ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Школа будущего первоклассника»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации программы: 2 месяца
Пояснительная записка
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Первоклассник должен быть готовым к новым формам сотрудничества, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Но нередко бывает, что подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, испытывают затруднения в межличностном общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Опыт работы свидетельствует о том, что социально-психологическая адаптация может проходить по – разному: легко, средне и достаточно тяжело. И тем легче проходит адаптационный период, чем выше был уровень подготовки ребёнка к обучению школе. Затруднения в адаптации возникают у детей с нарушениями физического и психического здоровья, у первоклассников, которые не посещали детские дошкольные учреждения и подготовительные занятия к школе.
Организуемые целенаправленные, систематические занятия в гимназии по подготовке детей к началу обучения позволяют смягчить процесс адаптации в образовательном учреждении у будущих первоклассников. Система занятий помогает решать многие задачи: по облегчению адаптации, по выявлению уровня сформированности ряда универсальных учебных действий у дошкольников, по повышению учебной мотивации, развитию когнитивных процессов, формированию навыков межличностного общения, комплектованию первого класса и т.д. Реализация программы «Школа будущего гимназиста» позволит повысить психологическую, личностную, социальную готовность к обучению у будущих первоклассников.
Цель данной программы: обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущих первоклассников, развивая необходимые качества и свойства личности, которые обеспечивают успешность адаптации, определяют наличие достижений в учебе и положительное отношение к школе.
Задачи программы:
1) организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
2) укрепить и развить эмоционально-положительное отношение детей к школе, повысить желание учиться;
3) формировать социальные черты личности будущего первоклассника, необходимые для благополучной адаптации к школе;
4) формировать коммуникативные умения детей во взаимоотношениях: ребенок-ребенок, ребенок - учитель, ребенок – родители;
5) способствовать развитию когнитивных процессов, становлению самооценки, произвольности, самоконтроля, формированию положительной мотивации;
6) обучать приёмам обратной связи: построению полного ответа на поставленный вопрос, словесному оформлению мысли;
7) прививать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы.
Возрастной и количественный состав группы:
Возрастной состав – занятия проводятся с дошкольниками 6 – 7 лет. Программа предполагает развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей. Во время работы школы будущего первоклассника происходит не только знакомство учителя и учеников, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Количественный состав группы – 6-7 человек.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации занятий.
Порядок организации работы «школы будущих первоклассников»:
группа формируется из детей 6 - 7 летнего возраста;
срок реализации программы: 2 месяца (апрель-май )
наполняемость группы 6-7 человек;
режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 1 занятие (30 минут)
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления:
развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения группировать предметы; подмечать сходства и различия;
развитие произвольности внимания, самоконтроля, памяти, речи;
развитие коммуникативных умений; социально адаптированных форм поведения и умения работать в группе;
развитие творческих способностей
Ведущие методы работы с детьми – игра, упражнения. Данные виды деятельности являются ведущими в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это развивающие практические занятия.
К завершению курса занятий у дошкольников должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- эмоционально - чувственное восприятие;
- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
- адаптивность поведения дошкольников в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
К завершению курса занятий у дошкольников должны повыситься:
- уровень работоспособности;
- уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
- уровень развития зрительной и слуховой памяти;
- произвольного внимания;
- мышления;
- уровень владения основными мыслительными операциями (сравнение, обобщение, умение выделять существенные признаки закономерности);
- восприятия;
- произвольной сферы;
- интеллектуального развития;
- воображения;
- речевой активности;
- познавательной активности
Планируемый результат: безболезненное вхождение первоклассников в учебную деятельность, основанное на положительном эмоциональном отношении к школе и осознании себя в статусе ученика.
Способ проверки результатов: проведение диагностических исследований по изучению адаптации первоклассников, свидетельствующих об отсутствии обучающихся с низким и тяжёлым уровнем прохождения адаптационного периода.
