Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»
ПРОГРАММА
сопровождения обучающихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации
Наименование программы: - программа сопровождения обучающихся колледжа, находящихся в трудной жизненной ситуации
Составитель: социальный педагог Бухарова И.В.
Сроки реализации: 2017-2020 учебные года
Исполнитель: - колледж
Паспорт Программы
Наименование Программы | Программа сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации |
Составители Программы | Социальный педагог Бухарова И.В. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова» |
Основные цели Программы | Разработка и внедрение процедуры комлексного социально-психологического сопровождения, оказания помощи и поддержки обучающимся Создание предпосылок для самореализации и социальной адаптации обучающегося, снижение числа социально-негативных явлений в современном изменяющемся мире. Формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности; создание условий для социальной адаптации обучающихся через организацию социально-педагогической поддержки. Социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание образование; создать условия для социального и профессионального самообразования обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Основные целевые направления Программы | Социально-психологическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов Социально-психологическая защита прав ребёнка. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности обучающегося. Социально-психологическое консультирование. Социально-педагогическая профилактика. Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков. |
Целевая аудитория Программы | Обучающиеся ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова», родители, педагоги, слушатели. |
Задачи Программы | Изучение личностных особенностей и черт характера подростков; 1. Осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной помощи и поддержки обучающегося; Проведение профилактических мероприятий с обучающимися, направленных на предотвращение совершения правонарушений и преступлений, недопущения совершения повторных правонарушений со стороны несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете; системы мероприятий, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ, табакокурения, алкоголя; 2. Предупреждение и снятие психологического дискомфорта, связанного с процессом обучения. 3. Формирование социальной активности подростков, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, потребности в самопознании и саморазвитии. 4. Содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в семье, в окружающей социальной среде, профилактика асоциального поведения и правонарушений. Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе. Повышение учебной мотивации и образовательного уровня обучающихся |
Функции Программы: | Профилактическая; Диагностическая; Развивающая и коррекционная; Консультативная; Социально – диспетчерская; Социально – психологическая работа с семьёй. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям. Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала. Получение первоначального представления об огра- Высокий уровень самореализации и социальной адаптации обучающегося. Предотвращение отчуждения обучающегося от социальных институтов. Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – обучающихся. Создание условий проявления и мотиваций творческой активности обучающихся в различных сферах социально-значимой деятельности. |
Оценка эффективности Программы | Критерии оценки эффективности программы | Показатели эффективности программы |
Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития обучающихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям | Уменьшение числа правонарушений среди несовершеннолетних «группы риска». |
Активное сотрудничество родителей в воспитательной и общественной жизни колледжа. | Хорошая посещаемость родительских собраний, лектория для родителей. Совместное участие родителей и обучающихся в мероприятиях колледжа. |
Хорошая адаптация обучающихся в ученической среде | Низкий процент прогулов, уменьшение числа конфликтов среди обучающихся. |
Творческая активность обучающихся | Активное участие обучающихся в кружках, спортивных секциях, общественной жизни колледжа. |
| Обеспечение комплексного взаимодействия между преподавателем и обучающимся при организации способов обучения | Высокий процент качества знаний обучающихся |
Пояснительная записка
Осуществление социально-психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова» в настоящий момент является достаточно актуальным процессом. Ввиду того, что подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека, подросток остро нуждается в принятии поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.
Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняет процесс адекватного развития личности подростка. С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям и проявляют отклоняющееся поведение (употребление алкоголя, табакокурение, употребление наркотических средств, лживость, сквернословие, совершение правонарушений, преступлений и т.д.).
Кроме того, специфика процесса адаптации в колледже определяется различием в методах обучения и его организации в средней школе, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер, который проявляется в том, что первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения. Одной из причин низких темпов адаптации первокурсников является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и обучающимся при организации способов обучения.
Таким образом, появилась необходимость создания программы сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная программа разработана для студентов с учетом их психофизиологических особенностей, представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В основу программы положена личностно-ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.
Цель сопровождения:
оказание социально-психологической и педагогической помощи и защита прав и законных интересов обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
- изучение психологических особенностей обучающихся;
- изучение социально – бытовых условий;
-формирование социальной компетентности личности, соответствующей тем требованиям времени, в которое входит личность обучающегося – это социальные навыки и умения;
- вовлечение в кружки, спортивные секции;
- консультирование обучающихся по проблемам социализации личности;
- помощь в расширении социальных связей.
Механизм реализации Программы.
Программа представляет собой систему социально-психологических действий, реализующихся в создании условий для профилактики и снижении девиантного поведения у обучающихся, мониторинга процесса адаптации в ГБПОУ СО «ТЛК им.Н.И. Кузнецова».
Ответственными лицами за реализацию Программы являются социальный педагог и педагог-психолог.
Программа реализуется через организацию таких видов деятельности, как профилактическая, диагностическая, развивающая и коррекционная, консультативная, социально – диспетчерская, и социально – психологическая работа с семьёй.
В процессе реализации Программы участвуют обучающиеся, которые имеют в своем поведении частые нарушения правил поведения, повышенную агрессивность, враждебность и конфликтность, употребляют алкоголь, наркотические средства, были замечены в «дурных» компаниях и др. Для реализации Программы предполагается сотрудничество с инспекторами ОДН, МВД РФ по Талицкому району, сотрудниками КДН, родителями обучающихся, педагогами, кураторами, мастерами производственного обучения.
