Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
(БГУ)
| УТВЕРЖДАЮ Первый проректор по учебной работе, профессор ________________Л.Ю. Лупоядова _______________ 2016 г. |
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ВНЕДРЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО
В ОБУЧЕНИЕ АЛГЕБРЕ В 7-9 КЛАССАХ»
Рассмотрена на заседании кафедры
алгебры и геометрии
от «29» августа 2016 г.
протокол № 1
Заведующий кафедрой
______________ С.В. Путилов
СогласованО:
Декан факультета
дополнительного образования
______________ А.В. Савин
Брянск 2016
1. Цель реализации программы
Целью реализации программы является получение компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.
Программа составлена в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, регистрационный номер 1.
Функциональная карта профессиональной деятельности слушателя
Трудовая функция по профстандарту | Профессиональные компетенции |
Наименование | Код | уровень (подуровень) квалификации |
Общепедагогическая функция. Обучение | A/01.6 | 6 | – способность осуществлять обучение алгебре в 7-9 классах в соответствии с принципами деятельностного подхода (ПК-1); – способность осуществлять анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению (ПК-2); – способность использовать приёмы формирования универсальных учебных действий в курсе алгебры 7-9 классов (ПК-3); – способность организовывать исследовательскую деятельность учащихся 7-9 классов (ПК-4); – способность использовать информационные источники для популяризации алгебры в 7-9 классах (ПК-5). |
Воспитательная деятельность | A/02.6 |
Развивающая деятельность | A/03.6 |
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования | B/03.6 | 5-6 |
Модуль «Предметное обучение. Математика» | B/04.6 |
Программа направлена на обеспечение 6-го уровня квалификации согласно профессиональному стандарту «Педагог».
2. Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1:
слушатель должен знать:
– основы реализации деятельностного подхода в обучении математике;
– основы конструирования и анализа современного урока математики;
– приёмы формирования универсальных учебных действий (УУД) при обучении математике;
– способы организации исследовательской алгебраической деятельности учащихся в 7-9 классах;
– возможности популяризации алгебры в 7-9 классах;
слушатель должен уметь:
– планировать, проводить и анализировать урок алгебры в 7-9 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
– применять приёмы организации деятельности учащихся с алгебраическим текстом в 7-9 классах;
– осуществлять диалог с учащимися в процессе решения задач курса алгебры в 7-9 классов, в том числе задач исследовательского характера;
– осуществлять проектную деятельность учащихся, связанную с популяризацией математики.
Слушатель должен получить практический опыт:
– в конструировании и анализе урока математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
– в формировании позитивных эмоций от методической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания;
– в обобщении своего методического опыта.
3. Требования к уровню подготовки поступающего
на обучение
Лица, имеющие высшее профессиональное образование и работающие учителем алгебры в 7-9 классах в 2016-2017 учебном году.
4. Трудоемкость обучения
Нормативная трудоемкость программы составляет 110 академических часов, включая стажировку и самостоятельную работу.
5. Форма обучения
Очно-заочная (аудиторные занятия 27-28 марта, 22 апреля2017 года, стажировка на рабочих местах, дистанционное общение с научными руководителями).
6. Содержание программы
Учебный план программы повышения квалификации
№ п/п | Наименование темы | Общая трудоемкость, час. | В том числе |
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа | Стажировка |
1. | Основы реализации деятельностного подхода на примере работы с текстовой задачей | 6 | 2 | 2 | 2 | |
2. | Формирование познавательных УУД на примере изучения тождественных преобразований | 8 | 2 | 2 | 4 | |
3. | Формирование коммуникативных УУД на примере изучения уравнений и неравенств | 8 | 2 | 2 | 4 | |
4. | Формирование регулятивных УУД на примере изучения функций | 8 | 2 | 2 | 4 | |
5. | Организация исследовательской деятельности учащихся в 7-9 классах | 8 | 2 | 2 | 4 | |
6. | Популяризация алгебры в 7-9 классах | 6 | 2 | 2 | 2 | |
7. | Стажировка | 48 | | | | 48 |
8. | Промежуточная аттестация (видеоурок и его самоанализ) | 4 | | 4 | – | |
9. | Итоговая аттестация (защита методического проекта) | 14 | | 4 | 10 | |
7. Календарный учебный график
Календарный график учебного процесса по программе повышения квалификации «Внедрение требований ФГОС ООО в обучение алгебре в 7-9 классах»:
27 марта – аудиторные занятия (8 часов); темы 1 и 2.