Тематическое планирование
№ п/п | Практические занятия Тема, цель | Продолжительность занятия (минут) | Часы |
1. | Организационное занятие. Игры на знакомство. | 30 | 1 |
2. | Развитие пространственной ориентации «вправо-влево, вверх – вниз…». | 30 | 1 |
3. | Развитие произвольного внимания. «Слушай и исполняй!». | 30 | 1 |
4. | Развитие фонематического слуха. Расширение кругозора дошкольников. | 30 | 1 |
5. | Развитие способности к переключению внимания. | 30 | 1 |
6. | Развитие мелкой моторики. «Дорисуй…» | 30 | 1 |
7. | Групповая диагностика произвольной сферы «Скопируй узоры». | 30 | 1 |
8. | Развитие скорости мышления. Логические задачки. | 30 | 1 |
9. | Развитие мелкой моторики. «Продолжи узор». Штриховка. | 30 | 1 |
10. | Учимся сравнивать предметы по различным признакам. | 30 | 1 |
11. | Учимся обобщать. | 30 | 1 |
12. | Развитие слуховой и зрительной памяти. | 30 | 1 |
13. | Развитие самоконтроля, самоорганизации. «Графический диктант». | 30 | 1 |
14. | Индивидуальная диагностика познавательных процессов . Индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностик. | 30 | 1 |
| Итого:14 часов. | | |
Содержание изучаемого курса
1. Развитие различных свойств внимания: произвольности, концентрации, устойчивости, переключаемости. Групповая диагностика особенностей внимания будущих школьников. (2-5 занятие)
2. Диагностика и развитие понятийного и логического мышления дошкольников. (6-8 занятие).
3. Развитие мыслительных операций: умения сравнивать, обобщать. (9-10 занятие)
4. Развитие слуховой и зрительной памяти. Изучение особенностей воображения дошкольников. (11-12 занятие)
5. Развитие и диагностика мелкой моторики руки дошкольников. (6, 7, 9 занятие)
6. Индивидуальное диагностирование будущих школьников и консультирование родителей по итогам диагностики. (24 занятие)
Содержание образовательной программы:
Занятие 1. Организационное занятие. Игры на знакомство.
Цель: Создать в группе положительный эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество. Способствовать самораскрытию каждого ребёнка.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие.
2. Основная часть.
Игра на знакомство «Волшебный клубочек». Игра «Назови соседа».
Беседа на выявление общего кругозора дошкольников.
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия с использованием смайликов.
Занятие 2. Развитие пространственной ориентации «вправо-влево, вверх-вниз»
Цель: развивать пространственную ориентацию «вправо - влево, вверх – вниз», отрабатывать ориентировку в понятиях за, между, перед, около, первый, последний.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие.
2. Основная часть.
Игра на развитие пространственной ориентации «Покажи свой левый глаз, правое ухо…».
Работа с наглядным материалом на доске «Кто стоит первый слева направо? Кто стоит за…? Кто стоит между? Кто стоит последним? Кто стоит четвёртым слева направо? Кто стоит слева от.., справа от…? и т.д.».
Игра на внимание «День и ночь».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради).
Работа в тетради. Раскрась стрелочки, повёрнутые направо, жёлтым цветом, налево – синим, вверх-красным, а вниз-зелёным.
Зарядка для пальцев рук «Мы писали, рисовали…»
Физминутка «Это правая рука, это левая рука…».
Игра «Не пропусти растение».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия с использованием светофорика.
Занятие 3. Развитие произвольности «Слушай и исполняй!»
Цель: развивать произвольность, самоорганизацию у дошкольников.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра «Запрещённое движение».
2. Основная часть.
Игра на развитие произвольных движений «Замри!» (выполняется под музыку).
Игра на развитие произвольности «Слушай и исполняй!».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради).
Работа в тетради. 1.Найди каждому предмету новое место. Нарисуй их сам в пустых кружках. 2. Рассмотри рисунки. Дорисуй сам и раскрась.
Зарядка для пальцев рук «Мы писали, рисовали…»
Физминутка «Мышки».
Упражнение «Послушай, что за окном».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия с использованием рисунков солнышка и тучки.
Занятие 4. Развитие фонематического слуха. Расширение кругозора дошкольников.
Цель: развивать фонематический слух дошкольников, расширять их кругозор.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра с мячом «Цветок. Дерево. Фрукт».
2. Основная часть.
Игра на развитие фонематического слуха «Правая, левая».
Упражнение на развитие фонематического слуха «Мячик - смягчитель».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради).
Работа в тетради. 1.Тест. Пиши кружочками 2. Тест. Чтение схем-слов.
Физминутка «Мышки».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия прошедшего занятия (Какие игры, упражнения понравились? Что запомнилось на сегодняшнем занятии? ).
