Программа внеурочной деятельности в начальном звене
Направленность социально - педагогическая
2 класс
«Я И МОЕ ПРАВО
Содержание:
1 | Пояснительная записка. | |
2. | Основные цели и задачи программы . Актуальность программы
| |
3. | Комплекс умений, формируемый у учащихся:
| |
4. | Атмосфера и организация внеурочной деятельности программы «Я и мое право» | |
5. | Основные приемы обучения и игровые методики | |
6. | Содержание изучаемого курса.
| |
7. | Календарно-тематическое планирование | |
8. | Методическое обеспечение программы.
| |
9. | Формы и методы контроля.
| |
10. | Планируемые результаты | |
11. | Апробация программы: | |
12. | Список литературы для учителя и учащихся | |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Я И МОЕ ПРАВО »
Направленность социально - педагогическая
Возраст обучающихся -2класс
Объем программы 34 часа
Срок освоения 1 учебный год
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на развитие правовой культуры младших школьников, является естественным дополнением к комплексному воспитанию качеств личности, приобретению необходимых навыков интеллектуального и физического развития во внеурочной деятельности учащихся в рамках группы продлённого дня.
Ведущая педагогическая идея направлена на формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом, расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей: памяти, мышления, творческого воображения, умение рассуждать, что даёт младшим школьникам участие в различных интеллектуальных соревнованиях, викторинах, конкурсах, беседах, обсуждениях, дискуссиях.
Материал занятий имеет разнообразный тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания и представления о гуманистическом мировоззрении, осознание своих прав и прав других людей, а также способствует развитию любознательности и интереса по данной теме, учит самостоятельно добывать знания (информацию).
Программа « Я И МОЕ ПРАВО» рассчитана на внеурочную деятельность с учащимися вторых классов в количестве 34 часов, реализуется один раз в неделю,на протяжении всего учебного года. Состав группы постоянный, с учётом принятых заявлений от родителей учащихся. Темы занятий подобраны в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, требованиями программы по начальному образованию.
Актуальность: в число актуальных задач современной школы входит воспитание членов общества, которые осознают наличие у них собственных прав и свобод, но одновременно уважительно относятся к правам других людей. Необходимость правового воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. Одной из главнейших целей этого является не допущение гибели планеты путем воспитания детей в духе мира и уважении прав личности, через формирование у каждого ребенка чувства ответственности перед собой и окружающим, прошлыми и будущими поколениями. Таким образом, важнейшие события и международные документы последних лет подтверждают необходимость правового воспитания детей и молодёжи в духе мира, толерантности и взаимного уважения. Так как детям свойственно вырастать и становится взрослыми, следовательно, усвоенные ими установки, идеи и правила поведения они будут в последствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям.
Цель: создать условия для формирования у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.
I. Основные задачи программы:
1. Обучать правовым нормам и правилам поведения младших школьников, которые служат регулятором поведения людей в обществе.
2. Развивать творческие возможности и прививать устойчивый интерес к правовым знаниям.
3. Формировать познавательный интерес и приёмы умственной деятельности.
Результативность:
Развить нравственно – правовые качества личности (чувство долга, справедливости, уважение к старшим, и к существующим государственным символам и традициям).
Сформировать простейшие умения и навыки правового поведения.
Принимать участие в классных, школьных и городских мероприятиях, всевозможных социально значимых акциях.
II. Комплекс умений, формируемый у учащихся:
1. Иметь представление о правах и обязанностях детей.
2. Находить вероятности простейших разрешений правовых ситуаций
3. Иметь представление о нормативных документах, регулирующих права детей и взрослых.
4.Устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
5.Разгадывать тематические кроссворды, дидактические задания
6.Формировать представление о геральдике и символах государства, воспитывать чувства гордости, патриотизма и принадлежности к государству РФ.
7. Раскрывать свой творческий потенциал при выполнении коллективных и индивидуальных поделок, рисунков, открыток на заданную тематику.
8. Учиться рассуждать, принимать участие в обсуждениях и объяснять свою точку зрения, иметь представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.
