СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПРОГРАММА УПЕШНО БЫЛА РЕАЛИЗОВАНА В 2016-17 УЧ. ГОДУ В РАМАХ ФГОС. КРУЖОК "АЗБУКА ДОБРА" НАЦЕЛЕН НА ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.
49
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Гурьевка
Утверждаю:
Директор МБОУ «СОШ» с. Гурьевка
_________________Л. В. Потапова
«___» ___________________ 20__г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Название: Азбука добра
Направление: духовно-нравственное
Вид деятельности: познавательая
Возраст школьников: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Анталь Наталья Геннадиевна
с. Гурьевка
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Азбука добра» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких
взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. Занятия «Азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа кружка «Азбука добра» рассчитана в 3-4 классах на 34 учебных часа по 45 минут с динамическими паузами и физминутами на один год обучения.
Цель программы: – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Формы проведения занятий
Занятия проводятся в форме игровых программ, бесед, тренингов, просмотра презентаций, видеофильмов, заочных путешествий, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности « Азбука добра»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового,
более совершенного результата
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика.
4. Анкетирование.
5. Пополнение портфолио детей.
6. Создание видео-фото альбома.
7. Наблюдения педагогов и родителей.
Для оценки результативности программы «Азбука добра» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | См. приложение. Наблюдения педагогов и родителей.
|
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает основные моральные нормы и правила поведения | См. приложение. Наблюдения педагогов и родителей.
|
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. |
См. приложение. Наблюдения педагогов и родителей.
|
Учебно-тематический план (34 ч.)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
| Раздел № 1. Правила поведения в школе. | 1 ч. |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене, правила поведения в библиотеке, правила поведения в гардеробе, столовой, на школьном дворе. | 1 ч. |
| Раздел №2. Внешкольный этикет. | 2 ч. |
2. | Правила поведения в общественных местах. Проект «Детская площадка».
| 1 ч. |
3. | Бережное отношение к природе. Проект «Экологическая тропа». | 1 ч. |
| Раздел № 2. Общечеловеческие нормы нравственности. | 8 ч. |
4. | Заповеди. Золотое правило нравственности. | 1 ч. |
5. | Добро и зло. | 1ч. |
6. | Скромность.
| 1 ч.
|
7. | Сила и слабость. | 1 ч.
|
8. | Дал слово – держи. | 1 ч. |
9. | Умение прощать.
| 1 ч. |
10. | Полезно ли врать?
| 1 ч. |
11. | Зависть.
| 1 ч. |
| Раздел № 3. О добром отношении к людям. |
4 ч. |
12. | Об уважительном отношении к младшим, к ровесникам. | 1 ч. |
13. | Об уважительном отношении к старшим.
| 1 ч. |
14. | Ежели вы вежливы. Волшебные слова. | 1 ч. |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 ч. |
| Раздел № 4. Как стать трудолюбивым. | 4 ч. |
16. | Ученье – свет, неученье – тьма. Проект «Пословицы и поговорки об учебе». | 1 ч. |
17. | Как стать прилежным и старательным. | 1 ч. |
18.
| Наш труд в классе. Проект «Уборка класса». | 1 ч. |
19. | Мой труд каждый день дома. Проект «Я мамин и папин помощник (помощница)». | 1 ч. |
| Раздел № 5. Правила опрятности и аккуратности. | 3 ч. |
20. | Культура внешнего вида.
| 1 ч. |
21. | Каждой вещи свое место. | 1 ч. |
22.
| Умей ценить свое и чужое время.
| 1 ч. |
| Раздел № 6. Культура общения.
| 5 ч. |
23. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Обращение к разным людям.
| 1 ч. |
24.
| День рождения. Как пригласить. Проект «Изготовление пригласительной открытки».
| 1 ч. |
25. | Как дарить подарки. Проект «Подарок своими руками».
| 1 ч. |
26. | Встреча и развлечение гостей. Как вести себя в гостях.