28 марта – аудиторные занятия (8 часов), темы 3 и 4.
1 этап стажировки.
29 марта – аудиторные занятия (8 часов), темы 5 и 6.
Промежуток до 22 апреля – 2 этап стажировки.
22 апреля – аудиторные занятия (8 часов), анализ результатов промежуточной аттестации, итоговая аттестация.
8. Рабочая программа повышения квалификации
«Внедрение требований ФГОС ООО в обучение алгебре в 7-9 классах».
Тема 1. Основы реализации деятельностного подхода на примере работы с текстовой задачей.
Персонализация математических и/или методических проблем учителя в связи с решением текстовых задач. Теоретические основы деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения. Реализация деятельностного подхода и личностно ориентированного обучения на примере текстовых задач 7-9 класса.
Основы конструирования и анализа современного урока математики.
Тема 2. Формирование познавательных УУД на примере изучения тождественных преобразований.
Основы конструирования и анализа урока алгебры с позиций формирования познавательных УУД.
Математическая карта «Алгебраические выражения» как средство формирования познавательных УУД.
Работа с алгебраическим текстом учебника как средство формирования познавательных УУД.
Анализ алгебраических заданий с позиций формирования познавательных УУД и методика работы с ними.
Тема 3. Формирование коммуникативных УУД на примере изучения уравнений и неравенств.
Основы конструирования и анализа урока алгебры с позиций формирования коммуникативных УУД.
Математическая карта «Уравнения и неравенства» как средство формирования коммуникативных УУД.
Работа с алгебраическим текстом учебника как средство формирования коммуникативных УУД.
Анализ алгебраических заданий с позиций формирования коммуникативных УУД и методика работы с ними.
Тема 4. Формирование регулятивных УУД на примере изучения функций.
Основы конструирования и анализа урока алгебры с позиций формирования регулятивных УУД.
Математическая карта «Функции» как средство формирования регулятивных УУД.
Работа с алгебраическим текстом учебника как средство формирования регулятивных УУД.
Анализ алгебраических заданий с позиций формирования регулятивных УУД и методика работы с ними.
Тема 5. Организация исследовательской деятельности учащихся в 7-9 классах.
Анализ учебников алгебры в 7-9 классов с позиций возможности включения учащихся в исследовательскую деятельность.
Анализ алгебраических заданий исследовательского характера и методика работы с ними.
Тема 6. Популяризация алгебры в 7-9 классах.
Возможности популяризации математики на основе исторического материала учебников алгебры.
Популяризация алгебры во внеклассной работе.
Виды самостоятельной работы слушателей (СРС)
№ пп. | Вид СРС | Трудоемкость, ч. |
-
| Работа с учебно-методическими материалами (1 час по материалам каждого занятия) | 6 |
-
| Выполнение заданий самостоятельной работы | 14 |
| Анкетирование | 1 |
| Анализ темы «Алгебраические выражения» | 3 |
| Анализ темы «Уравнения и неравенства» | 3 |
| Анализ темы «Функции» | 3 |
| Анализ исследовательских заданий | 3 |
| Анализ страниц истории математики | 1 |
-
| Подготовка к итоговой аттестации | 10 |
| Итого: | 30 |
Сопровождение самостоятельной работы слушателей может быть организовано в следующих формах:
– консультации (индивидуальные, групповые) по осуществлению педагогической деятельности;
– промежуточный контроль хода выполнения заданий;
– оценка результатов работы с учебно-методическими материалами и выполнения заданий.
