СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития классного коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа развития классного коллектива. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Программа развития классного коллектива»

МБОУ "Октемский лицей"

МР "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия)


















ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

НА 2014-2017 ГГ.




Учителя начальных классов

Иннокентьевой Г.Д.
















Чапаево, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и принципы

Цели и задачи программы

Приоритетные направления воспитательной работы

Участники программы

Сроки реализации программы

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Ожидаемые результаты                                                                                  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МОНИТОРИНГ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




































Пояснительная записка


Программа развития классного коллектива разработана на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепции развития «Октемский лицей в первой четверти XXI века» и направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Ориентирами в воспитании будущей технической интеллигенции являются три важнейшие духовные ценности: культ Матери, культ Знаний и культ Природы. Эта идея отражена на Флаге и Гимне лицея, Кодексе чести лицеиста.

Программа реализуется во взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации: Центром ЗОЖ «Барђарыы», Октемской земской больницей, Физико-математическим форумом «Ленский край», Библиотекой-архивом М.Е.Николаева, Первого Президента РС (Я), детским садом «Мичээр».

    1. Актуальность и принципы

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Я разработала программу воспитательной работы в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

В основе программы заложены принципы:

Принцип открытости.

Планирование школьниками жизни в классе совместно с классным руководителем с учётом своих интересов, потребностей и желаний.

Принцип привлекательности будущего дела.

Увлечение учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Активное участие школьников во всех мероприятиях, которые проводятся в школе (конкурсах, праздниках, соревнованиях и т. д.). Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.

Принцип свободы участия.

Предоставление детям возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств воспитание ответственности за выполнение порученного дела.

Принцип обратной связи.

Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось

Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Предоставление учащимся права выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

Принцип успешности.

Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной.

    1. Цели и задачи программы

Цель: организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка.

Задачи:

- укрепление здоровья детей, обучение сохранению и совершенствованию психического и физического здоровья.

- воспитание сознательного отношения к учёбе, стремления самостоятельно получать знания.

- развитие и совершенствование интеллектуальных умений.

- формирование положительной Я – концепции.

- развитие умения общаться и сотрудничать.

- содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей.

Цели обучения и воспитания должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни:

1. Интерес к самому себе.

2. Самопризнание себя как личности

3. Управление самим собой.

4. Уважение чужого мнения.

5. Любознательность и вовлечённость в деятельность.

6. Эмоциональная устойчивость.

7. Мотивация действий и поступков.

    1. Приоритетные направления воспитательной работы:

«Наша страна»

«Искусство общения»

«Развитие способностей и талантов»

«Моя семья»

«Хорошее и плохое»

«Здоровый образ жизни»

    1. Участники программы

Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.

    1. Сроки реализации программы

        Программа рассчитана на  четыре учебных года.

    1. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;

  • слушание;

  • решение проблем;

  • обсуждение прочитанной литературы;

  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;

  • ролевые игры;

  • рассказывание истории, сказок;

  • импровизированные сценки, спектакли;

  • дебаты;

  • мозговой штурм или мозговая атака;

  • изготовление газеты;

  • моделирование;

  • тренинги;

  • опросы, анкетирование.

Экскурсии:

  • посещение библиотеки-архив М.Е. Николаева, Первого президента РС(Я);

  • посещение театров, кинотеатра;

  • посещение развлекательных центров;

  • посещение музеев.

    1. Ожидаемые результаты

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является:

  • постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;

  • осознание норм социального поведения;

  • снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;

  • улучшение состояния здоровья детей;

  • повышение мотивации к обучению; 

  • формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. 

Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;

  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Ожидаемые конечные результаты:

Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.

обучающиеся

1 класса


обучающиеся

2 класса


обучающиеся

3 класса


обучающиеся

4 класса


- умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога

- строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми

дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах

- имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки,

- обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки

-знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе

 - владеет доступными видами общественно-полезного труда


- умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога

- строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми

дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах

- имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки,

- обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки

-знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе

-

владеет доступными видами общественно-полезного труда

- умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать

- владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности

- проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен

выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года

выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми

трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий


-  обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание

- проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству

- умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений

выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь

знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения

обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности


владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им

имеет первоначально отработанную произвольную память

- коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей

- ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи

- способен действовать в чрезвы­чайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих

- способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением

- владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе

-он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам

обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Формирование традиций в детском коллективе

Законы жизни детского коллектива:

1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радо­сти и горести каждого ученика переживаются учащимися совмест­но. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных ме­роприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы об­щения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.

