СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Развитие познавательной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Развитие познавательной и коммуникативной сферы детей  дошкольного возраста» разработана для педагогов ДОУ с целью осуществления взаимодействия с  детьми и родителями в рамках основной образовательной программы МБДОУ №5 с учетом ФГОС ДО. Представлены технологии: сотрудничества, социо-игровая,  «Творческие гостиные для малышей»; ситуации общения для детей и родителей, упражнения для развития коммуникативной сферы «Этика поведения»; игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных и регуляционно-коммуникативных умений.

Просмотр содержимого документа
«Программа Развитие соц-коммун .навыков дошкольников»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева»

Л.Г. Климацкая, Н.Ю. Романова, Е.Д. Бектяшкина


ISBN 978-5-85981-563-0


ФОРМИРОВАНИЕ

ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

И ИХ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

Монография

Электронное издание

КРАСНОЯРСК



Приложение к монографии №5



Программа

Развитие познавательной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.



Данная программа входит в приложение к монографии «Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста и их родителей к детям с ОВЗ в условиях семейного клуба», разработана в соавторстве с доктором медицинских наук, профессором кафедры социальной педагогики и социальной работы Климацкой Л.Г и кандидатом физико-математических наук, доцентом кафедры информационных технологий обучения и математики КГПУ им. В.П. Астафьева Романовой Н.Ю. В 2015году модель программы была одобрена на научно-практической конференции КГПУ им. В. П. Астафьева и рекомендована к внедрению в малых территориях доктором медицинских наук, профессором, врачом неврологом высшей квалификационной категории ФГБНУ «НИИ медицинских проблем Севера» Зайцевой О.И., кандидатом философских наук, профессором, зав.кафедрой общей и социальной педагогики СФУ Лукиной А. К. В 2014-2015 учебном году апробировала на базе МБДОУ №5. (акт внедрения стр.22-25) (Монография 2015год) http://multiurok.ru/sedou5-elena, www.siвsеdu.kspu.ru



Аннотация


Программа для педагогов ДОУ «Развитие познавательной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста» разработано с целью осуществления взаимодействия с детьми и родителями в рамках основной образовательной программы МБДОУ №5 с учетом ФГОС ДО. Представлены технологии: сотрудничества, социо-игровая, «Творческие гостиные для малышей»; ситуации общения для детей и родителей, упражнения для развития коммуникативной сферы «Этика поведения»; игры, ориентированные на развитие информационно-коммуникативных и регуляционно-коммуникативных умений. Педагогическая деятельность может осуществляться в ходе образовательного процесса в ДОУ, а также в условиях семейного клуба, организованного в ДОУ, осуществляя межведомственное взаимодействие с учреждениями Северо-Енисейского района.


Цель: создание условий для развития личности каждого ребенка, формирования предпосылок к учебной деятельности, поддерживая детскую инициативу и самостоятельность в адекватных для дошкольников видах деятельности, на основе партнерских отношений с детьми с разными образовательными потребностями и взрослыми, обеспечивая безопасность их жизнедеятельности и социальную успешность в жизни.

Задачи:

- организовать безопасную образовательную среду для развития познавательной и коммуникативной сферы детей дошкольного возраста, формирования ценностей здорового образа жизни, развития их физических, интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических, качеств личности, инициативности и самостоятельности каждого ребенка;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семье и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления психического и физического здоровья детей, толерантного отношения к детям с разными образовательными потребностями.

- создать ситуацию успеха для всех участников сетевого взаимодействия: специалисты ДОУ – семья – школа - учреждения района.

Подходы к организации сетевого взаимодействия:

  • культурологический, что позволяет учитывать национальные ценности и традиции, развивать духовно-нравственные и эмоциональные качества детей дошкольного возраста, приобщать детей к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);

  • личностно-ориентированный подход, который предусматривает создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

  • средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка;

  • деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса (в том числе проектной деятельности);

  • аксиологический (ценностный) подход, предусматривающий организацию развития и воспитания на основе общечеловеческих ценностей (ценностей открытий, знаний, интеллекта) в том числе через реализацию познавательных, исследовательских проектов.

Педагогическая деятельность по развитию социально-коммуникативных навыков направлена на:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, детьми с особыми образовательными потребностями;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Особое внимание уделяется вопросам социального партнерства учреждений как особого ресурса социально-коммуникативного развития детей и формирования предпосылок толерантного отношения для здоровых детей, создавая среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой "единое сообщество людей, включающее и людей с проблемами".

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, в том числе за «малую Родину» (край, район, поселок), их достижения, имеет представление о географическом многообразии страны, о географическом положении Красноярского края, Северо-Енисейского района, особенностях климатических условий, многонациональности, важнейших исторических событиях; имеет представления об обрядах и традициях коренного населения Сибири, о знаменитых людях прославивших Северо-Енисейский район, Красноярский край (геологи, военные, герои, писатели, поэты, художники, спортсмены, танцоры и др.)



