СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа совместной работы по подготовке детей к школе «Скоро в школу»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной программы является подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  • Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать по­требности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослы­ми.
  • Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображе­ние, произвольное поведение, наблюдательность, сообразитель­ность, фантазию.
  • Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать ак­тивный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но ин­тересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грам­матически и фонетически правильно строить фразы, композици­онно оформлять их содержание.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать воображение и творческие способности.

Просмотр содержимого документа
«Программа совместной работы по подготовке детей к школе «Скоро в школу»»























Программа

совместной работы по подготовке детей к школе

«Скоро в школу»





Составители:

Ольга Ивановна Дубяга педагог-психолог

Наталья Федоровна Лисняк

учитель-логопед








\





г. Лабытнанги



Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Тематический план

  4. Ожидаемый результат

Список литературы




























Пояснительная записка

«Пре­подавай, милейший, детям

науки посредством игры, тогда ты

лучше увидишь, кто к чему склонен»

Сократ.

С каждым годом усложняются требования обучения. У детей, поступающих в первый класс, отмечаются пробелы в психо-эмоциональном и речевом развитии. Дети нуждаются в профессиональной помощи специалистов МДОУ ( педагога-психолога и учителя-логопеда), целью которой является профилактика школьной дезадоптации.

Эта работа включает в себя:

  • Диагностику показателей готовности ребенка к школе;

  • Прогнозирование на её основе школьных трудностей;

  • Построение систем собственно коррекционо-развивающей работы со старшими дошкольниками.

Целью данной программы является подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

  • Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать по­требности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослы­ми.

  • Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображе­ние, произвольное поведение, наблюдательность, сообразитель­ность, фантазию.

  • Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать ак­тивный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но ин­тересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грам­матически и фонетически правильно строить фразы, композици­онно оформлять их содержание.

  • Развивать мелкую моторику рук.

  • Развивать воображение и творческие способности.

Курс предложенных занятий представлен как путешествие по волшебной «Стране знаний», где каждое занятие является са­мостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведе­ния занятий и реализует задачи, поставленные перед всем кур­сом.

Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что явля­ется одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объ­ем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и вос­приятия, сложнее становятся графические диктанты и симметрич­ные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.

Задания и упражнения на занятии специалисты используют дифференцированно, учитывая психофизиологические особенно­сти и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.

Новизна.

Организация предшкольной подготовки — задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги МДОУ объединили свои усилия, направленные на воспитание бу­дущего школьника.Ведь дети разные, разные усло­вия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс. С целью профилактики школьной дезадаптации дети нуждаются в профессио­нальной подготовке к школьному обучению.

Специалисты МДОУ (педагог-психолог и учитель-логопед), изучая эту проблему, выделяют в ней не­сколько наиболее важных направлений: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов. Для этого специалистами МДОУ были организованы коррекционно-развивающие занятия с целью:

  • активизации познавательной и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста;

  • профилактики и коррекции психоэмоционального и речевого развития.

В результате разработаны совместные коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога и учителя логопеда, которые помогают у старших дошкольников сформировать и развить школьно-значимые навыки, активизировать словарь и адаптировать их к обучению в школе.

Актуальность

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изучен­ность, по-прежнему остается актуальной. Готовность ребенка к школе — это сложный комплекс опре­деленных психофизических состояний, умений, навыков и здо­ровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом за­висит, насколько успешно будет проходить его обучение в обра­зовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.

Гипотеза.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий предполагает проявление заинтересованности детей к разным видам упраж­нений, который со временем могут перерасти в познавательный мотив деятельности детей. Дети станут более активными и уверен­нее в своих силах и возможностях, улучшатся графические навыки и зрительно-моторные координации детей, сформируется произвольность, улуч­шатся процессы памяти и внимания.

  • Содержание программы

Каждое занятие в рамках курса «Путешествие в Страну знаний» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, постав­ленные перед всем курсом.

В основе курса лежат следующие принципы:

  • Принцип многократного повторения материала для форми­рования у ребенка не просто умения, но и навыка.

  • Принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг дру­гу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

    • Принцип уважительного отношения друг к другу.

Основные знания, умения и навыки, формируемые в хо­де реализации программы:

  • Умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.

  • Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.

  • Умение общаться друг с другом и взрослыми в рамках мо­рально-нравственной нормы нашего общества.

  • Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комби­нировать из них различные предметы.

  • Умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия.

  • Материалы, используемые в программе:

  • Ксе­рокопии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого воспитанника, наглядные пособия для занятий с детьми.

  • Оборудование: классная доска, мел, губка, цветные ка­рандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы, игрушки, иллюстрации, набор наглядного материала с изображением цифр для иллюстрации разучиваемых стихотворений.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно-значимыми умениями и навыками.

Формы организации занятий.

Специалисты МДОУ (педагог-психолог и учитель-логопед) организуют работу со всеми детьми подготовительной группы.Форма проведения занятий - по подгруппам. Продолжительность занятий в зависимости от со­стояния и возможностей детей от 25 минут до 30 минут.

Для проведения занятий каждому ребенку необходимы: тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога и учителя-логопеда - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного мате­риала.

  • Структура занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

      1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. На­правлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

      2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

      3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие коорди­нации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

      4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой мотори­ки руки.

      5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психи­ческих функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

  1. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.


  • Тематический план


п\п

Время проведения

Наименование тем

Цель

Кол-во час

1





ноябрь

Знакомство с волшебной

Страной знаний

Развитие памяти, логического и творческого мышление, речи, мелкой моторики рук.


1

2

Дружные ребята

Развитие памяти, логического и творческого мышление, речи, мелкой моторики рук, учить работать сообща, радоваться успехам сверстников.

1

3

В мире животных

Закрепить знания о диких и домашних животных, умение классифицировать называть детенышей животных, прививать любовь к животным, развивать память, мышление, речь, мелкую моторику.

1

4

1

5





декабрь

Школа «Умников и умничек»

Развитие памяти, логического и творческого мышление, речи, мелкой моторики рук, развивать мотивацию к школьному обучению.


1

6

1

7

Времена года

Повторить названия времен года, закрепить знания о признаках, развивать память, речь, мышление, мелкую моторику.

1

8

1

9



январь

Волшебный лес

Повторить названия деревьев, кустарников, растений, выделить и запомнить их отличия и сходства, развивать память, мышления, речь, мелкую моторику.

1

10

Увлекательный лабиринт

Развивать внимание, творческое и логическое мышление, речь, мелкую моторику.

1

11

Город Мастеров

Развиваем творческое мышление в процессе закрепление знаний о геометрических фигурах, речь, мелкую моторику, умение сравнивать.

1

12



февраль

Путешествие в сказку

Развивать умение придумывать и фантазировать, творческое и логическое мышление, речь, мелкую моторику.

1

13

1

14

Космодром

Развивать внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику, умение рисовать по клеткам.

1

15

Мастерицы-кружевницы

Развивать внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику, умение рисовать по клеткам.

1









  • Ожидаемый результат

Развивающий эффект данных занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.















































Список литературы:



  1. Куражева Н.Ю. «Приключения будущих первоклассников» Психологические занятия с детьми 6-7 лет. Речь С-П. 2007.

  2. Шевердина Н.А., Сушинская Л.Л. «Тестирование будущих первоклашек» Готовимся к школе. Р-на-Д. 2007.

  3. Новиковская О.А. « 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи» Сова С-П.2008.

  4. Леванова Е.А. «Игра в тренинге» Возможности игрового взаимодействия. Питер. 2006.

  5. Рычкова Н.А. «Дезадаптивное поведение детей». Гном М.2001

  6. Панфилова М.А. «Игротерапия общения». Гном М.2001

  7. Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе». Арктика. М.2006.

  8. Хухлаева О.В. «Маленькие игры в большое счастье» М. 2001.

  9. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Сфера. М. 2005.

  10. Григорьева М.Р. «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дош-ми». Волгоград. «Учитель» 2008.



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!