9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
9.1. Материально-технические условия
Наименование специализированных учебных помещений | Вид занятий | Наименование оборудования, программного обеспечения |
1 | 2 | 3 |
Учебная аудитория | Лекции/практические занятия | 1. Компьютер (ноутбук) для преподавателя 2. Плазменная панель. |
9.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
3. Малова И.Е., Горохова С.К., Малинникова Н.А., Яцковская Г.А. Теория и методика обучения математике в средней школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 445 с.
7.2. Дополнительная литература
Учебно-методические материалы к занятиям.
7.3. Электронные ресурсы.
Компьютерные презентации к занятиям.
9.3. Кадровые условия
К реализации программы привлекаются сотрудники университета из числа профессорско-преподавательского состава:
Малова И.Е., доктор педагогических наук, профессор (тема 1);
Еловикова Ю.А., кандидат физико-математических наук, доцент (тема 2);
Чиспияков С.В., кандидат физико-математических наук, доцент (тема 3);
Корпачева М.А. кандидат физико-математических наук, доцент (тема 4);
Малинникова Н.А., кандидат педагогических наук, доцент (тема 5);
Путилов С.В., кандидат физико-математических наук, доцент (тема 6).
10. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Для оценки качества усвоения программы «Внедрение требований ФГОС ООО в обучение алгебре в 7-9» используются следующие формы контроля: промежуточный и итоговый.
Промежуточный контроль включает контроль внедрения изученного в практику обучения алгебре в 7-9 классах. Слушатели до 15 апреля предоставляют видеозапись урока математики и текст его самоанализа. Работа над созданием видеоурока и его самоанализа осуществляется на втором этапе стажировки.
Итоговый контроль включает проведение итоговой аттестации в форме защиты методического проекта.
Защита методического проекта позволяет выявить не только уровень теоретических знаний, полученных слушателями в период прохождения курсов повышения квалификации по соответствующей программе, но и опыт обобщения личного методического опыта.
Темы возможных методических проектов составлены на основе описания трудовых действий и необходимых умений модуля «Предметное обучение. Математика» профессионального стандарта «Педагог». Выбор темы и планирование методического проекта осуществляется на первом этапе стажировки.
Темы методических проектов
Формирование способности к логическому рассуждению, установки на использование этой способности, на ее ценность.
Формирование способности к коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность.
Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ).
Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример.
Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий.
Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления).
Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики.
Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.
Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
Развитие инициативы обучающихся по использованию математики.
Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации.
Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов.
Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.
Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся.
Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.
Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики.
Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.
Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных.
Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения.
Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности.
Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.
Решение с обучающимися задач олимпиадного характера (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады).
Методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.
Анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом.
Создание с учащимися наглядных представлений математических объектов и процессов с помощью компьютерных инструментов и их использование.
Организация исследований (эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях).
Использование информационных источников о последних открытиях в области математики и ознакомление с ними обучающихся.
Помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал, в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных).
Осуществление пошагового контроля выполнения заданий обучающимся, не освоившим необходимый материал.
Организация работы с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры.
Требования к методическому проекту
Содержание методического проекта включает описание его цели, теоретическую и практическую часть. Цель отражает главный результат проекта. Теоретическая часть предусматривает обоснование методических решений (может быть построена на основе анализа соответствующей литературы или обобщения опыта работы). Практическая часть опирается на содержание курса алгебры 7-9 классов.
Методический проект представляется в двух формах: текстовая (может служить основой научно-методической статьи) и в виде компьютерной презентации (может использоваться для проведения научно-методических семинаров в школах).
Защищённые методические проекты выставляются на сайт электронной системы обучения БГУ.
По результатам итоговой аттестации слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца БГУ.
11. СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Малова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор.
