СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психолого - педагогического сопровождения группы риска

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности «трудного» ребенка в рамках программы ФГОС выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка.

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого - педагогического сопровождения группы риска»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ (военвед)

г. Зернограда

Приказ от ___.08.2017 № ___

________________Осадчая Г.Н.

«___» __________ 2017 г.










Программа

психолого-педагогического сопровождения детей

и семей, находящихся в социально опасном

положении










Составитель:

педагог-психолог

МБОУ СОШ (военвед)

г. Зернограда

______________О.В. Рожкова




2017-2020 учебный год

Цель программы: создание условий для личностного развития, обучения и воспитания детей

требующих «повышенного внимания».

Задачи программы:

  • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию

обучающихся;

  • профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем;

  • изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик участников образовательного процесса;

  • проведение диагностической работы по выявлению индивидуальных особенностей детей требующих «повышенного внимания»;

  • содействие гармонизации социально-психологического климата в школе;

  • содействие развитию готовности обучающихся к жизненному и профессиональному самоопределению;

  • развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса исходит из основных принципов гуманистической педагогики:

  • единство сознания, деятельности и общения;

  • учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, что дает возможность выбирать тип взаимодействия;

  • «зоны ближайшего развития», что помогает определить тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.

Срок реализации программы – три года.

Основные направления и их содержание в работе педагога-психолога:

1. Психологическая диагностика.

Понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности обучающихся требующего «особого внимания».

Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно - воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, обучающимися), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Главная задача исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:

  • изучение практического запроса;

  • составление плана и стратегии исследования;

  • выбор методического материала.

2. Проведение исследования.

3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

4. Составление рекомендаций для классного руководителя и разработка коррекционно - развивающих программ.

Длительность психодиагностических процедур – одно занятие (40 мин.)


Сроки

Цель исследования

методики

форма проведения

Октябрь

Выявление семей «группы

риска». Заполнение карты наблюдения за обучающимися, анкеты социальной адаптации для старшеклассников.

Опрос родителей,

социального педагога

И

Октябрь

Апрель

Выявление индивидуальных

особенностей интеллектуальной

сферы развития обучающихся.

ШТУР (разработан

учеными НИИ ОПП

РАН).

Г

Ноябрь

Исследование социально-

психологической комфортности в группах.

Методика М.

Люшера «Цвет

настроения».

Г

декабрь

Выявление особенностей

мыслительной деятельности

учащихся элективных курсов.

Методика «Тип

мышления».

Г

март

Выявление степени

удовлетворенности

образовательным процессом

обучающихся, педагогов, родителей.

Модифицированные

методики доцентов

А.А Андреева и

Е.Н. Степанова.

Г

апрель

Выявление уровня социальной

адаптивности, активности,

автономности и нравственной

воспитанности обучающихся 10-

11 классов.

Методика

профессора

М.И. Рожкова

Изучение социализированности личности

обучающегося.

Г

май

Выявление уровня

сформированности личной

профессиональной перспективы

выпускников школы.

Анкета «Выбор

профессии».

Г

сентябрь - май

Выявление психологического

диагноза и вероятного прогноза

предъявленной проблемы.

Согласно проблеме,

соблюдая принцип

валидности.

И


2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого школьника (неуспевающие, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом). С этими обучающимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;

  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;

  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и обучающихся.

Развивающая работа с обучающимися осуществляется с помощью:

  • (1-4 классы) индивидуальных коррекционных занятий, в ходе которых обучающиеся начальных классов осваивают навыки самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности;

  • (5-9 классы) индивидуальные или групповые занятия с целью развития самопознания, уверенности в себе, преодоление затруднений в общении, учебе и в других видах деятельности. Осваиваются способы оценки качеств личности с учетом жизненных устремлений и развивают умения осуществлять осознанный выбор и брать на себя ответственность за свое будущее.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития.

Основанием для развивающей работы могут выступить мини занятия «Совершенствование стиля взаимодействия с учащимися», способствующие саморазвитию педагогов.

3. Психологическое просвещение и профилактика.

Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.

