ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
(ХОРЕОГРАФИЯ)»
Программа по учебному предмету
РИТМИКА
Фокино 2014
«Одобрено» «Утверждаю»
Методическим советом Директор ДШИ г.Фокино
ДШИ г.Фокино Н.А.Антонова
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ
Разработчик: Прокопова Е.В., преподаватель хореографии
ДШИ г.Фокино
Рецензент: Потачина Н.В. ,заместитель директора по
учебной и воспитательной работе, председатель
методического совета ДШИ г.Фокино
I. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
В школу искусств приходят заниматься дети, которые не имеют специальной подготовки и специальных профессиональных данных, поэтому развивать их надо с самого начала, с «азов». На уроках ритмики дети постигают искусство танца в игровом варианте. Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно-эстетического образования. Освоение данной дисциплины способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:
- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;
- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;
- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;
- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;
- приобщить к культурным ценностям.
Предмет развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность - в этом его значение и значимость. Учебная программа по предмету «Ритмика» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.
Цель и задачи программы:
Основная цель программы - способность эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию.
Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.
Учебно-музыкальные задачи:
дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
опираться в обучении на основные принципы педагогики;
научить взаимосвязи музыки и движения,
научить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;
привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально – двигательные, художественно – творческие).
Развивающие задачи:
развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;
пробуждать фантазию, способность к импровизации;
развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.
Воспитательные задачи:
воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
сплотить коллектив, строить в нём отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;
принимать участие в концертной жизни школы.
Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 10 лет.
Сроки реализации.
Настоящая программа рассчитана на два года обучения. Исходя из учебного плана, на предмет «Ритмика» отведено 64 часа для 1 класса и 66 часов для 2 класса. Общий объем аудиторной нагрузки по учебному предмету «Ритмика» составляет 130 часов.
Форма занятий – мелкогрупповая (численностью от 4 – до 11 человек).
Классы/количество часов | 1 класс | 2 класс |
Количество часов | Количество часов |
Максимальная нагрузка за два года обучения | 130 |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 64 | 66 |
Недельная аудиторная нагрузка | 2 | 2 |
Консультации | 2 | 2 |
II. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения (первый класс)
№ п/п | Наименование тем, разделы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 1 | 1 | - |
| Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты. | 3 | | |
1.1 | Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато. Музыкально – ритмические упражнения. | - | 1 | - |
1.2 | Тема 2. Длительности, ритмический рисунок, акценты, сильные и слабые доли, музыкальный размер. Музыкально-ритмические упражнения. | - | 1 | - |
1.3 | Тема 3. Строение музыкального произведения. Музыкально-ритмические упражнения. | - | 1 | - |
| Раздел 2. Элементы классического танца, народного танца. | 20 | | |
2.1 | Тема 1. Элементы классического танца. | | - | 10 |
2.2 | Тема 2. Элементы народного танца. | | - | 10 |
| Раздел 3. Гимнастические упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы. | 6 | - | |
| Раздел 4. Упражнения на ориентировку в пространстве. | 6 | - | 6 |
| Раздел 5. Прыжки | 6 | - | 6 |
| Раздел 6. Этюды и постановочная работа. | 15 | - | 15 |
| Раздел 7. Игры. Тема 1. Игры на развитие воображения. Тема 2. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера. Тема 3. Игры на коррекцию эмоциональной сферы. Тема 4. Игры на сплочение коллектива. | 6 | - | 6 |
| Контрольный урок. | 1 | - | 1 |
| Итого: | 64 | | |
Второй год обучения (второй класс)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 1 | 1 | - |
| Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты. | 3 | | |
1.1 | Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – стаккато. Музыкально-ритмические упражнения. | - | 1 | - |
1.2 | Тема 2. Длительности, ритмический рисунок, акценты, сильные и слабые доли, музыкальный размер. Музыкально-ритмические упражнения. | - | 1 | - |
1.3 | Тема 3.Строение музыкального произведения. | | 1 | |
| Раздел 2. Элементы классического танца, народного танца. | 24 | | |
2.1 | Тема 1. Элементы классического танца | | - | 12 |
2.2 | Тема 2. Элементы народного танца. | | - | 12 |
| Раздел 3. Гимнастические упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы. | 6 | | 6 |
| Раздел 4. Упражнения на ориентировку в пространстве. | 6 | | 6 |
| Раздел 5. Прыжки. | 6 | - | 6 |
| Раздел 4. Этюды и постановочная работа. | 13 | - | 13 |
| Раздел 7. Игры. Тема 1. Игры на развитие воображения. Тема 2. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера. Тема 3. Игры на коррекцию эмоциональной сферы. Тема 4. Игры на сплочение коллектива. | 6 | - | 6 |
| Контрольный урок | 1 | - | 1 |
| Итого: | 66 | | |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа с 1 по 2 год обучения содержит следующие разделы:
- ритмика, элементы музыкальной грамоты;
- элементы классического и народного танцев;
- этюды и постановочная работа.
Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально – ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувства ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определить её характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.
Раздел « Элементы классического и народного танцев ».
Включенные в раздел упражнения экзерсиса способствует формированию правильной осанки, помогают исправить физические недостатки, учат правильной постановке корпуса, выработки координации движений, учат правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.
Раздел «Этюды и постановочная работа» включает народные и детские сюжетные танцы в обучающем, постановочном и сценическом варианте.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
1 класс
Вводное занятие.
Знакомство с воспитанниками. Правила поведения на занятии.
Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий.
РАЗДЕЛ 1. ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато-стаккато.
Умение слушать музыку, определять ее характер, отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных пьес (веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Знакомство с выразительным значением темпа музыки (медленно, умеренно, быстро). Умение выполнять движения в различных темпах, переключаться из одного темпа в другой, постепенно ускорять и замедлять движение. Различать динамические оттенки музыки (тихо, умеренно, громко). Умение выполнять движения с различной силой, амплитудой в зависимости от характера музыки. Понятия легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.
Тема 2. Длительности, ритмический рисунок, акценты, метрическая пульсация, сильные-слабые доли, музыкальный размер.
Понятие о длительностях (целые, половинные, четверти и восьмые). Понятие о ритмическом рисунке как сочетании различных длительностей. Умение воспроизводить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных и половинных нот. Понятие об акценте, метрической пульсации (периодически повторяющихся ударениях в музыке), сильных и слабых долях. Умение выделять сильные и слабые доли на слух, отмечать их хлопками и дирижировать в музыкальном размере 2/4, 3/4, 4/4.
Тема 3. Строение музыкального произведения.
Понятие: вступление, части, музыкальная фраза. Умение менять движение в зависимости от смены частей и фраз. Умение определять характер различных частей и двигаться в характере музыки.
Музыкально-ритмические упражнения
Тема 1. .
Р. Глиэр. Маленький марш.
М. Старокадомский. Марш.
И. Дунаевский. Веселый ветер. Песня Роберта из кинофильма «Дети капитана Гранта».
Ш. Гуно. Отрывок из оперы «Фауст».
В. Витлин. Бубенцы.
А. Гречанинов. Моя лошадка.
Ан. Александров. Вальс.
Т. Попатеико. «Уголки». Упражнение «То бегом, то шагом».
Т Ломова. «Ускоряя, замедляя».
JI. Бетховен. Лендлер. Упражнение «Ветерок и ветер».
Ш. Люлли. Марш.
Б. Годар. Марш.
Венгерская народная мелодия. Упражнение «После дождя».
Английская и французская народные мелодии. Упражнение «Как звучит музыка».
С. Затоплянский. Танец. Упражнение «Радуемся солнышку».
Б. Асафьев. Отрывок из балета «Белая лилия».
Т. Ломова. «Прогулка». Упражнение «Певучий хоровод».
В. Моцарт. Отрывок из оперы «Док-Жуан». Упражнение «Бесконечная сказка».
Тема 2.
Л. Бетховен. Контрданс.
Н. Дадухин. Маленькая пьеса.
Ф. Шуберт. Марш, соч. 51, № 3.
П. И. Чайковский. Песенка без слов.
Латышская народная песня.
Ф. Госсек. Гавот.
Б. Барток. Детская пьеса.
М. Красев. Веселый человек.
Русская народная песня «Ах ты, береза».
Чешская народная песня «Аннушка»,
Н. Александрова. Игра в мяч.
Н. Руднева. Щебеталка пташечка.
Тема 3. ,
Ф. Шуберт. Военный марш № 3. Соч. 51, «Три военных марша».