| 1 ч. |
27. | Встреча и развлечение гостей. Как вести себя в гостях. Проект «Праздник». Практическое занятие.
| 1 ч. |
| Раздел № 7. Дружеские отношения.
| 2 ч. |
28. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».
| 1ч. |
29. | В мире мудрых мыслей. Проект «Пословицы и поговорки о дружбе.
| 1 ч. |
| Раздел № 9. Понять другого. | 4 ч. |
30. | Золотые правила. |
|
31. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 ч. |
32. | Умение находить хорошее в человеке, даже если он вам не нравится. | 1 ч. |
33. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 ч. |
| Раздел № 10. Итоговое занятие. | 1 ч. |
34. | Чему научились? Какими стали? | 1 ч. |
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Содержание программы.
Раздел № 1. Правила поведения в школе (1 ч.). Правила поведения на уроке и на перемене, правила поведения в библиотеке, правила поведения в гардеробе, столовой, на школьном дворе.
Раздел №2.Внешкольный этикет (2 ч). Правила поведения в общественных местах. Проект «Детская площадка». Бережное отношение к природе. Проект «Экологическая тропа».
Раздел № 4. О добром отношении к людям (4).
Об уважительном отношении к младшим, к ровесникам. Об уважительном отношении к старшим. Ежели вы вежливы. Волшебные слова. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел № 5. Как стать трудолюбивым (4 ч). Ученье – свет, неученье – тьма. Проект «Пословицы и поговорки об учебе».Как стать прилежным и старательным. Наш труд в классе. Проект «Уборка класса».Мой труд каждый день дома. Проект «Я мамин и папин помощник (помощница)».
Раздел № 6. Правила опрятности и аккуратности (3). Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умей ценить свое и чужое время.
Раздел № 7. Культура общения (5 ч). Как приветствовать людей и знакомиться с ними. День рождения. Как пригласить. Проект «Изготовление пригласительной открытки». Как дарить подарки. Проект «Подарок своими руками». Встреча и развлечение гостей. Как вести себя в гостях. Встреча и развлечение гостей. Практическое занятие. Проект «Праздник».
Раздел № 8. Дружеские отношения (2 ч).
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». В мире мудрых мыслей. Проект «Пословицы и поговорки о дружбе.
Раздел № 9. Понять другого (4 ч).
О тактичном и бестактном поведении. Умение находить хорошее в человеке, даже если он вам не нравится.
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.
Раздел № 10. Итоговое занятие (1 ч).
Чему научились? Какими стали?
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ
Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Материально – техническое обеспечение.
Печатные пособия.
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок.
Магнитофон.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Программа «Азбука добра» составлена на основе Программы «Этика: Азбука добра» -Дорошкевич Е. А. и Программы «Этика: Азбука добра» - Деревяновой Т.В..
Приложение 1.
Уровень воспитанности.
Вариант 1.
Анкета 1
для учащихся 1 -2 класса
Критерии (показатели воспитанности) | Оценка родителя | Оценка учителя | Средний балл (итоговая оценка) | |||||
Любознательность | Проявляет интерес к учебе | 23 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Любит читать, слушать | 23 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Нравится выполнять задания, рисовать | 23 45 | 23 45 |
| ||||
| Нравится получать хорошие отметки | 23 45 | 2345 |
| ||||
Средний балл |
| |||||||
Отношение к школе | Выполняет правила для учащихся | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Добр в отношении с людьми | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Участвует в делах класса | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
Средний балл |
| |||||||
Прилежание, трудолюбие | Старается в учебе | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Помогает другим в делах | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Обращается за помощью сам | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Помогает в семье выполнять домашнюю работу | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Любит дежурить в классе | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Помогает учителю | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
Средний балл |
| |||||||
Бережное отношение к природе | К земле | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| К растениям | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| К животным | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
Средний балл |
| |||||||
Красивое в жизни | Аккуратен в делах | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Опрятен в одежде | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Любит красивое вокруг себя | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Вежлив в отношении с людьми | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
Средний балл |
| |||||||
Отношение к себе | Умеет управлять своим поведением | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
| Нет вредных привычек | 2 3 45 | 2 3 45 |
| ||||
Средний балл |
|
Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда. Вариант 2
Уровень воспитанности обучающихся (методика Н.П. Капустина) Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха
| Я оцениваю себя | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки |
|
|
|
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома |
|
|
|
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу |
|
|
|
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми |
|
|
|
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценка результатов:
5 – всегда По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.