При реализации данной программы педагог-психолог проводит:

  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей, требующих «особого внимания»;

  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;

В работе с обучающимися используются следующие формы:

  • групповые дискуссии на темы: «Я и общество», «Наедине с собой»;

  • семинары-тренинги или классные часы на темы: «Я и сверстники», «Что значит быть самостоятельным» и др.

Психологическое просвещение и информирование родителей проводится преимущественно в форме выступления на классных и общешкольных родительских собраниях, подготовкой рекомендаций, памяток.

4. Психологическое консультирование.

Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам, испытывающим трудности в повседневной жизни или ставящим перед собой цель самосовершенствования.

Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, в первую очередь для обеспечения субъекта образовательного пространства необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для его адекватной социально психологической адаптации.

Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:

  • по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;

  • по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;

  • по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных обучающихся или групп обучающихся;

  • профориентационное консультирование обучающихся;

  • оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, находящихся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

  • помощь в организации эффективного детско-родительского общения.

Универсальные черты психологического консультирования охватывают шесть тесно связанных между собой стадий:

1. Установление контакта с клиентом и достижение обоюдного доверия.

2. Уточнение проблем, достижение одинакового их понимания клиентом и

консультантом.

3. Выяснение и открытое обсуждение возможных альтернатив решения проблем.

4. Критическая оценка выбранных альтернатив решения.

5. Последовательная реализация плана решения проблем.

6. Совместное оценивание уровня достижения цели и обобщения достигнутых результатов.

Основные условия консультативного взаимодействия – это безоценочное позитивное принятие другого, конгруэнтность и эмпатия. Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что дает ему возможность самостоятельно решить свои проблемы.


Ожидаемые результаты психологического сопровождения.


1. В отношении образовательного процесса в целом:

  • Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:

– в повышении психологического комфорта обучающихся на занятиях и, как

следствие, в активизации потребности в получении новой информации, появление «желания учиться» и потребности в обучении;

– в более быстром овладении ЗУНами при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.

  • Улучшение качества образовательного процесса за счет:

– оптимизации образовательных программ;

– улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.

2. В отношении участников образовательного процесса:

  • Преподавателей:

– повышение психологической грамотности;

– оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);

– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками

образовательного процесса;

– содействие в личностном росте.

  • Обучающихся:

– эффективное овладение ЗУНами;

– развитие ВПФ (высших психических функций);

– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);

– повышение психологической грамотности;

– повышение толерантности в отношении своих сверстников;

– содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.

  • Родителей обучающихся:

– психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении

жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;

– получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка;

Основными этическими принципами деятельности психолога являются:

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип компетентности;

  • принцип ответственности;

  • принцип этической и юридической правомочности;

  • принцип квалификационной пропаганды психологии;

  • принцип благополучия клиента;

  • принцип профессиональной кооперации.





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора поУВР Методического совета МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда __________О.А. Мясникова от «28» августа 2017 г. № 8 « 28» августа 2017 год Рук. ШМС________ С.И. Кравченко






























Литература.

1. Высоцкая Н.В. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных

ситуациях. – М.: Вако, 2006.

2. Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара:

Изд. дом Бахрах-М, 2004.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.

4. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.: Сфера,

2001.

5. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.

6. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос,

2005.

7. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. –

М.: Айрис-пресс, 2006.

8. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – М.;СПб.: Питер, 2006.

9. Третьякова А.Н., Плющ И.В. Организация деятельности по профилактике

злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. –

Новосибирск: НИПКиПРО, 2004.

10. Тетерский С.В. Искусство вести за собой… – М.: Аркти, 2007.

11. Родионов В.А. Практическая психология в школе. Я и все-все-все. – Ярославль:

Академия развития, 2002.

12. Методическая газета. Школьный психолог.



