Ф. Шуберт. Экосез. Соч. 18, тетрадь I. Вальсы и экосезы, № 1.
Э. Григ. Свадебный день в Трольхаугене. Соч. 65, № 6.
Л. Бетховен. Отрывок из сонаты.
М. Глинка. Краковяк из оперы «Иван Сусанин».
М. Красев. Танец снежинок.
Венский вальс в записи М. Мейчика.
Ритмические упражнения
Упражнение 1. Ритмика учит детей в условных движениях услышанный музыкальный ритм. Каждый музыкальный звук имеет установленную длину (длительность). Условно примем звук, длящийся 4 сек., за целую ноту, тогда половина будет звучать только 2 сек., а четверть - одну.
Предложите концертмейстеру играть четверти со скоростью 60 ударов в минуту. А учащимся, предложите отмечать хлопками, после команды «и», сначала четверти, потом половины, затем целые ноты. ( При исполнении четвертей учащиеся будут хлопать вместе со звуками музыки, при исполнении половин на «раз» - хлопок, «два» - пауза, в целых же нотах на «раз» - хлопок, 2,3, 4 – пауза). Так практически учащиеся узнают, как можно движениями отмечать длину звуков. По заданию учителя хлопки можно заменить щелчками, притопами, шлепком по бедрам или хлопками в паре.
Упражнение 2. Предложите концертмейстеру играть ритмический рисунок:
Учащиеся сначала должны выслушать эту музыкальную фразу, затем повторить ее ритм хлопками. Задание исполняется несколько раз подряд. Если оно не получилось, надо снова отдельно отхлопать половины, затем четверти. После этого пропеть эту фразу, а затем петь и хлопать. Предложите второй ритмический рисунок, более сложный и длинный: темп 60. Пропеть эту музыкальную фразу. Затем ее же отхлопать. Пение помогает правильному соблюдению длительности нот, после него хлопки почти всегда исполняются в правильном ритме. Это наиболее продуктивный способ освоения ритмических рисунков, им следует пользоваться всегда, когда есть трудности в воспроизведении ритмов.
РАЗДЕЛ 2. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО И НАРОДНОГО ТАНЦЕВ
Тема 1. Шаги:
- бытовой;
- легкий шаг с носка (танцевальный);
- шаг на полупальцах;
- легкий бег;
- шаг с подскоком;
- боковой подскок (галоп);
- русский переменный:
.- шаг польки (в народной манере).
Тема 2. Позиции ног:
- I, II, Ш, IV (полувыворотные), VI.
Тема 3. Позиции рук:
- подготовительное положение,
- I, II, III позиции;
- перевод рук из позиции в позицию.
Положения и движения рук, принятые в русском пляске:
а) свободно опущенные вниз;
б) руки в бок;
в) руки, скрещенные на груди;
г) взмахи платочком.
Тема 4. Полуприседание по VI, I, II, III позициям.
Тема 5. Выдвижение ноги:
а) в сторону из VI и I позиции;
б) вперед из 6 и 1 позиции.
1. Выдвижение ноги в сочетании с полуприседанием в сторону и вперед.
2. Выдвижение ног в сторону и вперед с переводом « носок – каблук» в характере русского народного танца.
3. Выдвижение ноги, с переводом носка на каблук (вперед, в сторону) в сочетании с полуприседанием.
Тема 6. Поднимание на полупальцы по VI и I позициям.
- Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.
Раздел 3. Гимнастические упражнения с движениями рук, ног, туловища, головы.
Исполнение под музыку наклонов и поворотов головы, наклонов и поворотов туловища, круговые движения головы, рук, плеч, туловища; выполнение приседаний, выпад вперед и в сторону, махов ногами во всех направлениях. Исполнение упражнений на ковриках, развивающих гибкость, силу мышц ног и рук, увеличивающих растяжку.
Тема 1. Движения для головы:
а) повороты направо - налево;
б) вверх- вниз;
в) наклоны с различной амплитудой.
Тема 2. Движения плеч и корпуса:
а) подъем и опускание плеч;
б) наклоны корпуса вперед и в сторону;
в) повороты, выводя правое или левое плечо вперед.
Раздел 4. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Тема 1. Упражнения на ориентировку в пространстве:
а) различение правой, левой ноги, руки и плеч;
б) повороты вправо и влево;
г) движение по диагонали.