4 – часто В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Уровень сформированности нравственных представлений.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравится, когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравится
Б Не очень нравится
В Не нравится
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Не знаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Не знаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:
1 балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
2 балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
3 балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
Отношение к людям.
Анкета « Добрый ли Вы человек?»
Инструкция:
Ответьте, пожалуйста, на вопросы « Да», если согласны с утверждением, «Нет», если не согласны.
Вопросы:
У Вас появились деньги. Могли бы Вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
Товарищ рассказывает Вам о своих невзгодах. Дадите ему понять, что Вас это мало интересует, даже, если это так?
Если Ваш друг плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли Вы иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
Часто ли Вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять настроение?
Любите ли Вы злые шутки?
Вы злопамятны?
Можете ли Вы терпеливо выслушать даже то, что Вас совеошенно не интересует?
Умеете ли Вы на практике применять свои способности?
Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?
Если Вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли выслушать аргументы товарища?
Вы охотно выполняете просьбы?
Станете ли Вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
Обработка:
А теперь Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «Да» на вопросы: 1,3,4,7,11 и за ответ « нет» на вопросы: 2,5,6,8,9,10,12.
Интерпретация:
Вы набрали больше 8 очков.
Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У Вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это Вам не пойдет.
От 4 до 8 очков.
Ваша доброта вопрос случая. Добры Вы далеко не со всеми. Для одних Вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
Вы набрали меньше 4 очков.
Общение с вами порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.
Анкета № 1«Что такое доброта?».
Что такое доброта?
Когда я радуюсь? | Что меня злит? |
|
|
Анкета № 2«Что такое доброта?» (ассоциации).
Нарисуй, как ты себе представляешь Д О Б Р О.
Анкета № 3 «Что такое доброта?».
Напиши сочинение-сказку о доброте.
Анкета № 3 «Что такое доброта?» (ассоциации).
____________________
я | мама | папа | мой класс | учитель | друг | книга | Любимая игрушка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, голубой, синий (фиолетов.), коричневый, чёрный.
Трудолюбивый ли ты?.
Анкета для родителей № 1.
— Любит ли ваш ребенок трудиться?
— Что он любит делать по дому?
— Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
— Как долго может трудиться ваш ребенок?
— Работа выполняется увлеченно или неохотно?
— Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
— Поощряете своего ребенка за выполненную домашнюю работу?
— Наказываете ли своего ребенка, если он выполнил работу плохо?
— Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни своего класса?
— Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?
Анкета для родителей№2.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребенка в обозначенных анкетой трудовых делах?
Я знаю, что ребенок в школе: | Мой ребенок дома: |
дежурит по классу | выносит мусор |
дежурит в столовой | моет посуду |
имеет трудовые поручения | убирает свою комнату |
участвует в трудовых делах класса | убирает квартиру, дом |
занимается в кружке | делает покупки |
занимается в секции | ухаживает за младшими |
Если какие-то трудовые поручения ребенка в анкете не указаны необходимо их дописать.
Анкета для учащихся № 1.
Дома я: | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
убираю свою постель |
|
|
|
|
убираю свою комнату |
|
|
|
|
мою посуду |
|
|
|
|
хожу в магазин |
|
|
|
|
стираю мелкие вещи |
|
|
|
|
помогаю в уборке квартиры |
|
|
|
|
ухаживаю за младшими |
|
|
|
|
умею кое-что готовить |
|
|
|
|
помогаю родителям по их просьбе во всех делах |
|
|
|
|
помогаю родителям на огороде. |
|
|
|
|
Анкета для учащихся №2.