Приложение 1


Карта наблюдения за обучающимся МБОУ СОШ (военвед) г. Зернограда

Ф.И.О., класс____________________________________________________

_______________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________

Адрес, телефон__________________________________________________

_______________________________________________________________

Состав семьи, с кем проживает. Взаимоотношения в семье.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учет в ИДН, школе. Факты правонарушений, уровень социальной адаптации.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Направленность, кружки, интересы. Мотивация цели на будущее.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние здоровья, работоспособность, эмоциональные травмы, стрессы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интеллект. Особенности учебные навыки, зона ближайшего развития.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны ребенка, вредные привычки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Положительные черты характера

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Статус ребенка в группе, поведение в процессе УВП.

__________________________________________________________________

Взаимоотношения с учителями

__________________________________________________________________

Взаимоотношения с друзьями, круг друзей, стиль общения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа риска____________________________________________________

Эмоционально – волевая сфера. Агрессивность.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип темперамента________________________________________________

Самооценка. Психологическая защита________________________________

_______________________________________________________________




Регистрация встреч с психологом:

Дата

Тема встречи, вид деятельности

Подпись уч-ся






































































Приложение 2


(заполняется классным руководителем и частично родителем)

АНКЕТА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

1 . Социальный статус

- Учится хорошо, успевает по предметам, посещает занятия без пропусков, учиться нравится................................................................................................... 3

- Учится тяжело, не всегда справляется с программой, иногда пропускает занятия, учится при содействии внешнего контроля, получаемой специальностью удовлетворен............................................................................ 2

- Учится плохо, не успевает по программе, постоянно пропускает занятия, учится при постоянном внешнем контроле, учиться не нравится….……......1

- Не посещает занятия, отчислен или под угрозой отчисления ....................... 0

2. Особенности общения с педагогами

- Педагоги хвалят, замечаний нет ........................................................................ 3

- Есть замечания, но незначительные .................................................................. 2

- Находится в конфликте с педагогами ............................................................... 1

- Полный разрыв отношений ............................................................................... 0

3. Законопослушность

-Законопослушен ................................................................................................... 3

-Наблюдается девиантное поведение (драки, сквернословие, грубость и т. п.)

.................................................................................................................................. 2

-Совершены противоправные действия, привлечен к административной ответственности…….............................................................................................. 1

- Возбуждено уголовное дело ................................................................................0

4. Состояние здоровья

Практически здоров .............................................................................................. 3

- Частые соматические заболевания .................................................................... 2

- Нервно-психическое заболевание ..................................................................... 1

-Оформлена инвалидность. .................................................................................. 0

5. Бытовая адаптация

-Жилплощадь содержит в чистоте, следит за своим внешним видом ............ 3

-Неряшлив, следит за чистотой и порядком при содействии внешнего контроля.

.................................................................................................................................. 2

-Ухаживает за жилплощадью и собой только при постоянном контроле

.................................................................................................................................. 1

- Неряшлив постоянно .......................................................................................... 0

6. Взаимоотношения с родственниками

-Замечаний нет, хвалят ......................................................................................... 3

- Есть незначительные замечания ........................................................................ 2

- Находится в конфликте ...................................................................................... 1

- Разрыв отношений .............................................................................................. 0

7. Взаимоотношения с друзьями

- Есть избирательный круг друзей ....................................................................... 3

- Много друзей ....................................................................................................... 2

- Водит знакомых без разбора .............................................................................. 1

-Нет друзей.............................................................................................................. 0

8. Наличие вредных привычек

- Не имеет ............................................................................................................... 3

- Употребляет легкие спиртные напитки, редко употребляет (реже 1 раза в месяц), курит.......................................................................................................... 2

-Злоупотребляет спиртным (чаше 1 раза в месяц)............................................. 1

- Хронический алкоголизм, токсикомания ........................................................ 0

9. Отношение к материальным ценностям

- Способен самостоятельно распределять деньги, покупать необходимое, ценит свою собственность .................................................................................. 3

- Распределяет средства при внешнем содействии .......................................... 2

- Самостоятельно не способен распределять средства, тратит деньги на увлечения, не заботясь о завтрашнем дне, не бережет свою собственность

................................................................................................................................. 1

- Добывает деньги нечестным путем .................................................................. 0

10. Наличие планов на будущее

- Имеет реальные планы (получение специальности, жилья, создание семьи и т.п.).......................................................................................................................... 3