Занятие 5. Развитие способности к переключению внимания.
Цель: развивать способность у дошкольников переключать и распределять внимание.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра «Найди и назови цифры в порядке от 1 до 10».
2. Основная часть.
Игра на развитие способности к переключению внимания «Слушай слова: игрушки – хлопок в ладоши, школьные принадлежности – руки лежат на парте, предметы спорта – руки к плечам».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради).
Работа в тетради. 1. Раскрась большие фигуры в красный цвет, средние – в синий, маленькие – в жёлтый.
Зарядка для пальцев рук «Мы писали, рисовали…»
Физминутка «Буратино».
Игра «Обратный счёт с движениями».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие 6. Развитие мелкой моторики. «Дорисуй…»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра «Внимательные руки».
2. Основная часть.
Упражнение на развитие тонкой моторики «Послушные пальчики (поднимаем пальцы обеих рук от поверхности стола одновременно, начиная с мизинца)».
Упражнение «Узнай, кто я» (обводим контур рисунка по точкам, не отрывая руки от бумаги, и узнаём кто это).
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради). «Пальчики здороваются».
Работа в тетради. 1. Помоги машине доехать до гаража. 2. Рассмотри рисунки (изображения животных). Дорисуй сам и раскрась.
Зарядка для пальцев рук «Мы писали, рисовали…»
Физминутка «Рыбки».
Игра с пальчиками «Этот пальчик папенька…».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие 7. Групповая диагностика произвольной сферы «Скопируй узоры».
Цель: диагностировать уровень развития произвольности дошкольников.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра на самоорганизацию «Смотри на руки».
2. Основная часть.
Упражнение на развитие тонкой моторики «Гимнастика для пальчиков (сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях, сначала поочередно каждой рукой, затем - двумя руками одновременно)».
Работа в тетради. 1.Раскрась лишнюю фигурку – красным цветом, а остальные - синим цветом. 2. Расставь значки в фигурках в соответствии с образцом.
Работа в тетради в клеточку. Выполнение графического диктанта с наличием образца и зрительного показа на доске.
Физминутка «Рыбки».
Работа в тетради. Диагностика произвольной сферы «Скопируй узоры».
Зарядка для пальцев рук «Мы писали, рисовали…»
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие 8. Развитие скорости мышления. Логические задачки.
Цель: развивать скорость мышления дошкольников, умение строить простейшие логические рассуждения.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра «Закончи слово».
2. Основная часть.
Упражнение «назови слова, обозначающие транспорт…, домашних животных…, фрукты…, деревья…».
Игра на развитие логического мышления «Как это можно использовать?».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради).
Работа в тетради. 1. В нижнем ряду нарисуй фигурки так, чтобы квадрат был слева от круга, а треугольник справа от круга. 2. Определи закономерность и нарисуй пропущенную фигуру.
Зарядка для пальцев рук «Пальчики здороваются».
Физминутка «Ёжики».
Игра «Угадай. Отгадываем загадки».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия .
Занятие 9. Развитие мелкой моторики. «Продолжи узор». Штриховка.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра «Запрещённое движение».
2. Основная часть.
Упражнение на развитие тонкой моторики «Послушные пальчики (пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше; поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими.)».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради). «Пальчики здороваются».
Работа в тетради в клеточку. Копирование фразы «Я пью чай». Зарядка для пальцев рук «Встряхнули ручками…».
Физминутка «Ветер».
Выполнение графического диктанта средней сложности без зрительного показа.
Работа в тетради. 1. Обведи все листочки.
Работа в тетради для диагностик. 1. «Продолжи узор». 2. «Дорисуй фигурки одной линией, не отрывая карандаш от бумаги».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие 10. Учимся сравнивать предметы по различным признакам.
Цель: развивать у дошкольников умение сравнивать предметы, устанавливать отношения между ними, рассуждать.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра «Много - один».
2. Основная часть.
Упражнение на развитие мыслительной операции «сравнение» «Сравнение предметов (муха и бабочка; дом и избушка)».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради).
Работа в тетради. 1. Подбери пару каждому предмету. Соедини их линиями. 2. На каждом рисунке раскрась предмет, который больше.
Зарядка для пальцев рук «Капуста».
Физминутка «Мышки».