Тема 2. Построения и перестроения.
а) в колонну по одному;
б) в пары и обратно;
в) из колонны по два в колонну по четыре и обратно;
г) из колонны в шеренгу;
д) круг;
е) сужение и расширение круга;
ж) свободное размещение в зале;
и) «воротца».
Раздел 5. Прыжки
Прыжки на месте на обеих ногах с мягким приземлением; прыжки с продвижением вперед на обеих ногах с мягким приземлением; на одной ноге, через короткую скакалку на месте на обеих ногах; с промежуточным прыжком. Прыжки на двух ногах по 6 позиции.
РАЗДЕЛ 6. ЭТЮДЫ И ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА.
Танцы. Пляска - импровизация, Маленький танец, Покружись и поклонись, Подружились, Пляска с платочками, Танец вокруг елки, Снежинки, Пляска парами, Приглашение, Прощаться здороваться, Танец с воздушными шарами, Полька- ладошки, Мы танцуем польку, Мы танцуем лучше вас, Полька двойка, Русская народная пляска, Возле речки, Змейка с воротцами (хоровод), Вежливы танец.
Раздел 7. Игры.
Тема 1. Игры на развитие воображения. 1. “Повтори за мной“ Педагог простукивает определённый ритм ладонями (фраза чёткая и короткая) дети поочередно повторяют фразу.
2.“Волшебное яйцо“. Раздается шаблон в виде яйца, дети обводят его на бумаге и дорисовывают овал так, чтобы получился новый предмет.
3.“Узнай, кто я“. Нужно узнать предмет по устному описанию.
Тема 2. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
1.“Гусеница”. Группа становится в линию. Каждый из группы передаёт свою руку тому, кто стоит сзади. Для этого играющие расставляют ноги на ширину плеч и подают руку назад между своих ног. При этом каждый берет руку стоящего впереди. Группа начинает двигаться вперёд, потом назад, пока все не лягут на пол.
2. “Обувная фабрика”. Все снимают обувь и встают в центр круга. Каждый одевает два разных ботинка и пытается поставить ногу рядом с ногой обутой в парную обувь.
3.“Это мой нос”. Показывая на часть тела, называют другую: показывая на ухо, спрашиваем: “Это мой нос“.
4.“Ха-ха-ха“. Все ложатся, кладя голову на живот другому участнику, образуя длинную цепь. Первый играющий говорит: ”Ха”, второй “Ха-ха”, третий: ”Ха-ха-ха”. Так продолжается до последнего. Игра начинается заново, если кто-то засмеётся.
Тема 3. Игры на коррекцию эмоциональной сферы.
1.“Невидимая надпись”. Взрослый, или дети в паре рисуют на ладошке другого любую букву из его имени. Дети отгадывают.
2.“Кукольный театр“. Дети делятся на пары: 1-й кукольник, 2-й кукла. Кукла сидит совершенно расслаблено, свесив голову вниз, как тряпичная. Кукольник придаёт какое-то положение её рукам ногам, лицу, чтобы выражалось какое-то чувство. Кукольники угадывают, какая кукла, что показывает. Меняются в парах.
3.“Островок чувств”. Позволяет выразить чувства, которые им приходится скрывать. Дети делятся на две группы: 1 группа – танцоры, 2 группа - художники. Ведущий говорит шепотом, какие чувства они должны показать. Художники наблюдают, угадывают чувство, подбирают краску и рисуют одной линией танец танцоров в течение 3 минут, затем рассказывают, почему они так нарисовали движения танцоров:
тебе грустно: умерла твоя кошка
ты один дома, тебе скучно,
ты здоровый, сильный, победил на соревнованиях,
ты отравился чем-то, у тебя болит живот.
Партнеры меняются местами.
4.“Танцы – противоположности“. Дети в парах под ритмичную музыку танцуют танец, изображая противоположные чувства.1- грустный, 2- веселый. Через 1-2 минуты дети меняются ролями. Примерные пары чувств: нервный - спокойный, беспечный – озабоченный, сердитый - довольный, жадный - щедрый, трусливый – смелый, бунтарский - покорный.
Тема 4. Игры на сплочение коллектива.
1. “Мой хороший попугай “(мишка, зайка). По кругу передают любую игрушку. Получив игрушку, ребёнок прижимает её, гладит, говорит что-то приятное, бережно передаёт другому.