1.Рекомендации педагогам для выстраивания партнерских взаимоотношений со взрослыми и детьми

1.АТехнология «Педагогика сотрудничества»

В рамках коллектива ДОУ отношения сотрудничества устанавливаются между педагогами, младшими воспитателями, администрацией, принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений воспитанников, педагогов и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями), принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). Особенности содержания и методики. В педагогике сотрудничества выделяются направления: 1) гуманно-личностный подход к ребенку; 2) Дидактический активизирующий и развивающий комплекс; 3)Концепция воспитания.

Главный смысл деятельности педагога-воспитателя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха: педагогическая доброта, эмоциональные поглаживания и др.

1.Б Приемы социо-игровой технологии.

«Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и в искусном применении

всего того, что знаешь»

Дистерверг


«Построение развивающих занятий предлагает развитие сотрудничества детей друг с другом… в них предусматривается взаимодействие детей, связанное с распределением ролей, материала, функций и отдельных действий… виды деятельности связаны с умением детей договариваться, соблюдать правила поведения по отношению друг к другу… предполагают подлинное сотрудничество взрослого с детьми, внимание и уважение со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей…»

Цитаты из программы «Развитие» Венгера Л.А.


Правила работы с детьми в социо-игровой технологии.

  • Смотреть друг другу в глаза.

  • Своим видом, глазами, жестами показывать, что тебе приятно.

  • Кампании формируются случайно.

  • Предварительно договариваться о правилах совместной работы и выполнять их.

  • Обращенность детей друг к другу.

  • Детские вопросы нужно поддерживать, а не повторять.

  • Не повторять задания по многу раз. Все делать с первого раза или просить озвучить других детей, кто услышал.

  • Один говорит – остальные слушают.

  • «Ловить» ключевое слово. Умение вводить и искать ключевые слова.

  • Работа проходит в кампаниях (не в командах) по 3-5 человек, в паре.

  • Умение договариваться, приходить к компромиссу.

  • Умение воспитателя выдерживать время для появления деловых разговоров детей.

  • Не трогать детей руками.

  • Детям говорить про себя, а не про другого.

  • Уметь слушать и слышать друг друга.

  • Помнить о правилах дидактики: от простого к сложному и т.д.

  • Формировать у детей представление о времени (сколько нужно времени на определенную деятельность).

  • Представлять результаты своей работы представителем от кампании или всей кампанией сразу по договоренности.

  • 2/3 детей сделали дело – переходите к следующему.

  • Отсутствие образцов и оценки со стороны воспитателя, допускается «похоже или нет».

  • Считалки, используемые детьми при выяснении спорных ситуаций в совместных делах и нести нравственную направленность.

  • Создать такие условия, чтобы звучала собственная речь детей, была заметна их активность и инициатива.

  • Умение проявлять свою индивидуальность, н-р через представление результатов работы.

  • Умение задавать вопросы детьми и умение отвечать на каверзные вопросы.

  • Умение выслушать ребенка.

  • Обсуждение в кампаниях дела шепотом, отвечать громко и четко.

  • Кампания держит тайну в секрете.

  • Выбор представителей от кампаний разными способами и их роль в донесении важной информации.

  • В гости ходим к тому, кто позвал.

  • Действие должно проходить в различных местах группового пространства.

  • Доброжелательность всех участников образовательного процесса.

  • Применение в жизни результатов деятельности детей.


1.В Технология «Творческие гостиные для малышей»

Данная технология применяется в условиях семейного клуба на территории ДОУ, осуществляя интеграцию семей со здоровыми детьми и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данный цикл рассчитан на младших дошкольников и детей с ОВЗ от 2 лет и старше.

Продолжительность одной встречи не должна превышать 20-25 минут (включая свободную игру, т.е. организационную часть).

Структура встречи гетерогенной группы детей в сопровождении родителей:

Организационная часть от 10-15 мин. - свободная игра для детей.

Общее приветствие - 1, 5 минуты.

Приветствие по кругу с каждым участником - 2 минуты (пальчиковая гимнастика, игры с дидактическими игрушками)

Творческая часть - 7 минут. Продуктивные виды деятельности по выбору: рисование, лепка, аппликация.

Музыкально-ритмическая часть - 7 минут. Игры с ручками, ножками; имитационные игры; игры на коленях родителей.

Прощание - 1 минута. Слова прощания в краткой стихотворной форме.

С учетом возрастных особенностей развития детей раннего возраста некоторые фрагменты встречи повторяются. Их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждой встречи и частой смены видов деятельности. При необходимости части встречи могут меняться местами.