— С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
— Что тебе больше нравится из домашних дел?
— Что тебе не нравится делать по дому?
— Хвалят ли тебя за выполненную работу?
— Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
— Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это сделать?
— Выполняешь ли ты какую-нибудь работу вместе с родителями?
— Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
— Как ты думаешь домашние дела – это трудная работа?
— Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
«Культура общения».
Для детей №1.
Считаешь ли ты себя культурным человеком?
Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», а те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-».
громко кричать
драться
перебивать в разговоре другого человека
списывать из другой тетради во время контрольной
задавать неуместные вопросы
свистеть
ругаться
жадничать
сплетничать
ябедничать
врать
навязываться в друзья
не обращать внимания, если кого-то обижают
молчать, если кто-то совершил плохой поступок
приставать к людям с расспросами
завидовать кому-то
жаловаться на кого бы то ни было
быть равнодушным к чужой беде
Для детей №2.
Из приведённых ниже прилагательных отметь знаком «-» те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.
* умный
* глупый
* злой
* добрый
* красивый
* дружелюбный
* хитрый
* жадный
* заносчивый
* правдивый
* врун
* отзывчивый
* грубый
* ласковый
* ябеда
* насмешник
* жалобщик
* непоседа
«Дружеские отношения».
Анкета «Дружба».
Нарисуй солнышко с таким количеством лучиков, сколько у тебя друзей.
Кому можешь рассказать тайну?
С кем тебе интереснее всего поговорить в классе? На перемене?
С кем из одноклассников хотел (а) бы сидеть за одной партой?
О ком из своих друзей (подруг) ты рассказываешь дома?
Анкета «Настоящий друг, какой он?»
(выбери верный ответ).
- модно одет
- надежный
- веселый
- не признает свои ошибки
- отзывчивый
- не подойдет первым мириться
- добрый
- поддержит словом и делом
- верный
- не скажет правду
- вместе в горе и радости
- выручит в трудную минуту
Свое____________________
Приложение 2 (дополнительно).
Список методик для мониторинга
Задание на выявление уровня моральной децентрации (3-4 класс)
Моральная дилемма (1-4 класс)
Задание на норму справедливого распределения (1 класс)
Задание на усвоение нормы взаимопомощи (1 класс)
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (1 класс)
Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Анкета «Оцени поступок» (1-2 класс)
Диагностические методики
Задание на выявление уровня моральной децентрации
(Ж.Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.
Возраст: ступень окончания начальной школы (10-10,5 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
1.Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?
2. Почему?
3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Критерии оценивания:
Решение моральной дилеммы. Ответ на вопрос №1.
Способ координации норм. Ответ на вопрос №2
Решение моральной дилеммы с усложнением условий. Ответ на вопрос №3
Показатели уровня выполнения задания (моральной децентрации):
1 – Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват, уронил ее») (норма ответственности и санкция). Децентрации нет, осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.
2 - Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками («дать еще, но каждому») (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.
3 – Предложение дать булочку самому слабому - «дать ему еще, потому что он маленький» - норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому. Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л.Кольберг)
Моральная дилемма
( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания -
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал в раздевалке. Антону очень хотелось пойти домой, поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро вернется папа с работы, и будет работать на компьютере.
1. Что делать Антону?
2. Почему?
3. А как бы поступил ты?
Уровни решения моральной дилеммы - ориентация на интересы и потребности других людей, направленность личности – на себя или на потребности других.
Варианты ответа на вопрос № 1 (№ 3):
1 Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера – «пойти домой играть»,
2- Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других - найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер;
3 – Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи – «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти»
Уровни развития моральных суждений:
Варианты ответов на вопрос № 2:
1- стадия власти и авторитета – («Олег побьет, если Антон не поможет», «Антон уйдет, потому что дома будут ругать, если он задержится в школе»);
2- стадия инструментального обмена – («в следующий раз Олег поможет Антону», «нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал»);
3 – стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот);
4 – стадия «закона и порядка» («люди должны помогать друг другу»).
