Тепелевский филиал МБОУ Дальнеконстантиновская СШ
Утверждено.
Директор школы
_______________Н.Г. Сироткина
« ____»____________ 2015
Программа
дополнительного образования
Образовательного объединения
« Веселые нотки»
Сроки реализации- 3 года
Возраст детей - с 9 лет
Педагог дополнительного образования
Воронова Вера Григорьевна
с. Тепелево 2015г.
Содержание
Введение
Пояснительная записка
Краткие сведения о коллективе
Основные направления содержания деятельности
Краткая характеристика участников образовательного процесса в учреждении.
Условия реализации программы
Ожидаемые результаты
Учебно-тематический план
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
Список литературы
Введение
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей . Среди различных форм учебно-воспитательной работы. Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Поэтому во внеурочной деятельности следует использовать специально подобранные музыкальные произведения которые могли бы воздействуя на аффективную сферу ребенка развивать высшие психические функции к которым относятся мышление воля мотивация.
Внеклассная музыкальная деятельность детей естественно дополняет уроки музыки и имеет целью овладение детьми музыкальной культурой развитие музыкальности учащихся, а также совершенствовать исполнительские навыки восприятия искусства Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к музыке что дает возможность основываясь на симпатиях ребенка развивать его музыкальную культуру. Поэтому возникает необходимость разработать данную программу музыкального кружка «Веселые нотки»
Пояснительная записка
Направленность программы художественно- эстетическая (через развитие вокальных навыков способствует творческой самореализации детей)
Актуальность заключается в том, что в настоящее время, уровень певческого развития детей неуклонно снижается опасная тенденция увлечения молодых педагогов «сенсационными» и мало проверенными методиками обучения детей пению может нанести непоправимый вред развивающему детскому голосу.
Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им как уникальным природным живым музыкальным инструментом требует длительного изучения под руководством опытного педагога. Дети учатся, петь обязательным условием, остается следующее: каждый участник – солист, но одновременно хорошо умеет петь в дуэте, трио, в хоре.
Обучение детей вокальному пению с возможностью получения ими дополнительных знаний в области сценического движения и актерского мастерства является отличительной особенностью настоящей программы дополнительного образования.
Участники должны не только обладать вокальными данными, но и уметь красиво двигаться, свободно держаться на сцене. Раскрепощению детей способствуют занятия сценическим движением.
Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией.
С каждым выходом на сцену учащийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. Воспитанники выступают на различных школьных праздниках. Репертуар объединения разнообразен: от эстрады до народных песен.
В основу образовательной программы положен метод щадящего обучения пению. В программе учитываются индивидуальные особенности и физиологические возможности голоса ребенка, его возрастные и индивидуальные характеристики. Особое внимание уделяется развитию специфических качеств детского голоса: мягкости, полетности звучания, серебристой окраски звука.
Новизна программы
Новизна программы том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Кроме современной музыки, будут изучаться русские народные песни.
Отличительные особенности программы Особенности личностного развития ребёнка, проживающего в сельской местности во многом определяется не только социально-экономическими, но и культурными ограничениями, условиями жизни села. Как и городскому школьнику, ему доступны средства массовой информации, но сказывается дефицит общения, новых впечатлений, отсутствия возможностей для углубленных занятий, недоступность культурных очагов города, развития коммуникативных навыков культуры.
Ограниченные возможности социокультурной сферы села значительно снижают шансы сельского школьника быть мобильным, выстраивать свои отношения с окружающим миром. А каждое занятие кружка – это собрание интересующихся музыкальным искусством, детская инициатива, взаимопомощь, творческая активность, способность к самоуправлению. В этом состоит социокультурная результативность занятий, так как основной принцип кружковцев – разновозрастное единство, коллективное межличностное общение, возможность попробовать свои силы, свобода выбора занятий, которая отвечает личным интересам и склонностям, развитию творческих способностей.
Практическая значимость данной программы состоит в том, что приобретённые навыки и умения воспитанники могут использовать в повседневной жизни и деятельности класса, школы, в быту, на досуге для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
выражения своих личных музыкальных впечатлений, определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности;
развития эмоционального познания окружающей действительности;
активизации самостоятельной работы
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Задачи:
Обучающие:
дать учащимся необходимый объем знаний, умений и навыков в области вокального пение,для участия в творческой работе учебной группы;
развивать голос, музыкальный слух и память, чувство ритма;
сформировать у учащихся практические умения и навыки (чистота интонирования, артикуляция и дыхание);
повысит уровень знаний детей в области музыкальной культуры, развивать их музыкальные представления и художественный вкус;
Развивающие -развивать музыкальный слух;
-развивать музыкальные способности детей;
-продолжить нравственное и духовное развитие учащихся через приобщение их к музыкальной культуре;
-развивать коммуникативные способности учащихся;
Воспитательные: воспитывать исполнительскую культуру, трудолюбие и взаимовыручку.