Содержание программы
Программа содержит 6 блоков: профилактическая работа, диагностическая работа, развивающая и коррекционная работа, консультативная работа, социально – диспетчерская работа, социально – психологическая работа с семьей.
Профилактическая работа включает профилактическую деятельность, индивидуальную работу с подростками, имеющими трудности в обучении. Данная деятельность осуществляется через систему классных часов, мероприятий, проводимых в техникуме, проведения индивидуальных бесед.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных о личности обучающихся «группы риска» и особенностей семейного воспитания, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с преподавателями техникума, организация мониторинга здоровья обучающихся.
Развивающая и коррекционная работа направлена на отвлечение от негативного влияния, приобщение к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими студентами стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
Консультативная работа направлена на оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии, оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
Социально – диспетчерская работа направлена на обеспечение учащихся и педагогов социально – педагогической помощью, выходящей за рамки профессиональной компетенции специалистов социально – педагогической Службы. Создание банка достоверных данных о различных службах, оказывающих профессиональные услуги в городе, в области.
Социально – психологическая работа с семьёй направлена на решение следующих задач: сформировать у обучающегося позитивные ценностные отношения к обществу, к учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам; оказать семье квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.
Программа сопровождения
обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
№ | Основные направления | Виды деятельности | Сроки |
-
| Профилактическая работа | Использование психолого-педагогических возможностей образовательной среды колледжа в целях успешной адаптации детей, оставшихся в сложной жизненной ситуации. Проведение психологического анкетирования трудных подростков Выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации Организация индивидуальной работы со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации Тематические классные часы «Права и обязанности студента» Круглые столы по группам: «Профилактика табакокурения» Организация встреч и бесед с работниками ОВД, ПДН, УГИБДД, УФСКН Тематические классные часы: 1 курс – «Права и обязанности несовершеннолетних»; 2 курс – «Основные законы РФ»; 3 курс – «Уголовная и административная ответственность. Вопросы и ответы» Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся стоящих на внутриколледжеском контроле: - проведение психолого – педагогической диагностики; - индивидуальные консультации для обучающихся, родителей, классных руководителей. Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции Работа Совета профилактики по предупреждению правонарушений Выявление студентов «группы риска», «трудных подростков» | Май
Октябрь Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь Сентябрь
В течение учебного года В течение учебного года
В течение учебного года
Сентябрь – октябрь
В течение учебного года В течение года |
-
| Диагностическая работа | Диагностика общих черт характера по методике Г.Айзенка, студентов,находящихся в трудной жизненной ситуации Изучение уровня информированности студентов в вопросах СПИД, наркомании, алкоголизма и табакокурения (студентов первого, второго, третьего курса обучения). Анкетирование студентов «Трудности обучения», студентов первого курса обучения. Лекции «Влияние психоактивных веществ на репродуктивное здоровье» для студентов проживающих в общежитии. Анкетирование детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью выявление их проблем. | Октябрь
Октябрь – ноябрь
Ноябрь – декабрь Март
Сентябрь, декабрь
|
-
| Развивающая и коррекционная работа | Коммуникативно-двигательный адаптационный тренинг для студентов 1 курса (тренинг на сплочение) Классный час со студентами проживающие в общежитии «Толерантность» (посвященная дню солидарности людей) Коррекционная работа со студентами девиантного поведения. Конкурсы плакатов и рисунков на темы поддержания социальной стабильности в сфере этнических отношений: «Мы такие разные, но граждане одной страны», «Толерантность – жизнь без конфликтов» Тематические классные часы «Культура общения в социальных сетях» | Сентябрь – октябрь
Ноябрь
В течение года
В течение года
В течение года |
-
| Консультативная работа | Оформление и обновление информационных стендов: воспитательная работа, советы психолога, дополнительные кружки, секции. Для родителей: участие в родительском собрании-просвещение родителей в вопросах психологии и педагогики с целью повышения их психолого – педагогической культуры. Индивидуальная работа с первокурсниками, слабо адаптированными к новым условиям учебы. Индивидуальная работа с сиротами, инвалидами, студентами из многодетных и малообеспеченных семей Индивидуальные консультации, профилактические беседы для «трудных подростков», студентов «группы риска». | В течение года
В течение года
Сентябрь В течение года
В течение года |
-
| Социально - диспетчерская работа | Социально – правовая защита студентов из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа Оказание помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей Организация контроля за детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за посещаемостью, успеваемостью по дисциплинам, выполнением правил внутреннего распорядка. Проведение индивидуальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Организация занятости обучающихся «группы риска» во время зимнего и летнего отдыха | В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
Январь, июль - август |
-
| Социально – психологическая работа с семьёй | Проведение групповых родительских собраний. Благодарственные письма родителям. «Тревожные» письма родителям. Организация лекции для родителей с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, психологами Тестирование и анкетирование родителей. Индивидуальная работа с родителями. Разработка памяток и рекомендаций для студентов, родителей и преподавателей. Оказание материальной помощи, социальные стипендии Посещение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации Собрание с родителями обучающихся «Ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних подростков» Проведение встреч родителей с представителями ПДН | В течение года В течение года В течение года
В течение года В течение года В течение года В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
|