СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного предмета по выбору «Алгебраические задачи 10 класс»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная жизнь, ее ускоренный темп, нестандартность производственных и бытовых ситуаций требуют от человека гибкости и скорости нахождения решений, основанных на логике и рациональности. Математическое образование в этом отношении вносит свой вклад в формирование готовности к нестандартному решению задач и самоутверждению человека в интеллектуальном и социальном плане.

Данный элективный курс предназначен для учащихся, желающих повысить уровень своих математических умений. Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного предмета по выбору «Алгебраические задачи 10 класс»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова»

города Смоленска





«СОГЛАСОВАНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

заместитель директора

педагогическим советом

Директор лицея

________ Лимонько Р.И.

«___» «___» 2013 г

______ Моисеенков Г.А.

«___» «___» 2013 г

протокол № 1

«__ » «___» 2013 г



приказ № _____






Программа

учебного предмета по выбору

по математике

«Алгебраические задачи»

для учащихся 10 класса

на 2013-2014 учебный год



Составила: учитель математики

Котикова Т.А.







Смоленск

2013

Пояснительная записка


Современная жизнь, ее ускоренный темп, нестандартность про­изводственных и бытовых ситуаций требуют от человека гибкости и скорости нахождения решений, основанных на логике и рацио­нальности. Математическое образование в этом отношении вносит свой вклад в формирование готовности к нестандартному решению задач и самоутверждению человека в интеллектуальном и социаль­ном плане.

Данный элективный курс предназначен для учащихся, желаю­щих повысить уровень своих математических умений. Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

В ходе про­ведения занятий курса учащиеся обучаются решению нестандарт­ных задач, не входящих в обязательную программу обучения. Для тех, кто не успешен в математике по основному курсу школьного обучения, курс предоставляет возможность проявить нестандарт­ность мышления и таким образом восстановить положительное представление о своих способностях к обучению. Благодаря созда­ваемой на уроках обстановке интеллектуальной раскованности, соперничества, состязательности, здоровой конкуренции созда­ются предпосылки для развития личностного и социального здо­ровья школьников.

Цель обучения: на примере решения нестандартных математиче­ских задач способствовать развитию мышления и воли, обеспечи­вающих в будущем способность учащихся преодолевать трудности интеллектуальной и социальной самореализации.

Задачи курса:

– выявление и развитие интеллектуальных проявлений любо­знательности, устойчивости интереса, гибкости мышления;

– понимание значимости математики как науки, обеспечиваю­щей научно-технический прогресс;

– профессиональная ориентация в сферах деятельности, свя­занных с применением математических знаний;

- решение текстовых задач алгебраическим методом, интерпретирование полученного результата, проведение отбора решений, исходя из формулировки задачи.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы элективного курса включает три части – теоретическую, практическую и проектную.

В теоретическом разделе курса рассматриваются уравнения с параметрами различного вида и способы их решения. Учащиеся получают сведения о классификации задач в математике и рациональных путях поиска их решения.

Практическая часть программы включает задачи различного уровня сложности для закрепления и контроля усвоенного материала. Эти задачи предназначены для индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Большое внимание в курсе уде­ляется формированию у учащихся умения конструировать задания. Несмотря на достаточно сложный материал курса, в его практической части предусматривается использование игровой технологии, на некоторых занятиях учащиеся выступают в роли учителя при изучении нового материала или консультанта при проверке правильности выполнения заданий.

При выполнении проектных заданий учащиеся должны показать свои умения в составлении и представлении сообщений, рефератов, презентаций, самостоятельно составленных задании. Отчетность по выполнению заданий предусматривает такие виды работ, как:

а) проверку и оценивание домашних заданий, что может также проходить в форме самопроверки, взаимопроверки, про­верки консультантами, проверки учителем;

б) проверку и оцени­вание заданий в ходе промежуточного и итогового контроля.

Возможны также нестандартные формы контроля усвоения учебного материала.

Динамика усвоения учащимися теоретического материала и практических навыков будет отслеживаться по ходу прохождения курса. Возможна как рейтинговая, так и пятибалль­ная оценка результатов обучения.

Контрольные работы предлагается проводить в форме, которая сни­жает стрессовое состояние у учащихся. Предлагается «банк» задач, име­ющих в зависимости от степени сложности разную «цену», и учащий­ся может выбрать любые задачи на свое усмотрение. В результате реше­ния каждый набирает определенное количество баллов, которое затем переводится в общую оценку. Оценка за рефераты или сообщения может выставляться как учителем, так и учащимися.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся ста­нут более компетентными при решении некоторых прикладных и исследовательских задач. Они научатся анализировать, классифи­цировать и выстраивать алгоритм своих действий, аргументировать полученные результаты и отстаивать свою точку зрения, работая в команде.

Концептуальную основу курса составили исследования в обла­сти креативности и творчества, решения изобретательских задач, а также методики эффективного группового обучения (эвристики).

Содержание программы элективного курса включает теоретичес­кий и практический материал. Теоретическое содержание составили основные понятия, способы решения задач и обоснования решения. Практическим содержанием стал практикум по решению задач раз­личных типов. Кроме этого, на каждом занятии происходит усвое­ние универсальных умений справляться с нестандартными жизнен­ными ситуациями.

Позиция учителя близка позиции информатора и консультанта, поддерживающего интеллектуальную активность учащихся.