Задание на норму справедливого распределения
Цель: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения.
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы.
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания (в этом случае и во всех последующих пробах): ребенку зачитывают рассказ, затем задают вопросы. Пол персонажа рассказа варьируется в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков – главный герой - мальчик, для девочек – соответственно, девочка. В случае необходимости текст задания - моральной дилеммы - зачитывается повторно.
Текст задания:
Представь себе, что однажды ты и другой мальчик (девочка), Ваня (Аня), гуляли по площадке в детском саду. Вам захотелось поиграть. Вы подошли к воспитательнице и попросили ее принести вам игрушки. Когда она вернулась, то принесла с собой 3 игрушки, дала их тебе и сказала «Играйте».
1. Как ты поступишь в этой ситуации? (что ты сделаешь в этой ситуации?)
2. Почему ты так сделаешь?
Критерии оценивания:
Способ решения моральной дилеммы – принятие нормы справедливого распределения как основания поведения (ответ на вопрос №1)
Осознание нормы, лежащей в основе ситуации (ответ на вопрос № 2). Возможно выделение и вербализация (осознание) нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1).
Уровень моральных суждений как показателя развития морального сознания (ответ на вопрос №2).
Показатели уровня выполнения задания:
Уровни освоения нормы справедливого распределения:
Варианты ответов на 1 вопрос:
1 Эгоцентризм, ориентация только на свои желания, игнорирование сверстника – взять все игрушки себе, со сверстником не делится, указывает на свои желания (я возьму себе, я больше хочу играть»)
2. Ориентация на норму справедливого распределения, но ее выполнение предполагает приоритет собственных интересов: поделить в неравной пропорции: две игрушки себе, одну сверстнику (эгоцентризм)
3а. Ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнера, готовность к альтруистическому действию - поделить игрушки таким образом, что одну оставляет себе, две отдает сверстнику.
3б. Отдать все три игрушки сверстнику (альтруизм). Решение об эгоцентризме или альтруизме основывается на аргументации, данной ребенком: а) другой ребенок как более нуждающийся с выделением качеств «слабого» (альтруизм), б) другой ребенок как более авторитетный, властный, сильный, драчливый и т.п. (эгоцентризм).
4. Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации. Ребенок предлагает поделить по одной игрушке, с третьей – играть по очереди или вместе. Совместная игра («нужно вместе играть, тогда будет общая») или правило очередности («пусть сначала один поиграет со второй машинкой, а потом второй поиграет»).
Уровни осознания нормы:
Варианты ответа на 2 вопрос: 1 - норму не называет; 2 – называние нормы через описание действий (например «всем надо давать игрушки»); 3 – называние нормы («надо делиться с другими»).
Уровень моральных суждений (по Л.Кольбергу):
1.стадия «власть и авторитет» - указание на власть («воспитательница накажет», «мама заругает», «сверстник отнимет»)
2.стадия инструментального обмена («в другой раз он мне даст - не даст игрушки»)
3.стадия межличностной конформности («обидится, не будет дружить, я хороший, а с хорошими дружат»)
4.стадия «закон и порядок» - формулирование нормы как правила, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну»)
Задание на усвоение нормы взаимопомощи
Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.
Возраст: предшкольное образование (6,5 – 7 лет).
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка.
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему надо есть на обед. Она попросила его помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей поел и сел смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал. Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду. Вздохнула и стала мыть посуду. Андрею стало грустно, и он ушел в свою комнату.
1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?
2. Правильно ли поступил Андрею (Лена)?
3. Почему?
4. Как бы ты поступил на месте Андрея (Лены)?
Критерии оценивания:
Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос №1)
Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос №4)
Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы № 2 и 3. Возможно выделение и вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1)
Уровень моральных суждений (ответ на вопрос №3)
Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос №2)
Уровни выделения морального содержания поступка:
Варианты ответов на вопрос №1:
1 – Ребенок не выделяет моральное содержания рассказа - нет адекватного ответа, не знаю. Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненного поручения отсутствует.
