СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

Просмотр содержимого документа
«Программа сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»









ПРОГРАММА

сопровождения обучающихся,

находящихся в трудной жизненной ситуации












Наименование программы: - программа сопровождения обучающихся колледжа, находящихся в трудной жизненной ситуации

Составитель: социальный педагог Бухарова И.В.



Сроки реализации: 2017-2020 учебные года



Исполнитель: - колледж

Паспорт Программы


Наименование Программы

Программа сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

Составители Программы

Социальный педагог Бухарова И.В.

Исполнители программы

Педагогический коллектив ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова»

Основные цели Программы

  1. Разработка и внедрение процедуры комлексного социально-психологического сопровождения, оказания помощи и поддержки обучающимся

  2. Создание предпосылок для самореализации и социальной адаптации обучающегося, снижение числа социально-негативных явлений в современном изменяющемся мире.

  3. Формирования социально-зрелой и эффективно функционирующей личности; создание условий для социальной адаптации обучающихся через организацию социально-педагогической поддержки.

  4. Социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание образование; создать условия для социального и профессионального самообразования обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций.

  5. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные целевые направления Программы

  1. Социально-психологическое  исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

  2. Социально-психологическая  защита прав ребёнка.

  3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности обучающегося.

  4. Социально-психологическое  консультирование.

  5. Социально-педагогическая профилактика.

  6. Поддержка социально-ценной деятельности детей и подростков.

Целевая аудитория Программы

Обучающиеся ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова», родители, педагоги, слушатели.

Задачи Программы

  1. Изучение личностных особенностей и черт характера подростков;

1. Осуществление комплекса мер, направленных на оказание

социальной помощи и поддержки обучающегося;

  1. Проведение профилактических мероприятий с обучающимися, направленных на предотвращение совершения правонарушений и преступлений, недопущения совершения повторных правонарушений со стороны несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете; системы мероприятий, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ, табакокурения, алкоголя;

2. Предупреждение и снятие психологического дискомфорта,

связанного с процессом обучения.

3. Формирование социальной активности подростков, гражданской

позиции, культуры общения и поведения в социуме, потребности в

самопознании и саморазвитии.

4. Содействие созданию обстановки психологического комфорта и

безопасности учащихся в семье, в окружающей социальной среде,

профилактика асоциального поведения и правонарушений.

  1. Развитие социально значимых стержневых качеств личности, профессиональных общих и житейских знаний, умений и навыков, призванных определить успешную интеграцию обучающихся в обществе.

  2. Повышение учебной мотивации и образовательного уровня обучающихся

Функции Программы:

  • Профилактическая;

  • Диагностическая;

  • Развивающая и коррекционная;

  • Консультативная;

  • Социально – диспетчерская;

  • Социально – психологическая работа с семьёй.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Создание благоприятного климата, способствующего

уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям.

  • Формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

  • Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала.

  • Получение первоначального представления об огра-

  • Выявление основных факторов, порождающих психоэмоциональные проблемы обучающегося.

  • Высокий уровень самореализации и социальной адаптации обучающегося.

  • Предотвращение отчуждения обучающегося от социальных институтов.

  • Выработка эффективных способов сотрудничества педагогов – родителей – обучающихся.

  • Создание условий проявления и мотиваций творческой активности обучающихся в различных сферах социально-значимой деятельности.

Оценка эффективности Программы

Критерии оценки эффективности программы

Показатели эффективности программы

Обеспечение прав ребенка и создание условий для гармоничного развития обучающихся, способствующих уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям

Уменьшение числа правонарушений среди несовершеннолетних  «группы риска».

Активное сотрудничество родителей в воспитательной и общественной жизни колледжа.

Хорошая посещаемость родительских собраний, лектория для родителей.

Совместное участие родителей и обучающихся в  мероприятиях колледжа.

Хорошая адаптация обучающихся в ученической среде

Низкий процент прогулов,  уменьшение числа конфликтов среди обучающихся.

Творческая активность обучающихся

Активное участие обучающихся в кружках, спортивных секциях, общественной жизни колледжа.