Краткая характеристика основных частей встречи

Свободная игра. Сближение участников встречи. В свободной игре дети, под руководством педагога учатся взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги. Постепенно в свободной игре дети учатся конструктивным партнерским отношениям (катание мяча друг другу, кормление куклы и др.).

Приветствие. Настрой детей и родителей на предстоящую встречу, погружение в атмосферу событий, происходящих только на этой встрече; установление контакта между участниками, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.

Все участники встречи располагаются в форме круга и ведущий воспитатель начинает приветствие, которое потом передается по кругу или выполняется всеми одновременно.

Продуктивные виды деятельности или творческая работа. Знакомство со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия; развития тактильной чувствительность и сенсорного восприятия; мелкой моторики; сближение родителей и ребенка во время совместной деятельности. Продуктивные виды деятельности включают в себя: рисование разнообразными средствами (пальчиковые краски, восковые мелки, акварель, гуашь), лепка из пластилина, аппликация из бумаги и ткани. Продуктивными видами деятельности дети занимаются совместно с родителями под руководством педагога. Детям дается возможность познакомиться с разными материалами, так как многие из детей раннего возраста впервые видят восковой мелок, пластилин, глину, пальчиковые краски, кисточку, цветную бумагу. Особенностью этого вида деятельности является то, что все продукты детского творчества дети и родители забирают с собой в "Домашнюю коллекцию". Педагоги рекомендуют родителям после встречи еще раз посмотреть на продукт совместной деятельности, похвалить ребенка за умение и сделать "домашнюю выставку".

Творческая часть. Продуктивные виды деятельности по выбору: рисование, лепка, аппликация с применением нетрадиционных техник и оборудования (рисование ладошками, пальчиком, ватной палочкой, картофелем, поролоном, зубной щеткой и т.д.)

Музыкально-ритмическая часть. Делится на подчасти: музыкально-ритмический круг, подвижные игры, упражнения на развитие общей моторики.

Педагог играет ведущую роль и служит примером для подражания. Литературный материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и песни) подобраны так, чтобы слова и образы были понятны и легко воспринимались зрительно детьми раннего возраста. Этому помогают выразительные движения, жесты, мимика, голос, эмоции педагога и родителей. Родители являются активными соучастниками встречи, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.

Упражнения на развитие общей моторики детей раннего возраста – это комплекс упражнений, направленных на развитие основных физических движений, приводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки). Игры на руках и коленях – основная задача: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость, спокойствие, расслабление и детям и родителям.

Прощание. “Переключение” детей и родителей со встречи на повседневную жизнь, закрепление позитивного настроя членов группы, создание атмосферы единства. Ритуал прощания разучивается на первой встрече и далее повторяется в неизменном виде. Прощание целесообразно организовывать в краткой, простой стихотворной форме. Педагогика сотрудничества, дает возможность всем родителям активно включаться в обсуждение волнующих проблем независимо от их социального статуса и положения в обществе, делиться проблемами и успехами семейного воспитания, а также активно участвовать в мероприятиях, проводимых совместно с детьми.

В ДОУ организована «Родительская почта». Педагогами учитывается мнение родителей: что им интересно, знания из какой области им хотелось бы получить, для корректировки плана работы группы на будущий год.

2. Рекомендации для педагогов во взаимодействии с родителями.


2А.Ситуации общения, можно использовать для театрализации детьми или родителями.

(очень хорошо развивает коммуникативные взаимодействия, могут поучаствовать родители для детей показать (работа в парах, группах, очень забавно получается и всем нравится перевоплощаться, налаживаются межличностные детско-родительские взаимодействия)

1. «Я должен спросить маму» (младший дошкольный возраст).

Цель: учить вступать в речевой контакт со взрослым и детьми, выражать свои мысли вербально.

Педагог разыгрывает перед детьми небольшую сценку: в руках у него куклы (театр): зайчонок и бельчонок.

…Прибежал Зайчонок к своему другу Бельчонку и зовет его гулять.

- Пойдем, Бельчонок, на нашу любимую полянку, поиграем.

- Не могу, Зайчонок.

- Почему? - удивился Зайчонок.

- Эта полянка далеко. И я должен спросить маму, могу ли я пойти так далеко гулять.

- Так спроси разрешения у своей мамы и пойдем! - не унимался Зайчонок.

- А моей мамы нет дома, - грустно ответил Бельчонок.

- Тогда пойдем так, без разрешения. Мы немного погуляем, и ты вернешься домой. Твоя мама даже не заметит.

Но Бельчонок очень боялся расстроить свою маму и никак не поддавался на уговоры друга.

Взрослый спрашивает у детей, правильно ли поступил Бельчонок, зачем нужно спрашивать маму; просит их предположить, что бы произошло, если Бельчонок ушел бы все-таки без разрешения. Выслушиваются ответы детей.

