Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Архиповская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области
Принято на МО Согласовано: Утверждено:
учителей начальных классов зам. директора по УВР директор школы
протокол №1 Н.Г.Пенкина З.Х. Архипенко
от 28.08.2016г. «31» августа 2016г. приказ №137 от
«31» августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(«БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО»)
направление: физкультурно-спортивное
на 2016 – 2017 учебный год
класс 1
Воспитатель ГПД: Е.В.Гребенник
Пояснительная записка
Программа кружка «Светофор» для 1 - 4 классов разработана в рамках
Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона
Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения
учащихся на улицах и дорогах».
Напраленность образовательной программы физкультурно-спортивное создаются условия для социальной практики ребенка в его
реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные
стандарты второго поколения, современные требования к образованию
предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на
соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Основным концептуальным положением этой про граммы является,
прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики
ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Новизна данной программы в том, что в центре учебно-воспитательного
процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения,
которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам
дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически
знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно,
обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах,
дорогах и в транспорте. Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут
учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности
движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц,
воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и
будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное
отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать
нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере
дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины,
ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности.
Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает
предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и
пешеходов по улицам и дорогам.
В последние годы стремительно растёт число автомобилей на улицах, и пропорционально растёт число дорожно – транспортных происшествий. Обеспечение безопасности детей на дорогах – важнейшая задача школы, семьи, всего общества.
Своевременное обучение детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитание потребности быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными, поможет сохранить жизнь и здоровье.
Программа кружка «Школа пешеходных наук» ориентирована на формирование и развитие познавательной деятельности, на понимание опасности и безопасности на дороге.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
обучение детей теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Цель программы: Учить детей безопасному поведению на дорогах.
Задачи программы:
Познакомить детей с некоторыми правилами дорожного движения; учить уважать и соблюдать дорожные правила
Развивать психические качества ребенка: восприятие, внимание, память, речь, мышление, воображение.
Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
-принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;
-уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
-осознание ответственности человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям способность к самооценке;
-начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
-навыки контроля и произвольного и самооценки процесса и результата деятельности;
-умение ставить и формулировать проблемы;
-навыки осознанного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
-использование речи для регуляции своего действия;
-адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
-ставить вопросы;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тематический раздел | Кол-во часов |
1 класс - 33 часа |
1 | Участники дорожного движения | 7 ч |
2 | Виды пешеходных переходов | 4 ч |
3 | Светофор и его сигналы | 4 ч |
4 | Дорожные знаки | 4 ч |
5 | Виды транспорта | 3 ч |
6 | Мы пассажиры | 3 ч |
7 | На загородной дороге | 2 ч |
8 | На загородной дороге | 2 ч |
9 | Безопасные места для детских игр | 2 ч |
10 | Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения» | 1 ч |
11 | Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) | 1 ч |
2 класс – 34 часа |
1 | Движение пешеходов и их обязанности | 8 ч |
2 | Дорога. Правила перехода дороги | 12 ч |
3 | Дорожные знаки | 7 ч |
4 | Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров | 5 ч |
5 | Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено» | 1 ч |
6 | Экскурсия по городу: «Виды дорожной разметки» | 1 ч |
3 класс – 34 часа |
1 | Дети и проблемы дорожной безопасности | 3 ч |
2 | Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях (закрепление пройденного материала) | 7 ч |
3 | Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге (закрепление пройденного материала) | 2 ч |
4 | Организация дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки | 5 ч |
5 | Дорожно-транспортные происшествия: причины и последствия | 5 ч |
6 | Правила дорожного движения для велосипедистов | 5 ч |
7 | Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение Правил дорожного движения | 5 ч |
8 | Законы дорожного движения: история и современность | 2 ч |
4 класс – 34 часа |
1 | Дети и проблемы дорожной безопасности | 8 ч |
2 | Организация дорожного движения | 8 ч |
3 | Культура поведения пешехода, пассажира, водителя | 8 ч |
4 | Основы медицинских знаний | 8 ч |
5 | Итоговые занятия | 2 ч |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание обучения:
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане:
Согласно образовательному плану на проведение занятий внеурочной деятельности “Добрая дорога детства” на 2 класс начальной школы выделяется всего — 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения курса “Добрая дорога детства”
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги
Учащиеся должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей
Учащиеся должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
1 класс
1.Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.