Обеспечение комплексного взаимодействия между преподавателем и  обучающимся  при организации способов обучения

Высокий процент качества знаний обучающихся



Пояснительная записка

Осуществление социально-психологического сопровождения учебно-воспитательной деятельности ГБПОУ СО «ТЛК им. Н.И.Кузнецова» в настоящий момент является достаточно актуальным процессом. Ввиду того, что подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека, подросток остро нуждается в принятии поддержки со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.

Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняет процесс адекватного развития личности подростка. С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска», детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям и проявляют отклоняющееся поведение (употребление алкоголя, табакокурение, употребление наркотических средств, лживость, сквернословие, совершение правонарушений, преступлений и т.д.).

 Кроме того, специфика процесса адаптации в колледже определяется различием в методах обучения и его организации в средней школе, что порождает своеобразный отрицательный эффект - дидактический барьер, который проявляется в том, что первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения. Одной из причин низких темпов адаптации первокурсников является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и обучающимся при организации способов обучения.

Таким образом, появилась необходимость создания программы сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная программа разработана для студентов с учетом их психофизиологических особенностей,  представляет собой комплексную систему работы социального педагога и психолога и объединяет основные виды социально-педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления. В основу программы положена личностно-ориентированная модель воспитания и современные подходы к ее реализации: гуманистический, компетентный, деятельный, индивидуально-дифференцированный.









































Цель сопровождения:

оказание социально-психологической и педагогической помощи и защита прав и законных интересов обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

изучение психологических особенностей обучающихся;

- изучение социально – бытовых условий;

-формирование социальной компетентности личности, соответствующей тем требованиям времени, в которое входит личность обучающегося – это социальные навыки и умения;

- вовлечение в кружки, спортивные секции;

- консультирование обучающихся по проблемам социализации личности;

- помощь в расширении социальных связей.











































Механизм реализации Программы.

Программа представляет собой систему социально-психологических действий, реализующихся в создании условий для профилактики и снижении девиантного поведения у обучающихся, мониторинга процесса адаптации в ГБПОУ СО «ТЛК им.Н.И. Кузнецова».

Ответственными лицами за реализацию Программы являются социальный педагог и педагог-психолог.

Программа реализуется через организацию таких видов деятельности,    как профилактическая, диагностическая, развивающая и коррекционная, консультативная, социально – диспетчерская, и социально – психологическая работа с семьёй.

      В процессе реализации Программы участвуют обучающиеся, которые имеют в своем поведении частые нарушения правил поведения, повышенную агрессивность, враждебность и конфликтность, употребляют алкоголь, наркотические средства, были замечены в «дурных» компаниях и др. Для реализации Программы предполагается сотрудничество с инспекторами ОДН, МВД РФ по Талицкому району, сотрудниками КДН, родителями обучающихся, педагогами, кураторами, мастерами производственного обучения.




































Содержание программы

Программа содержит 6 блоков: профилактическая работа, диагностическая работа, развивающая и коррекционная работа, консультативная работа, социально – диспетчерская работа, социально – психологическая работа с семьей.

Профилактическая работа  включает профилактическую деятельность, индивидуальную работу с подростками, имеющими трудности в обучении. Данная деятельность осуществляется через систему классных часов,  мероприятий, проводимых в техникуме, проведения индивидуальных бесед.

Диагностическая работа предполагает создание банка данных о личности обучающихся «группы риска» и особенностей семейного воспитания, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с преподавателями техникума, организация мониторинга здоровья обучающихся.

Развивающая и коррекционная работа направлена на отвлечение от негативного влияния, приобщение к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими студентами  стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья обучающихся - фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.

Консультативная работа направлена на оказание помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии, оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

Социально – диспетчерская работа направлена на обеспечение учащихся и педагогов социально – педагогической помощью, выходящей за рамки профессиональной компетенции специалистов социально – педагогической Службы. Создание банка достоверных данных о различных службах, оказывающих профессиональные услуги в городе, в области.

Социально – психологическая работа с семьёй направлена на решение следующих задач: сформировать у обучающегося позитивные ценностные отношения к обществу, к учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам; оказать семье квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.



































Программа сопровождения



обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.