Принципы формирования традиций в детском коллективе

Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность и оценке поступков уча­щихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичиость и полилогичность о об-шепии с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие боязни у педагога признать сною неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъем­лемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

Рассказ классного руководителя младших школь­ников своим ученикам о бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе, способствует тому, что младшие школьники желают подражать своим старшим товарищам, брать с них пример.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения склады вались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

Формы внеклассной работы с младшими школьниками

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр са­мых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы: классный час, классное собрание, час общения, информационный час, игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания.

Примерная тематика собраний


1-й класс

1. Права и обязанности школьника.

2. Что такое поручение?

3. Как надо вести себя в библиотеке?

4. Как вести себя в столовой?

2-й класс

1. Школьный дневник. Как с ним работать?

2. Режим дня школьника.

3. Наш класс на перемене.

4. Как мы выполняем свои поручения?

3-й класс

1. Домашние задания и как мы к ним относимся.

2. Традиции класса.

3. Памятки для учащихся.

4. Ответственность к порученному делу.

4-й класс

1. Наши читательские умения.

2. Как мы дежурим в классе и в школе.

3. Наш класс в жизни школы.

4. Мы переходим в 5-ый класс.


Часы общения, праздники, марафоны

Формы часов общения:

- беседа (этическая, нравственная)

- дискуссия (в 4 классе)

- встречи с интересными людьми

- викторины по различным областям знаний

- интерактивные игры

- тренинги

- читательские конференции


Тематика часов общения


1-й класс

1. Это – Я! (Самопредставление)

2. Моя любимая игрушка. (Игра)

3. Букварь! Я говорю тебе прощай! (Праздник)

2-й класс

1. От улыбки солнечной одной. (Игра)

2. Урок вежливости. (Театрализация)

3. По страницам любимых сказок. (Конференция)

4. Род, родные, Родина… (Семейный праздник)

3-й класс

1. Путешествие в страну рифмы. (Игра)

2. Жадность. Что это такое? (Беседа)

3. Я песню пою милой маме. (Праздник)

4. Путешествие в природу. (Путешествие)

4-й класс

1. Мир моих увлечений. (Час общения)

2. Мы – одна семья. (Праздник семьи)

3. Юмор в нашей жизни. (Игра)

4. Праздничный бал – прощание с начальной школой.



Содержание работы по годам.

1 год


 

Наша страна

Здоровый образ жизни

Искусство общения

Развитие способностей и талантов

 

Моя семья

День Знаний Праздник

Твое здоровье - что это? беседа

Правила поведения в школе Беседа

Посвящение в первоклассники Посвящение в читатели

Ребенок пошел в школу

Экологическая проблема. Мыть руки чаще.

Медосмотр

Диагностика учащихся

Смотр «Наши поделки»

Учебные принадлежности

школьника

Экскурсия «Золотая осень» Сбор природных материалов

Праздник Мойдодыра

Операция «Уют»

Возле елки хоровод

Утренник

Педагогический такт в отношениях с детьми

Праздник «Урожая»

Мы- пешеходы Беседа

Конкурс «Сильные, смелые ...»

Конкурс чтецов стихов о зиме

Поздравление мам и пап

«Краски зимы»

Выставка рисунков

Нужна ли сменная обувь? Беседа

Помогаем старшим, младшим Беседа

Хорошо ли мы читаем, пишем и считаем Конкурс-смотр

Методы убеждения при воспитании


2 год


Наша страна

Здоровый образ жизни

Искусство общения

Развитие способностей и талантов


Моя семья

Праздник «День знаний»

Урок патриотизма

Здоровье и учебная нагрузка

«Ты, да я, да мы с тобой» Праздник

Праздник первой оценки

Конкурс «Страна Словария»

Ребенок со здоровой психикой

Школьник-друг природы Беседа

«В гостях у Мойдодыра» Праздник

Конкурс «Чтобы радость дарить, надо быть...»

