достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходи-

мости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного

отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного

содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных

достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических

задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, ра-

ционального природопользования и охраны окружающей среды и возможность

применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профес-

сиональной деятельности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов

компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного

общего образования с получением среднего общего образования; программы подготов-

ки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов

среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Программа учебной дисциплины «Физика» является основой для разработки

рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации,

реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание

учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов,

тематику рефератов, индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ, учи-

тывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и

специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.

5

Программа может использоваться другими профессиональными образовательны-

ми организациями, реализующими образовательную программу среднего общего

образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования

(ППКРС, ППССЗ).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»


В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у

обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физи-

ческой картине мира, а также выработка умений применять физические знания как

в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа созда-

ния и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) —

одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивили-

зации.

Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружаю-

щего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литера-

туре и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют мета-

предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов

и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный

анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, система-

тизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление

объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов

с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию

от эксперимента.

Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных свя-

зей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное

позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет меж-

дисциплинарный язык для описания научной картины мира.

Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных

предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, био-

логии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика,

электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает уни-

версальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин,

закладывая фундамент для последующего обучения студентов.

Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная

дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Фи-

зика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.

Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализую-

щих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения

ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зави-

симости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании

обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы,

глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах

внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно-научного про-

филя профессионального образования физика изучается на базовом уровне ФГОС

среднего общего образования, при освоении профессий СПО и специальностей СПО

технического профиля профессионального образования физика изучается более углу-

бленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых

профессий или специальностей.

При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического и

гуманитарного профилей профессионального образования физика изучается в составе

интегрированной учебной дисциплины «Естествознание» обязательной предметной

области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по

профессиям и специальностям технического профиля профессионального образова-

ния профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как боль-

шинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с

электротехникой и электроникой.

6

Содержание учебной дисциплины, реализуемое при подготовке обучающихся по

профессиям и специальностям естественно-научного профиля профессионального

образования, не имеет явно выраженной профильной составляющей, так как про-

фессии и специальности, относящиеся к этому профилю обучения, не имеют пре-

имущественной связи с тем или иным разделом физики. Однако в зависимости от

получаемой профессии СПО или специальности СПО в рамках естественно-научного

профиля профессионального образования повышенное внимание может быть уделено

изучению раздела «Молекулярная физика. Термодинамика», отдельных тем раздела

«Электродинамика» и особенно тем экологического содержания, присутствующих

почти в каждом разделе.

Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторны-

ми работами.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается

подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках

промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением

среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)1.


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обя-

зательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего обра-

зования.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образова-

тельную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО

на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в

общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего

образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).

В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» — в

составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из

обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для про-

фессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального

образования.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физи-

ческой науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятель-

ности и быту при обращении с приборами и устройствами;

−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в из-

бранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли фи-

зических компетенций в этом;

−− умение использовать достижения современной физической науки и физиче-

ских технологий для повышения собственного интеллектуального развития

в выбранной профессиональной деятельности;

−− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, исполь-

зуя для этого доступные источники информации;

−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по реше-

нию общих задач;

−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооцен-

ку уровня собственного интеллектуального развития;

метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности для решения

физических задач, применение основных методов познания (наблюдения,

1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию

студентов при изучении учебной дисциплины «Физика» как профильной учебной дисциплины.

7

описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окру-

жающей действительности;

−− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,

формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систе-

матизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, фор-

мулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов,

явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в

профессиональной сфере;

−− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реа-

лизации;

−− умение использовать различные источники для получения физической ин-

формации, оценивать ее достоверность;

−− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести

дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представ-

ляемой информации;

предметных:

−− сформированность представлений о роли и месте физики в современной на-

учной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Все-

ленной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной

грамотности человека для решения практических задач;

−− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями,

законами и теориями; уверенное использование физической терминологии

и символики;

−− владение основными методами научного познания, используемыми в физике:

наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;

−− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость

между физическими величинами, объяснять полученные результаты и де-

лать выводы;

−− сформированность умения решать физические задачи;

−− сформированность умения применять полученные знания для объяснения

условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере

и для принятия практических решений в повседневной жизни;

−− сформированность собственной_ позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников._


Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика»

в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)

обучающихся по специальностям СПО технического профиля составляет:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 183 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 116часов;

самостоятельной работы обучающегося 61 часа.





СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

183

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

122

в том числе:


лабораторные работы

28

практические работы

6

Самостоятельная работа студента (всего)

61








Итоговая аттестация в форме экзамен

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение, 6

Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.



2



1

Практическое занятие №1: Входной контроль. Решение задач.


2


2

Самостоятельная работа №1:

Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе.

Доклад на тему: «Технические характеристики электроизмерительных приборов».


2

1

Раздел 1. Механика.




Тема 1.1 Кинематика. 10

Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.

2


2


2

1

Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.

Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Лабораторная работа №1:

Исследование равномерного движения.

2

2

Практическое занятие №2:

Графики движения.


2

2

Самостоятельная работа №2:

Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе.

Мини проект по теме либо сообщение, доклад: «Исследование равноускоренного движения на примере явления свободного падения». либо сообщение, доклад


2

1

Тема 1.2. Динамика. 10

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил.

2

2

2

2

1

Законы динамики Ньютона.

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.

Закон всемирного тяготения. Невесомость.

Лабораторная работа №2:

Исследование движения тела под действием постоянной силы.


2


2

Самостоятельная работа №3:

Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе.

Сообщение по теме: «Деформации в электротехнике».

Видеоролики по теме: «Силы в природе».



2

1

Тема 1.3. Законы сохранения в механике. 8

Закон сохранения импульса и реактивное движение.

2

2


2

1

Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

Прикладные задачи механики (расчет траекторий космических кораблей, проектирование автомобилей, самолетов, строительных сооружений).

Самостоятельная работа №4:

Выполнение домашнего задания.

Закон сохранения энергии в природе и технике. (Сообщение по теме или видеоролик)

Закон сохранения импульса в природе и технике. (Сообщение по теме или видеоролик)



2

1

Самостоятельная работа №5:

Выполнение домашнего задания.

Сообщение на тему: «Звуковой резонанс в природе и технике»


2

1

Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика.




Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. 12

Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.

2



2


2


2

1

Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.

Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. Изопроцессы.

Лабораторная работа №3:

Исследование изопроцессов стр.252


2

2

Практическое занятие №3:

Решение задач на газовые законы.


2

2

Самостоятельная работа №6:

Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе.

Выполнение презентации по теме: «Газовые законы в повседневной жизни».


2

1

Тема 2.2 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы. 8

Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание.

2


2

1

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.

Лабораторная работа: Агрегатные состояний вещества Модель теплового движения частиц в различных агрегатных состояниях вещества

2


Лабораторная работа: Фазовый переход пар жидкость, построение изотермы сжижения пара

2


Самостоятельная работа №7:

Выполнение домашнего задания.

Исследовательская работа на тему: «Физические свойства твердых тел и их использование в конструкции ЭВМ».



2

1





Тема 2.3. Основы термодинамики 8

Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики.

2


2

1

Необратимость тепловых процессов и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.

Лабораторная работа № 3:

Тепловая машина. КПД теплового двигателя.


4

1

Самостоятельная работа №8:

Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе.

Сообщение по теме: «Устройство и принцип работы дизельного двигателя».


2

1

Раздел 3. Электродинамика.




Тема 3.1. Электрическое поле. 10

тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

2


2



2

1

Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.

Лабораторная работа Изучение взаимодействия электрически заряженных частиц

2


Лабораторная работа: Проводники и диэлектрики в электрическом поле

2


Самостоятельная работа №9:

Выполнение домашнего задания.

Сообщение на тему: «Электростатическая защита».


2

1


Тема 3.2. Законы постоянного тока.

26

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.

8



6


4

1


Последовательное и параллельное соединения проводников.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.

Лабораторная работа:

Изучение закона Ома для полной цепи.

Мощность электрического тока.

Лабораторная работа

расчёт электрических цепей


2


6

2

Самостоятельная работа №10:

Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Сообщение на тему: «Тепловое действие электрического тока в природе и повседневной жизни».



2

1

Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках. 4


Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.


4

1

Самостоятельная работа №11: Выполнение домашнего задания.