Краткие сведения о коллективе:
Группа профельная, сменного состава, набор детей свободный, количество
обучающихся общее, возраст учащихся с 8 лет
Количество занятий в неделю – 1 час
Количество за год -36 часов
Всего - 108 часов.
Основные направления содержания деятельности
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
наглядно – слуховой;
наглядно-зрительный;
репродуктивный;
фонетический.
Одним из ведущих приемов обучения пению детей является демонстрация педагогом манеры пения
Практическая значимость данной программы состоит в том, что приобретённые навыки и умения воспитанники могут использовать в повседневной жизни и деятельности класса, школы, в быту, на досуге для:
певческого музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
выражения своих личных музыкальных впечатлений, определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности;
развития эмоционального познания окружающей действительности;
активизации самостоятельной работы
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.
Дополнительными формами занятий являются:
Краткая характеристика участников образовательного процесса в учреждении.
Воронова В. Г.,учитель начальных классов ,по совместительству педагог дополнительного образования. Опыт работы в данной области 20 лет. Программу составила и реализует.
Условия реализации программы
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Практическое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения,
-распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.
Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.
Выставка фотоматериала из выступлений студии. Итоговое занятие.Урок-концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых мест.
Ожидаемые результаты
По истечении 1-го года обучения обучающиеся:
- овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной динамики инижнереберно-диафрагмального дыхания;
- будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;
- будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);
- будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;
- будут стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;
- смогут различать несложные ритмические рисунки;
- будут знать и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;
- владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в интонировании;
- получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.
По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
-владеть основами громкостной динамики и элементами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания;
-уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;
- уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;
- знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;
-владеть элементами вокализации, навыками свободного взора, индивидуальной культурой танца;
- уметь соединять элементарные движения с песней;
- без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками;
- уметь работать с микрофоном;
- приобретут положительный социальный опыт творческой деятельности.
После окончания 3-го года обучения дети приобретают следующие знания и умения:
- пение на опоре;
- изучение процесса дыхания при пении;
- чистое устойчивое интонирование и владение голосом в простой тесситуре песен;
- основы вокальной дикции;
-владение элементами вокальной и танцевальной импровизации в рамках исполняемой песни;
- мягкая атака и опережающее слышание;
- разноплановое исполнение песен;
- знание об особенностях эстрадного вокала в музыкальном театре;
- станут серьезнее относиться к подбору песенного репертуара.
Участники кружка «Веселые нотки » должны овладеть вокальными навыками.
Основным образовательным результатом осуществления дополнительной образовательной программы является сформированная способность детей к сценическому выступлению на концертах, проводимых при участии детей. . На этих концертах проверяются как знания, умения, навыки, полученные учащимися по предметным программам, так и воспитательный результаты: уровень творческой индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутая в процессе прохождения комплексной программы социальная адаптация учащихся, принятие идей патриотизма и гуманистических ценностей, декларируемых пафосом репертуара программы.
Учащиеся получают знания о:
сольном и ансамблевом пении;
чистоте интонации звучания;
певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания;
Учащиеся должны иметь понятие о:
Учащиеся будут уметь:
петь короткие фразы на одном дыхании в начале года и более длинные к концу года;
выполнять вокальные упражнения для развития певческого голоса;
учиться беречь свой голос от перегрузок.
Выучат концу года произведений и выступят в итоговом концерте.
Работа на сцене. Заключается в том, чтобы дети умели выходить красиво на сцену и уходить с нее, чтобы дети уютно и комфортно чувствовали себя на сцене, уверенно ориентировались в пространстве сцены.
В течение всего творческого сезона дети активно принимают участие в творческих вечерах и театрализованных представлениях:
концерт ко Дню престарелых
концерт, посвященный Дню учителя
концерт, посвященный ДнюМатери
новогодние праздники
масленичные представления
концерт ко Дню 8 Марта
концерт ко Дню Победы
участвуют в смотрах и конкурсах школьного масштаба.