- Почему маленькие дети должны спрашивать разрешения у мамы, прежде чем куда-нибудь пойти или что-нибудь сделать?

- О чем вы дома еще спрашиваете маму?

- Зачем вам нужны советы или разрешение своей мамы?

В процессе беседы-диалога подводим детей к выводу, что мама всегда беспокоится, волнуется за своего ребенка, она всегда подскажет, как правильно поступить, придет своему малышу на помощь. Вот почему нельзя расстраивать маму.

2. «Почему так говорят?» (старший дошкольный возраст).

Цель: учить детей понимать значение образных выражений, находить смысловые неточности, ошибки в их использовании.

а.) Педагог предлагает детям отгадать загадки:

Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит? Никто не пугает, а она вся дрожит. (Ответ: осина.)

Далее педагог выясняет у детей, встречалось ли им когда-нибудь такое интересное выражение: «дрожит, как осиновый лист». Предлагает вспомнить, когда так говорят, подумать и объяснить, почему так говорят: не кленовый, не березовый, а осиновый. Педагог подводит детей к выводу: когда встречаются интересные выражения в книгах, в речи окружающих, надо постараться задуматься не только о том, что они означают, но и почему так говорят. Это нужно для того, чтобы в будущем употреблять эти выражения правильно.

б.) Педагог рассказывает историю про Незнайку, который пошел в школу веселых человечков «Приключения Незнайки». На уроке все учились составлять предложения. Быстрее всех научился Незнайка. Когда он прочитал предложения, которые сам придумал, веселые человечки долго смеялись.

Педагог предлагает детям послушать предложения, которые придумал Незнайка, и объяснить, почему все смеялись? В чём ошибся Незнайка? Давайте ему поможем, исправим ошибки Незнайки.

Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели.

Когда Катя увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула. Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!

Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу.

2Б. Упражнения для развития коммуникативной сферы «Этика поведения» для занятий в ДОУ и в семье (старший дошкольный возраст, начальная школа)

Цель: формирование потребности во взаимопонимании, воспитание эмпатии у семей с детьми в системе «семья со здоровым ребёнком – педагоги – семья с ребёнком с ОВЗ» с использованием приемов социо-игровой педагогики.

Примеры занятий. 

Занятие № 1. «Пойми меня»

 

Задачи: формирование умения выстраивать коммуникативное взаимодействие с участниками встречи, выражая потребность во взаимопонимании.

Оборудование: опорные картинки с изображением тех или иных предметов (одушевленных или неодушевленных), о которых в рассказе должна идти речь.

1. Организационный момент

Упражнение на развитие логического мышления, умение делать выводы на основании анализа нескольких суждений.

Продолжи закономерность совместно семья с ребенком.

 

Рис. 1

2. Вводная часть

Вводная беседа на тему: «Что нужно, чтобы научиться понимать друг друга?». (Уметь не только слушать, но и уметь услышать друг друга.)

Игра «Испорченный телефон»

Ведущий. Постарайтесь сейчас как можно лучше услышать и понять друг друга.

Участники игры садятся в круг. Каждый игрок по очереди произносит шепотом на ухо сидящему рядом какое-либо слово. Последний игрок произносит громко то слово, которое он услышал. Первый игрок должен назвать то слово, с которого он начал игру. Если слово совпадет, то все игроки правильно поняли соседа, если нет, то игроки не поняли друг друга.

3. Основная часть

Игра «Фантазеры»

Ведущий. Смысл игры заключается в том, чтобы вы смогли продолжить рассказ, начатый предыдущим игроком.

Игра может проводиться группами до 10 человек. Все игроки должны продолжить рассказ одним предложением. Тот игрок, на котором заканчивается рассказ, должен начать новый.

Участники игры садятся в круг. Ведущий показывает первую картинку с изображением, допустим, собаки. Первый игрок начинает рассказ одним предложением, например: «В одном доме жила собака…» Его сосед справа продолжает: «Эта собака любила гулять со своим хозяином у пруда…» Следующий сосед справа продолжает рассказ тоже одним предложением и так далее. Чем необычнее и смешнее будет поворот этой истории, тем лучше.

Игра продолжается по кругу до тех пор, пока воображение участников не иссякнет, а интерес не угаснет. Обычно на это уходит 10–15 минут. Желательно стремиться к тому, чтобы рассказ имел начало, середину и конец и строился вокруг какого-нибудь события (сюжета).

4. Физминутка

Ведущий. А сейчас разбейтесь на пары. Встаньте - сядьте на против друг друга. Один показывает упражнения, другой повторяет за ним. Затем наоборот.