III. Атмосфера и организация внеурочной деятельности «Я и мое право»:
Уроки права не могут быть обычными с традиционными опросами. На таких занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не делятся на “правильные” и “неправильные”. К мнению каждого следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет. На уроках использую задания творческого характера, которые не только помогают изучению данного учебного материала, но и делают учебный материал эмоционально окрашенным. Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключать внимание детей на обсуждение известных литературных героев.
Активность, творчество и заинтересованность проявляют и родители при выполнении заданий по праву, таких как:
изготовление генеалогического древа,
профессии моих родителей,
герб моей семьи.
Обучение правам человека – это обучение не только тому, что представляют собой права человека, но и тому, что надо делать в интересах права человека. Цель обучения правам человека состоит в том, чтобы помочь достичь детям в своем развитии такого уровня, когда они начинают понимать, что такое права человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их. Занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но и ценность установок, которые будут им необходимы в дальнейшей жизни.
Знания: знание того, что существуют документы по правам человека, того, какие права в них закрепляются , того, что этими правами обладают все люди в мире и что неотъемлемы.
Умения: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей. Эти умения помогают детям анализировать окружающий их мир.
Ценности: убежденность в том, что права человека важны, что их надо уважать и соблюдать, что взаимодействие лучше, чем конфликт, что мы сами отвечаем за наши собственные действия.
Методика курсов предусматривает участие и взаимодействие детей, полное включение их в процесс познания. Они становятся активными исследователями окружающего мира вместе с учителем , а не пассивно перенимают опыт взрослого человека.
IV.Основные приемы обучения и игровые методики
Ролевая игра. Помогает повысить понимание ситуации и вызывает сопереживание по отношению к оказавшимся в ней людям.
Деление на пары и группы. Используется, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта.
Словесные ассоциации. Прием используется в начале изучения темы с целью выяснения того, что ученики уже знают по ней, а также в конце целью выяснения того, что нового узнали.
Мозговая атака. Это прием используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, после « инцидента», связанного с возникновением конфликта между учениками, попросить класс предложить все возможные варианты решения конфликта мирным путем.
Общая дискуссия в классе. Этот прием дает возможность развивать умение слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки , важные для воспитания уважения к правам других людей.
Вопросы «открытого» типа . Используются потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ.
Гипотетические вопросы : « Чтобы вы сделали (подумали), если бы?...
Вопросы, побуждающие к размышлениям: « Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»
Поощряющие / поддерживающие вопросы: « Это интересно, а что случилось дальше?»
Вопросы, выявляющие мнение: « Что вы думаете или чувствуете по поводу?..»
Зондирующие вопросы : «Почему вы так думаете?»
Разъясняющие ( обобщающие ) вопросы : «Буду ли я прав , если скажу, что вы думаете?..
Проекты . Результатом исследования может быть отчет, выставка, рисунок, стихотворение.
« Общий галдеж» . Используется, для смены темпа урока. Учащиеся в течение пяти минут высказывают свое мнение по поводу только что рассказанного или показанного
Рисование . Прием используется с целью развития наблюдательности , навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках или для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.
Обобщающий урок с учетом вышесказанных методов и приемов. Тема : «На Олимпе правовых знаний.» Цель занятия: содействие свободному и сознательному принятию учащимися ключевых правовых норм и понятий; формирование аналитических и коммуникативных компетенций ( развитие у учащихся умения аргументировать свой выбор, выделять главное, анализировать ситуацию, сочетать индивидуальные и групповые формы работы);
воспитание правовой культуры.
Исходя из названия темы урока учащиеся объясняют значение слова «олимп». Отвечают на зондирующий вопрос: «Как вы думаете, почему тема урока именно такая?»
Актуализация знаний. Вспомните, с какими документами мы ознакомились и работали на наших занятиях? В каком году они были приняты? Почему возникла необходимость в создании этих документов? Кому они адресованы? Что такое «право» , как вы понимаете значение этого слова?