Методы, используемые учителем при проведении занятий, са­мые разнообразные и зависят от того, какие задачи рассматривают­ся на занятии: по нарастающей сложности, с применением дискус­сии, направленные на аргументацию вариантов своих решений.

Место предмета в базисном учебном плане

Продолжительность курса – 17 ч, с недельной нагрузкой в один час. Программа курса имеет модульный характер, т.е. порядок прохождения отдельных тем и разделов может быть изменен.


Содержание программы курса

Тема 1. Задачи на проценты. Пропорции (3 часа).

Решение задач на проценты, пропорции с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Решение текстовых задач алгебраическим методом, интерпретирование полученного результата, проведение отбора решений, исходя из формулировки задачи.

Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.

Домашнее задание: решение задач по теме.

Тема 2. Решение задач на движение (3 часа).

Решение задач на движение, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.

Домашнее задание: решение задач по теме.

Тема 3. Решение задач на работу (3 часа).

Решение задач на работу, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.

Домашнее задание: решение задач по теме.

Тема 4. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы (3 часов).

Решение задач на концентрацию, смеси и сплавы, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.

Домашнее задание: решение задач по теме.

Тема 5. Прогрессии (2 часа).

Распознание арифметической и геометрической прогрессии, решение задач с применением формулы общего члена, суммы нескольких первых членов, суммы бесконечной геометрической прогрессии.

Практическая работа: решение задач с применением формулы общего члена, суммы нескольких первых членов, суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии, решение задач по теме.

Домашнее задание: решение задач по теме.

Тема 6. Оптимальный выбор и целые числа (3 часа).

Решение задач на оптимальный выбор и целые числа, с целью использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Практическая работа: решение текстовых задач арифметическим способом, моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры и начал математического анализа.

Домашнее задание: решение задач по теме.


Календарно-тематическое планирование

Темы



Занятия, ч

теория

практика

всего

Тема 1. Задачи на проценты. Пропорции.

1

2

3

Тема 2. Решение задач на движение.

1

2

3

Тема 3. Решение задач на работу.

1

2

3

Тема 4. Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.

1

2

3

Тема 5. Прогрессии.

1

1

2

Тема 6. Оптимальный выбор и целые числа.

1

1

2

Зачет


1


Всего

6

11

17


6. Учебно-методическое обеспечение

  1. Ткачук В.В. Математика - абитуриенту. –М.: МЦНМО, 2012

Отчетность по итогам курса проводится в виде групповых и индивидуальных заданий, защите проектов.

7Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

ЦОР (инструменты специализированные)


Информационные источники

( специализированные)


1

http://urokimatematiki.ru


2

http://intergu.ru/


3

http://karmanform.ucoz.ru


4

http://comp-science.narod.ru


5

http://ege.do.am/news/2-0-1


6

http://video-repetitor.ru/


7

http://polyakova.ucoz.ru/


8

http://le-savchen.ucoz.ru/


9

http://www.it-n.ru/


10

http://www.openclass.ru/


11

www.fipi.ru/



Учебно-лабораторное оборудование


1

Компьютер

1

2

Мультимедиапроектор

1

2

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

8


Перечень использованной литературы

  1. Ткачук В.В. Математика - абитуриенту. – М.: МЦНМО, 2012

  2. ЕГЭ-2015: Математика./авт.-сост. И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2015

  3. Денищева Л. О. и др. Единый государственный экзамен. Матема­тика: Контрольн.-измерит, материалы. - М.: Просвещение, 2015.

  4. Потапов М.К. и др. Математика. Методы решения задач: Для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Сканави М.Я. Сборник задач по математике для поступающих в вузы: В 2 кн. Кн. 1. М., 2013.

  6. ЕГЭ. Репититор. Математика. Эффективная методика. Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – М.: Экзамен, 2015

  7. Корешкова Т.А., Глазков Ю.Л., Мирошин В. В. и др. Математика: Типовые тестовые задания. - М.: Просвещение, 2014,

интернет-ресурсы:

  1. http://mat.1september.ru

  2. http://www.math.ru

  3. http://graphfunk.narod.ru

  4. http://www.kenguru.sp.ru

  5. http://www.it-n.ru/

  6. http://4ege.ru/matematika

  7. http://reshuege.ru/ и др.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной группы НМС

по анализу программы элективного учебного предмета

для учащихся 10 класса по математике

«Алгебраические задачи» на 2013-2014 учебный год

на соответствие федеральному компоненту стандарта образования и минимума содержания образования.

Экспертная группа НМС в составе:

1. Тютюнник Т.Е.

2. Ершовой О.А.

3. Лимонько Р.И.

рассмотрела программу учебного курса по выбору для учащихся 10А и 10Б классов по математике «Алгебраические задачи» на 2013-2014 учебный год, составленную учителем Котиковой Т.А.

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ, содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часа. Программа составлена в соответствии: Сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, общую характеристику курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часов. Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности. Представленная рабочая программа рассмотрена (в соответствии с перечнем рабочих программ) на заседании кафедры математики (протокол № ), рекомендована для экспертизы в научно-методическом совете лицея и дальнейшего принятия на педагогическом совете.

Экспертная группа постановила:

Представленная программа элективного учебного предмета соответствует требованиям, предъявляемым к программам для преподавания на углубленном уровне. Рекомендовать данную программу для утверждения на педагогическом совете, так как условия для ее реализации на кафедре и в целом в лицее созданы.

___________ Тютюнник Т.Е.

___________ Ершова О.А.

___________ Лимонько Р.И.

8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!