5. Закрепление, итог

Обобщающая беседа по теме занятия:

• Что нового вы узнали сегодня о взаимоотношениях между собой и другими?

Этикетная задача

Ведущий предлагает детям решить следующую задачу: «Представьте себе, что с вами вместе находится ребенок со странностями поведения, не такой, как вы, а ему тоже хочется принять участие в вашей игре. Как вы сможете ему помочь?»

Итог занятия

Ведущий. А теперь сделаем вывод:

«Как хорошо, когда каждый из нас умеет слышать и понимать друг друга, тогда нам интересно быть вместе».

И педагог предлагает всем улыбнуться друг другу и поблагодарить за игру.

 

Занятие № 2. «Мы учимся чувствовать друг друга»

Вначале организуем Маму со своим ребенком, потом как вариант - ребенок здоровый - ребёнок с ОВЗ, мама здорового ребёнка – мама ребёнка с ОВЗ, аналогично могут быть разные вариации.

 

Задачи: формировать у детей и родителей умение чувствовать друг друга, вырабатывать потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается.

Оборудование: карточки с коррекционными упражнениями. Книга К. Чуковского «Федорино горе»; начатые, но недорисованные картинки с изображением посуды, мебели и т.д., загадки и карточки с рисунками-отгадками.

1. Организационный момент

Упражнение на формирование умения выделять главные признаки предметов.

Ведущий. Найди любимую рыбку Маши, если ты знаешь, что она не длинная, без горошин, не грустная, у нее закрыт рот и у нее не три полоски (рис. 2).

 

Рис. 2

2. Вводная часть

Вводная беседа на тему: «Умей понять и почувствовать, что нужно другому».

• Что такое чуткое отношение?

• Всегда ли мы замечаем, что происходит вокруг нас?

• Требуется ли кому-нибудь наше сочувствие или помощь?

• Наше отношение к этому?

3. Основная часть

Игра «Помоги Федоре»

Детям нужно прочитать сказку К. Чуковского «Федорино горе» и выучить отрывки из нее, по выбору семей с детьми.

Ведущий. Постарайтесь помочь Федоре. Вы почувствовали, как ей нужна ваша помощь.

Во время игры педагог выступает в роли Федоры из сказки и просит детей вспомнить сказку и прочитать отрывки из нее, поделиться впечатлениями. Федора должна вызвать у детей чувство сострадания к ней, пообещать детям стать аккуратнее и попросить помочь ей вернуть все утерянное.

Из горки карточек на столе дети берут по одной недорисованной картинке и дорисовывают начатое на ней изображение. Затем они группируются на основе сходства изображений предметов по их назначению (например, посуда, мебель и пр.) и предлагают их Федоре. Она благодарит детей и просит отгадать загадки. После того как дети отгадают, на обозрение представляется картинка-отгадка. Загадки: «Сама не ем, а людей кормлю» (ложка). «Из горячего колодца через нос вода льется» (чайник). «Гладит все, чего касается, а дотронешься — кусается» (утюг).

4. Физминутка

Игра «Замри»

Участники игры встают в круг и ведут себя раскованно, но при команде «Замри» застывают на месте в той позе, которая была перед командой. Эту игру можно дополнить тем, что ведущий пытается рассмешить любого «замершего» участника игры.

5. Закрепление, итог

Обобщающая беседа по теме занятия, по принципу игры «Комплимент», все участники расположены на ковре в кругу:

• Как вы думаете, наши добрые чувства по отношению к другим могут изменить их поступки?

• Приходилось ли вам помогать кому-нибудь?

Этикетная задача

Педагог предлагает детям решить следующую задачу: «Вы сейчас помогали Федоре, которая ленилась убираться в доме и следить за собой, а как бы вы поступили, если бы рядом с вами жил ребенок, с трудностями передвижения?»

Итог занятия

В конце занятия педагог делает вывод:

«Все мы разные, но каждый хорош по-своему. Относиться нужно к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Умей почувствовать, что твоя помощь нужна «другому». Он предлагает всем родителям и детям посмотреть друг на друга, пожать друг другу руки и улыбнуться.

 

Занятие № 3. «Я выбираю дружбу»

 

Задачи: формировать умение выстраивать межличностные отношения, воспитывать чуткое отношение друг к другу.

Оборудование: карточки с коррекционными упражнениями; красочно оформленное помещение; все необходимое для чаепития; имитация телевизора (можно сделать из большой коробки без дна), костюмы для выступления участников, подарки, выполненные руками участников.

1. Организационный момент

Упражнение на умение проводить анализ, выделять признаки, по которым различаются предметы, делать логическое умозаключение, участвует вся семья, инициатива от детей, если дети затрудняются, помогают путём поиска решения проблемы родители (рис. 3, 4).