- Планы ситуативные (жениться, заработать много денег и т. п.).................... 2

- Планы нереальные (стать начальником и т. п.)................................................ 1

- Отсутствие планов, асоциальные планы .......................................................... 0

11. Волевой контроль

- Способен самостоятельно принимать решения, добиваться поставленных

целей........................................................................................................................ 3

- Старается слушать близких взрослых, выполняет их решения .................... 2

- Легко поддается плохому влиянию, нуждается в постоянном контроле. Безволен .................................................................................................................. 0

12. Эмоциональное состояние

- Эмоциональное состояние стабильное ............................................................. 3

-Часто меняющееся настроение; пониженное настроение ................................ 2

-Частые аффективные реакции............................................................................. 1

-Эмоциональные нарушения ................................................................................ 0

Социальную адаптацию мы рассматриваем в широком смысле и включаем в нее различные стороны жизни. Это позволяет нам более качественно оценить успешность самостоятельного функционирования обучающихся.

Эффективность социальной адаптации оценивалась по 12 критериям, включающим в себя учебную, бытовую, социально-психологическую, социальную адаптацию. Каждый критерий оценивался в баллах от 0 до 3, зависимости от успешности адаптации. Общий критерий адаптированности представляет собой среднее арифметическое всех тринадцати оценок. При её

значении в пределах:

  • от 2,5 до 3 - высокий уровень социальной адаптации

  • 2—2,4 средний уровень адаптации

  • от 1 до 2 диагностируется проблемная адаптация

  • ниже 1,4 - дезадаптация


Приложение 3


Дневник

индивидуальной работы

с «трудными» детьми

ФИО______________________________________________________________

Дом. адрес_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Датарождения______________________________________________________

Состоит ли на учете:

В ОДН __________________________ ВШК ____________________________

Данные о родителях:

Отец______________________________________________________________

Место работы______________________________________________________

Мать______________________________________________________________

Место работы______________________________________________________

Посещаемость кружков и секций:_____________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Факты правонарушений

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1.Темперамент

2. Уровень тревожности

3. КРС

4. Баса-Дарка

5. Статус в классе

Рекомендации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение по экспериментально-психологическому обследованию

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 4


Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе

Инструкция

Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.


АНКЕТА № 1

  1. Интересно ли тебе на уроках?

  2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?

  3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?

  4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки?

  5. Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?

  6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?

  7. Сам ли стираешь себе рубашки?

  8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?

  9. Помогаешь ли дома по хозяйству?

  10. . Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?

  11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?

  12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?

  13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?

  14. Куришь ли ты?

  15. Приходилось ли убегать из дома?


АНКЕТА № 2

  1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?

  2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?

  3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?

  4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?

  5. Случалось ли быть участником драки в школе?

  6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?

  7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?

  8. Пытался ли избегать общественных поручений?

  9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?

  10. Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?

  11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?

  12. Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?

  13. Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?

  14. Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?

  15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?



АНКЕТА № 3

  1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?

  2. Выполняешь ли ты домашние задания?

  3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?

  4. Вежлив ли со взрослыми вне школы?

  5. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?

  6. Считаешься ли с мнением родителей?

  7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?

  8. Выбирали ли тебя в актив класса?

  9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?

  10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?

  11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?

  12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса?

  13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?

  14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?

  15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма баллов

6 N 3

I - начальный уровень трудновоспитуемости

30 N 15

3 N 0

II - дезорганизаторы

15 N 0

N

III - особо трудные

N


Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)

  1. уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

  2. уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.

  3. уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.


Состояние здоровья и самочувствия

Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.

  1. Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?

    • возьмете "ноги в руки", чтобы догнать его;

    • пропустите его: будет следующий;

    • несколько ускорите шаг - быть может, он подождет вас.

  2. Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?

    • нет, вы вообще не ходите в походы;

    • да, если они вам хоть немного симпатичны;

    • неохотно, потому что это может быть утомительно.

  3. Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?

    • вовсе не пропадает;

    • желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;

    • да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.

  4. Каково ваше мнение о турпоходе всей семьей?