Основные направления

Виды деятельности

Сроки

Профилактическая работа

Использование психолого-педагогических возможностей образовательной среды колледжа в целях успешной адаптации детей, оставшихся в сложной жизненной ситуации.

Проведение психологического анкетирования трудных подростков

Выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Организация индивидуальной работы со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации

Тематические классные часы «Права и обязанности студента»

Круглые столы по группам: «Профилактика табакокурения»

Организация встреч и бесед с работниками ОВД, ПДН, УГИБДД, УФСКН

Тематические классные часы: 1 курс – «Права и обязанности несовершеннолетних»; 2 курс – «Основные законы РФ»; 3 курс – «Уголовная и административная ответственность. Вопросы и ответы»

Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся стоящих на внутриколледжеском контроле: - проведение психолого – педагогической диагностики; - индивидуальные консультации для обучающихся, родителей, классных руководителей.

Вовлечение обучающихся «группы риска» в кружки и спортивные секции

Работа Совета профилактики по предупреждению правонарушений

Выявление студентов «группы риска», «трудных подростков»

Май





Октябрь

Сентябрь



Сентябрь



Сентябрь

Сентябрь



В течение учебного года

В течение учебного года





В течение учебного года



Сентябрь – октябрь



В течение учебного года

В течение года

Диагностическая работа

Диагностика общих черт характера по методике Г.Айзенка, студентов,находящихся в трудной жизненной ситуации

Изучение уровня информированности студентов в вопросах СПИД, наркомании, алкоголизма и табакокурения (студентов первого, второго, третьего курса обучения).

Анкетирование студентов «Трудности обучения», студентов первого курса обучения.

Лекции «Влияние психоактивных веществ на репродуктивное здоровье» для студентов проживающих в общежитии.

Анкетирование детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью выявление их проблем.

Октябрь



Октябрь – ноябрь



Ноябрь – декабрь

Март



Сентябрь, декабрь




Развивающая и коррекционная работа

Коммуникативно-двигательный адаптационный тренинг для студентов 1 курса (тренинг на сплочение)

Классный час со студентами проживающие в общежитии «Толерантность» (посвященная дню солидарности людей)

Коррекционная работа со студентами девиантного поведения.

Конкурсы плакатов и рисунков на темы поддержания социальной стабильности в сфере этнических отношений: «Мы такие разные, но граждане одной страны», «Толерантность – жизнь без конфликтов»

Тематические классные часы «Культура общения в социальных сетях»

Сентябрь – октябрь



Ноябрь



В течение года



В течение года



В течение года

Консультативная работа

Оформление и обновление информационных стендов: воспитательная работа, советы психолога, дополнительные кружки, секции.

Для родителей: участие в родительском собрании-просвещение родителей в вопросах психологии и педагогики с целью повышения их психолого – педагогической культуры.

Индивидуальная работа с первокурсниками, слабо адаптированными к новым условиям учебы.

Индивидуальная работа с сиротами, инвалидами, студентами из многодетных и малообеспеченных семей

Индивидуальные консультации, профилактические беседы для «трудных подростков», студентов «группы риска».

В течение года



В течение года





Сентябрь

В течение года



В течение года

Социально - диспетчерская работа

Социально – правовая защита студентов из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа

Оказание помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Организация контроля за детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, за посещаемостью, успеваемостью по дисциплинам, выполнением правил внутреннего распорядка.

Проведение индивидуальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Организация занятости обучающихся «группы риска» во время зимнего и летнего отдыха


В течение года



В течение года



В течение года





В течение года



Январь, июль - август

Социально – психологическая работа с семьёй

Проведение групповых родительских собраний.

Благодарственные письма родителям.

«Тревожные» письма родителям.

Организация лекции для родителей с представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками, психологами

Тестирование и анкетирование родителей.

Индивидуальная работа с родителями.

Разработка памяток и рекомендаций для студентов, родителей и преподавателей.

Оказание материальной помощи, социальные стипендии

Посещение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации

Собрание с родителями обучающихся «Ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних подростков»

Проведение встреч родителей с представителями ПДН

В течение года

В течение года

В течение года



В течение года

В течение года

В течение года

В течение года



В течение года



В течение года



В течение года



В течение года












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!