 

Рис. 3

 

Рис. 4

Даша, Маша, Денис и Антон выбирают себе щенков. Кто какого щенка выбрал, если:

а) Денису не понравились спящие щенки;

б) Маша выбрала щенка без ошейника;

в) Даша не хочет пятнистого щенка;

г) Антон взял щенка, которого не захотели взять Даша и Денис.

2. Вводная часть

Вводная беседа на тему: «Какие отношения должны быть между друзьями».

• Как нужно относиться к своему другу?

• Как бы вы хотели, чтобы друг относился к вам?

• Хотели бы вы, чтобы ваша дружба крепла?

• Что, по вашему мнению, нужно сделать для укрепления дружеских отношений.

Игра «Угадай мое желание»

Ведущий. Попробуйте понять с помощью мимики и жестов желание своего друга.

Дети делятся на две команды и родители делятся на две команды. Поочередно один из членов команды выбирает себе друга из другой команды и с помощью мимики и жестов выражает свое желание. Друг, которого выбрали, должен угадать желание. Если он не справляется с поставленной перед ним задачей, то ему помогает команда. Затем команды меняются ролями.

3. Основная часть

«Сюрпризы дружбы»

В мероприятии принимает участие все присутствующие на встрече (дети, родители, педагоги). Это мероприятие может быть приурочено ко Дню именинника. Роль ведущего исполняет кто-либо из взрослых. Ведущий объявляет, что детей ожидают сюрпризы. Все дети удобно садятся. Ведущий объявляет: «Для (имя и фамилия ребёнка) исполняется любимая песня…» Дети под музыку исполняет песню, которую все знают. «Для (имя и фамилия ребёнка) артист приготовил сюрприз». Исполняется пантомима. Выступления могут быть различными: стихотворения, песни, театрализации, танцы, игра на музыкальных инструментах и др.

После выступления участники могут обменяться подарками, выполненными собственными руками в творческой мастерской на предыдущей встрече или дома.

Закончить встречу можно чаепитием за общим столом.

4. Физминутка

Участники игры встают в круг и держат друг друга за руки. В центре круга два игрока. У одного закрыты глаза. По команде ведущего игрок с закрытыми глазами пытается найти второго игрока. Все остальные подсказывают ему верный путь, дают команды: «Направо, налево, прямо, назад, горячо, холодно». После того как второй игрок будет пойман, выбирается другая пара (если все дети могут самостоятельно передвигаться, или для подгрупп, или совместно с родителями)

5. Закрепление, итог

Обобщающая беседа по теме встречи, участвуют все:

• Что нового вы узнали сегодня о том, как должны строиться отношения между друзьями?

• Расскажите, был ли у вас раньше друг или подруга? Какие отношения были между вами? (родители тоже)

Этикетная задача

За чаепитием ведущий предлагает детям решить следующую задачу.

Ведущий. Посмотрите, мы все разные, ваши друзья, соседи или знакомые, ваши сверстники имеют трудности при передвижении, но они ничем не отличаются от вас, им трудно передвигаться, но они с удовольствием тоже участвуют в нашем общем мероприятии. Вам нравиться встречи в нашем семейном клубе?

Итог занятия

Ведущий. А теперь сделаем вывод:

«Все мы разные, но каждый хорош по-своему. Относиться нужно к другому так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам, нужно уметь понять и принять другого, тогда дружба станет крепче». Педагог предлагает обменяться улыбками и рукопожатиями.

 

Занятие № 4. «Мы в этом мире»

 

Задачи: учить понимать другого как самого себя, формировать потребность работать в «команде», ощущать радость от общения.

Оборудование: карточки с коррекционным заданием, фотографии отражающие встречи семейного клуба, «Разрезные картинки» (карточки - ситуации из которых складываются целые картинки), конструкторы, раздаточный материал для основного этапа.

1. Организационный момент (совместно семьи с детьми) Упражнение способствует развитию логического мышления и формирует умение проводить анализ и синтез (рис. 5).

 

Рис. 5

ВедущийВ каждом ряду дорисуй фигуры так, чтобы получилась фигура, указанная на образце.

2. Вводная часть

Вводная беседа на тему: «Какие мы?» (организация в кругу)

• Расскажите о себе и о своих увлечениях. Если дети затрудняются ответить, предложить выбрать, кто из вас любит петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальном инструменте, играть в футбол, в шахматы, шашки, бегать и т.д.

Игра «Собери картинку» (дети с ОВЗ и здоровые, мамы детей с ОВЗ и мамы здоровых детей)

Ведущий. Из фрагментов фотографий, отражающие встречи семейного клуба, соберите полное изображение этих сюжетов.