2.Наш город и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
3.Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я. Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и двусторонним движением), ролевая игра.
4.Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .
5.Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.
6.Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.
7.Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.
8.Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).
9.Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
10.Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
11.Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
12.Дорожные знаки. Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)
13.Запрещающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).
14.Предупреждающие знаки. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
15.Знаки особого предписания и знаки сервиса. Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нём, что запомнили)
16.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
17.Опасные ситуации на дорогах. Беседа, ролевая игра, работа в группах (составляют правила ПДД по пройденному).
18.Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
19.Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
20.Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
21.Мы - пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
22.Мы - пассажиры. Беседа, блиц- опрос, экскурсия.
23.КВН «Транспорт и правила поведения в нём». Разминка, инсценировка ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
24.Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки, презентация, игра «Домино».
25.Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы, игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
26.Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
27.Перекрёсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
28.Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в группах (придумай правило)
29.Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
30.Дорожный этикет. Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.
31-32. Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. Беседа, презентация, викторина.
33.Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.
34-35. Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
2 класс
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с правилами поведения и личной гигиены во время занятий, инструктаж по технике безопасности во время работы. Ознакомление с планами работы в течение года.
Тема 2. Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях
Город, микрорайон, квартал, в котором мы живем. Как и зачем мы передвигаемся. Улица – место, где движется транспорт, идут пешеходы. Движение транспорта по проезжей части, а пешеходов – по тротуару.
Проезжая часть – место повышенной опасности. Правила дорожного движения РФ. Отличие дорожной чреды от другой окружающей среды. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы, пассажиры, водители – как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность.
Недопустимость игр на проезжей части. Основная причина ДТП – несоблюдение правил безопасного поведения на улицах. Понятие правостороннего движения. Последствия столкновения автомобиля и пешехода и факторы, от которых они зависят (масса, скорость).
Тема 3. Виды транспортных средств и дорожное движение
Отличие дорожного движения от других видов движения. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. Специальные автомашины. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь машины. Сигналы, подаваемые водителем. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.
Тема 4. Организация дорожного движения
Обозначение пешеходных переходов. Регулирование движения на перекрестках. Расположение транспортных и пешеходных светофоров. Переход проезжей части в соответствии с сигналами светофоров, жестами регулировщика движения.
Улицы с односторонним и двусторонним движением. Дорожная разметка (вертикальная и горизонтальная). Места безопасного перехода проезжей части. Отличие транспортного светофора от пешеходного, их сигналы и действия пешеходов. Установка дорожного ограждения, его назначение.
Тема 5. Движение пешеходов, обязанности пешеходов
Для пешеходов существуют особые обязанности, которые следует всегда помнить и выполнять.
Граница между пешеходной и транспортной зонами. Движение пешеходов. Выбор места и последовательности действий при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги близко отстоящего транспорта или иного препятствия, ограничивающего обзор дороги. Необходимость воздержаться от перехода проезжей части при приближении автомобиля с включенным проблесковым маячком или специальным звуковым сигналом.
Ответственность пешехода за безопасность других участников движения. Возможные опасные последствия неправильного поведения пешехода. Типичные ошибки пешеходов пори движении в организованной группе. Движение в темное время суток. Действия учащегося при переходе дороги с младшими детьми.
Тема 6. Переход через проезжую часть (дорогу)
Места, установленные для перехода проезжей части. Виды пешеходных переходов (подземный, наземный, надземный). Обозначение подземных, наземных, регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов. Подготовка к переходу через дорогу, переключение внимания на дорожную обстановку, анализ ситуации на проезжей части, принятие решения о переходе. Определение вероятности поворота автомобиля. Меры предосторожности на остановке. Особенности перехода при одностороннем движении транспорта.