    • вам нравится, когда это делают другие;

    • вы бы с удовольствием к ним присоединились;

    • нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.

  5. Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?

    • ложитесь спать;

    • пьете чашку крепкого кофе;

    • долго гуляете на свежем воздухе.

  6. Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?

    • нужно побольше есть;

    • необходимо много двигаться;

    • нельзя слишком переутомляться

  7. Принимаете ли вы регулярно лекарства?

    • не принимаю даже во время болезни;

    • нет, в крайнем случае принимаю витамины;

    • да, принимаю

  8. Какое блюдо вы предпочтете?

    • гороховый суп с копченым окороком;

    • мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;

    • пирожное с кремом или взбитыми сливками

  9. Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?

    • чтобы были все удобства;

    • чтобы была вкусная еда;

    • чтобы была хотя бы минимальная возможность заниматься спортом


Формирование представлений о здоровом образе жизни

Анкета

  1. Что заставляет тебя употреблять спиртное?

    • встреча с друзьями;

    • праздники;

    • одиночество, невезение в жизни;

    • семейные драмы;

    • иное;

    • не употребляю.

  2. Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)

  3. В каком классе ты первый раз попробовал закурить?

  4. Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.

  5. Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).

    АНАЛИЗ (к п.5):

    • 10,9 - чрезмерная забота о здоровье;

    • 7,8 - хорошая;

    • 5,6 - средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);

    • 4 и меньше - недостаточная (нездоровый образ жизни).


Анкета
"Приобщение к здоровому образу жизни"

  1. Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?

  2. Как ты относишься к тезису: "Курить - это модно"?

  3. Есть ли у тебя друзья, которые курят?

  4. Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?

  5. Что такое наркотики?

Спросите себя:

  • "Как я отношусь к своей внешности?"

  • Нравится ли вам, как вы выглядите"

  • Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?

"Формирование полового самосознания и здорового образа жизни"
Недописанный тезис

"Быть счастливым значит быть здоровым …"
"Курить значит стать взрослее …"
"Наркотик убивает жизнь …"

Шкалирование

Курение     Алкоголь     Наркотики        Спорт
    да                  да                    да                     да
____________________________________________________

   нет                нет                  нет                    нет

Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить "болевые" точки.

Вредные привычки

Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.

Анкета помогает получить информацию:

  • о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;

  • дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;

  • помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;

  • дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.


Анкета для учащихся 5 - 10 классов

  1. С какого возраста, по твоему, человеку можно

    • курить

    • употреблять спиртные напитки

    • наркотические вещества

  2. Пробовал ли ты (да, нет)

    • курить

    • употреблять спиртные напитки

    • наркотические вещества

  3. С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)

  4. Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)

    • куришь

    • употребляешь спиртные напитки

    • наркотические вещества

  5. Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:

    • положительного:

    • отрицательного:

  6. Твои родители

    • курят

    • употребляют спиртные напитки

    • наркотические вещества
      отец:
      мать:

  7. Как родители относятся к твоим привычкам?

    • запрещают категорически

    • осуждают

    • безразлично

  8. Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
    юношам -
    девушкам -

Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".

  1. Подростки курят, чтобы "быть как все".

  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

  4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

  6. Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку



Коллекция педагогического инструментария

Мотивы учения (анкеты)

Для выявления существующих у ребят мотивов учения можно использовать разные тесты. Предлагается вашему вниманию 2 теста. Первый направлен на определение структуры мотивов, второй на определение их уровня. (По книге «Познай себя» - Ставрополь, 1995г.)


Анкета №1

Порядок работы с анкетой.

Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его.


Анкета – тест

Я учусь потому, что:

1) на уроках по _____________________________________________________

__________________________________________________________________ (впишите название предмета) хорошая обстановка;

2) заставляют родители;

3) хочу получать хорошие оценки;

4) надо подготовиться к будущей профессии;

5) в наше время быть в обществе незнайкой нельзя;

6) хочу завоевать авторитет среди товарищей;

7) нравится узнавать новое;

8) нравится учитель (указать ФИО) ____________________________________

__________________________________________________________________ 9) хочу избежать плохих отметок и неприятностей;

10) хочу больше знать;

11) мне приятно думать, соображать;

12) хочу быть первым учеником.