« Мозговой штурм». Детям было предложено дома продумать и записать свои права с рождения и до нынешнего момента. Обсудить свои записи в группах, найти, что общее в записях, и оформить ответы на отдельных листках бумаги печень прав десятилетнего гражданина нашей страны с момента рождения. Итоги работы мы оформили на силуэте человека.
Парная работа. Следующим этапом работы была работа в парах. Учащиеся вам обсудить важные вещи и расположить их в порядке важности для жизни. Какие « вещи» в списке являются совершенно необходимыми? Что из этих « вещей» имеет второстепенное значение? Что бы вы хотели добавить в список необходимых вещей? Какие потребности можно отнести к правам? Учащиеся делают вывод , что эти потребности и ,не только они, внесены в Конвенцию.
Постановка проблемных вопросов, целью которых является выработка компетентностного подхода к анализу реальных жизненных ситуации на основе полученных знаний в рамках изучения курса . "Все ли ребята в нашем классе равны в своих правах? Но, к сожалению, на нашей планете Земля существуют горячие точки, где нарушаются права детей. Давайте познакомимся с рассказами ваших ровесников и выясним, какие права были нарушены.»
Подведение итогов прошло в игровой форме ( игра «Разрешается- запрещается»).
Программно-тематическое планирование составлено с учётом требований регионального и школьного компонента базисного учебного плана с учётом требований ФГОС второго поколения . Программа построена на основе межпредметных связей ( литературное чтение, окружающий мир, культура речи, пропедевтика обществознания и граждановедения) и ориентирована на учащихся 2 класса. У школьников этого возраста начинается период осознания себя как личности, определяется правильное соотношение действий «могу», «хочу», «надо». В связи с этим необходимо начинать формирование правовой культуры юных граждан. Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Одна из важнейших педагогических задач – воспитание ребят сопричастными к жизни своей страны, своего народа, своей малой Родины. И поэтому работу по правовому воспитанию необходимо начинать с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Очень важно, чтобы, начиная ещё с младшего школьного возраста, дети имели представление о связи времён и поколений, знали и гордились нашими лучшими национальными ценностями, любили свою большую и малую Родину и делали всё, чтобы она была стабильной и крепкой. Права ребёнка лучше всего постигать на доступном детям материале. На уроках спецкурса учащиеся знакомятся с Декларацией прав человека через примеры из сказок, знакомятся с такими понятиями как «закон», «статья», «свобода», «выбор», «справедливость».
V. Содержание изучаемого курса.
1.Конституция – Основной закон России. Познакомить с Конституцией РФ, формировать представление о правовых документах и их предназначении, в которых прописаны важнейшие права личности: равенство всех людей без какой-либо дискриминации, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность чести, репутации и жилища, на защиту своих прав беспристрастным судом и т.п.
2. Знакомство с Декларацией прав ребенка. Познакомить с правовыми документами, описывающие права детей, с целью обеспечить им счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые предусмотрены в этом документе.
3.Права и обязанности учащихся (устав класса и школы). Формировать гражданскую позицию, правовую и нравственную культуру у учащихся, осознание своей принадлежности к школьной организации и желание выполнять правовые нормативные документы данного общеобразовательного учреждения.
4. Дидактическая игра “Кто права нарушил?”
Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
5.Ласковое словечко – доброе сердечко.
Дать знания о том, что все люди имеют право на уважение, имя, внимание и заботу. Закрепить знания правил поведения дома, в классе, на улице. Воспитывать в детях умение решать вопросы, не обижая другого человека, договариваться; при возникновении спорной ситуации обратиться к взрослому.
6. «Мир, в котором мы живём».
Сформировать у детей представление о мире, о странах мира, о России, о себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
7. «Кто мы?».
Показать различие и сходство людей разных рас, вызвать уважение к людям расовой принадлежности, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту. Воспитывать благожелательное отношение ко всем народам Земли. Дать детям понятие, что мы все разные, а права у нас одни.
8. Право на образование (обсуждение).
Рассказать о доступности бесплатного образования для каждого гражданина нашей страны, привести примеры различных образовательных услуг.
9. Семейные праздники.