Дети делятся на группы по желанию по три-четыре человека и получают фрагменты фотографий, отражающие встречи семейного клуба, «Разрезные картинки» (карточки - ситуации из которых складываются целые картинки). Нужно сложить из них полное изображение того или иного сюжета. И рассказать о том событии, которое было запечатлено на фотографии. Побеждает та команда, которая работала более слаженно и быстро и чей рассказ будет более полным.

3. Основная часть

Ведущий. Подумайте, что нужно для того, чтобы в вашей общей работе вы могли добиться наилучшего результата?

Игра «Кто, что умеет лучше всего?» (по принципу игры «Комплимент»)


Ведущий. Вы сейчас убедитесь, что успех любой работы зависит, прежде всего, от слаженности работы группы. А чтобы ваша работа была слаженной, выберите и подчеркните, самые важные правила.

• Уметь понимать друг друга.

• Обижаться друг на друга.

• Уметь поддержать друг друга.

• Ссориться по пустякам.

• Уметь слушать друг друга.

Вы рассказали чуть раньше о том, что лучше всего умеет делать каждый из вас. Вы теперь знаете, что необходимо, чтобы ваша работа была слаженной. Подумайте, на какие группы можно разделиться, чтобы выполнить задание очень хорошо.

• I группа — те, кто любит рисовать.

• II группа — те, кто любит танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах.

• III группа — те, кто любит прыгать, бегать, играть в футбол.

• Что могла бы сделать каждая группа отдельно?

• Что вы могли бы сделать все вместе?

Ведущий. А сейчас разделитесь на группы по интересам. Каждая группа — это одна команда. Вам нужно выбрать командира, который будет руководить работой команды.

Игра «Город мастеров»

Ребята делятся на команды по пять–шесть человек. Каждая команда получает конструктор и должна построить свой город (как варианты - нарисовать на одном плакате общий рисунок, спеть песню, показать или рассказать командой сказку), Необходимо учитывать желание участников встречи и их увлечения. Побеждает та команда, которая работала более слаженно, где все участники понимали и помогали друг другу (семьи с детьми с ОВЗ и семьи со здоровыми детьми).

4. Физминутка

Игра «Почувствуй себя в команде»

Те команды, которые уже были подобраны для работы в «Городе мастеров», проводят небольшую эстафету (с учетом диагнозов детей с ОВЗ). Победившая команда получает приз.

5. Закрепление, итог

Обобщающая беседа по теме занятия:

• Вы научились рядом с собой чувствовать других?

• Вам понравилось быть частью команды?

Этикетная задача

«Что вы будете делать, если у вас в команде будет ребенок, у которого вследствие болезни постоянно трясутся руки и поэтому он не сможет быстро и ловко, как это получается у вас, выполнять работу:

• сердиться на него;

• не возьмете в игру;

• возьмете в игру и будете помогать ему;

• будете подбадривать его».

Итог занятия

Ведущий. А теперь сделаем вывод:

«Мы все разные, с разными возможностями, но каждый хорош по-своему. Чтобы жить в согласии, работать в одной команде, нужно уметь понимать и уважать друг друга, помогать друг другу». Педагог предлагает всем пожать друг другу руки и улыбнуться.

3Рекомендации для педагогов по взаимодействию с детьми старшего дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Диалог-шутка

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл

- Что ел?

- Забыл

- Что пил?

- Забыл.

Игру можно варьировать.

1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.

2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.

Покажи:

1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.

2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.

3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.

4. Твоя голова говорит: “Нет”.

5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

Подарки

Цель: развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.

Детям предлагается разыграть ситуацию празднования дня рождения одного из своих товарищей. Поскольку на день рождения принято дарить подарки, воспитатель говорит ребятам, что каждый из них может подарить имениннику то, что могло бы его по-настоящему обрадовать и, так или иначе, охарактеризовать автора подарка. Выбирается “именинник”, ему даётся задание угадать автора подарка.

Затем “именинник” выходит за дверь. Остальные ребята говорят воспитателю о том, какой “подарок” каждый из них “подарит” имениннику на день рождения. Воспитатель составляет список “подарков”. Входит “именинник”. Воспитатель называет первый из списка подарков и спрашивает “именинника”, кто его может подарить. Далее называются по очереди все подарки.

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

На балу у короля

Цель: развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Дети “приезжают” в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.

Самый лучший

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

рассмеши царевну;

попроси игрушку у ребят;

уговори маму пойти в цирк;

помирись с товарищем;

попроси ребят принять тебя в игру;

посмеши ребят;

расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

На балу у короля

Цель: развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Дети “приезжают” в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.

Самый лучший

Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

рассмеши царевну;

попроси игрушку у ребят;

уговори маму пойти в цирк;

помирись с товарищем;

попроси ребят принять тебя в игру;

посмеши ребят;

расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

Позвони другу

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”.

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне позвони
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два –
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

Колдун

Цель: развить умения использовать невербальные средства общения.

