Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко
муниципального образования городской округ
Симферополь Республики Крым
Принято педагогическим советом Протокол №________________ от________________2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ № 3 ___________ Приказ № ___ от _ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
«Математический калейдоскоп»
5 класс
Составители: Лобачева Т.Т. - учитель математики высшей квалификационной категории
Симферополь
2016
Планируемые результаты освоения учебного курса
Курс ориентирован на учащихся 5 классов в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю.
В ходе освоения содержания программы курса «Математический калейдоскоп»
Ученик научится:
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи; восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении; составлять магические квадраты; решать задачи с помощью
ребусов; решать задачи на разливание жидкости на определенные части; задачи на отмеривание определенного объёма жидкости; использовать метод «разумного перебора» при решении задач на подсчёт фигур в конструкции;
Ученик получит возможность :
выполнять деление целого на доли; находить целое по известным долям; узнать основные старинные меры объёма жидкости на Руси; решить древнейшую задачу со спичками, узнать имя математика, предложившего людям занимательный досуг- головоломки со спичками ( французский математик Франсуа Эдуард Анатоль Люка, 1842- 1891г.г.); познакомиться с разновидностями фигурок: полимино, тримино, тетрамино, пентамино; с древнейшей китайской головоломкой –танграм; узнать о таких людях как Аристотель, Лейбниц, Льюис Кэрролл, Томас Хэрриот; о логических задачах «на таблицы»;о «методе Шерлока Холмса»; о методе « с конца»; о парадоксах и софизмах.
Содержание учебного курса
.
Тема 1. Вычислительный практикум.
Нахождение суммы чисел методом Гаусса. Латинские квадраты, магические квадраты. Арифметические узоры и конструкции, ребусы. Задачи на расстановку знаков и скобок.
Тема 2. Задачи на взвешивание и переливание.
Части и дележи. Переливание жидкости. Взвешивание на чашечных весах без гирь и с гирями, взвешивание на весах со шкалой.
Тема 3. Конструкции.
Конструирование из спичек; разрезание фигур на равные части; разрезание фигур на неравные части; разрезание с дополнительными условиями.
Тема 4. Логические задачи.
Основные понятия логики. Простые высказывания. Сложные высказывания. Отрицание высказываний. Задачи с истинными и ложными высказываниями. Задачи о рыцарях и лжецах. Математические парадоксы и софизмы.
Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Тематическое планирование учебного курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Вычислительный практикум. | 12 |
2. | Задачи на взвешивание и переливание. | 10 |
3. | Конструкции. | 4 |
4. | Логические задачи. | 8 |
| всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
По плану 5-а/5-в | Фактически 5-а/5-в |
Вычислительный практикум (12 ч) |
1 | Нахождение суммы чисел методом Гаусса. Латинские квадраты. | 1 | 05.09 | |
2 | Знакомство с магическими квадратами. | 1 | 12.09 | |
3-4 | Составление магических квадратов. | 2 | 19.09 26.09 | |
5 | Арифметические узоры. | 1 | 03.10 | |
6-7 | Задачи на расстановку знаков и скобок. | 2 | 10.10 17.10 | |
8 | Арифметические конструкции. | 1 | 24.10 | |
9-10 | Арифметические ребусы. | 2 | 07.11 14.11 | |
11 | Ребусы со звездочками. | 1 | 21.11 | |
12 | Многоэтажные ребусы. | 1 | 28.11 | |
Задачи на взвешивание и переливание (10ч) |
13-14 | Части и дележи | 2 | 05.12 12.12 | |
15-16 | Переливание жидкости | 2 | 19.12 26.12 | |
17-18 | Взвешивание на чашечных весах без гирь. | 2 | 16.01 23.01 | |
20 | Взвешивание на весах с гирями или со шкалой. | 1 | 30.01 | |
21-22 | Турнир. Вычислительный практикум. Задачи на взвешивание и переливание. | 2 | 06.02 13.02 | |
Конструкции (4ч) |
23 | Уберем или переложим спичку. | 1 | 20.02 | |
24 | Конструирование из спичек. | 1 | 27.02 | |
25 | Разрезание фигур на равные части. | 1 | 06.03 | |
26 | Разрезание фигур на неравные части. | 1 | 13.03 | |
Логические задачи (8ч) |
27 | Основные понятия логики. | 1 | 20.03 | |
28 | Сложные высказывания. Отрицание высказываний. | 1 | 03.04 | |
29 | Решение логических задач с помощью таблиц. | 1 | 10.04 | |
30 | Задачи с истинными и ложными высказываниями. | 1 | 17.04 | |
31 | Задачи о рыцарях и лжецах. | 1 | 24.04 | |
32 | Решение задач с конца. | 1 | 08.05 | |
33 | Математические парадоксы и софизмы. | 1 | 15.05 | |
34 | Турнир. Игры. Конструкции. Логические задачи. | 1 | 22.05 | |
4