2.“Липучка”. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников приговаривая: “Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать“. Каждый пойманный присоединяется.
3.“Кенгуру “ /в парах/. 1-й кенгуру , 2-й кенгурёнок сначала встаёт спиной к нему, а затем приседает. Оба берутся за руки. Задача: в таком положении пройти как можно дальше.
4.“Щепки на реке “. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами больше вытянутой руки. По реке плывут щепки. Сами решают, как будут двигаться – быстро или медленно, прямо или крутиться, останавливаться, поворачивать назад. Участники игры “берега“ помогают руками легкими прикосновениями движению щепок. Глаза у щепок могут быть открыты или закрыты.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
2 класс
Вводное занятие.
Постановка цели и задач на учебный год; обсуждение репертуарного плана.
Раздел 1. ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
Закрепляются знания и навыки, полученные на первом году обучения. Расширяются представления о содержании и выразительных средствах музыки на новом музыкальном материале. Вводятся новые понятия: такт, затакт. Дирижирование из затакта. Передача динамических оттенков и характера музыки в дирижерском жесте. Поочередное вступление (каноном) на 2/4, 3/4, 4/4, учащиеся начинают делать движение по очереди, вступая на начало каждого следующего такта. Установление последовательности, чередования, повторности крупных и мелких подразделений в музыке (частей и фраз). Умение анализировать предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный размер, строение.
Музыкально-ритмические упражнения
Л. Бетховен. Шесть контрдансов. Контрданс № 1.
2. А. Лядов. Музыкальная табакерка. Вальс № 1.
3. Л. Бетховен. Багатель.
4. Н. Римский-Корсаков. Хороводные песни из оперы «Садко».
5. Ф. Шуберт. Сентиментальный вальс.
6. А. Моцарт. Из нотной тетради «8-летнего Моцарта».
7. А. Моцарт. Начало симфонии.
8. Р.- Глиер. Вальс. Соч. 31, № 6.
9. Л. Бетховен. Экосез.
10. Ф Шуберт. Лендлер № 3. Двенадцать лендлеров.
11. Ф. Шуберт. Лендлер № 4. Двенадцать лендлеров.
12. Ф. Шуберт. Вальс. Соч. 9, тетрадь 2, № 11.
13. П. И. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
14. П. И. Чайковский. Экосез из оперы «Евгений Онегин».
15. А. Хачатурян. Андантино.
Ритмические упражнения
Упражнение 1. В музыке есть еще более короткие звуки, чем четверти – это 1/8, 1/16, 1/32,1/64, но на уроках по движению обычно не используется ноты короче 1/8. Рекомендуется учащимся исполнять ноты коротких длительностей легкими небольшими шажками (типа пробежки). Предложите концертмейстеру играть 4 такта по 8/8 каждый, темп 60. Сначала их надо выслушать, отхлопать ладонями, а затем пробежать. Предложите концертмейстеру исполнить 4 раза ритмический рисунок:
Учащиеся должны прослушать, пропеть, отхлопать и выполнить ритмический рисунок ногами в движении вперед и назад. Если это задание будет выполнено, предложите следующий вариант:
Прослушать два раза, пропеть, отхлопать, затем выполнить ногами, двигаясь вперед и назад.
Упражнение 2. Музыкальный размер 2/4. «Раз» - сильная доля, «Два» - слабая. В предмете «ритмика» размеры тактов принято выражать специальными движения рук – «тактирование». Исходное положение - поднять руки вверх для всех видов тактирования.
А. «1» - опустить обе руки вниз сильными движениями, сжимая кисти в кулаки.
«2» - поднять мягкие, свободные руки вверх. Выполнять это несколько раз.
Б. Музыкальный размер 2/4 можно тактировать и движениями ног, ходьбой с акцентами, танцевальными движениями. Первый шаг соответствующий сильной доле и его надо сделать со стуком в пол, второй – мягче. Предложите детям идти по кругу, тактируя 2/4.
В. Соедините движения руками с движениями ногами. Все виды тактирования и ритмические упражнения руками следует исполнить в построении по кругу. Тренировать до абсолютной точности исполнения. При верном исполнении можно предложить концертмейстеру несколько убыстрить или замедлить темп сопровождения, но делается это только тогда, когда группа справляется с основными заданием.
Упражнение 3.
