Программа развития классного коллектива
«Мы разные, но мы вместе».
Классный руководитель: Чумакова Ольга Николаевна
Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма.
С этими качествами человек никогда не заблудится в окружающем мире.
(Народная притча).
В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания .Результатами образования, сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. В числе приоритетов воспитательной стратегии выделено направление, ориентированное на формирование коммуникативной компетенций.
Коммуникативная компетентность - это способность понимания чужих и порождение собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Нет сомнения, что одной из характеристик личности ученика является его коммуникабельность и владение культурой слова, устной и письменной речью и, самое главное гармоничное строение своих отношений с окружающими людьми.
В работе по развитию коммуникативной компетенции учащихся возраст 6-10 лет является самым продуктивным периодом для развития коммуникативных способностей.
Для начальной школы проблема развития коммуникативных умений актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе способствуют развитию сотрудничества. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. Наиболее благоприятной для формирования коммуникативных навыков, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели используются все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию сотрудничества, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Цель программы:
Формирование классного коллектива и создание в нём эмоционально-благоприятной атмосферы общения.
Развитие коммуникативной компетенции в свете новых требований к воспитательному и образовательному процессу.
Задачи программы:
Организовать работу по дальнейшему сплочению коллектива на основе сотрудничества и коллективного общения.
Формировать у детей культуру общения в системе учитель-ученик, ученик-ученик, взрослый- ребёнок.
Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическую отзывчивость, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативных умений.
Пути реализации программы:

