СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-лицей» № 3 им. А.С. Макаренко

муниципального образования городской округ

Симферополь Республики Крым





Принято педагогическим советом


Протокол №________________


от________________2016г.


УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ № 3

___________


Приказ № ___ от _ 2016г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО МАТЕМАТИКЕ

«Математический калейдоскоп»

5 класс









Составители: Лобачева Т.Т. - учитель математики высшей квалификационной категории








Симферополь

2016






Планируемые результаты освоения учебного курса

Курс ориентирован на учащихся 5 классов в объеме 34 часа из расчета 1 час в неделю.

В ходе освоения содержания программы курса «Математический калейдоскоп»

Ученик научится:

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,  на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи; восстанавливать пропущенные цифры при сложении, вычитании, умножении; составлять магические квадраты; решать задачи с помощью

ребусов; решать задачи на разливание жидкости на определенные части; задачи на отмеривание определенного объёма жидкости; использовать метод «разумного перебора» при решении задач на подсчёт фигур в конструкции;

Ученик получит возможность :

выполнять деление целого на доли; находить целое по известным долям; узнать основные старинные меры объёма жидкости на Руси; решить древнейшую задачу со спичками, узнать имя математика, предложившего людям занимательный досуг- головоломки со спичками ( французский математик Франсуа Эдуард Анатоль Люка, 1842- 1891г.г.); познакомиться с разновидностями фигурок: полимино, тримино, тетрамино, пентамино; с древнейшей китайской головоломкой –танграм; узнать о таких людях как Аристотель, Лейбниц, Льюис Кэрролл, Томас Хэрриот; о логических задачах «на таблицы»;о «методе Шерлока Холмса»; о методе « с конца»; о парадоксах и софизмах.


Содержание учебного курса

.

Тема 1. Вычислительный практикум.

Нахождение суммы чисел методом Гаусса. Латинские квадраты, магические квадраты. Арифметические узоры и конструкции, ребусы. Задачи на расстановку знаков и скобок.

Тема 2. Задачи на взвешивание и переливание.

Части и дележи. Переливание жидкости. Взвешивание на чашечных весах без гирь и с гирями, взвешивание на весах со шкалой.

Тема 3. Конструкции.

Конструирование из спичек; разрезание фигур на равные части; разрезание фигур на неравные части; разрезание с дополнительными условиями.

Тема 4. Логические задачи.

Основные понятия логики. Простые высказывания. Сложные высказывания. Отрицание высказываний. Задачи с истинными и ложными высказываниями. Задачи о рыцарях и лжецах. Математические парадоксы и софизмы.

Личностными результатами изучения данного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.


Тематическое планирование учебного курса


№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Вычислительный практикум.

12

2.

Задачи на взвешивание и переливание.

10

3.

Конструкции.

4

4.

Логические задачи.

8


всего

34


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

5-а/5-в

Фактически

5-а/5-в

Вычислительный практикум (12 ч)

1

Нахождение суммы чисел методом Гаусса. Латинские квадраты.

1

05.09


2

Знакомство с магическими квадратами.

1

12.09


3-4

Составление магических квадратов.



2

19.09

26.09


5

Арифметические узоры.

1

03.10


6-7

Задачи на расстановку знаков и скобок.

2

10.10

17.10


8

Арифметические конструкции.

1

24.10


9-10

Арифметические ребусы.


2

07.11

14.11


11

Ребусы со звездочками.

1

21.11


12

Многоэтажные ребусы.

1

28.11


Задачи на взвешивание и переливание (10ч)

13-14

Части и дележи

2

05.12

12.12


15-16

Переливание жидкости

2

19.12

26.12


17-18

Взвешивание на чашечных весах без гирь.

2

16.01

23.01


20

Взвешивание на весах с гирями или со шкалой.

1

30.01


21-22

Турнир. Вычислительный практикум. Задачи на взвешивание и переливание.

2

06.02

13.02


Конструкции (4ч)

23

Уберем или переложим спичку.

1

20.02


24

Конструирование из спичек.

1

27.02


25

Разрезание фигур на равные части.

1

06.03


26

Разрезание фигур на неравные части.

1

13.03


Логические задачи (8ч)

27

Основные понятия логики.

1

20.03


28

Сложные высказывания. Отрицание высказываний.

1

03.04


29

Решение логических задач с помощью таблиц.

1

10.04


30

Задачи с истинными и ложными высказываниями.

1

17.04


31

Задачи о рыцарях и лжецах.

1

24.04


32

Решение задач с конца.

1

08.05


33

Математические парадоксы и софизмы.

1

15.05


34

Турнир. Игры. Конструкции. Логические задачи.

1

22.05



4