Сообщение на тему: «Полупроводниковые приборы и их использование в повседневной жизни».


2

1

Тема 3.4. Магнитное поле 6



Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Сила Лоренца. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

4

1

Лабораторная работа

Изучение электроизмерительных приборов

Лабораторная работа

Изучение линий магнитного поля.

2

2

Самостоятельная работа №12:

Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе. Презентация на тему: «Магнитное поле Земли».


2

1

Тема 3.5. Электромагнитная индукция.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея.

2



2

1

Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.

1

Тема 3.6. Электромагнитные колебания и волны.

Принцип действия электрогенератора. Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

6




6




2





1



Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Презентация на тему: «Влияние электромагнитных полей создаваемых электрическими приборами на организм человека».


2


1



Итого: Аудиторная нагрузка 122 Самостоятельная работа 26


ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебной деятельности)

Введение


Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей,предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.

Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.

Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.

Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых

явлений.

Умение предлагать модели явлений.

Указание границ применимости физических законов.

Изложение основных положений современной научной картины

мира.

Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс

в технике и технологии производства.

Использование Интернета для поиска информации

1. Механика


Кинематика

Представление механического движения тела уравнениями за-

висимости координат и проекцией скорости от времени.

Представление механического движения тела графиками зави-

симости координат и проекцией скорости от времени.

Определение координат пройденного пути, скорости и ускоре-

ния тела по графикам зависимости координат и проекций скоро-

сти от времени. Определение координат пройденного пути, ско-

рости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат

и проекций скорости от времени.

Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопере-

менного движений.

Указание использования поступательного и вращательного дви-

жений в технике.

Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных

социальных ролей.

Разработка возможной системы действий и конструкции

для экспериментального определения кинематических вели-

чин.

Представление информации о видах движения в виде таблицы

Законы сохранения

в механике


Применение закона сохранения импульса для вычисления изме-

нений скоростей тел при их взаимодействиях.

Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела.

Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии

тела.

Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.

Определение потенциальной энергии упруго деформированного

тела по известной деформации и жесткости тела.

Применение закона сохранения механической энергии при рас-

четах результатов взаимодействий тел гравитационными сила-

ми и силами упругости.

Указание границ применимости законов механики.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых использу-

ются законы сохранения

2. Основы молекулярной физики и термодинамики


Основы молекулярной

кинетической теории.

Идеальный газ


Выполнение экспериментов, служащих для обоснования

молекулярно-кинетической теории (МКТ).

Решение задач с применением основного уравнения

молекулярно-кинетической теории газов.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии на

основании уравнения состояния идеального газа.

Определение параметров вещества в газообразном состоянии

и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т),

V (Т), р (V).

Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V).

Представление в виде графиков изохорного, изобарного

и изотермического процессов.

Вычисление средней кинетической энергии теплового движения

молекул по известной температуре вещества.

Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений.

Указание границ применимости модели «идеальный газ» и за-

конов МКТ

Основы термодинамики

Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления

заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения вну-

тренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты

с использованием первого закона термодинамики.

Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости

р (V).

Вычисление работы газа, совершенной при изменении состоя-

ния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении

газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому

циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Де-

монстрация роли физики в создании и совершенствовании те-

пловых двигателей.

Изложение сути экологических проблем, обусловленных рабо-

той тепловых двигателей и предложение пути их решения.

Указание границ применимости законов термодинамики.

Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участво-

вать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку

зрения.

Указание учебных дисциплин, при изучении которых использу-

ют учебный материал «Основы термодинамки»

Свойства паров, жидкостей, твердых тел


Измерение влажности воздуха.

Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления

процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в

другое.

Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества.

Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе,

технике.

Исследование механических свойств твердых тел. Применение

физических понятий и законов в учебном материале профессио-

нального характера.

Использование Интернета для поиска информации о разработках

и применениях современных твердых и аморфных материалов

3. Электродинамика


Электростатика

Вычисление сил взаимодействия точечных электрических за-

рядов.

Вычисление напряженности электрического поля одного и не-

скольких точечных электрических зарядов.

Вычисление потенциала электрического поля одного и несколь-

ких точечных электрических зарядов. Измерение разности по-

тенциалов.

Измерение энергии электрического поля заряженного конденса-

тора.