Учебно-тематический план
1 год
№ | Тема занятий | Часы |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | 1 Пение как вид музыкальной деятельности. | 2 |
1 | Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. | 1 |
2 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 |
3 | Разучивание и исполнение песен. | 18 |
1 | Народная песня. | 6 |
2 | Произведения современных композиторов. | 12 |
4 | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | 8 |
1 | Сценическое движение и художественный образ песни. | 2 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 2 |
3 | Соотношение движения и пения | 4 |
5 | Импровизация | |
6 | Концертно-исполнительская деятельность | 4 |
| Всего: | 36 |
2 год
№ | Тема занятий | Часы |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | 1 Пение как вид музыкальной деятельности. | 2 |
1 | Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. | 1 |
2 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 |
3 | Разучивание и исполнение песен. | 19 |
1 | Народная песня. | 4 |
2 | Произведения современных композиторов. | 15 |
4 | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | 6 |
1 | Сценическое движение и художественный образ песни. | 2 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 2 |
3 | Соотношение движения и пения | 2 |
5 | Импровизация | 4 |
6 | Концертно-исполнительская деятельность | 4 |
| Всего: | 36 |
3 год
№ | Тема занятий | Часы |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | 1 Пение как вид музыкальной деятельности. | 2 |
1 | Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. | 1 |
2 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 |
3 | Разучивание и исполнение песен. | 18 |
1 | Народная песня. | 4 |
2 | Произведения современных композиторов. | 14 |
4 | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | 6 |
1 | Сценическое движение и художественный образ песни. | 2 |
2 | Виды, типы сценического движения. | 2 |
3 | Соотношение движения и пения | 2 |
5 | Импровизация | 4 |
6 | Концертно-исполнительская деятельность | 5 |
| Всего: | 36 |
Содержание программы
Первый год
Вводное занятие.
Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.
Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Раскрытие особенностей объединения
2 .Пение как вид музыкальной деятельности.
Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов.
Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).
Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.
Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.
Работа над чистотой интонирования по интервалам.
Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
4. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
1) Сценические движения и художественный образ песен. Знакомство с элементами хореографии.
2) Соотношение движения и пения. Актерское мастерство. Учиться передавать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.
5.Импровизация.
Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы.
Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения.
6. Концертная деятельность. Выступление солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Второй год
1. Вводное занятие.
Беседы о новинках в мире музыки и вокально-хорового искусства. Знакомство с задачами в текущем году. Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования.
Урок – игра «Угадай мелодию». Повторение песенного материала, пройденного в предыдущий год обучения.
2. Вокально-хоровые работы
2. Пение как вид музыкальной деятельности.
Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
3.Разучивание и исполнение песен.
Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста.
Современная песня – знание структуры песни. Цепное дыхание.
Понятие «легато», «нон легато», «стаккато».
Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.
Совершенствование правильного дыхания.
Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
4. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
5. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.
Коллективное исполнение песен.
Метод сценической импровизации.
Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды.
6. Концертная деятельность. Выступление солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Третий год
1. Вводное занятие.
Проверка усвоения знаний, умений и навыков, приобретенных детьми на предыдущем году обучения. Повторение некоторых музыкальных упражнений и игр предыдущего года обучения. Обзор современного состояния вокального искусства. Знакомство с основными задачами. Режим занятий и правила по т/б. Санитарно-гигиенические требования. Профилактика и гигиена голоса
2. Пение как вид музыкальной деятельности.
Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Певческая установка должна стать привычной. Сохранение певческой установки при хореографических движениях в разных темпах.
3.Разучивание и исполнение песен Народная песня – формировать навыки пения без сопровождения и с сопровождением. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения. Раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни.
Современная песня – на песенном материале продолжить обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона. средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации. Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато. Приемы дыхания в произведениях разного характера. Правила охраны голоса в предмутационный период.
4. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.
Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.
Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями
5.Импровизация.
Образное раскрытие сущности каждой импровизации в упражнениях. Импровизация подголосков к разучиваемым песням. Сочинение небольших мелодий в опоре на характерные интонации. Сочинение ритмических аккомпанементов. Продолжить развитие ассоциативного мышления. Импровизация в заданной тональности. Импровизация подголосков к разучиваемым песням., на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.
6. Концертная деятельность. Выступление солистов.
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел ,тема занятий | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический, дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие | Лекционное занятие Игра «Музыкальный магазин» | Объяснение, наглядно – иллюстративный метод, игра | «Инструкция по охране голоса и технике безопасности при работе с аппаратурой, с микрофонами, материалы из книги | Музыкальный центр, флешка, диски | анкета |
2 | Пение как вид музыкальной деятельности. | Беседа, Практическое занятие | Объяснение, показ | Карточки с упражнения на развитие звуковысотного слуха, металлофоны, Немая клавиатур Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М. 1999 г | Музыкальный центр, флешка, диски, интерактивная доска, ИКТ | Взаимоконтроль, наблюдение педагога |
3. | Разучивание и исполнение песен. | Теоретическое, практическое занятие | Объяснение, Показ, игра | Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. Интернет ресурсы | Музыкальный центр, флешка, диски, интерактивная доска, ИКТ | Самоконтроль, Наблюдение педагога за правильной певческой установкой |
4. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | Теоретическое, практическое занятие | Объяснение, показ, Упражнения на дыхание | http://www.ermolov.ru/- персональный сайт композитора А Ермолова http://kolmagorova.ru/ персональный сайт композитора Колмагоровой | Музыкальный центр, флешка, диски, интерактивная доска, ИКТ | Самоконтроль, Наблюдение педагога за правильной певческой установкой |
5. | Импровизация | Творческое занятие, игра | Показ, объяснение, | Музыкальные инструменты (бубен, треугольник, ложки, металлофон, ксилофон) | Музыкальный центр, флешка, диски, интерактивная доска, ИКТ | Занятие –игра «Сочиняем сами» |
6 | Концертные выступления | Творческое занятие | Показ, объяснение | Фотоальбом, видеозаписи | Музыкальный центр, флешка, диски, интерактивная доска, ИКТ | Концертные выступления на разных сценических площадках |
Список литературы
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.