Прогнозируемые результаты:
К концу 4 класса ученики видятся личностью:
духовной;
активной и инициативной;
творчески подходящей к решению возникающих жизненных вопросов;
способной ориентироваться по обстановке, делать выбор на основе усвоенных нравственных ценностей;
способной к саморазвитию, самовоспитанию.
свободно владеющей всеми видами общения;
коммуникабельной.
К концу 4 класса классный коллектив представляется так:
коллектив, в котором отношения между учащимися строятся на доброжелательности, уважении, понимании, доверии, согласии, поддержке, сопереживании, взаимопомощи;
коллектив, в котором успешно взаимодействуют все участники образовательного процесса: учащиеся друг с другом, учащиеся и учитель, дети и их родители.
Тематика классных часов
№ | Тема раздела | Тема классного часа | Содержание |
1. | "Друг познаётся в беде" | 1. Нет друга- ищи, а нашёл- береги 2. От улыбки станет всем светлее 3. Дружба начинается с улыбки 4. Легко ли быть настоящим другом 5. Учимся слышать и слушать другого 6.Старый друг лучше новых двух 7.Составление кластера "Я и мои друзья" 8. Я+ТЫ=МЫ 9.Верность другу, слову и обещанию 10.Вот, что значит настоящий друг | Воспитание у детей чувства товарищества и позитивных межличностных отношений |
2. | "Учимся общаться" | 1. Общение. Умение слушать. 2. Как преодолеть трудности общения? 3. Как я справляюсь со своим гневом? 4. Как я разрешаю конфликты? 5. Полезные привычки 6. Учимся прощать 7. Стремись делать добро 8. Ты не один на свете 9. Волшебные слова 10. Утешение | Развитие духовного здоровья воспитанников и анализ уровня социализации каждого воспитанника в коллективе. |
3. | "Весёлый этикет" | 1. Вежливая просьба 2. В общественном транспорте 3. Приветствия 4. Поведение в кафе 5. Поведение в театре 6. Разговор на улице с незнакомцем 7. Разговор с младшим. Как сильный со слабым 8. Обращение к взрослому знакомому 9. Разговор по телефону | Развитие основ культуры общения - соблюдение этических норм речевого поведения |
Коммуникативные тренинги
№ | Тема | Содержание |
1. | "Комплимент" | Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений. Содержание: Упражнение "Ах, какой ты молодец - раз!" Упражнение "Доброта" Упражнение "Комплимент в диалоге" Упражнение "Нравится - не нравится" Упражнение "Комплимент" |
2 | "Диалог в семье" | Формирование понятий "сотрудничество", "согласованность", "семейная атмосфера" и др.; развитие умений и навыков ведения диалога в семье, цивилизованных способов убеждения другого. Содержание: Упражнение "Мяч - кому хочу" Упражнение "Азбука качеств" Упражнение "Обмен ролями" |
Психологические тренинги
Цель: гармонизация личности ребёнка на основе развития его эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
познакомить с разными эмоциональными состояниями: злость, обида, интерес.
развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения;
сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций;
развивать у детей навыки самоконтроля.
Тема психологического тренинга
"Волшебная страна чувств"
Упражнение "Слуга по имени Злость"
Упражнение "Слуга по имени Интерес"
Упражнение "Слуга по имени Обида"
Упражнение "Слуга по имени Вина"
Работа с родителями
Задачи:
формирование условий для сотрудничества педагогов и родителей на всех этапах воспитательного процесса;
психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания младшего школьника;
создание системы психолого-педагогической помощи учащимся и их родителям.
Формы работы с родителями:
индивидуальные и групповые консультации и беседы;
анкетирование;
родительские собрания;
совместные творческие дела и праздники;
информационные уголки для родителей.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ
Название мероприятий |
Организационное родительское собрание по теме "Организация воспитательного процесса в МБОУ СОШ № 8 и классном коллективе" |
Посещение родительским комитетом семей учащихся класса с целью обследования жилищно-бытовых условий. |
Проведение родительских собраний, с целью информирования о учебно-воспитательном процессе в классе |
Организация дней открытых дверей, посещение уроков, занятий объединений дополнительного образования родителями. |
Организация лекториев и групповых занятий по вопросам воспитания детей: "Поделись секретами воспитания" "Кто учит разговаривать наших детей" "Воспитание словом в семье" "Культура речи ребёнка" "Чтение в жизни ребёнка" "Вежливое общение в семье" |
Работа с родителями по предупреждению правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися. |
Школа этикета для родителей. |
Проведение совместных внеклассных мероприятий |
Заседания родительского комитета. |
Вовлечение родителей в подготовку и участие в классных и общешкольных мероприятиях: праздниках, экскурсиях, вечерах, походах и т.д. |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам обучения и воспитания. |
Поощрение родителей учащихся за активное участие в жизни школы и класса |
Пополнение классного портфолио |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1. Физическое и психическое развитие десятилетнего ребенка.
2. Умеем ли мы общаться со своими детьми?
3. Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его учебной деятельности
4. Первые проблемы в общении в подростковом возрасте.
5. Поговорим о способностях. Каждый ребенок уникален по-своему.
6. "Ждёт нас что-то новое, ждут нас перемены"
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:
Предмет изучения | Методы и приёмы изучения |
Педагогическое изучение семьи | анкетирование опрос родителей и учащихся сочинение "Моя семья" посещение семей |
Самочувствие ребёнка в классном коллективе. Уровень развития классного коллектива | социометрия анкетирование тест "Оценка отношений ребёнка с классом" диагностика "Психологический климат в классном коллективе" наблюдение, беседы методика "Домик" |
Изучение интересов и потребностей учащихся | составление карты интересов анкетирование "Чем я занят в свободное время?" анкетирование "Изучение мотивации и отношения к учебным предметам". |
Изучение уровня воспитанности, личностного роста обучающегося | диагностика по самооценке диагностика "Уровень воспитанности школьников" пополнение ученического портфолио |
Изучение уровня коммуникативных навыков учащихся | анкетирование "Общение" социометрия "Методика незаконченное предложение" "Методика столкновения взглядов, позиций" социометрия тест "Поймём друг друга" |
Приложение1
Участники программы:

Приложение 2
Содержание программы:
Деятельность классного руководителя по реализации программы:

Приложение 3
Нормативно- правовое обеспечение программы
Нормативную основу Программы составляют следующие документы:
Международный уровень
Женевская декларация о правах ребёнка
Делегация прав ребёнка, принятая Генеральной ассамблеей ООН
Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Уровень федерации
Конституция РФ
Семейный кодекс
Концепция Модернизации российского образования 2010г
Законы РФ : «Об образовании»
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ»
Национальная доктрина образования до 2025 г. (№751 от 04. 10. 2000г.)
Письмо Министерства образования «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» (№13-51-28\13 от 02.04.02г.)
Письмо Министерства образования России «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» (30-51-914\16 от 15.12.02г.)
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных ОУ, субъектов РФ и муниципальных ОУ» (9-2006г.)
Письмо Министерства образования РФ «Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (от 27. 06.03г)
Типовое положение об ОУ, утверждённое постановлением правительства РФ (от 19.03.01 №196)
Уровень ОУ
Правила внутреннего трудового распорядка
Должностные инструкции классного руководителя
Локальные акты (положения)