Вычисление энергии электрического поля заряженного конден-

сатора.

Разработка плана и возможной схемы действий эксперимен-

тального определения электроемкости конденсатора и диэлек-

трической проницаемости вещества.

Проведение сравнительного анализа гравитационного и элек-

тростатического полей

Постоянный ток

Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и

внутреннего сопротивления источника тока.

Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках

электрических цепей. Объяснение на примере электрической

цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник

электрической энергии работает в режиме генератора, а в ка-

ком — в режиме потребителя.

Определение температуры нити накаливания. Измерение элек-

трического заряда электрона.

Снятие вольтамперной характеристики диода.

Проведение сравнительного анализа полупроводниковых дио-

дов и триодов.

Использование Интернета для поиска информации о перспекти-

вах развития полупроводниковой техники.

Установка причинно-следственных связей

Магнитные явления

Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, дей-

ствующих на проводник с током в магнитном поле.

Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движу-

щийся в магнитном поле.

Исследование явлений электромагнитной индукции, самоин-

дукции.

Вычисление энергии магнитного поля.

Объяснение принципа действия электродвигателя.

Объяснение принципа действия генератора электрического тока

и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа дей-

ствия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.

Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, жи-

вотных, человека.

Приведение примеров практического применения изученных

явлений, законов, приборов, устройств.

Проведение сравнительного анализа свойств электростатическо-

го, магнитного и вихревого электрических полей.

Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику

можно рассматривать как метадисциплину

4. Колебания и волны


Механические колебания


Исследование зависимости периода колебаний математического

маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.

Исследование зависимости периода колебаний груза на пру-

жине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода

колебаний математического маятника по известному значению

его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по

известным значениям его массы и жесткости пружины.

Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабаты-

вать и предъявлять информацию в соответствии с поставленны-

ми задачами.

Приведение примеров автоколебательных механических си-

стем. Проведение классификации колебаний

Упругие волны

Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений

интерференции звуковых волн.

Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифрак-

ции механических волн.

Представление областей применения ультразвука и перспекти-

вы его использования в различных областях науки, техники,

в медицине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с воздей-

ствием звуковых волн на организм человека

Электромагнитные

колебания


Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы

тока в цепи.

Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктив-

ность катушки.

Исследование явления электрического резонанса в последова-

тельной цепи.

Проведение аналогии между физическими величинами, харак-

теризующими механическую и электромагнитную колебатель-

ные системы.

Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи

переменного тока.

Исследование принципа действия трансформатора. Исследова-

ние принципа действия генератора переменного тока.

Использование Интернета для поиска информации о современ-

ных способах передачи электроэнергии

Электромагнитные

волны


Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование

свойств электромагнитных волн с помощью мобильного теле-

фона.

Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физи-

ки объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение

принципиального различия природы упругих и электромагнит-

ных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с

электромагнитными колебаниями и волнами.

Объяснение роли электромагнитных волн в современных иссле-

дованиях Вселенной

5. Оптика


Природа света

Применение на практике законов отражения и преломления

света при решении задач.

Определение спектральных границ чувствительности человече-

ского глаза.

Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.

Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.

Расчет оптической силы линзы.

Измерение фокусного расстояния линзы.

Испытание моделей микроскопа и телескопа

Волновые свойства

света


Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.

Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.

Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.

Измерение длины световой волны по результатам наблюдения

явления интерференции. Наблюдение явления дифракции све-

та. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск

различий и сходства между дифракционным и дисперсионным

спектрами.

Приведение примеров появления в природе и использования в

технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и

дисперсии света. Перечисление методов познания, которые ис-

пользованы при изучении указанных явлений

6. Элементы квантовой физики


Квантовая оптика

Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов

Столетова на основе квантовых представлений.

Расчет максимальной кинетической энергии электронов при

фотоэлектрическом эффекте.

Определение работы выхода электрона по графику зависимости

максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от часто-

ты света. Измерение работы выхода электрона.

Перечисление приборов установки, в которых применяется без-

инерционность фотоэффекта.

Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов.

Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной фи-

зики

Физика атома

Наблюдение линейчатых спектров.

Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе

атома водорода из одного стационарного состояния в другое.

Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водоро-

да и различия линейчатых спектров различных газов.