А. Предложите концертмейстеру играть музыкальный размер ѕ. Тактирование таково:
«раз» - руки сильно опустить вниз, сжимая кулаки;
«два» - руки свободно и легко развести в стороны;
«три» - руки поднять вверх с хлопками.
Б. Выполнить тактирование на ѕ несколько раз, запомнить.
В. Выполнить тактирование на ѕ в ходьбе: первый шаг с акцентом, два последующих – мягко. (Акцент будет переходить с одной ноги на другую).
Г. Соединить упражнения Б и В.
Раздел 2. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО, НАРОДНОГО ТАНЦЕВ
Тема 1. Шаги:
а) танцевальный шаг назад (в медленном темпе);
б) шаг на полупальцах назад;
в) шаг с высоким подъемом колена вперед на полупальцах;
г) спортивная ходьба, делая маховые движения руками;
д) бег, сгибая ноги сзади;
е) бег, вынося прямые ноги вперед.
Тема 2. Полуприседания по I, II, III позициям.
Тема 3. Выдвижение ноги:
а) в сторону из III позиции;
б) вперед из III позиции;
в) вперед и в сторону из Ш позиции в сочетании с полуприседанием.
Тема 4. Поднимание на полупальцы по III позиции.
Тема 5. Положение анфас, положение эпольман.
Тема 6. Раскрывание рук вперед в сторону из положения на поясе, вхарактере русского танца.
Тема 7. Русский переменный ход вперед и назад в сочетании с руками.
Тема 8. Боковой русский ход «припадание», «гармошка» «елочка».
Тема 9. Ковырялочка, припляс, дробные выстукивания.
Раздел 3. Упражнения с движениями рук, ног, туловища.
Положения рук к плечам, перед грудью, сгибание и разгибание рук из положения в стороны, вперед, вверх; поднимание прямых ног, сгибание и разгибание их в положении сидя; наклоны туловища вперед с различными положениями рук вправо и влево со скольжением рук вдоль тела; комплекс упражнений в стиле аэробики.
Раздел 4. Построения и перестроения: Построение в круг: из колонны по одному, из одной шеренги, из двух шеренг, из двух колонн; перестроение из одной шеренги в две; из одной колонны в две, в три, в четыре; из двух колонн в четыре; ходьба по залу противоходом, по диагонали, змейками, концентрическими кругами.
«Звездочки» и «Карусель», «Плетень» и «Корзиночка», перестроение из одного круга в два или в три концентрических, двигающихся в разные стороны, построение «Шен».
Раздел 5. Прыжки. Прыжки на месте на обеих ногах с поворотом на 45, 90, 180; с одной ноги на другую; из нормальной позиции ног во вторую невыворотную; с двух ног на одну; с прямыми ногами и поджатыми. Прыжки на двух ногах по I позиции.
РАЗДЕЛ 6. ЭТЮДЫ И ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА.
«Пляска с притопами», «Танец бусинок», «Пляска петрушек», «Русская хороводная пляска», «Вальс с осенними листьями», «Полька – тройка», «Веселые ковбои», «Немецкий танец», «На птичьем дворе», «Детский краковяк», «Круговой галоп», «На палубе корабля», «Кадриль».
Раздел 7. Игры
Тема 1. Игры на развитие воображения.
1.“Возьми и передай“. Дети стоят в кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Юля передаёт Насте горячий утюг, та боится обжечься, показывает какой он горячий. Настя передаёт Оксане торт и т.д.
2. “Быстрые превращения“. Под быструю музыку дети свободно двигаются. Когда музыка остановится, дети превращаются в того, в кого скажет ведущий: Баба-Яга, роботы, грустный клоун весёлый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун, вежливый манекен. Музыка на 30 сек.-1 мин.
3. “Инструментальная фантазия“. Дети сидят в кругу, передавая друг другу пакет. Из пакета каждый достаёт воображаемый инструмент. Каждый показывает, как играют на его инструменте. В конце можно предложить всем сыграть на воображаемых инструментах какую-нибудь общую мелодию.
4.“Мини-фантазии”. Ведущий: Сядьте поудобнее (можно лечь), закройте глаза, вздохните три раза поглубже, представьте:
ты лежишь на зелёном лугу,
ты бежишь по жёлтому, тёплому песку к воде,
ты гладишь котёнка,
наблюдаешь, как падают листья, снежинки, бежит ручей и т.д.