Приложение № 1
к программе повышения квалификации
«Внедрение требований ФГОС ООО в обучение алгебре в 7-9 классах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Стажировки
по программе повышения квалификации
«Внедрение требований ФГОС ООО в обучение алгебре в 7-9 классах»
СОГЛАСОВАНО:
Начальник отдела организации учебно-производственной практики
______________ Г.Л. Гуров
Декан факультета
дополнительного образования
______________ А.В. Савин
Заведующий кафедрой
________________ С.В. Путилов
Брянск 2016
Программа рассмотрена на заседании кафедры алгебры и геометрии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского,
протокол № 1 от 29 августа 2016 г.
Составитель:
Малова Ирина Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры алгебры и геометрии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Программа предусматривает два этапа стажировки и направлена на получение слушателями практического опыта:
– в конструировании и анализе урока математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
– в формировании позитивных эмоций от методической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания;
– в обобщении своего методического опыта.
Структура рабочей программы
1. Цели и задачи стажировки
Целью стажировки является получение слушателями практического опыта:
– в конструировании и анализе урока математики в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
– в формировании позитивных эмоций от методической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания;
– в обобщении своего методического опыта.
Задачи стажировки:
выбор слушателями темы методического проекта и планирование его осуществления (первый этап стажировки);
внедрение в практику результатов обучения по программе повышения квалификации (второй этап стажировки).
2. Требования к результатам освоения стажировки
Слушатель должен знать:
– список трудовых действий и необходимых умений модуля «Предметное обучение. Математика» профессионального стандарта «Педагог»;
– требования к конструированию методического проекта по обучению алгебре в 7-9 классах;
– основы конструирования и анализа современного урока математики.
Слушатель должен уметь:
– осуществлять методическое проектирование по выбранной теме, соответствующей трудовым действиям и необходимым умениям модуля «Предметное обучение. Математика» профессионального стандарта «Педагог»;
– конструировать и анализировать урок алгебры в 7-9 классе с позиций требований ФГОС ООО.
3. Организационно-методические данные стажировки
Стажировка проводится в образовательных учреждениях по месту работы слушателей.
На первом этапе стажировки (27 и 28 марта) слушатели обязаны выбрать тему методического проекта на основе анализа собственного опыта и совместно с научным руководителем разработать план его осуществления.
На втором этапе стажировки (до 15 марта) слушатели обязаны провести урок алгебры в 7-9 классах, сделать цифровую видеозапись урока, подготовить текст самоанализа урока.
4. Содержание и структура стажировки
№ этапа стажировки | Общий объем в часах | Виды и содержание работ на стажировке | Формы текущего контроля |
I. | 10 | Планирование методического проекта | План проекта |
II. | 38 | Конструирование и анализ урока алгебры в 7-9 классах. | Видеоурок и текст его самоанализа |
Всего: | 48 | | |
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы слушателей на стажировке.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы слушателей на стажировке предусматривает дистанционное консультирование слушателей по проблемам выполнения заданий стажировки.
6. Оценка результатов стажировки
Результаты первого этапа стажировки должны соответствовать требованиям, предъявляемым к методическому проекту учителя. Содержание методического проекта включает описание его цели, теоретическую и практическую часть. Цель отражает главный результат проекта. Теоретическая часть предусматривает обоснование методических решений (может быть построена на основе анализа соответствующей литературы или обобщения опыта работы). Практическая часть опирается на содержание курса алгебры в 7-9 класса.
Результаты второго этапа стажировки должны соответствовать основам проведения и анализа урока алгебры в 7-9 классах в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
7. Учебно-методическое обеспечение стажировки
7.1. Основная литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
3. Малова И.Е., Горохова С.К., Малинникова Н.А., Яцковская Г.А. Теория и методика обучения математике в средней школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 445 с.
7.2. Дополнительная литература
Учебно-методические материалы к занятиям.
7.3. Электронные ресурсы.
Компьютерные презентации к занятиям.
Стажировка предусматривает самостоятельный поиск слушателями иных источников и их использование для выполнения заданий стажировки.
8. Материально-техническое обеспечение стажировки
Наличие цифровой видеокамеры.
Наличие у учителя электронной почты.
Наличие у учителя возможности набора математического и методического текста.
12