РАССМОТРЕНО на заседании кафедры зав. кафедрой _________ Тютюнник Т.Е. Пр. №___ от _______________________ СОГЛАСОВАНО зам. директора ________ Лимонько Р.И. | УТВЕРЖДАЮ директор лицея №1 им. академика Б.Н.Петрова ________________ Г.А. Моисенков «___» _____________________ 2014 |
| |
Программа элективного курса
по математике
«Алгебраические задачи»
для учащихся 11 класса
(34 часа)
Учитель Котикова Т.А.
Смоленск, 2014
Пояснительная записка
Современная жизнь, ее ускоренный темп, нестандартность производственных и бытовых ситуаций требуют от человека гибкости и скорости нахождения решений, основанных на логике и рациональности. Математическое образование в этом отношении вносит свой вклад в формирование готовности к нестандартному решению задач и самоутверждению человека в интеллектуальном и социальном плане.
Данный элективный курс предназначен для учащихся, желающих повысить уровень своих математических умений. Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
В ходе проведения занятий курса учащиеся обучаются решению нестандартных задач, не входящих в обязательную программу обучения. Для тех, кто не успешен в математике по основному курсу школьного обучения, курс предоставляет возможность проявить нестандартность мышления и таким образом восстановить положительное представление о своих способностях к обучению. Благодаря создаваемой на уроках обстановке интеллектуальной раскованности, соперничества, состязательности, здоровой конкуренции создаются предпосылки для развития личностного и социального здоровья школьников.
Цель обучения: на примере решения нестандартных математических задач способствовать развитию мышления и воли, обеспечивающих в будущем способность учащихся преодолевать трудности интеллектуальной и социальной самореализации.
Задачи курса:
– выявление и развитие интеллектуальных проявлений любознательности, устойчивости интереса, гибкости мышления;
– понимание значимости математики как науки, обеспечивающей научно-технический прогресс;
– профессиональная ориентация в сферах деятельности, связанных с применением математических знаний;
- решение текстовых задач алгебраическим методом, интерпретирование полученного результата, проведение отбора решений, исходя из формулировки задачи.
Концептуальную основу курса составили исследования в области креативности и творчества, решения изобретательских задач, а также методики эффективного группового обучения (эвристики).
Содержание программы элективного курса включает теоретический и практический материал. Теоретическое содержание составили основные понятия, способы решения задач и обоснования решения. Практическим содержанием стал практикум по решению задач различных типов. Кроме этого, на каждом занятии происходит усвоение универсальных умений справляться с нестандартными жизненными ситуациями.
Позиция учителя близка позиции информатора и консультанта, поддерживающего интеллектуальную активность учащихся.
Методы, используемые учителем при проведении занятий, самые разнообразные и зависят от того, какие задачи рассматриваются на занятии: по нарастающей сложности, с применением дискуссии, направленные на аргументацию вариантов своих решений.
Отчетность по итогам курса проводится в виде групповых и индивидуальных заданий, защите проектов.
Результат обучения – формирование способности у учащихся применить полученные знания на практике, повышение грамотности, ответственности, осведомленности. В число обретенных умений входит планирование и проектирование своей деятельности с учетом конкретных жизненных ситуаций.
Тематический план
Темы | Занятия, ч |
теория | практика | всего |
Тема 1. Задачи на проценты. Пропорции. | 1 | 3 | 4 |
Тема 2. Решение задач на движение. | 1 | 3 | 4 |
Тема 3. Решение задач на работу. | 1 | 3 | 4 |
Тема 4. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы. | 1 | 4 | 5 |
Тема 5. Прогрессии. | 1 | 2 | 3 |
Тема 6. Использование свойств функций при решении нестандартных задач. | 1 | 2 | 3 |
Тема 7. Метод удачной подстановки в решении математических задач. | 1 | 3 | 4 |
Тема 8. Метод удачной группировки в решении математических задач. | 1 | 2 | 3 |
Тема 9. Различные способы решения нестандартных математических задач. | 1 | 3 | 4 |
Всего | 9 | 25 | 34 |
Содержание занятий
Тема 1. Задачи на проценты. Пропорции (4 часа).