Тема 7. Транспорт во дворе
Особенности движения автомобилей во дворе. Сигналы, по которым можно определить направление движения автомобиля. Неожиданные маневры автомобиля и мотоцикла во дворе, их опасность для пешехода. Признаки, по которым можно предвидеть начало движения автомобиля. Гараж во дворе – место возможного выезда автомобиля или мотоцикла.
Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок, гаражей.
Повышенное внимание при гулянии с младшими детьми, домашними животными..
Правила езды на велосипеде во дворе.
Тема 8. Правила поведения в общественном транспорте
Для пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая, как и для пешеходов, существуют особые обязанности, которые следует всегда помнить и выполнять.
Виды общественного транспорта. Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила ожидания прибытия общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Поведение в салоне. Правила ожидания транспорта зимой. Возможные последствия посадки в переполненный салон и движения с открытой дверью Спешка при посадке. Действия при пожаре автобуса.
Тема 9. Скрытая опасность на дороге
Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть хорошо видимым для водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге: дождь, снег, туман, метель, сумерки. Переход дороги близко от объектов, мешающих обзору.
Ограничение обзора дороги у детей с суженным полем зрения и носящих очки. Необходимость выработки компенсирующего навыка более частого и тщательного поворота головы у детей с такими особенностями зрения.
Яркая одежда и светоотражающие значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода.
Тема 10. Велосипедист – водитель транспортного средства
Устройство велосипеда. Исправность тормозов – гарантия остановки. Правила безопасности при катании на велосипеде. Предупредительные сигналы велосипедистов.
Велосипедист – водитель транспортного средства. Кто может мим стать, что он должен уметь. Особенности управления велосипедом.
Тема 11. Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала)
Обсуждение маршрутов учащихся (дом – школа). Выявление скрытых опасностей для пешехода и выработка мер по их преодолению. Правила поведения на маршруте.
Основные правила этики, которыми должны руководствоваться все участники транспортного движения.
Транспортная культура – это вежливость и забота не только о себе, но и о других участниках движения. Значение и выполнение правил безопасного поведения на дорогах – важный элемент транспортной культуры. Комментарий о скрытых опасностях на маршрутах и способах защиты пешехода. Соблюдение Правил дорожного движения – неотъемлемая черта культурного человека.
Тема 12. Итоговое занятие
3 класс
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с правилами поведения и личной гигиены во время занятий, инструктаж по технике безопасности во время работы. Ознакомление с планами работы в течение года.
Тема 2. Дети и проблемы дорожной безопасности
Участие в дорожном движении – с первых дней жизни. Транспорт и проезжая часть. Привычки, приобретенные в быту, нельзя переносить на дорогу. Опасность, связанная с движением транспортных средств. Основные положения Правил дорожного движения для пешеходов. Обязанности пассажиров общественного транспорта.
Недисциплинированность детей и подростков на улице – сознательное нарушение ПДД. Переоценка своих возможностей, легкая отвлекаемость – причины несчастных случаев с детьми и подростками. Факторы, отвлекающие внимание школьников от наблюдения за дорогой. Качества, которыми должен обладать юный пешеход: ответственность за свое поведение на улице, дисциплинированность, умение предвидеть возможную опасность, быстро и правильно оценивать обстановку. Требования к пешеходу, переходящему проезжую часть.
Взаимоотношения детей с сотрудниками ГИБДД. Основа правильного поведения – владение специальными навыками: психологическое переключение внимания на зону повышенной опасности.
Тема 3. Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях (закрепление пройденного материала)
Изучение типичных опасных дорожных ситуаций. Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом – опасность для пешехода-нарушителя. Аварийные ситуации для пешеходов и транспортных средств.
Создание аварийных ситуаций по причине заноса транспортного средства, неожиданного падения пешехода, плохой видимости. Невозможность мгновенной остановки автомобиля.