Обработка результатов

  1. Провести классификацию мотивов.

  • Пункты 4,5 выражают широкий социальный мотив. Это означает, что у школьника выражена направленность на человека или общество, он проявляет понимание социальной значимости образования, ответственности за его качество, чувство долга.

  • Пункт 1 – мотив благополучия

  • Пункты 8, 11 – мотив эмоциональный

  • Пункты 6, 12 – мотив престижа

  • Пункты 2, 9 – мотив противодействия угнетению

  • Пункт 3 – узкий социальный мотив. Свидетельствует о стремлении занять определенное положение в коллективе, получить одобрение одноклассников

  1. По каждому ученику:

  • Выявляют ведущие мотивы;

  • Определяют их разнообразие

  • Смотрят, какие мотивы преобладают

  • Составляют план работы по формированию мотивации


Анкета 2

«Мотивация к успеху»

На предлагаемые высказывания ответьте «Да», если вы с ними согласны, или «Нет», если не согласны.

  1. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу хорошо, на все 100% выполнить задание.

  2. Когда я работаю, я все «ставлю на карту».

  3. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

  4. Если у меня 2 дня подряд нет дела, я теряю покой.

  5. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

  6. По отношению к себе я более строг, чем к другим.

  7. Я доброжелателен.

  8. Если я отказываюсь от трудного задания, то потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что я добился бы успеха.

  9. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

  10. Меня более привлекает другая работа, чем учеба, которой я сейчас занят.

  11. Порицание действует на меня сильнее, чем похвала.

  12. Я знаю, что мои товарищи считают меня деловым.

  13. Препятствия делают мои решения более твердыми.

  14. У меня легко вызвать чувство честолюбия.

  15. Если я работаю без вдохновения, это заметно.

  16. Иногда я откладываю то, что должно быть сделано сейчас.

  17. Я полагаюсь только на себя.

  18. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

  19. Я не очень честолюбив.

  20. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро в школу, скоро учиться.

  21. Когда я расположен к работе, я делаю ее очень хорошо.

  22. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

  23. Когда у меня нет дела, я чувствую, что мне не по себе.

  24. Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.

  25. Если мне нужно принять решение, я стараюсь его обдумать и взвесить.

  26. Мои друзья считают меня ленивым.

  27. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих друзей.

  28. Я обычно обращаю мало внимания на мои достижения.

  29. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает лучшие результаты,

  30. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

  31. Я завидую людям, которые не загружены работой.

  32. Когда я уверен, что стою на правильном пути, меня невозможно переубедить.


Обработка результатов.

Подсчитать количество баллов в соответствии с ключом, за каждое совпадение 1 балл

  1. Да

  2. Да

  3. Нет

  4. Да

  5. Нет

  6. Да

  7. Да

  8. Да

  9. Нет

  10. Нет

  11. Нет

  1. Да

  2. Да

  3. Да

  4. Нет

  5. Нет

  6. Да

  7. Нет

  8. Нет

  9. Да

  10. Да

  11. Да

  1. Да

  2. Да

  3. Да

  4. Нет

  5. Нет

  6. Нет

  7. Нет

  8. Нет

  9. Нет

  10. Да


От 1 до 10 баллов – низкая мотивация к успеху

От 11 до 16 баллов – средний уровень мотивации

От 17 до 20 баллов – умеренно высокий уровень мотивации

Свыше 21 балла – слишком высокий уровень мотивации.

Для успешного осуществления деятельности необходимы средний и умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Исследования показали – чем выше уровень мотивации человека к успеху, тем ниже его готовность к риску.



Приложение 5


Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников

Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6 – 9-х классов, однако можно использовать его и в 10 – 11-х классах

Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.


  1. Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.

  2. Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.

  3. Я очень люблю узнавать что-то новое.

  4. Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.

  5. Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.

  6. Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.

  7. Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.

  8. Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.

  9. Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.

  10. Я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.

  11. Школа для меня, прежде всего место общения с друзьями.

  12. Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки.