Решение задач на проценты, пропорции с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Решение текстовых задач алгебраическим методом, интерпретирование полученного результата, проведение отбора решений, исходя из формулировки задачи.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 2. Решение задач на движение (4 часа).
Решение задач на движение, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 3. Решение задач на работу (4 часа).
Решение задач на работу, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 4. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы (5 часов).
Решение задач на концентрацию, смеси и сплавы, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 5. Прогрессии (3 часа).
Распознание арифметической и геометрической прогрессии, решение задач с применением формулы общего члена, суммы нескольких первых членов, суммы бесконечной геометрической прогрессии.
Практическая работа: решение задач с применением формулы общего члена, суммы нескольких первых членов, суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии, решение задач по теме.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 6. Использование свойств функций при решении нестандартных задач (3 часа).
Применение метода Мажоранта к исследованию свойств функции. Монотонность, четность, периодичность. Решение логарифмических и тригонометрических неравенств. Уравнения, содержащие квадратный корень.
Практическая работа: составить график конкретной функции. Исследовать на монотонность, четность, периодичность.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 7. Метод удачной подстановки в решении математических задач (4 часа).
Решение систем уравнений способом подстановки. Решение неравенств, содержащих квадратный корень, способом подстановки. Решение уравнений в целых числах.
Практическая работа: решить систему уравнений способом подстановки, самостоятельно составить уравнение по образцу, предложить способы его решения.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 8. Метод удачной группировки в решении математических задач (3 часа).
Решение систем уравнений способом группировки.
Практическая работа: решить систему уравнений способом группировки. Придумать задачу на составление системы уравнений и предложить способ решения.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 9. Различные способы решения нестандартных математических задач (4 часа).
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Практическая работа: решение нестандартных математических задач различными способами.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Список литературы
Денищева Л. О. и др. Единый государственный экзамен. Математика: Контрольн.-измерит, материалы. - М.: Просвещение, 2011.
Потапов М.К. и др. Математика. Методы решения задач: Для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2005.
Сканави М.Я. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: В 2 кн. Кн. 1. М., 2002.
ЕГЭ. Репититор. Математика. Эффективная методика. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Экзамен, 2011
ЕГЭ. Репититор. Математика. Эффективная методика. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Экзамен, 2012
Замыслова А.И. Репетитор по математике. Ростов н/Д, 2012.
Корешкова Т.А., Глазков Ю.Л., Мирошин В. В. и др. Математика: Типовые тестовые задания. - М.Просвещение, 2011.
Липоватый В.Н., Тырымов А.А., Шушков В.И. и др. Математика: Учеб. пособие для поступающих в ВолгТУ. Волгоград, 2001.
Письменный Д. Т. Готовимся к экзамену по математике (школа и вуз). М., 1996.
Тынянкин С.Л., Тырымов А.А. 1314 конкурсных задач. Волгоград, 1996.
Тырымов А.А. Сборник задач по математике. Волгоград, 1999
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
рабочей группы по анализу программы элективного курса профильной подготовки для учащихся 11 класса по математике «Алгебраические задачи» на 2014-2015 учебный год
Рабочая группа в составе:
1.Смирновой Н.Ю.
2.Абраменковой С.А.
3. Тютюнник Т.Е.
анализировала программу элективного курса профильной подготовки по математике для учащихся 11 класса «Алгебраические задачи» на 2014-2015 учебный год.
Данная программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ, содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, тематическое планирование, рассчитана на 34 учебных часа. Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности.
Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Рабочая группа постановила:
программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам для преподавания на профильном уровне.
___________ Смирнова Н.Ю.
___________ Абраменкова С.А.
___________ Тютюнник Т.Е.