Формировать представление о различных семейных традициях и праздниках, характерных для определенного народа обычаев и церемоний.
10. Славен человек трудом (право на труд).
Продолжать знакомить с правами человека :право на труд, возможностью выбора вида трудовой деятельности в зависимости от интересов и увлечений.
11.Игра - соревнование «Что не так?» (с использованием ситуаций из сказок)
Развивать умение пользоваться правовыми знаниями, определять ошибки в поведении сказочных героев и исправлять их.
12. Право на отдых (беседа).
Познакомить с одним из основных трудовых прав человека – правом на отдых, закрепляемое в конституциях большинства стран.
13. Право на воспитание в семейном окружении.
Познакомить с одним из основных принципов Конвенции - признание права ребенка на жизнь в семейном окружении, ответственности семьи за воспитание детей.
14. «Лесной переполох» (сказка о выборах в лесу).
Формировать гражданскую грамотность в вопросах проведения процедуры голосования при организации выборов кандидатов , ориентируясь на собственное мнение и представление и желание принимать участие в выборах, проявляя таким образом свою гражданскую активность.
15. Право на безопасные условия жизни.
Познакомить с правом на безопасные условия жизни (дети не могут подвергаться жестокому или небрежному обращению)
16. Право говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры.
Формировать представление о различных традициях, обрядах, характерных для определенного народа обычаев и церемоний,
17. Право на медицинский уход.
Познакомить с правом на медицинский уход, возможностью оздоровления в государственных и частных медицинских заведениях, используя право выбора и предпочтений.
18. Право на особую заботу детей – инвалидов.
Рассказать об актуальных задачах социальной политики в отношении инвалидов, обеспечение им равных со всеми другими гражданами Р. Ф., возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.
19. Право на приемлемый уровень жизни.
Формировать представление о приемлемых условиях жизни, достаточный уровень питания, проживания и пользование всеми доступными социальными услугами.
20. Дети – не дешёвая рабочая сила.
Формировать представление о видах труда в школе— хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, реализуемый через поручения, дежурства и коллективный труд детей.
21. Стар и млад имеют право.
Объяснить о равенстве прав людей пожилого возраста и молодежи на достойную жизнь, воплощение своих желаний и развитие своих способностей. Обеспечение государством физической, физиологической и эмоциональной безопасности пожилых людей, учитывая высокий уровень их незащищенности от жестокого и плохого обращения.
22. Городские новости (по материалам СМИ). Знакомить детей с материалами СМИ городских печатных изданий, учить слушать, анализировать, определять отрицательные и положительные достижения горожан.
23. Я выбираю сам. Воспитывать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности. Развивать понимание разумности выбора, невозможности выбора в ущерб другим.
24. Право на жизнь. Мама – вечное слово. Познакомить детей с содержанием статей №6,7 Конвенции о правах ребенка; довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь, Никто не вправе покушаться на жизнь и здоровье человека; формировать чувство гуманного отношения друг к другу, к родителям.
25. Право на имя. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни; рассказать о том, кто такой тёзка, вспомнить имена предков, сказочных героев, современные имена.
26. Семья – островок безопасности. Формировать у детей представление о своей принадлежности человеческому роду, семье, чувства гуманного отношения друг к другу, родителям.
27. Право на любовь. Познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально – нравственному развитию. Воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям.
28. О правах играя (викторина). Закрепить общие представления детей об их правах, правах на обучение, на медицинское обслуживание, на защиту. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважение и уважение к другим.
29. Ваши права, дети! (кроссворд). Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения и собственных представлений.
30. Государственный гимн РФ , герб, флаг России (ознакомление) Знакомство с государственной символикой нашей страны, осознание детьми необходимости существования символики как сущности государства, его отличий или наоборот, сходств с другими странами.
31. Коллективная работа «Весенние цветы». Формировать умения работать в коллективе, учитывать мнение других людей, проявляя терпение, взаимоуважение, раскрывая свои творческие возможности.
32. Что такое хулиганство, правонарушение? (беседа) Объяснить, что хулиганство является одним из наиболее опасных и распространенных преступлений против общественного порядка и общественной нравственности, нередко способствующих совершению более тяжких преступлений.