Устное задание в тетради. «Найди и покажи такой же предмет, как и в рамке».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие 11. Развитие слуховой и зрительной памяти.
Цель: развивать слуховую и зрительную память дошкольников.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра с мячом «Рыба, птица, зверь…».
2. Основная часть.
Упражнение на развитие зрительной памяти «Запомни картинки».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради).
Работа в тетради для диагностик. 1. Рассмотри и запомни картинки, затем переверни страницу. Раскрась только те картинки, которые были на предыдущей странице. 2. Запомни, какие цифры написаны в фигурках. Затем переверни страницу. Вспомни и напиши цифры в фигурках.
Зарядка для пальцев рук «Мы писали, рисовали…».
Физминутка «Рыбки».
Устные задания на развитие слуховой памяти «Запомни фразы», «Повтори ритм». Задание: повторите те фразы, которые вам удалось запомнить (можно передавать смысл фразы.
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие 12. Развитие слуховой и зрительной памяти «Запомни и нарисуй…».
Цель: диагностировать уровень развития зрительной памяти у дошкольников.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра на развитие слуховой памяти и её объёма «Снежный ком».
2. Основная часть.
Упражнение на оценку способности к узнаванию «Узнай фигуры».
Самомассаж пальчиков (подготовка к работе в тетради).
Работа в тетради . 1. Запомни фигурки, а затем закрой их листом картона. Нарисуй внизу фигурки в том же порядке.
Физминутка «Рыбки».
2. Запомни предметы и фигуры, которые им соответствуют. Затем переверни страницу. Вспомни и нарисуй фигурки, соответствующие предметам.
Зарядка для пальцев рук «Капуста».
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие 13. Развитие самоконтроля, самоорганизации. «Графический диктант».
Цель: развивать самоконтроль, самоорганизацию у дошкольников, умение слушать и точно выполнять инструкцию.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Игра «Запрещённое движение».
2. Основная часть.
Упражнение для развития волевого контроля поведения «Рисую, не отвлекаясь, палочки в тетради в клеточку (учитель в процессе выполнения упражнения использует внешние раздражители: звонок, игрушку и т.д.). Время работы 2-3 минуты».
Зарядка для пальцев рук «Мы писали, рисовали…».
Работа в тетради в клеточку. 1. Тренировочный графический диктант. 2. Графический диктант средней сложности. 3. Заключительный графический диктант повышенной сложности.
Физминутка «Мышки».
Работа в тетради. 1. Нарисуй узоры на рукавичках и шапочках.
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие 14. Индивидуальная диагностика познавательных процессов. Индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностик.
Цель: произвести индивидуальное диагностирование познавательных процессов дошкольников .
Ход занятия:
1. Индивидуальная диагностика познавательных процессов дошкольников .
Методика «Исключи лишнюю картинку (диагностирование особенностей мышления)».
Методика «Составление рассказа по картинке (диагностирование особенностей развития мышления и речи)».
Методика «Копирование домика по образцу (диагностирование уровня развития произвольной сферы и способности к самоконтролю)».
2. Индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностик.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Список литературы:
1. Гаврина С.Е. Я готовлюсь к школе.- М.: Академия Холдинг, 2002.
2. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения.– Питер,
2004.
3. Козырева Л.М. Развиваем логическое мышление.- М.: Академия Холдинг, 2003.
4. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.– М.: Владос, 2002.
Литература:
1. Айзман Р., Жаров Г. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М: Изд-во НЦЭНАС, 2006.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 2004 - 190с.
3. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 2007.
4. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.: Педагогика, 2003 - 89с.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2002 – 33с.
6. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004.
7. Дьяченко О., Веракса Н., Веракса А. Как развивается дошкольник? О чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям.- Школьный психолог №2 (14), 2007.
8. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения.– Питер, 2004.
9. Козырева Л.М. Развиваем логическое мышление.- М: Академия Холдинг, 2003.
10. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.– М: Владос, 2002.
11. Мазепина Т. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах. - Изд-во “Феникс”,2002, ст.10,11.
12. Мазепина Т., Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. - Изд-во “Феникс”, 2002, ст.20, 21.
13. Соколова Ю. Тесты на готовность к школе ребенка 6 - 7лет.- М.: Изд-во “Эксмо”, 2003.
14. Чистяков М. Психогимнастика.- М: Изд-во “Просвещение”,1999 ст.51.