2 – Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея, но еще не выделяет морального содержания рассказа («грустно, потому что мама вздохнула»);
3 – Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывает на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций Андрея и невыполненной просьбы мамы.
4 –Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и дает ответ с указанием причины негативных эмоций героя – невыполнения нормы взаимопомощи («Грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят»).
Уровни ориентации на просоциальное поведение.
Варианты ответов на вопрос №2:
1 – Установка на просоциальное поведение отсутствует - нет ответа, неадекватная оценка поведения;
2 – Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение - ответ
«и верно, и неверно»
3 –Принятие установки на просоциальное поведение – указание на неправильное поведение героя.
Уровни развития моральных суждений:
Варианты ответа на вопрос №3:
1. указание на власть и авторитет «мама (папа) накажет»;
2 – инструментальный обмен – «не дадут мультики смотреть»;
3 – межличностная конформность, - «не будет больше просить, обидится; «хорошие так не делают»
4 – называет норму как обязательное правило – «надо помогать».
Уровни решения моральной дилеммы:
Варианты ответа на вопрос №4:
1 –Нет выделения морального содержания ситуации - нет ответа.
2 – Отсутствует ориентация на выполнение нормы («поступил бы как Андрей (Лена); возможно, добавление развлекательных действий («поиграл», «попрыгал»);
3 – ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка («помыл бы посуду», «помог бы маме помыть посуду», «старшим надо помогать»).
Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития будут: 1)ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации, (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3)уровень развития моральных суждений – конвенциональный уровень, 3 стадия межличностной конформности («пай мальчик»).
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006)
Цель: выявление ориентации на мотивы героев решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев.
Возраст: предшкольная ступень (6,5-7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и потянулся поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. 5 чашек разбилось.
Другой мальчик Петя, однажды, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Буфет был высоко, и он встал на стул. Но варенье оказалось слишком высоко и он не смог до него дотянуться. Пытаясь достать, он зацепил чашку. Чашка упала и разбилась.
Кто из детей больше виноват?
Кто заслуживает наказания? Почему?
Критерии оценивания:
Выделение мотивов поступка (Ответ на вопрос №1 и №2)
Показатели уровня учета мотивов героя (моральной децентрации):
Ответ на вопрос №1
Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка - нет ответа, оба виноваты.
Ориентация на объективные следствия поступка (виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну)
Ориентация на мотивы поступка («Сережа хотел помочь маме, а Петя съесть варенья, виноват больше Петя»).
Ответ на вопрос №2
1.Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка. Следует наказать обоих. («Оба виноваты, поступили оба плохо»).
2. Ориентация на объективные последствия поступка. Следует наказать Сережу («Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек»)
3.Ориентация на мотивы поступка («Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания»). Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.
Моральная дилемма
( норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания -
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Текст задания:
Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал в раздевалке. Антону очень хотелось пойти домой, поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро вернется папа с работы, и будет работать на компьютере.
1. Что делать Антону?
2. Почему?
3. А как бы поступил ты?
Уровни решения моральной дилеммы - ориентация на интересы и потребности других людей, направленность личности – на себя или на потребности других.
Варианты ответа на вопрос № 1 (№ 3):
1 Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера – «пойти домой играть»,
2- Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других - найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер;
3 – Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи – «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти»
Уровни развития моральных суждений:
Варианты ответов на вопрос № 2:
1- стадия власти и авторитета – («Олег побьет, если Антон не поможет», «Антон уйдет, потому что дома будут ругать, если он задержится в школе»);
2- стадия инструментального обмена – («в следующий раз Олег поможет Антону», «нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал»);
3 – стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот);
4 – стадия «закона и порядка» («люди должны помогать друг другу»).
Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм,
по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004)
Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Детям предлагается оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки:
1 балл - так делать можно,
2 балла - так делать иногда можно,
3 балла - так делать нельзя,
4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
Процедура проведения задания занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста детей.