“Колдун” заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Управляем роботом

Цель: развить умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.

Вызывается ребёнок – “робот”. Дети по очереди дают ему задания. “Робот” выполняет инструкцию. Например: “Робот, попроси разрешения поиграть”, “Робот, извинись перед другом”, “Робот, узнай, как найти дорогу”. Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинения, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступка.

3Б Игры, ориентированные на развитие регуляционно-коммуникативных умений

Клеевой ручеёк

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Магазин игрушек

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Ищем клад

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые.

Во второй части игры детям говорится о том , что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.

Скульпторы

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Игра проводится на занятии по лепке.

Все дети “скульпторы”. Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой “скульптор” добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.

Близнецы

Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу “Найди друга” - ищут пару – того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Скажи по-разному

Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).

- пойдём гулять;

- дай мне игрушку и др.

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

3В Игры, ориентированные на развитие аффективно-коммуникативных умений

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем.

Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это...”;

“ Особенно мне не нравится, когда...”;

“Однажды меня очень напугало то, что...”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я...”.

Игра с масками

Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель предлагает детям по желанию надеть маску домашнего животного. Две маски могут построить диалог о том, как им живётся у своих хозяев, как они к ним относятся, а также, как они сами относятся к своим хозяевам.

В заключении делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.

Как ты себя чувствуешь

Цель: развить умения чувствовать настроение другого.

Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.

Моё настроение

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь лучше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Астрологи

Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

Оживи маску

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.




Библиография

Нормативные документы

1.Конституция РФ от 12 декабря //СПС Консультант Плюс. Пополнения для федеральных баз. – 2013. Т. 13.

2.Конвенции о правах ребенка.

3. Конвенции ООН о правах ребенка

4.Декларации прав человека.

5.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014).

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки РФ 17 октября 2013 года).

7.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.от 21.07.2014) “Об образовании в Российской Федерации”.

8.Основная образовательная программа МБДОУ №5 2016год

9. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" http://www.rg.ru/

10.Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в с ограниченными возможностями здоровья : основные положения / Н.Н. Малофеев [и др.] // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 6-22.

11.Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае // Дефектология. – 2010. – № 4. – С. 67-82.

12.Концепция развития специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (Фрагменты) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 4. – С. 4-14.

13.Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. ( с цитированием по Lipkowski O. Pedagogika specjalna Warszawa, 1997)

14.Бектяшкина, Е.Д. ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МАМА» / Е.Д.Бектяшкина // Сибирский вестник принято к публикации к сборнику статей специального образования (РИНЦ) в рамках статей V Международной научно-практической конференции «Социальное служение: институциональные и общественные практики в современном мире»

15.Бектяшкина, Е.Д. Родительская компетентность в воспитании нравственных качеств детей / Е.Д.Бектяшкина / 2012 издательским домом Германии LAP Publishing (e-Mail: info@lap-publishing.com - www.lap-publishing.com).

16.Букатов В.М Шишел-Мышел, взял да вышел Настольная книжка воспитателя ПО СОЦИО-ИГРОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями.

17.Ершова А.П., Букатов В.М. По пути к таланту, Красноярск- 2005г

18.Климацкая Л.Г, Романова Н.Ю., Бектяшкина Е.Д. «Формирование толерантного отношения детей старшего дошкольного возраста и их родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного клуба» - ФГБОУ ВО КГПУ им.В.П. Астафьева 2015год ISBN 978-5-85981-563-0.

19.Мудрик А.В. Социализация человека. М: Академия, 2004.304 с.

20.Пашинова Г.Е. Социальная политика как аспект развития региона //Социальное развитие: Регион 24.- 2012 .- №1.- с.2-4

21.Пастюк О.В. Игры социоигровой направленности для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкільна освіта.-2008.-N 2(20).

22.Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5- 2009 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС» статья Бойчук И.А. « В содружестве с семьей».

23.Савенков А.И. Образовательная среда // Школьный психолог.2008 №20 с 4-

24.Сиротюк А.С. Модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в процессе инклюзивного психического развития» //Казанская наука. 2012. №3

25.Сиротюк А.С. Организация полисубъектной деятельности специалистов в системе инклюзивного образования //Alma Mater (Вестник высшей школы). М., 2012. № 4. http://www.sirotyk.ru/docs/5.docx

26.Сухих В.Г., Чеха В.А. Практика комплексной реабилитации инвалидов: методическое пособие для руководителей и специалистов сферы реабилитации инвалидов/КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения». – Красноярск: Красноярский писатель, 2010. – 108

27.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологи. – 1995.

28.Фуряева Т.В., И.Г. Каблукова Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции: коллективная монография; КГПУ им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2007.- 304с.

29. Setilab.ru. Социо-игровая педагогика




























26