Исследование линейчатого спектра.

Исследование принципа работы люминесцентной лампы.

Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.

Приведение примеров использования лазера в современной

науке и технике.

Использование Интернета для поиска информации о перспекти-

вах применения лазера

Физика атомного ядра

Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.

Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гей-

гера.

Расчет энергии связи атомных ядер.

Определение заряда и массового числа атомного ядра, возни-

кающего в результате радиоактивного распада.

Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном

распаде.

Определение продуктов ядерной реакции.

Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.

Понимание преимуществ и недостатков использования атомной

энергии и ионизирующих излучений в промышленности, меди-

цине.

Изложение сути экологических проблем, связанных с биологи-

ческим действием радиоактивных излучений.

Проведение классификации элементарных частиц по их физи-

ческим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину

и т. д.).

Понимание ценностей научного познания мира не вообще для

человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, цен-

ностей овладения методом научного познания для достижения

успеха в любом виде практической деятельности

7. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ


Строение и развитие

Вселенной


Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.

Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечно-

го экрана.

Использование Интернета для поиска изображений космиче-

ских объектов и информации об их особенностях

Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Ис-

пользование Интернета для поиска современной информации о

развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств:

достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. д.

Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы



Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных ре-

акциях.

Формулировка проблем термоядерной энергетики.

Объяснение влияния солнечной активности на Землю.

Понимание роли космических исследований, их научного и эко-

номического значения.

Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной

системы





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Физика»

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

«Физика», лаборатории «Физика»


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- наглядные пособия.


Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска или экран;


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2012.


Дополнительные источники:

  1. Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2011.

  2. Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9—11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

  3. Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2012.

  4. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2012.

  5. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.

  6. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2011.

  7. Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2011.

  8. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб. пособие. – М., 2011.

  9. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей): учебник. – М., 2003.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.consultant.ru

2. http://www.garant.ru

3. http://www.akdi.ru

4. http://ru.wikipedia.org


Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

основы теории курса физики;

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

обозначения и единицы физических величин в СИ;

ОК 1-10

Выполнение домашних заданий, практических работ

теоретические и экспериментальные методы физического исследования;

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

физический смысл универсальных физических констант;

ОК 1-10

Выполнение домашних заданий, практических работ

о физических явлениях;

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

о физических опытах;

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

о физических понятиях, физических величинах;

ОК 1-10

Выполнение домашних заданий, практических работ

о физических законах;

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

о физических теориях;

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

о приборах, механизмах.

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

Умения:

пользоваться необходимой учебной и справочной литературой;

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике;

ОК 1-10

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;

ОК 1-10

Выполнение домашнего задания. Выполнение практических работ.

пользоваться Международной системой единиц при решении задач;

ОК 1-10

Выполнение домашних заданий.

переводить единицы физических величин в единицы СИ;

ОК 1-10

Выполнение домашних заданий.

экспериментально устанавливать основные закономерности.

ОК 1-10

Лабораторные работы.

































Порядковый номер

и

наименование темы

/

виды внеаудиторной самостоятельной

работы (час)

введение

Тема 1.1 Кинематика

Тема 1.2. Динамика.

Тема 1.3. Законы сохранения в механике.

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.

Тема 2.2 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы.

Тема 2.3. Основы термодинамики

Тема 3.1. Электрическое поле.

Тема 3.2. Законы постоянного тока

Тема 3.3. Электрический ток в полупроводниках.


Тема 3.4. Магнитное поле


Тема 3.5. Электромагнитная индукция.

Тема 3.6. Электромагнитные колебания и волны.

Тема 3.7. Световые волны. Излучения и спектры.

Тема 4.1 Квантовая теория излучения.


Тема 4.2 Атомная физика. Физика атомного ядра.

Тема 5.1 Эволюция Вселенной.

Всего

Домашнее задание


















0

Опережающая самостоятельная работа








1

2









3

Подготовка к семинарам


















0

Подготовка сообщений/

презентаций

2

2

2

2

2

2

2


2

2

2

2






22

Решение КИМ


2

2

2





4

2



2





14

Подготовка к обязательной к/р

и экзамену


4

4



2

2


6

2



2





22


2

8

8

4

2

4

4

1

14

6

2

2

4





61




8



Похожие файлы