На каждую картину в образе отводить 1-2 минуты.
Тема 2. Игры для поднятия настроения, снятия психологического барьера.
1.“Ноги в руки”. Группа становится в линию. Каждый кладёт руку на плечо стоящего впереди и поднимает ногу. Второй рукой, стоящие сзади, подхватывают ногу передних. Задача – попрыгать без разрыва большее расстояние.
2. “Кто?“. Дети в кругу. Ведущий называет личностное качество и просит выполнить какое-либо действие тех людей, которые этим качеством обладают.
у кого есть сестра – щёлкни пальцем,
у кого есть веснушки – загляни под стул,
кто любит собак – полайте,
кто любит кошек – промяукайте,
кто рад, что пришёл сюда - закричите: ”Ура”,
кому надоело играть – закричите: ”Хватит“ и т.д.
Тема 3. Игры на коррекцию эмоциональной сферы.
“Три характера”. Дети слушают пьесы Д. Кабалевского “ Злюка”, “ Плакса“, “Резвушка“. Вместе с педагогом дают моральную оценку злости, плаксивость, сравнивают эти состояния с настроением резвушки. Трое детей выбирают, кто какую девочку будет изображать, а остальные по мимике и жестам догадаться, кто есть кто.
Тема 4. Игры на сплочение коллектива.
1.“Ритмические хлопки “. Дети в кругу. После сигнала ведущего начинают отхлопывать любой ритм. Постепенно прислушиваются к ритму других. Найдя взглядом - объединяются, т.е. отхлопывают общий ритм.
2. “Дрожащее желе “. Дети собираются возле ведущего. У того в руках воображаемое блюдо с желе. По мере того, как он его несёт, дети раскачиваются медленно, встряхивает легко - дети встряхиваются. В конце желе тает.
3. “Броуновское движение”. Дети в кругу передают друг другу теннисные мячи ногами по полу, руками. Ведущий выкатывает дополнительные шары. Шары не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (первый класс)
Учащиеся должны иметь представление о предмете «Ритмика» и о его задачах.
Знать:
- основные требования преподавателя на уроке;
- названия движений и их значение.
Уметь:
- начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;
-выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные упражнения;
- исполнять правильно и выразительно танцы и танцевальные композиции;
- перемещаться по залу маршем и другими видами ходьбы в различных направлениях;
- различать марш, танец и песню;
- различать и определять на слух музыку двух, трёх и четырёхдольного метра.
Владеть:
- постановкой корпуса, рук, ног, головы;
- элементарной координацией движений.
- навыками ритмических комбинаций;
- элементами классического и народного танца;
- элементами партерной гимнастики.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (второй класс)
Учащиеся должны иметь представление:
- о музыке, о связи музыки с движением;
- о ритме, темпе движений;
- о построении музыкальной фразы, вступлении, окончании фразы;
- о музыкальных размерах, о тактах;
Знать:
- подготовительное движение рук;
- уровни подъёма ног;
- понятие о круговых движениях ног;
- понятие о тактах, музыкальном размере 2/4, 3/4, 4/4;
- прыжки с двух ног на две;
- прыжки с одной ноги или с двух ног на одну;
Уметь:
- начинать и заканчивать упражнение подготовкой.
- исполнять пройденные движения в соответствии с требованиями;
- эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные комбинации и танцы с использованием движений соответствующих программе;
- выполнять перестроения, усложнённые различными видами ходьбы и исполнением танцевальных движений;
- перемещаться по залу в различных направлениях по периметру, шеренгами по 8 человек, кругами, по диагонали змейками;
- отхлопывать ритмический рисунок мелодии в умеренном и быстром темпе;
- определять в пьесах характер музыки: весёлый, грустный, спокойный, торжественный, песенный, маршевый, решительный, танцевальный, плясовой.
- видеть ошибки в исполнении движений и анализировать.
Владеть:
- координацией движений рук, ног, головы;
- навыками ритмических комбинаций;
- элементами классического и народного танца;
- элементами партерной гимнастики.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Оценка качества реализации программы « Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год всё то, что должен освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения. Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием ребят на концертах, где они могут показать уровень полученных знаний.
Критерии оценок
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5(«отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4(«хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3(«удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочётов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать своё исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т. д. |
2(«неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований |
«зачёт» ( без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учётом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.