Тема 4. Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге (закрепление пройденного материала)
Опасность, связанная с закрытым обзором. Опасность связанная с неожиданным выходом на проезжую часть. Опасность, связанная с отвлечением внимания. Опасность, связанная с пустынной улицей. Другие опасности, которые могут возникнуть в дорожных ситуациях.
Тема 5. Организация дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки (закрепление пройденного материала)
Из истории создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование. Пешеходные светофоры. Светофор с мигающим желтым сигналом. Сколько стоит светофор. Подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Сигналы регулировщика.
Дорожные знаки – символы, устанавливаемые на дорогах для ориентирования участников дорожного движения в сложной обстановке. Группы дорожных знаков.
Тема 6. Дорожно-транспортные происшествия: причины и последствия
Определение понятия «дорожно-транспортное происшествие». Причины попадания в ДТП: неумение наблюдать за дорожной ситуацией, невнимательность, беспечность. Наиболее распространенные виды ДТП с участием детей: переход в неустановленном месте неожиданный выход из-за предметов, закрывающих обзор пешехода и водителя; переход на запрещающий сигнал светофора, нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Разбор конкретных ДТП с участием детей и подростков.
Детский дорожно-транспортный травматизм. Экономические потери государства. Моральный ущерб, причиненный родителям, родственникам, друзьям. Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия ДТП – наступившая инвалидность, потеря зрения. Наиболее аварийное время. Разбор конкретных ДТП с использованием статистики ГИБДД региона проживания учащихся.
Тема 7. Правила дорожного движения для велосипедистов
Подросток и велосипед. Велосипед как транспортное средство: положительные и отрицательные стороны. Виды велосипедов. Основное правило дорожного движения для велосипедистов – по проезжей части можно ездить только начиная с 14 лет.
История создания велосипеда. Предполагаемые изобретатели первого велосипеда. Совершенствование конструкции велосипеда на протяжении веков.
Правила езды для велосипедистов. Движение на велосипеде по проезжей части, по обочине. Проезд перекрестков и пешеходных переходов.
Предупредительные сигналы велосипедистов. Исправные тормоза – гарантия безопасной езды. Требования к техническому состоянию велосипеда. Основные виды нарушений Правил дорожного движения, допускаемые велосипедистами. Причины ДТП, жертвами в которых становятся велосипедисты.
Ответственность велосипедистов за допущенные нарушения.
Тема 8. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение Правил дорожного движения
Дорога, улица – это своеобразный транспортный мир, созданный человекам в процессе его развития. Для выживания в нем необходима особая транспортная культура поведения. Для защиты собственной жизни каждому пешеходу необходимо выработать у себя привычки пешеходной дисциплины.
Транспортная культура поведения – часть общей культуры человека. Бережное отношение к транспортным средствам регулирования дорожного движения, общественному транспорту – признаки культурного человека.
Правила дорожного движения – составная часть правил культурного поведения человека в общественной жизни. Маленькие дети и престарелые люди – специфические участники дорожного движения. Особенности их поведения на улице, оказание им помощи. Действия участников дорожного движения – очевидцев ДТП. Ответственность несовершеннолетних за нарушения Правил дорожного движения, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспортных средств.
Тема 9. Законы дорожного движения: история и современность
Автомобильный транспорт - важнейшее средство передвижения. Грузовые автомобили на службе городского хозяйства. Специальные автомобили – верные помощники жителей городов.
История появления автомобилей.
Характеристика дорожного движения в районе расположения школы. Развитие отечественного автомобилестроения. Осуществление контроля над соблюдением всеми гражданами Правил дорожного движения.
Служба ГИБДД. Основные направления ее деятельности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.
Тема 10. Итоговое занятие
4 класс
1.Дети и проблемы дорожной безопасности
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте.
Современный транспорт – зона повышенной опасности. Причины транспортных аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной ситуации. Опасности зимней дороги.