33. Государственные праздники России. Познакомить с историей возникновения государственных праздников и их традициями. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.
VI. Календарно- тематическое планирование занятий
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
1 учебный час | 1 | 1 | 34 |
№ занятия | Тема занятия | Кол–во часов | В том числе |
Теоретич | Практическ. |
1. | Конституция – Основной закон России | 1 | 1 | - |
2. | Знакомство с Декларацией прав ребенка | 1 | 1 | - |
3. | Права и обязанности учащихся (устав класса и школы). | 1 | 1 | - |
4. | Дидактическая игра “Кто права нарушил?” | 1 | - | 1 |
5. | Ласковое словечко – доброе сердечко | 1 | - | 1 |
6. | «Мир, в котором мы живём». | 1 | - | 1 |
7. | «Кто мы?» | 1 | - | 1 |
8. | Право на образование
(обсуждение) | 1 | 1 | - |
9. | Семейные праздники | 1 | - | 1 |
10. | Славен человек трудом (право на труд) | 1 | 1 | - |
11. | Игра - соревнование «Что не так?» (с использованием ситуаций из сказок) | 1 | - | 1 |
12. | Право на отдых (беседа) | 1 | 1 | - |
13. | Право на воспитание в семейном окружении | 1 | 1 | - |
14. | «Лесной переполох» (сказка о выборах в лесу) | 1 | - | 1 |
15. | Право на безопасные условия жизни | 1 | 1 | - |
16. | Право говорить на своем родном языке | 1 | 1 | - |
17. | Право на медицинский уход | 1 | 1 | - |
18. | Право на особую заботу детей – инвалидов (акция) | 1 | - | 1 |
19. | Право на приемлемый уровень жизни | 1 | - | 1 |
20. | Дети – не дешёвая рабочая сила | 1 | - | 1 |
21. | Стар и млад имеют право | 1 |
| 1 |
22. | Городские новости (по материалам СМИ) | 1 | 1 | - |
23. | Я выбираю сам | 1 | 1 | - |
24. | Право на жизнь. Мама – вечное слово. | 1 | - | 1 |
25. | Право на имя. | 1 | - | 1 |
26. | Семья – островок безопасности. | 1 | - | 1 |
27. | Право на любовь. | 1 | - | 1 |
28. | О правах играя (викторина) | 1 | - | 1 |
29. | Ваши права, дети! (кроссворд) | 1 |
| 1 |
30. | Государственный гимн РФ, герб, флаг России (ознакомление) | 1 | 1 | - |
31. | Коллективная работа «Весенние цветы» | 1 | - | 1 |
32. | Что такое хулиганство, правонарушение? (беседа) | 1 | 1 | - |
33-34. | Государственные праздники России. | 2 | 2 | - |
VII. Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности включает в себя описание:
- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу
- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий.
№ урока | Тема занятия | Формы занятий (приемы и методы) | Дидактический материал, техническое обеспечение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Конституция – Основной закон России | Заседание круглого стола | Конституция (книга), | Карточка «Мораль или право?» |
2. | Знакомство с Декларацией прав ребенка | Клубный час | Декларация прав ребенка, иллюстрации | Контрольные вопросы |
3. | Права и обязанности учащихся (устав класса и школы). | Клубный час беседа | Устав школы | Д.упр «Сигнальные карточки» |
4. | Практическое занятие
Дидактическая игра “Кто права нарушил?”
| Работа в группах Учебная игра | Компьютер,
иллюстрации | Проверка ответов групп |
5. | Практическое занятие
Ласковое словечко – доброе сердечко | Исследовательская работа | Пословицы и поговорки о добре и зле | Выставка проектов |
6. | Практическое занятие «Мир, в котором мы живём».
