Мы, классные руководители, перед собой должны видеть не только школьника, а прежде всего человека с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Сделать все возможное, чтобы ему было весело, интересно, радостно, чтобы школьная жизнь стала незабываемой каждый день, каждый час, а не только во время праздника. А становление Человека невозможно без хорошего, дружного коллектива. Значит, в первую очередь мы должны сплотить учеников так, чтобы они чувствовали себя, как в одной семье. Для этого необходима ежедневная, ежечасная работа со всем классом вместе, отдельно с некоторыми учениками. Без дружеских отношений практически невозможно научить, а тем более воспитать Человека. Только классный руководитель знает интересы и увлечения своих воспитанников, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребенка; знает, как раскрыть способности детей, направить на путь созидания, мотивировать на познавательную, творческую, поисковую деятельность.
Из 16 учащихся моего класса в детский сад ходили только трое. В классе учатся дети, приезжающие из семи деревень. Из полных семей – 8 детей, из многодетных семей – трое, из неполных семей – четверо. Один ребенок живет в семье опекунов. Они не имели общения со сверстниками, были неуверенные в себе, испытывали трудности адаптации в школьном коллективе. Мне пришлось много поработать над развитием сплоченности классного коллектива.
Для этого решила составить программу развития коллектива класса «Мы - веселая семейка» по адаптации домашних детей в классном коллективе. От того, насколько глубоко буду заниматься этой проблемой, зависит умение каждого школьника общаться с людьми в будущем, адаптироваться к жизненным ситуациям. Главная задача классного руководителя, это – помочь детям найти себя в коллективе, заслужить уважение среди ровесников, проявлять толерантное отношение друг другу, обрести социальный статус и не потеряться в этом мире.