Программа
совместной работы по подготовке детей к школе
«Скоро в школу»
Составители: | Ольга Ивановна Дубяга педагог-психолог Наталья Федоровна Лисняк учитель-логопед |
\
г. Лабытнанги
Содержание:
Пояснительная записка
Содержание программы
Тематический план
Ожидаемый результат
Список литературы
Пояснительная записка
«Преподавай, милейший, детям
науки посредством игры, тогда ты
лучше увидишь, кто к чему склонен»
Сократ.
С каждым годом усложняются требования обучения. У детей, поступающих в первый класс, отмечаются пробелы в психо-эмоциональном и речевом развитии. Дети нуждаются в профессиональной помощи специалистов МДОУ ( педагога-психолога и учителя-логопеда), целью которой является профилактика школьной дезадоптации.
Эта работа включает в себя:
Диагностику показателей готовности ребенка к школе;
Прогнозирование на её основе школьных трудностей;
Построение систем собственно коррекционо-развивающей работы со старшими дошкольниками.
Целью данной программы является подготовка дошкольника к успешному обучению в школе.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Формировать личность ребенка-дошкольника: изучать потребности и индивидуальные особенности поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
Развивать речь: расширять словарный запас, обогащать активный словарь, формировать правильное звукопроизношение, звуковую культуру речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать воображение и творческие способности.
Курс предложенных занятий представлен как путешествие по волшебной «Стране знаний», где каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Большое значение в данном курсе занятий отводится развитию памяти, обучению приемам произвольного запоминания, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем и сложность материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становятся графические диктанты и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Задания и упражнения на занятии специалисты используют дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.
Новизна.
Организация предшкольной подготовки — задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги МДОУ объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника.Ведь дети разные, разные условия, в которых они воспитываются и обучаются, разные требования к обучению в том или ином образовательном учреждении, куда приходит ребенок в 1 класс. С целью профилактики школьной дезадаптации дети нуждаются в профессиональной подготовке к школьному обучению.
Специалисты МДОУ (педагог-психолог и учитель-логопед), изучая эту проблему, выделяют в ней несколько наиболее важных направлений: проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, консультаций и рекомендаций для родителей и педагогов. Для этого специалистами МДОУ были организованы коррекционно-развивающие занятия с целью:
В результате разработаны совместные коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога и учителя логопеда, которые помогают у старших дошкольников сформировать и развить школьно-значимые навыки, активизировать словарь и адаптировать их к обучению в школе.
Актуальность
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Готовность ребенка к школе — это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении.
Гипотеза.
Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий предполагает проявление заинтересованности детей к разным видам упражнений, который со временем могут перерасти в познавательный мотив деятельности детей. Дети станут более активными и увереннее в своих силах и возможностях, улучшатся графические навыки и зрительно-моторные координации детей, сформируется произвольность, улучшатся процессы памяти и внимания.
Каждое занятие в рамках курса «Путешествие в Страну знаний» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
В основе курса лежат следующие принципы:
Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.
Принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.
Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:
Умение подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил.
Умение рисовать и срисовывать по клеткам или по образцу.
Умение общаться друг с другом и взрослыми в рамках морально-нравственной нормы нашего общества.
Умение отличать цвета и геометрические фигуры, комбинировать из них различные предметы.
Умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия.
Материалы, используемые в программе:
Ксерокопии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого воспитанника, наглядные пособия для занятий с детьми.
Оборудование: классная доска, мел, губка, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы, игрушки, иллюстрации, набор наглядного материала с изображением цифр для иллюстрации разучиваемых стихотворений.
Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного овладения школьно-значимыми умениями и навыками.
Формы организации занятий.
Специалисты МДОУ (педагог-психолог и учитель-логопед) организуют работу со всеми детьми подготовительной группы.Форма проведения занятий - по подгруппам. Продолжительность занятий в зависимости от состояния и возможностей детей от 25 минут до 30 минут.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимы: тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога и учителя-логопеда - набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.
Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
№ п\п | Время проведения | Наименование тем | Цель | Кол-во час |
1 |
ноябрь | Знакомство с волшебной Страной знаний | Развитие памяти, логического и творческого мышление, речи, мелкой моторики рук. | 1 |
2 | Дружные ребята | Развитие памяти, логического и творческого мышление, речи, мелкой моторики рук, учить работать сообща, радоваться успехам сверстников. | 1 |
3 | В мире животных | Закрепить знания о диких и домашних животных, умение классифицировать называть детенышей животных, прививать любовь к животным, развивать память, мышление, речь, мелкую моторику. | 1 |
4 | 1 |
5 |
декабрь | Школа «Умников и умничек» | Развитие памяти, логического и творческого мышление, речи, мелкой моторики рук, развивать мотивацию к школьному обучению. | 1 |
6 | 1 |
7 | Времена года | Повторить названия времен года, закрепить знания о признаках, развивать память, речь, мышление, мелкую моторику. | 1 |
8 | 1 |
9 |
январь | Волшебный лес | Повторить названия деревьев, кустарников, растений, выделить и запомнить их отличия и сходства, развивать память, мышления, речь, мелкую моторику. | 1 |
10 | Увлекательный лабиринт | Развивать внимание, творческое и логическое мышление, речь, мелкую моторику. | 1 |
11 | Город Мастеров | Развиваем творческое мышление в процессе закрепление знаний о геометрических фигурах, речь, мелкую моторику, умение сравнивать. | 1 |
12 |
февраль | Путешествие в сказку | Развивать умение придумывать и фантазировать, творческое и логическое мышление, речь, мелкую моторику. | 1 |
13 | 1 |
14 | Космодром | Развивать внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику, умение рисовать по клеткам. | 1 |
15 | Мастерицы-кружевницы | Развивать внимание, логическое мышление, речь, мелкую моторику, умение рисовать по клеткам. | 1 |
Развивающий эффект данных занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.
Список литературы:
Куражева Н.Ю. «Приключения будущих первоклассников» Психологические занятия с детьми 6-7 лет. Речь С-П. 2007.
Шевердина Н.А., Сушинская Л.Л. «Тестирование будущих первоклашек» Готовимся к школе. Р-на-Д. 2007.
Новиковская О.А. « 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи» Сова С-П.2008.
Леванова Е.А. «Игра в тренинге» Возможности игрового взаимодействия. Питер. 2006.
Рычкова Н.А. «Дезадаптивное поведение детей». Гном М.2001
Панфилова М.А. «Игротерапия общения». Гном М.2001
Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе». Арктика. М.2006.
Хухлаева О.В. «Маленькие игры в большое счастье» М. 2001.
Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Сфера. М. 2005.
Григорьева М.Р. «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дош-ми». Волгоград. «Учитель» 2008.