Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова»
города Смоленска
«СОГЛАСОВАНО» | «ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
заместитель директора | педагогическим советом | Директор лицея |
________ Лимонько Р.И. | «___» «___» 2013 г | ______ Моисеенков Г.А. |
«___» «___» 2013 г | протокол № 1 | «__ » «___» 2013 г |
| | приказ № _____ |
Программа
учебного предмета по выбору
по математике
«Алгебраические задачи»
для учащихся 10 класса
на 2013-2014 учебный год
Составила: учитель математики
Котикова Т.А.
Смоленск
2013
Пояснительная записка
Современная жизнь, ее ускоренный темп, нестандартность производственных и бытовых ситуаций требуют от человека гибкости и скорости нахождения решений, основанных на логике и рациональности. Математическое образование в этом отношении вносит свой вклад в формирование готовности к нестандартному решению задач и самоутверждению человека в интеллектуальном и социальном плане.
Данный элективный курс предназначен для учащихся, желающих повысить уровень своих математических умений. Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
В ходе проведения занятий курса учащиеся обучаются решению нестандартных задач, не входящих в обязательную программу обучения. Для тех, кто не успешен в математике по основному курсу школьного обучения, курс предоставляет возможность проявить нестандартность мышления и таким образом восстановить положительное представление о своих способностях к обучению. Благодаря создаваемой на уроках обстановке интеллектуальной раскованности, соперничества, состязательности, здоровой конкуренции создаются предпосылки для развития личностного и социального здоровья школьников.
Цель обучения: на примере решения нестандартных математических задач способствовать развитию мышления и воли, обеспечивающих в будущем способность учащихся преодолевать трудности интеллектуальной и социальной самореализации.
Задачи курса:
– выявление и развитие интеллектуальных проявлений любознательности, устойчивости интереса, гибкости мышления;
– понимание значимости математики как науки, обеспечивающей научно-технический прогресс;
– профессиональная ориентация в сферах деятельности, связанных с применением математических знаний;
- решение текстовых задач алгебраическим методом, интерпретирование полученного результата, проведение отбора решений, исходя из формулировки задачи.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы элективного курса включает три части – теоретическую, практическую и проектную.
В теоретическом разделе курса рассматриваются уравнения с параметрами различного вида и способы их решения. Учащиеся получают сведения о классификации задач в математике и рациональных путях поиска их решения.
Практическая часть программы включает задачи различного уровня сложности для закрепления и контроля усвоенного материала. Эти задачи предназначены для индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Большое внимание в курсе уделяется формированию у учащихся умения конструировать задания. Несмотря на достаточно сложный материал курса, в его практической части предусматривается использование игровой технологии, на некоторых занятиях учащиеся выступают в роли учителя при изучении нового материала или консультанта при проверке правильности выполнения заданий.
При выполнении проектных заданий учащиеся должны показать свои умения в составлении и представлении сообщений, рефератов, презентаций, самостоятельно составленных задании. Отчетность по выполнению заданий предусматривает такие виды работ, как:
а) проверку и оценивание домашних заданий, что может также проходить в форме самопроверки, взаимопроверки, проверки консультантами, проверки учителем;
б) проверку и оценивание заданий в ходе промежуточного и итогового контроля.
Возможны также нестандартные формы контроля усвоения учебного материала.
Динамика усвоения учащимися теоретического материала и практических навыков будет отслеживаться по ходу прохождения курса. Возможна как рейтинговая, так и пятибалльная оценка результатов обучения.
Контрольные работы предлагается проводить в форме, которая снижает стрессовое состояние у учащихся. Предлагается «банк» задач, имеющих в зависимости от степени сложности разную «цену», и учащийся может выбрать любые задачи на свое усмотрение. В результате решения каждый набирает определенное количество баллов, которое затем переводится в общую оценку. Оценка за рефераты или сообщения может выставляться как учителем, так и учащимися.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся станут более компетентными при решении некоторых прикладных и исследовательских задач. Они научатся анализировать, классифицировать и выстраивать алгоритм своих действий, аргументировать полученные результаты и отстаивать свою точку зрения, работая в команде.
Концептуальную основу курса составили исследования в области креативности и творчества, решения изобретательских задач, а также методики эффективного группового обучения (эвристики).
Содержание программы элективного курса включает теоретический и практический материал. Теоретическое содержание составили основные понятия, способы решения задач и обоснования решения. Практическим содержанием стал практикум по решению задач различных типов. Кроме этого, на каждом занятии происходит усвоение универсальных умений справляться с нестандартными жизненными ситуациями.
Позиция учителя близка позиции информатора и консультанта, поддерживающего интеллектуальную активность учащихся.
Методы, используемые учителем при проведении занятий, самые разнообразные и зависят от того, какие задачи рассматриваются на занятии: по нарастающей сложности, с применением дискуссии, направленные на аргументацию вариантов своих решений.
