Утверждаю:
Приказ по школе № 01-03/90
от 02.09.2013 года
Директор школы:_______ И. Г. Козлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мир истории»
Составила: учитель первой
квалификационной категории
Осипова Любовь Петровна
2013 – 2014 учебный год
« Мир истории».
Цель программы: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине, на основе знакомства учащихся с далёким и недавним прошлым родной страны, путём приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Задачи:
- формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, её законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира, о людях, живущих на родной земле;
- знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;
- обучения работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
- формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
- воспитание патриотизма и гражданственности, любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;
- воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
- развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;
- формирование гражданскогосамосознания, ответственности за судьбу Родины;
- совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
- создание условий для социально-исторического развития личности младшего школьника.
.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных историков» для детей младшего школьного возраста претендует на реализацию поставленной цели, а именно: воспитание патриотизма, гражданственности, уважение к опыту предков, развитие познавательного интереса, речи, памяти, мышления., любви к малой Родине., т.к. имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность программы связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается осознание себя в окружающем мире.
Теоретико-методологические основы строятся на системно-деятельностном подходе.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение исторических фактов, событий, картин, их рефлексивная оценка;
- применение парных и групповых форм обучения.
Программа расчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание и тематика факультатива соответствует требованиям к организации внеурочной деятельности.
.
Содержание программы:
Как люди узнают о прошлом – 4 часа;
Что могут рассказать вещи – 4 часа;
Развитие цивилизаций – 13 часов;
Как появилась письменность – 2 часа;
Архитектурные свидетели истории – 5 часов;
Каким государством была Киевская Русь – 3 часа;
Семь чудес света – 3 часа
Предполагаемые результаты реализации программы.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками знаний о предмете истории, значении знаний об истории, об исторических источниках, об истории России и всемирной истории, о фактах, событиях, явлениях истории России, её творцах, деятелях, о выдающихся путешественниках, учённых, полководцах; о принятых нормах взаимоотношений в семье, о ценностях семейной жизни, о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, к людям других поколений; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценногстям нашего общества и к социальной реальности в целом):
Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, к семье, истории страны, знаниям, миру, людям, к своему собственному внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия0:
У школьника появится возможность приобретения опыта исследовательской деятельности; опыта публичного выступления по проблемным вопросам; опыта охраны памятников истории и культуры; опыта общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыта сбора и сохранения исторических источников; опыта заботы о младших.
Личностными результатами являются умения:
- знание истории своей семьи, своей малой Родины, своего Отечества.
- формирование основ гражданской идентичности ( принятие и уважение традиций своей семьи);
- ценностно-нравственная ориентация (понимать и различать ценности: семья, родина, предки, потомки и т.д.)
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
-формулирование цели и учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;
- составление плана и последовательности действий;
- предвосхищение результата;
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
- получать информацию из общения с членами своей семьи, близкими и дальними родственниками;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию ( книги, словари, энциклопедии).
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление своим поведением и поведением партнёра.
Тематическое планирование.
№п/п | Тема занятия. | Форма и содержание. | Дата проведения. |
| Как люди узнают о прошлом. | | |
1. | Что такое история. | Счёт лет в истории. Периоды истории. | . . |
2. | Лента времени. | Понятие «лента времени»(год, век, тысячелетие, эра). Как люди в древности считали время. Римский календарь. Лунно-солнечный календарь древней Греции. Новый год в разных странах. | |
3. | Кого называют отцом истории. | «Отец истории» -греческий писатель и путешественник Геродот. Рассказ Геродота о скифах. | |
4. | Летописец Нестор. | .»Повесть временных лет» - первая русская летопись. | |
| Что могут рассказать вещи. | | |
5. | Как появилась посуда. Трапеза во все времена. | Изобретение глиняной посуды. Посуда: амфора, килик, кратер из керамики. Деревянная посуда:ложки, миски, черпаки Трапеза в разные времена. | |
6. | .Одежда в разные времена. | История появления одежды. Одежда разных народов. | |
7. | История мебели. Дом для одежды. | Появление мебели. История шкафа, стула, сундука. | |
8. | Деньги в разных странах и в разные времена. | Появление и роль денег. Древнерусские деньги. Части монеты. Коллекционирование монет. | |
| | | |
| Развитие цивилизаций. | | |
9. | Что умели делать первобытные люди. | Первобытные орудия и наскальные рисунки. Как добывали и сохраняли огонь. | |
10. | Что такое цивилизация. | Когда началась цивилизация? Первые цивилизации .Памятники культуры древних цивилизаций. | |
11. | Древний Египет. | | |
12. | Какой была Греция в древности. | Каким богам поклонялись древние греки: Олимп, Зевс – отец богов и людей. | |
13 | Как появились олимпийские игры. | 394 год – первые Олимпийские игры. 1896 год – возрождение Олимпийских игр. | |
14 | Каким был Древний Рим. | Город на семи холмах. Римские : Геркулес, Геракл, Диана, Аполлон, Меркурий, Эскулап. Римская империя | |
15 | Кем были первые христиане. | Языческие боги. Проповедники. Сын Божий – Иисус Христос. Заповеди Христа. | |
16 | Кого называли гладиаторами. | Гладиус – меч. Школы гладиаторов. Гладиаторские игры в Древнем Риме. | |
17 | Что такое Византия. | Город на берегу Босфора. Строительство второго Рима – Константинополя (Царьград) Население Византии. Греческий язык. Византийская культура. | |
18 | Какое время называют Средневековьем. | От падения Рима и крушения Римской империи (478 г.) до открытия Америки (1492 г.) Эпоха возрождения. | |
19 | Кто такие рыцари. | Рыцарь – всадник. Кто мог стать рыцарем? Кодекс чести рыцарей. Рыцарский турнир. | |
20 | Герб. Путешествие в геральдику. | Геральдика – изучение гербов. Формы гербов, цвета гербов, условная штриховка. Девиз. Гербы стран и народов. | |
21 | Устройство средневекового замка. | Предметы быта средневекового замка. | |
| | | |
| Как появилась письменность. | | |
22. | Как люди учились писать | Причины появления письменности. Материал для письма. Изобретение бумаги в Китае. Как возникли цифры? | |
23. | Кто придумал славянскую азбуку. | Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Берестяные грамоты. | |
| | | |
| Архитектурные свидетели истории. | | |
24. | В каких жилищах обитали люди в древности. | Пещера – первое жилище. Материал для строительства. | |
25 | История в архитектурных памятниках. | Примеры градостроительства: Древние Афины, Древнерусские города. Памятники архитектуры: Софийский собор в Киеве, Кремль в Москве. | |
26 | Древнерусский городской дом, крестьянская изба, мастерская ремесленника. | Устройство древнерусского городского дома, крестьянской избы. Быт, праздники. Устройство мастерской ремесленника. | |
27. | Княжеские палаты и царский дворец. | Что включало в себя понятие «княжеский двор». Царский дворец. Уклад жизни. Зимний дворец. | |
28. | Имение помещика. Монастырь. | Усадьба помещика. Вотчина. Строение помещичьей усадьбы. Устройство монастыря: въездные ворота, главный собор, трапезная , хозяйственные постройки. | |
| | | |
| Каким государством была Киевская Русь. | | |
29. | Государство Киевская Русь. | Образование Киевского княжества. Русские князья .Дружина. Славянские боги: Перун, Велес, Сварог. Введение христианства князем Владимиром. | |
30 | Как появились названия городов и деревень. Название моего города. | Географические названия – свошлого. Что обозначает название моего города. | |