Структура урока.
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведённое занятие. К началу урока дети переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются друг за другом в коридоре перед дверью зала. Это дисциплинирует детей и создаёт рабочую атмосферу. Под музыку марша дети идут по кругу и выстраиваются в колонны, исполняют поклон преподавателю (здороваются). Затем преподаватель сообщает тему урока.
Во избежание растяжения мышц, проводится разминочный тренаж, чтобы все мышцы тела были разогретыми и готовыми к разучиванию сложных элементов танца. В ходе разминки, включающей упражнения и игры, преподаватель следит за тем, чтобы каждый ученик выполнял разминку в полную силу.
После тренажных упражнений разучиваются танцевальные упражнения или их отдельные элементы. Далее разучиваются этюды, движения и комбинации, входящие в запланированную постановку.
К окончанию урока дети должны занять исходные рабочие места для исполнения поклона (до свидания).
Первая часть урока (вводная – 10 минут)
1. Вход детей в танцевальный зал под марш.
2. Выстраивание в колонны (занимают рабочие места).
3. Поклон преподавателю, отметка посещаемости в журнале.
4. Сообщение темы урока.
5. Ритмическая разминка (для головы, плеч, рук, корпуса и ног).
Вторая часть урока (основная – 20 минут)
1. Работа над элементами классического танца.
2. Разучивание элементов танцевальной азбуки.
3. Работа над этюдами.
Третья часть урока (заключительная – 10 минут)
1. Закрепление музыкального материала в игре.
2. Танцевальная – музыкальная импровизация.
3. Выстраивание в колонны (занимают исходные места).
4. Поклон педагогу, выход из зала под марш.
Любой танец воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии. Следовательно, в учебной работе надо подвести учащихся к тому,чтобы они стремились выполнять каждое движение не только технически грамотно и физически уверенно, но и творчески увлеченно, музыкально.
Методика учебно –воспитательной работы не может быть единой для всех хореографических коллективов, так как коллективы отличаются друг от друга творческим направлением, численностью, возрастным составом, интеллектуальным уровнем учащихся.
Метод работы по данной программе предполагает:
Поэтапное, вариативное обучение детей.
Присутствие игрового момента на первоначальном этапе обучения.
Поиск интересного музыкального материала.
Творческий подход к работе.
Освоение элементов программы происходит постепенно и от опыта и интуиции педагога зависит, когда и насколько усложнить движение. Необходимо выбирать оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся. В целях создания положительной мотивации необходимо использовать игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.
В процессе освоения программы необходимо использовать следующие методы разучивания танцевальных движений:
- метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно);
- целостный метод разучивания (заключается в разучивание движения целиком, в замедленном темпе);
- метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение постепенно усложняется, приближаясь к законченной форме ).
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы:
- принцип формирования у детей художественного восприятия через танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность.
Принципы дидактики:
- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
- принцип движения от простого к сложному, как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений, элементов народного танца;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип доступности и посильности;
- принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
Приемы:
- инструктирование;
- корректирование.
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения:
- наличие специального зала, оснащенного зеркалами, тренировочными станками;
- качественное освещение в дневное и вечернее время;
- аккомпанемент концертмейстера;
- музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
- специальная форма и обувь для занятий (для занятий партером - коврик);
- костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова Т. «Азбука хореографии». Г. Москва 2000г.
2. Базарова Н. «Азбука классического танца». Изд. Искусство г.Ленинград-83г.
3.Звёздочкин В. Л. «Классический танец». г. Ростов-на- Дону-2003г.
4.Бекина С.И. Методическое пособие по «Ритмике и танцу» г. Москва-2006 г.
5.Пинаева Е. А. «Музыка и движение» изд. Просвещение г. Москва 1984 г.
6.Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие. Г. Москва изд. Искусство 1976 г.
7.Тарасова Н. Б. «Теория и методика преподавания народно-сценического танца» г. С-Петербург 1996 г.
8.Пинаева Е. «Польки, вальсы, марши для детей». Учебно-методическое пособие .г. Пермь ОЦХТУ «Росток»2005 г.
9.Пинаева Е. «Массовые композиции для детей» .Учебно-методическое пособие г. Пермь ОЦХТУ «Росток» 2005 г.