В таблице представлены конвенциональные и моральные нормы (по Туриэлю).
Вид социальных норм | категории конвенциональных норм | конвенциональные нормы | мини-ситуации нарушения конвенциональных норм |
конвенциональные нормы | ритуально - этикетные |
|
|
организационно – административные |
|
| |
вид социальных норм | категория моральных норм (по Туриелю) | моральные нормы | мини-ситуации нарушения моральных норм |
моральные нормы
|
Нормы альтруизма
Нормы ответственности, справедливости и законности
|
|
|
Всего в предложенной анкете представлено:
- семь ситуаций, заключающих нарушение моральных норм (2. 4, 7, 10, 12, 14, 17)
- семь ситуаций, заключающих нарушение конвенциональных норм (1, 3, 6, 9, 11, 13, 16)
- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки (5, .15, 8, 18)
1 балл
Так делать можно | 2 балла
Так делать иногда можно | 3 балла
Так делать нельзя |
4 балла
Так делать нельзя ни в коем случае |
Инструкция: поставь оценку мальчику (девочке) в каждой ситуации.
Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.
Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.
Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.
Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.
Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.
Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.
Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.
Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.
Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.
Мальчик (девочка) намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет.
Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.
Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.
Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.
Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.
Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.
Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.
Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и включил(а) свет.
Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.
Уровни:
1 – сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4;
2 – суммы равны (+ 4 балла);
2 - сумма баллов, характеризующих недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующих недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4
Для детей №1. Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», а те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-».
| Для детей №2.
Продолжите предложения:
_______________________________________ _______________________________________
_______________________________________ _______________________________________
_______________________________________ _______________________________________
_______________________________________ _______________________________________
_______________________________________ _______________________________________
_______________________________________ _______________________________________ |
Для детей №3.
Из приведённых ниже прилагательных отметь знаком «-» те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.
* умный * глупый * злой * добрый * красивый * дружелюбный * хитрый * жадный * заносчивый * правдивый * врун * отзывчивый * грубый * ласковый * ябеда * насмешник * жалобщик * непоседа
| Для родителей.
Из приведённых ниже прилагательных отметьте знаком «+» те, которые лучше всего характеризуют вашего ребёнка.
|
Список литературы:
1.Какпроектироватьуниверсальныеучебныедействиявначальнойшколе:отдействияк мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]:подред.А.Г.Асмолова.-М.:Просвещение,2008.-151с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст]-М.:Просвещение,2011.25с.
3. КозловЭ.,ПетроваВ.,ХомяковаИ. Азбуканравственности./ Э.Козлов,В.Петрова, И.Хомякова//Воспитаниешкольников.-2004-2007.-№1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]/сост.Е.С.Савинов.-М.:Просвещение,2010.204с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование)[Текст]-М.:Просвещение,2009.50с. 6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания/ В.Н.Суслов.- М.:Просвещение,2010.68с. 7. ТисленковаИ.А.Нравственноевоспитание:дляорганизатороввоспитательнойработы иклассныхруководителей/И.А.Тисленкова.-М.:Просвещение,2008.108с. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Текст]-М.:Просвещение,2009.41с. 9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста[Текст]/сост.В.Г.Черемисина.-Кемерово:КРИПКиПРО,2010.-14-36. 10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теориииметодоввоспитания,1994.–140с.
Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)
Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)
«Ученье - свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.
Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.
Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)
Как вести себя на улице и дома.
Раздел 6: Школьный этикет (4ч)
2 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и
развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)
Заповеди. Дал слово держи.
Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и
бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и
жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Раздел 4: Понять другого (10ч)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О
тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам
не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные
ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких
радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…?
Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда.
Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)
Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие
даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки.
Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье.
О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана
самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела
обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь
пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты
сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о
любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о
совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих
былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в
литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и
нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ
Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Приложение
Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)
Этот тест покажет Вам, насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах,
культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие
пакеты и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно
В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа
(шапка)
4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную
шапочку можно не снимать)