Юные пешеходы.
Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения, дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.
Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Ответственность за приведение в негодность транспортных средств (статья 267 Уголовного кодекса Российской Дети – пассажиры.
Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Правила поведения в аварийной ситуации. Пассажир – заложник (правила поведения).
2. Организация дорожного движения
Законы дорожного движения (история и современность).
История проявления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые, специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Участники движения: пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районах проживания учащихся. Служба ГИБДД. Дисциплина участников дорожного движения. Пропаганда знаний ПДД. Оказание первой медицинской помощи.
Светофор.
Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров.
Знаки регулировщика.
Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования дорожного движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.
Дорожные знаки.
Первые дорожные знаки. Современные дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, сервиса, информационно-указательные, дополнительной информации.
Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле.
История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды велосипедов. Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров и квадромотоциклов. Основные виды нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные нарушения.
Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия).
Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожно-транспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.
Профилактика ДТП.
Анализ типичных ДТП. Знание и соблюдение ПДД – главный способ предотвращения ДТП. Обзор газет, телепередач, материалов ГИБДД. Встречи с представителями УГИБДД региона проживания учащихся. Пропаганда знаний ПДД среди учащихся школы. Патрулирование на улицах.
3. Культура поведения пешехода, пассажира, водителя
Ответственность за нарушения ПДД.
Выполнение ПДД – долг каждого человека. Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим участникам дорожного движения, дисциплинированностью Повышение культуры – источник снижения аварийности. Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних нарушителей ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних Федерации), за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 Уголовного кодекса Российской Федерации), за вандализм, в том числе порчу имущества на общественном транспорте (статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации), за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации), за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Основы страхования.
Договоры с родителями, опекунами, попечителями, другими родственниками. Страховая сумма. Государственные страховые фирмы.
4. Основы медицинских знаний
Содержание аптечки.
Резиновый жгут, перевязочный материал, бактерицидный пластырь, дезинфицирующие вещества, обезболивающие средства, средства от сердечной недостаточности, простейшие медицинские инструменты.
Правила оказания первой медицинской помощи.
Правила наложения жгута. Правила наложения повязок на руку, ногу, голову, грудную клетку. Правила наложения шины. Правила переноски пострадавших на руках, при помощи лямок, на носилках. Использование подручных материалов для изготовления носилок.
Оказание первой медицинской помощи (практические занятия).
Наложение жгута, различных видов повязок, шины; переноска пострадавших.
Физическая подготовка.
Занятия физической культурой. Профилактика переутомления. Практические занятия: бег, езда на велосипеде с преодолением препятствий.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | На улице | 1 | 1 | |
2. | Город и его транспорт | 1 | 1 | |
3-4 | Переходим дорогу | 2 | 1 | 1 |
5. | Дорога в школу | 1 | | 1 |
6. | Наша улица, наш посёлок | 1 | 1 | |
7. | Опасные ситуации на дорогах | 1 | 1 | |
8. | Викторина | 1 | 1 | |
9. | Наши верные друзья на улицах и дорогах | 1 | 1 | |
10. | Регулирование дорожного движения | 1 | 1 | |
11. | Игра «Регулировщики» | 1 | | 1 |
12. | Дорожные знаки | 1 | 1 | |
13. | Запрещающие знаки | 1 | 1 | |
14. | Предупреждающие знаки | 1 | 1 | |
15. | Знаки особого предписания и знаки сервиса | 1 | 1 | |
16-17 | Внимание! Опасность! | 2 | 1 | 1 |
18. | Правила дорожного движения | 1 | 1 | |
19. | Где можно и где нельзя играть | 1 | 1 | |