| Заочное путешествие | Компьютер, глобус, иллюстрации | Настольная дид. игра «Народы мира» |
7. | Практическое занятие «Кто мы?» | Диспут |
| Песня «Дружба крепкая» |
8. | Право на образование | Клубный час
(обсуждение) | презентация | Весёлые учебные карточки «дом.задание» |
9. | Практическое занятие
Семейные праздники | Утренник- праздник | Иллюстрации, фото | Рисунки (по желанию) |
10. | Славен человек трудом (право на труд) | Интеллектуальный марафон | Книги о людях севера | Чтение стихотворений поэтов о значимости труда |
11. | Практическое занятие
«Что не так?» |
Игра - соревнование | Компьютер, карточки | Балловая оценка команд |
12. | Право на отдых (беседа) | Клубный час | презентация | Проведение веселых физминуток |
13. | Право на воспитание в семейном окружении | Заседание круглого стола | компьютер | «Вопрос – ответ» дид.упражнение |
14. | Практическое занятие
«Лесной переполох» | Инсценировка авторской разработки | Геральдика РФ,бюллетени,
видео о выборах | Обсуждение результатов голосования |
15. | Право на безопасные условия жизни | Ролевая игра | иллюстрации | Контрольные вопросы |
16. | Право говорить на своем родном языке | Совет Мудрейших | Компьютер, аудио, видео записи различного
фольклора | Прослушивание фольклора местных жителей |
17. | Право на медицинский уход | Совет Мудрейших | «Айболит» К.И.Чуковский | Вопросы по содержанию |
18. | Право на особую заботу детей - инвалидов |
| Компьютер | Участие в школьной социально значимой акции |
19. | Право на приемлемый уровень жизни | Дискуссионные качели | иллюстрации | «Моя комната»- эскизы рисунков |
20. | Дети – не дешёвая рабочая сила | Дискуссионные качели | Компьютер, Конвенция о правах детей | Организация общественно – полезного труда в классе |
21. | Стар и млад имеют право | Клубный час | компьютер | Письмо бабушке и дедушке |
22. | Городские новости (по материалам СМИ) | Просмотр и обсуждение материалов СМИ | Газеты и журналы | Обсуждение ситуаций из СМИ |
23. | Я выбираю сам | Клубный час
(дискуссия) | Компьютер, иллюстрации (здоровый образ жизни и вредные привычки) | Контрольные вопросы |
24. | Право на жизнь. Мама – вечное слово. | Клубный час | Семейные фото, презентация «Мама» | Портрет мамы |
25. | Практическое занятие
Право на имя. | Заседание знатаков | Копия свидетельства о рождении,
иллюстрации детей | Выставка визитных карточек |
26-27 | Практическое занятие
Семья – островок безопасности. | Ролевая игра | Глобус, большая пирамида (для создания модели семьи), презентация | Рисование семейного портрета |
28. | Практическое занятие
О правах играя. |
Викторина | компьютер | Заполнение пожелания на лучах солнца. Балловая оценка команд |
29. | Практическое занятие
Ваши права, дети! |
Игра – соревнование | Книги, презентация | Заполнение кроссворда |
30. | Государственный гимн РФ, герб, флаг России (ознакомление) | Интеллектуальный марафон | Текст, компьютер, презентация | Прослушивание гимна. Самост. Работа на карточке |
31. | Практическое занятие
«Весенние цветы» | Клубный час
(работа группами) | компьютер | Изготовление поделки |
32. | Что такое хулиганство, правонарушение? (беседа) | Дискуссия | Нормативные документы | Иллюстрированные карточки «Что такое хорошо и что такое плохо» |
33. | Государственные праздники России. | Клубный час | Фотоматериалы, компьютер | Перечисление дат и названий праздников |
VIII. Формы и методы контроля.
При построении программы клубных часов на группе продленного дня в первом классе, следует целесообразным заострить внимание на следующих направлениях работы:
- практическом;
- познавательном;
- исследовательском.
Познавательный аспект – программа внеурочной деятельности по правовому воспитанию включает комплекс познавательных мероприятий, где используются следующие формы занятий:
внеурочные игры;
- беседы;
-игра – соревнование;
-кроссворды.