  13. Учеба для меня сейчас – одна из основных сфер, где я могу проявить себя.

  14. Ребята в нашем классе не будут хорошо относится к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.

  15. Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.

  16. Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.

  17. Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.

  18. Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.

  19. Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.

  20. Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания.

  21. Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.

  22. Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.

  23. Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.

  24. Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.

  25. Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.

  26. Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.

  27. Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.

  28. Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.

  29. Мне нравится придумывать новые способы решения задач.

  30. Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.

  31. Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.

  32. Мне нравится, когда учитель в конце урока перечисляет учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.

  33. Мне очень важно, чтобы родители считали меня способным учеником.

  34. Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.

  35. Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.

  36. Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся.

  37. Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.

  38. Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.

  39. Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.

БЛАНК ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

3

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39















ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. При ответе «да» начисляется 1 балл, при ответе «нет» - 0. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце. При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:

    1 столбец – шкала 1а

    2 столбец – шкала 1б

    3 столбец – шкала 2

    4 столбец – шкала 3

    5 столбец – шкала 4а

    6 столбец – шкала 4б

    7 столбец – шкала 4в

    8 столбец – шкала 5а

    9 столбец – шкала 5б

    10 столбец – шкала 6

    11 столбец – шкала 7

    12 столбец – шкала 8

    13 столбец – шкала 9

  2. Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал:

Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7

Шкала 11 – среднее по шкалам 4в и 5б

Шкала 12 – среднее по шкалам 4б и 5а

  1. Проводится анализ индивидуальных результатов.

  2. Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой шкале на класс.

  3. Проводится анализ группового результата.


ИНТЕПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.

Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результата мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.

Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая характеристика, как учебная успешность.

Шкалы 2 – 9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).

Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.

Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.

Шкала 4а. Мотив социального одобрения (одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.

Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.

Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать.

Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.

Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе и пр.

Шкалы 10 – 12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.

Шкала 10. Влияние одноклассников.

Шкала 11. Влияние семьи.

Шкала 12. Влияние школы.


Приложение 6



Опросник «Чувства к школе»

Класс___________ Ф.И._________________________________________

Инструкция. Ниже приведены 16 чувств. Выбери и отметь знаком «+» те, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Я испытываю в школе

Да

Спокойствие


Усталость


Скуку


Радость


Уверенность в себе


Беспокойство


Неудовлетворенность собой


Раздражение


Сомнение


Обиду


Чувство унижения


Страх


Тревогу за будущее


Благодарность


Симпатию к учителям


Желание приходить сюда




Опросник «Отношение к учебным предметам»

Инструкция. Напротив предмета в одной из трех граф поставь «+», выразив свое отношение.

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

1

Русский язык




2

Литература




3

Иностранный язык




4

Математика




5

История




6

Природоведение




7

Физкультура




8

Труд




9

ИЗО




10

Музыка







Анкета

Инструкция. Выбери ответ на вопрос и поставь «+»

  1. Тебе нравится в школе?

Нравится

Не очень нравится

Не нравится


  1. Утром, когда просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или хочется остаться дома?

С радостью иду в школу

Иногда с радостью иду в школу, а иногда хотелось бы остаться дома

Хочется остаться дома


  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?

Пошел бы в школу

Не знаю

Остался бы дома


  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Нравится

Не очень нравится

Не нравится


  1. Ты бы хотел, чтобы не задавали домашние задания?

Хотел бы, чтобы задавали домашние задания

Не знаю

Не хотел бы, чтобы задавали домашние задания


  1. Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определенные предметы?

Хотел бы, чтобы остались все предметы

Не знаю

Хотел бы, чтобы остались только некоторые предметы


  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Часто

Редко

Никогда


  1. Ты бы хотел, чтобы у тебя были менее строгие учителя?

Не хотел бы, чтобы учителя были менее строгие

Не знаю

Хотел бы, чтобы учителя были менее строгие


  1. У тебя в классе много друзей?

Много

Мало

У меня нет друзей в классе


  1. Тебя нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень нравятся

Не нравятся



Причины школьной дезадаптации

Интенсивная учебная программа, хроническое утомление от перегрузок нередко вызывают у ребят страх перед школой, учителями. Эти факторы ведут к школьной дезадаптации, которая, в свою очередь, повышает вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому профилактика школьной дезадаптации – одна из важнейших задач, объединяющих учителей и школьного психолога.