Интернет – ресурсы:
http://www.ermolov.ru/- персональный сайт композитора А Ермолова http://kolmagorova.ru/ персональный сайт композитора Колмагоровой http://voskresensky.ksdk.ru/audio.php- персональный сайт композитора Д. Воскресенского http://avarlamov.ru/- персональный сайт композитора А Варламова http://urokymusiki.ucoz.ru/ тематический сайт http://www.uchportal.ru/load/133- тематический сайт
http://musuroki.ucoz.ru/publ/programma_dlja_1_klassov/1-1-0-5- тематический сайт http://svetlana-plus.ucoz.com/load/uchim_uchimsja/8- тематический сайт http://muzruk.info/?p=15- тематический сайт http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/- тематический сайт
Поурочное планирование
(1-й год обучения)
| № Урока | Содержание урока | Кол. часов |
план | Факт. |
1 | 1. | Вводное занятие | 1 | |
2 | 2.1 | Пение как вид музыкальной деятельности. Прослушивание детских голосов. Упражнения на дыхание. Подбор репертуара. | 2 ч. | |
3 | 2.2 | Правила охраны детского голоса. Вокально-певческая установка. Пение вокально-тренировочных упражнений. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | | |
| 3. | Разучивание и исполнение песен. | 18ч. | |
4 | 3.1 | Народная песня. Звуковысотное интонирование мелодии. | | |
5 | 3.2 | Вокально-хоровая работа. Унисон. Дыхание во фразах и в произведении целиком. | | |
6 | 3.3 | Звукообразование. Единая манера звукообразования. | | |
7 | 3.4 | Репетиция русской народногй песни «У меня ль во садочке». | | |
8 | 3.5 | Репетиция русской народногй песни «У меня ль во садочке». | | |
9 | 3.6 | Репетиция русской народногй песни «У меня ль во садочке». | | |
10 | 3.7 | Произведения современных композиторов. Звукообразование. Звуковысотное интонирование мелодии. | | |
11 | 3.8 | Разучивание произведения современных композиторов. Разучивание песни М.Минков «Дорога добра». | | |
12 | 3.9 | Вокально-хоровая работа. Развитие диапазона. Фиксированное звучание высоких нот. Разучивание песни М.Минков «Дорога добра». | | |
13 | 3.10 | Дыхание во фразах и в произведении целиком. .Разучивание песни К.Аедоницкий «Красно солнышко». | | |
14 | 3.11 | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки. Разучивание песни К.Аедоницкий «Красно солнышко». | | |
15 | 3.12 | Дикция. Выразительность слов в пении. Разучивании песни Я. Дубравин «Родина» | | |
16 | 3.13 | Унисон. Элементы двухголосия. Разучивании песни Я. Дубравин «Родина»
| | |
17 | 3.14 | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки. Разучивании песни Я. Дубравин «Родина» | | |
18 | 3.15 | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки. Разучивании песни Я. Дубравин «Родина» | | |
19 | 3.16 | Художественная выразительность в пении. Фразировка, динамические оттенки. Разучивании песни Я. Дубравин «Родина» | | |
20 | 3.17 | Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне. Разучивание песни «Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв | | |
21 | 3.18 | Дикция и артикуляция. Дикционная чёткость в песне. Разучивание песни «Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв | | |
| 4. | Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением. | | |
22 | 4.1 | Сценическое движение и художественный образ песни. | | |
23 | 4.2 | Виды, типы сценического движения. | | |
24 | 4.3 | Соотношение движения и пения . Разучивание песни «Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной | | |
25 | 4.4 | Соотношение движения и пения . Песня « Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной | | |
26 | 4.5 | Сценическое движение и художественный образ песни. « Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной | | |
27 | 4.6 | Создание сценического образа. | | |
28 | 4.7 | Вокальные упражнения. Пение без инструментального сопровождения. « Русский солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной | | |
29 | 4.8 | Орабатывание сценических движений при исполнении изученных песен. | | |
| 5. | Импровизация. | | |
30 | 5.1 | Импровизация изученных произведений. Импровизация подголосков к разучиваемым песням. | | |
31 | 5.2 | Импровизация подголосков к разучиваемым песням. | | |
32-36 | 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 | Концертно-исполнительская деятельность. Репетиция на сцене. Концерт | | |