- диспуты
-дискуссионные качели
-интеллектуальные состязания
-совет мудрейших
-правовые марафоны
Практический аспект ставит целью формирование представлений о правовой культуре человека, нравственных представлений, воспитание чувства собственного достоинства, желание, разумность выбора и уверенность в его реальной возможности, невозможности выбора в ущерб другим. Значительное место занимают такие формы работы:
-изготовление символики государства (макеты),
-рассматривание и изготовление совместно с родителями буклетов на заданную тематику,
-сопоставление и противопоказание.
Исследовательский аспект– программы внеурочной деятельности по правовому воспитанию осуществляется в рамках следующих мероприятий:
-разрешение ситуаций;
-моделирование ситуаций, которые способствуют развитию логического мышления;
-анализ и прогнозирование возможных вариантов разрешения событий, предложенных в игровой форме.
Для оценивания результатов работы над практическими задачами используются следующие методы и формы контроля:
наблюдение за работой учащихся;
устный индивидуальный опрос;
тестовый контроль;
практический контроль;
самоконтроль.
IX. Планируемые результаты
освоения программы внеурочной деятельности « Я и мое право»
Универсальные учебные действия
• расширить, систематизировать и углубить исходные представления об общественной жизни, сущность Всеобщей Декларации Прав Человека, заложить основы правовой грамотности, освоить элементарные правила поведения в мире людей и социальной среде;
• освоить доступные способы изучения общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация и др.); научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в жизни общества на примере детских художественных произведений.
Личностные
будут сформированы:
могут быть сформированы:
Предметные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать значение Декларации Прав Человека;
понимать, что человек часть общества;
понимать значение государства в жизни человека;
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать своё продвижение во владении знаниями курса;
проводить наблюдения за героями литературных произведений по соблюдениям Декларации Прав Человека;
оценивать правильность выполнения заданий;
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради);
в ходе представления проекта дать оценку его результатам;
заносить в таблицу свои расходы (питание в школьной столовой, канцелярские принадлежности, посещение досугово – развлекательных мероприятий и др.)
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
приводить примеры защиты людей от несправедливости и зла с помощью права;
предлагать пути решения затруднительных ситуаций , возникающих в жизни школьника
Познавательные
Учащиеся научатся:
Учащиеся получат возможность научиться:
X. АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ:
Апробация данной программы внеурочной деятельности прошла во 2 классе Игнатовской средней общеобразовательной школе.
Все дети без исключения были вовлечены в интересный процесс работы по добыванию знаний через активные формы и приемы обучения и воспитания: ролевую игру. состязания интеллектуалов, совет Мудрейших, клуб Знатоков, интеллектуальные марафоны, клубные часы,творческие проекты .
Для детей создавались проблемные ситуации, которые требовали решения поставленной задачи, и условия для формирования соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.
В программу включены такие занятия для воспитания правовой культуры младших школьников и формирование модели поведения не нарушающей свободы и желаний других людей.
Своеобразие программы заключается в том, что она имеет социально – педагогическую направленность и созвучна с общими приоритетным направлениями работы школы, что дает младшим школьникам участие в различных школьных и городских социально значимых мероприятиях и акциях.
Результатом реализации данной программы является обобщающий урок «На Олимпе правовых знаний». Было проведено тестирование, которое показало следующий результат:
![]()
Личностные УУД
На одном из занятий в начале учебного года я предложила детям загадать 3 самых заветных желания: на первое место просила поставить то, что они пожелали бы в первую очередь, на второе место – во вторую очередь, на третье место – в третью очередь. Сложилась такая картина:
![]()
В конце учебного года я попросила ребят выполнить практически то же самое задание , немного изменив ситуацию: «Представьте, что вы поймали Золотую рыбку. О чём вы её попросите? Помните, она может выполнить лишь три желания…». Мои ожидания оправдались! Надеюсь, что именно наши занятия способствовали этому. Дети НАУЧИЛИСЬ ставить на первое место не только свои желания, но и думать о своей семье, как порой непросто приходится родителям, что бы обеспечить детей самым необходимым (а ситуация такова, что даже не все дети имеют возможность питаться в школьной столовой).