20 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге | 1 | 1 | |
21-22 | Мы - пассажиры | 2 | 1 | 1 |
23 | КВН по ПДД | 1 | | 1 |
24. | Будь внимательным и осторожным на дороге | 1 | 1 | |
25-26 | Клуб внимательных пешеходов | 2 | 1 | 1 |
27 | Дорожная разметка | 1 | 1 | |
28. | Перекрёсток | 1 | 1 | |
29. | Маленькие секреты транспорта | 1 | 1 | |
30 | Дорожный этикет. | 1 | 1 | |
31 | Инспектор ГИБДД в гостях у ребят | 1 | 1 | |
32. | Тест по ПДД | 1 | | 1 |
33 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
| Итого: | 34 | 26 | 8 |
2 год обучения
№ | Тема | Всего | В том числе |
теория | практика |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях | 3 | 2 | 1 |
3. | Виды транспортных средств и дорожное движение | 3 | 2 | 1 |
4. | Организация дорожного движения | 4 | 2 | 2 |
5. | Движение пешеходов, обязанности пешеходов | 5 | 3 | 2 |
6. | Переход через проезжую часть (дорогу) | 2 | 1 | 1 |
7. | Транспорт во дворе | 2 | 1 | 1 |
8. | Правила поведения в общественном транспорте | 4 | 2 | 2 |
9. | Скрытая опасность на дороге | 4 | 2 | 2 |
10. | Велосипедист – водитель транспортного средства | 2 | 1 | 1 |
11. | Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала) | 3 | 2 | 1 |
12. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Итого | 34 | 20 | 14 |
3 год обучения
| Тема | Всего | В том числе |
теория | практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
2. | Дети и проблемы дорожной безопасности | 2 | 2 | - |
3. | Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях (закрепление пройденного материала) | 5 | 3 | 2 |
4. | Прогнозирование опасных дорожных ситуаций на дороге (закрепление пройденного материала) | 4 | 3 | 1 |
5. | Организация дорожного движения. Светофоры. Сигналы регулировщика. Дорожные знаки (закрепление пройденного материала) | 5 | 3 | 2 |
6. | Дорожно-транспортные происшествия: причины и последствия | 3 | 2 | 1 |
7. | Правила дорожного движения для велосипедистов | 3 | 2 | 1 |
8. | Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение Правил дорожного движения | 4 | 2 | 2 |
9. | Законы дорожного движения: история и современность | 4 | 3 | 1 |
10 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого | 34 | 24 | 10 |
4 год обучения
№ | Разделы и темы | Всего | В том числе |
теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Дети и проблемы дорожной безопасности | | | |
2.1. | Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте | 5 | 3 | 2 |
2.2. | Юные пешеходы | 2 | 2 | - |
2.3. | Дети - пассажиры | 2 | 1 | 1 |
3. | Организация дорожного движения | | | |
3.1. | Законы дорожного движения (история и современность) | 3 | 2 | 1 |
3.2. | Светофор | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Знаки регулировщика | 3 | 2 | 1 |
3.4. | Дорожные знаки | 4 | 3 | 1 |
3.5. | Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле | 2 | 2 | - |
3.6. | Дорожно- транспортные происшествия (причины и последствия) | 3 | 2 | 1 |
3.7. | Профилактика ДТП | 2 | 1 | 1 |
4. | Культура поведения пешехода, пассажира, водителя | 2 | 2 | - |
5. | Основы медицинских знаний | 1 | 1 | - |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Материально - техническое обеспечение включает минимально - допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно - лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.
Литература
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05.2003 года N2265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ. М.: За рулем, 2002.
«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
•В.И.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на
улицу.- М: «ВАКО»,
Н.Е.Щуркова Игровые методики. - М: Педагогическое общество России
Г.Г.Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников.
- М: «ВАКО»
Л.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников:
Практ. пособие для шк. психологов. - М: «Владос пресс»
В.А.Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по
гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. - М: «ВАКО»
Н.А.Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному
руководителю. Лекции для родителей. - Волгоград: Учитель
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма в общеобразовательных школах. - Москва
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. воспитательна работа в современной
школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие.
Воронеж, ЧП Лакоценин С.С.
Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов.
Издатель: 000 «ГринАритВидио»
15