Викторина «В мире чисел»

Как организовать рабочее место?

Беседа

Экскурсия в Библиотеку-архив Первого Президента РС (Я) М. Е. Николаева

Здоровье и питание Беседа

Легко ли быть настоящим другом? Диспут

Конкурс «Урун уолан», «Кэрэчээнэ Куо»

Предупреждение инфекционных заболеваний

Мы гордимся вами. Встреча

с ветеранами

Беседа «Я и телевизор»

«Папа, мама, я -счастливая семья» Праздник

Участие в предметных олимпиадах, чтениях, НПК

Экология и питание

Проект «Моя деревня»

Воздух и вода -наши лучшие

друзья

Беседа «Вежливые слова»

Конкурс рисунков на тему «Весна»



3 год


Наша страна

Здоровый образ жизни

Искусство общения

Развитие способностей и талантов

Моя семья

День Знаний Урок толерантности

«Твое здоровье» Беседа

«Человек среди людей» Беседа

Экскурсия на работу родителей «Рабочие руки»

Как помочь ребенку после лета

Охранять природу - любить Родину

Осенний кросс

Классный час «Бабушки и внуки»

Представление «Сказки А.С. Пушкина»

Влияние домашних животных на детей

История якутского национального праздника, изготовление салама

«Здоровье в твоих руках» Беседа

Беседа «О добре и чуткости»

Экскурсия в краеведческий музей

Неделя сотрудничества

Проект

«Школьный двор»

Лыжня зовет

Помощь старшим и пожилым

Проект «Солнечная система»

Проект «Читающая школа»

День Победы Экскурсия к памятнику

Чистота и здоровье

«Мы –команда одного корабля» Праздник

Праздник «Окончание учебного года»


Экскурсия «Богатства

весеннего леса»

День подвижных игр





4 год


Наша страна

Здоровый образ жизни

Искусство общения

Развитие способностей и талантов

Моя семья

День знаний

Праздник

Следишь ли за осанкой? Беседа

«Права и обязанности ребенка» Беседа

«Книга - лучший друг» Праздник

Психологический климат в семье

Экскурсия в музей космонавтики

Путешествие в страну аккуратности

Если рядом друг

Диспут


Методы убеждения при воспитании


«Улыбка -залог успеха Беседа

«Научись управлять собой» Беседа


Счастлив тот – кто счастлив дома

По страницам любимых книг КВН

Беседа «Наши олимпийцы


«Прощание с начальной школой» Праздник

Поощрения и наказания при воспитании

Роль родителей в жизни классного коллектива

Правила об­щения с семьями учащихся:

- классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;

- общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объек­тивным;

-изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познако­миться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использо­вать различные методы психолого - педагогической диагностики, которые позволят корректировать поведение ребенка, влиять на взаимоотношения детей и родителей.

Методики диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, ан­кетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творче­ства, интерактивные игры.

Содержание и формы работы с родителями


Направления сотрудничества с родителями

Формы работы

Тематика родительских собраний


Психолого-педагогическое просвещение родителей

конференции;

консультации;

родительские собрания;

тренинги;

1-й класс

1. Трудности адаптации первоклассников.

2. Как развить у ребенка желание читать?

3. Режим дня в жизни школьника.

4. Перелистывая страницы учебного года.

2-й класс

1. Наши задачи на новый учебный год.

2. Ођо аађар дьођурун сайыннарыыга төрөппүт оруола..

3. Поощрение и наказание в семье.

4. Как научить ребенка говорить правду?

3-й класс

1. Садимся за уроки.

2. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка

3. Эффективное общение – залог успеха.

4. Роль самооценки в формировании личности.

4-й класс

1. Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о поло­вом воспитании.

2. О чем может рассказать школьный дневник.

3. Способности и прилежание - звенья одной цепи.

4. Нравственные уроки начальной школы.

5. Как научить дочь или сына говорить «нет».

6. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Неделя сотрудничества;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел;

участие в делах класса и школы;

укрепление материально-технической базы школы и класса.

Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе


участие родителей класса в работе родительского комитета.



Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса

Главное внимание уделяется саморазвитию детей, проявление инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе «Солнышко». Ведётся работа по сплочению классного коллектива, формированию лидерских качеств. Дети учатся отвечать за свои поступки, видеть перспективу своих дел.

Основная цель развития детей заключается в том, чтобы не давать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Самоуправление в классе осуществляется посредством деятельности командира и его заместителя, звеньевых, работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования поручений в звеньях.


МОНИТОРИНГ

Диагностика изучения классного коллектива

Психолого–педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развиваюшую.

Используемые методы диагностики:

- Беседа с учеником.

- Беседа с родителями.

- Беседа с педагогами.

- Наблюдение.

- Анкетирование.

- Тестирование.

- Сочинения.

- Социометрия.

- Ранжирование.

- Графический и рисуночный тест.

Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

1-й класс

Диагностика №1. «Рисунок на школьную тему »

Если ученик изображает учителя или себя у доски, процесс урока, учебный материал, то это говорит о том, что у него хорошая школьная мотивация. Изображение школьной, но не учебной ситуации, игровых сюжетов – низкая школьная мотивация. Изображение в тёмных красках – негативное отношение к школе.

Диагностика №2 «Фотография»

Детям предлагается выступить в роли «фотографов» - сделать снимок своего класса. На листе бумаги в квадратиках учащиеся размещают себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

2-й класс

Диагностическая методика №1. «Настроение»

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во втором классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Детям предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего настроению при изучении этого предмета.

Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это даёт возможность классному руководителю использовать её в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать своё взаимодействие с отдельными учениками.

Диагностическая методика №2. «Школа будущего»

Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

3-й класс

Диагностическая методика №1. "Ранжирование".

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изу­чаются в третьем классс и обосновать значимость предметов одним - двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это ис­следование позволяет выявить учебные интересы учащихся, опре­делить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

Диагностическая методика № 2. Изучение преобладающих мо­тивов получения образования у учащихся.

Учащимся предлагают написанные па карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значе­ние. Суждения могут быть такими:

— Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

— Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

— Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

— Я хочу окончить школу и учиться дальше.

— Я хочу иметь хорошую работу.

— Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

— Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

— Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

— Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

— Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

— Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведе­ние.

— Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

— Я не хочу получать плохие отметки.

— Мне нравится учиться.

— Мне нравится делать домашние задания.

— Мне нравится рассуждать на уроке.

— Мне нравится решать трудные задачи.

Суждения 1 - 3 - мотивы долга

4 - 6 - мотивы самосоверше негования

7 - 9 - мотивы благополучия.

10 - 12 - мотивы престижности.

13 - 15 - мотивы избегания.

16 - 18 - мотивация содержанием.

19 - 20 - мотивы познания

Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позво­ляет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

4 класс

Диагностическая методика №1. «Сочинение»

Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

- Мой самый любимый предмет.

- Моё самое любимое занятие.

- Мой самый грустный день в школе.

- Мой самый счастливый день в школе.

- Что я думаю о моей учёбе в школе.

- Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Можно выяснить, какая проблема доминирует над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации. По результатам работы над сочинением можно организовать индивидуальную консультацию с учащимися, учебную помощь, взаимопомощь.

Диагностическая методика №2. Анкетирование.

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?

— чаше хочется остаться дома

— бывает по-разному

— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты по­шел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

— остался бы дома

— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится

— бывает по-разному

— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы

— не хотел бы

— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю

— не хотел бы

— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто

— редко

— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю

— хотел бы

— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало

— много друзей

— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся

— не очень

— не нравятся

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

№ вопроса

Балл за 1-й ответ

Балл за 2-й ответ

Балл за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Вывод: на основе методики было выделено 5 уровней школьной мотивации.


Колич.

баллов

Уровень

Характеристика

Ведущий мотив

25 - 30

баллов

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Такие дети отличаются наличтем высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сольно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал.

Познавательный мотив.

20 – 24

балла

Хорошая школьная мотивация

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, апри ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой

Социальный мотив

15 -19

баллов

Положи-

тельное

отношение кшколе, но школа привлекает больше внеучебны-

ми сторонами


Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации

Позиционный мотив

10 – 14 баллов

Низкая школьная мотивация

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе

Игровой мотив

Ниже 10 баллов

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодей-ствии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4-го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе

Игровой мотив



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!