На итоговом родительском собрании мы говорили о наших успехах, проблемах. Речь зашла и о спецкурсе. Я попросила родителей проверить , насколько они знают своих мальчишек и девчонок? Они попытались угадать, что же попросили их дети у Золотой рыбки? Написали предполагаемые желания ребят. А затем сидели в задумчивости, сравнивая написанное ими и читая высказывания своих умных, ответственных, повзрослевших детей. Совершенно поразил свою маму один мальчик. Она думала, что её сын мечтает о новом телефоне, велосипеде и поездке в цирк. Конечно же он не расстался с этими мечтами, но … Первое желание: чтобы в дом провели газ (!), второе: надо сделать пристрой к дому, а то мало места , сестрёнка пойдёт в школу – ей негде будет учить уроки (!), третье: хочу, чтобы папа не уезжал в Москву, а нашёл работу где ни будь поближе к дому (!).
Список детской художественной литературы:
Читая литературные произведения, надо обязательно обращать внимание детей на хорошие дела и поступки главных героев. Знакомство с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев.
В пособиях: Шорыгиной Т.А. «Беседы о правах ребенка» и Давыдовой О.И., Вялковой С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка» много рассказов и сказок, которые можно использовать.
1. Андерсен Г.Х. Гадкий утёнок.
2. Берестов В. Как хорошо уметь читать.
3. Востряков И. Быть здоровым – здорово!
4. Гайдар А. Чук и Гек.
5. Катаев В. Цветик – семицветик.
6. Маршак С. Двенадцать месяцев.
7. Маршак С. Кот и лодыри.
8. Маршак С. Кошкин дом.
9. Маршак С. Почта.
10. Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.
11. Манакова М. Правила безопасности для малышей.
12. Михалков С. Дядя Стёпа.
13. Михалков С. Три поросенка.
14. Носов Н. Бобик в гостях у Барбоса.
15. Носов Н. Приключение Незнайки и его друзей.
16. Носов Н. Фантазёры.
17. Осеева В. Просто старушка.
18. Осеева В. Сыновья.
19. Перро Ш. Золушка.
20. Пушкин А. Сказки.
21. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья.
22. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина.
23. Толстой Л. Старик сажал яблони.
24. Толстой Л. Старый дед и внучек.
25. Толстой Л. Филиппок.
26. Чуковский К. Марусеньке копеечку.
27. Ты и твоя Родина (для дошкольного возраста).
Литература на печатной основе, которую можно использовать.
Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год).
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год).
Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
«Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.,2001
Солодянкига О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. М.. 2005..Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах и комментариях. М. - 2003.
Маленьким детям – БОЛЬШИЕ ПРАВА Мячина Л.К, Зотова Л.М,Данилова О.В. ( Рабочая тетрадь).
Список литературы:
1.Антонов В.А. Изучаем права человека. – «Вита-пресс», 2007.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2005.
3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 2005. С. 60.
4. Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4 2012г.
5. Доронова Т.Н. «Право на воспитание». Дошкольное воспитание №10 2011г.
6.Доронова Т.Н. « Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12 2011г.
7. Доронова Т.Н. «Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребёнка в семье» Дошкольное воспитание №8 2012г.
8. Доронова Т.Н, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева, О. Л. Князева. «Защита прав и достоинства маленького ребёнка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дош. образоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
9 . Егорова О.В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2 2007г.
10.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: ВЛАДОС, 2003.
11.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок, и имею право», - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
12. Петрова О. «Практикум в детском саду». Ребенок в детском саду №1 2006г
13.Пузырникова Г.В «Права ребёнка», Л.Г Пыжьянова «Как защитить детей» Ребенок в детском саду №3 2013г.
14.Парамонова Л. «Общественное дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребёнка». Дошкольное воспитание №6 1997г.
15. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 7 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
16. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей (перевод с польского). - М.: «Прогресс», 1999, - 400с
Интернетресурсы:
1. http://bookz.ru/authors/irina-dubrovskaa/prava-re_473.html
2. http://www.detskiysad.ru/trud/644.htm
3. http://www.vita-press.ru/171.html