Место предмета в базисном учебном плане
Продолжительность курса – 17 ч, с недельной нагрузкой в один час. Программа курса имеет модульный характер, т.е. порядок прохождения отдельных тем и разделов может быть изменен.
Содержание программы курса
Тема 1. Задачи на проценты. Пропорции (3 часа).
Решение задач на проценты, пропорции с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Решение текстовых задач алгебраическим методом, интерпретирование полученного результата, проведение отбора решений, исходя из формулировки задачи.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 2. Решение задач на движение (3 часа).
Решение задач на движение, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 3. Решение задач на работу (3 часа).
Решение задач на работу, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 4. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы (3 часов).
Решение задач на концентрацию, смеси и сплавы, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 5. Прогрессии (2 часа).
Распознание арифметической и геометрической прогрессии, решение задач с применением формулы общего члена, суммы нескольких первых членов, суммы бесконечной геометрической прогрессии.
Практическая работа: решение задач с применением формулы общего члена, суммы нескольких первых членов, суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии, решение задач по теме.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Тема 6. Оптимальный выбор и целые числа (3 часа).
Решение задач на оптимальный выбор и целые числа, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.
Домашнее задание: решение задач по теме.
Календарно-тематическое планирование
Темы | Занятия, ч |
теория | практика | всего |
Тема 1. Задачи на проценты. Пропорции. | 1 | 2 | 3 |
Тема 2. Решение задач на движение. | 1 | 2 | 3 |
Тема 3. Решение задач на работу. | 1 | 2 | 3 |
Тема 4. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы. | 1 | 2 | 3 |
Тема 5. Прогрессии. | 1 | 1 | 2 |
Тема 6. Оптимальный выбор и целые числа. | 1 | 1 | 2 |
Зачет | | 1 | |
Всего | 6 | 11 | 17 |
6. Учебно-методическое обеспечение
Ткачук В.В. Математика - абитуриенту. –М.: МЦНМО, 2012
Отчетность по итогам курса проводится в виде групповых и индивидуальных заданий, защите проектов.
7Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
ЦОР (инструменты специализированные) |
| Информационные источники ( специализированные) | |
1 | http://urokimatematiki.ru | |
2 | http://intergu.ru/ | |
3 | http://karmanform.ucoz.ru | |
4 | http://comp-science.narod.ru | |
5 | http://ege.do.am/news/2-0-1 | |
6 | http://video-repetitor.ru/ | |
7 | http://polyakova.ucoz.ru/ | |
8 | http://le-savchen.ucoz.ru/ | |
9 | http://www.it-n.ru/ | |
10 | http://www.openclass.ru/ | |
11 | www.fipi.ru/ | |
| Учебно-лабораторное оборудование | |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедиапроектор | 1 |
2 | Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль | 8 |
Перечень использованной литературы
Ткачук В.В. Математика - абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2012
ЕГЭ-2015: Математика./авт.-сост. И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2015
Денищева Л. О. и др. Единый государственный экзамен. Математика: Контрольн.-измерит, материалы. - М.: Просвещение, 2015.
Потапов М.К. и др. Математика. Методы решения задач: Для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2011.
Сканави М.Я. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: В 2 кн. Кн. 1. М., 2013.
ЕГЭ. Репититор. Математика. Эффективная методика. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – М.: Экзамен, 2015
Корешкова Т.А., Глазков Ю.Л., Мирошин В. В. и др. Математика: Типовые тестовые задания. - М.: Просвещение, 2014,
интернет-ресурсы:
http://mat.1september.ru
http://www.math.ru
http://graphfunk.narod.ru
http://www.kenguru.sp.ru
http://www.it-n.ru/
http://4ege.ru/matematika
http://reshuege.ru/ и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной группы НМС
по анализу программы элективного учебного предмета
для учащихся 10 класса по математике
«Алгебраические задачи» на 2013-2014 учебный год
на соответствие федеральному компоненту стандарта образования и минимума содержания образования.
Экспертная группа НМС в составе:
1. Тютюнник Т.Е.
2. Ершовой О.А.
3. Лимонько Р.И.
рассмотрела программу учебного курса по выбору для учащихся 10А и 10Б классов по математике «Алгебраические задачи» на 2013-2014 учебный год, составленную учителем Котиковой Т.А.
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ, содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часа. Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, общую характеристику курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часов. Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности. Представленная рабочая программа рассмотрена (в соответствии с перечнем рабочих программ) на заседании кафедры математики (протокол № ), рекомендована для экспертизы в научно-методическом совете лицея и дальнейшего принятия на педагогическом совете.
Экспертная группа постановила:
Представленная программа элективного учебного предмета соответствует требованиям, предъявляемым к программам для преподавания на углубленном уровне. Рекомендовать данную программу для утверждения на педагогическом совете, так как условия для ее реализации на кафедре и в целом в лицее созданы.
___________ Тютюнник Т.Е.
___________ Ершова О.А.
___________ Лимонько Р.И.
8