Основными признаками школьной дезадаптации являются: затруднения ребенка в учебе, агрессивное поведение по отношению к педагогам и одноклассникам, чрезмерная активность и подвижность, повышенная возбудимость, тревожность, неспособность к концентрации внимания и сосредоточенности.

Различают два типа дезадаптированных учеников:

- школьники, которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружающих (педагогов, родителей, других детей) – это, так называемые «трудные дети»;

- учащиеся, которым самим в школе трудно, но окружающим они не доставляют особых неприятностей.

Для оценки причин дезадаптации пятиклассников к новым условиям обучения и для выявления способов ее преодоления нами проведена диагностика с помощью опросников «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»; анкеты «Школьная адаптация»

Опросник «Шкала чувств» содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8, отметить «+» те, которые наиболее часто испытывает учение в школе.

После обработки анкет получаем сумму в баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если на фоне одного -двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода.


Приложение 7


СОЦИОМЕТРИЯ.

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ М. ЛЮШЕРА.

Необходимое оборудование: бумага, ластик, простой карандаш, цветные карандаши (фломастеры).

Ребенку предлагается на листе бумаги нарисовать круг, в котором пишет «Я», таким образом определяя своё положение в социуме, затем предлагается на оставшемся пространстве нарисовать круги, в каждый из которых вписывает значимое для себя лицо (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, друг, родственник, домашнее животное). Затем на оставшемся пространстве листа ребенок размещает по отношению к кругу «Я» другие круги – класс, школа, классный руководитель, учитель, улица. Круги рисует разноцветные, сам выбирает цвета. Затем предлагается соединить стрелками круг «Я» со всеми кругами.

Стрелки могут быть разноцветные, указывать одно или два направления.

Видимая длина стрелок по отношению к «Я» определяет степень отчужденности ребенка. Цвет кругов и линий расскажут о его психологическом состоянии, об отношении к нарисованному объекту или субъекту.

«Серый» - безразличие.

«Синий»- спокойствие.

«Зеленый»- проявление воли к действию, упорство, настойчивость.

«Красный»- активность действий, успех, активная жизненная позиция.

«Жёлтый»- стремление к освобождению, надежда на лучшее, на прекращение конфликта.

«Фиолетовый»- мечтательность, тревожность, желаемое видится реальным.

«Коричневый»- пассивное восприятие мира, семейный уют, безопасность, стадное чувство.

«Черный»- протест против существующего положения, отвержение субъекта.


Социально-психологический тренинг «Навыки общения»

Цели и задачи: социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств.

1. «Комплимент». Занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания.

Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.

2. «Знакомство». Участники тренинга сидят за столом по кругу. По очереди называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Задача - не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе.

А теперь каждый участник называет об одном приятном и одном неприятном подарке, который он получал в жизни. Цель: анализ своего прошлого опыта общения, возможно смена отношения к полученным ранее подаркам, информирование группы о своих потребностях.

Другие участники могут задавать уточняющие вопросы.

Цель – осознание учащимися своих индивидуальных особенностей.

3. «Портрет».

Каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки,

т.е. «пишет» его психологический портрет. Листы с записями отдаются учителю. Читаются записи, остальные пытаются угадать, оком идет речь.

Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека.

4. «Кто есть кто?» Участники письменно отвечают на вопросы ведущего. Листочки с записями собираются, а затем читаются. Участники пытаются определить, кто дал себе такую характеристику.

Вопросы:

- Твоя любимая пословица или высказывание?

-Продолжи фразу: «Когда на меня кричат…»

- Чем бы ты занимался охотнее всего?

-На что тебе приятнее всего смотреть?

-Что бы ты охотнее всего слушал?

-Какое чувство ты бы переживал охотнее всего?

Цель: осознание своих качеств и пристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки и привычки.

5. «Прощание».

Участники произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание.

Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!