ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Занимательный английский язык» для 4-х классов является авторской. Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам, Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», соответствует нормам и стандартам Министерства образования Российской Федерации для 4 классов.
Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета и основываясь на Федеральный Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, на прохождение программы данного курса выделяется 1 час в неделю (34 учебных часа в год).
Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в изучении иностранного языка и применении полученных знаний и универсальных учебных действий на практике, она готовит учащихся к исследовательской деятельности, к углубленному изучению некоторых специфических аспектов английской грамматики, а также расширить лексический запас младшего школьника.
Практическая значимость данной внеурочной деятельности связана с исследовательской деятельностью учащихся по интересующим их темам. Учащиеся смогут развить свои навыки работы с информацией, представленной в разной форме, переработке и трансформации данной информации, её использованию для выполнения творческих заданий.
Полученные знания и информация помогут учащимся выбрать тему для будущей научно-практической конференции, что обусловливает практическую значимость кружка и дальнейшее выступление учащихся на научно-практических конференциях.
Связь с изучаемыми предметами. Для того чтобы овладеть любым иностранным языком, мало заучивать слова, грамматику, надо еще знакомиться с культурой, литературой, историей этой страны, знать ее – тогда и языком будет овладеть легче. Таким образом, программа данного кружка связана с другими школьными предметами: литературой, историей, географией и информатикой.
Новизна данной программы состоит в том, что в программе предусмотрены активные формы работы, которые вовлекают учащихся в динамичную деятельность и направлены на понимание ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность на раннем этапе изучения языка является отличительной чертой курса.
Цель курса:
Создание условий для изучения английского языка;
формирование интереса к изучению иностранного языка;
формирование ценностного отношения к социальной реальности
приобретение социальных знаний
развитие эмоциональной сферы обучающихся, творческого воображения и фантазии;
воспитания любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается; терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Задачи:
Обучающие:
способствовать приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
знакомить детей с культурой стран изучаемого языка (праздники);
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках.
Развивающие:
развивать технику речи, артикуляцию, интонации, двигательные способности детей через драматизацию;
развивать учебные умения;
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке.
формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке, познакомить их с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательные
воспитывать толерантность и уважение к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям;
воспитывать личностные качества (умение работать в паре, группе, коммуникабельность);
обеспечивать связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки.
Отличительные особенности программы.
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия: техника чтения, стиль, жанр, аутентичные тексты, литературно-художественная деятельность, драматизация, история, традиции, обычаи.
Этапы реализации программы включают в себя выбор темы для дальнейшего изучения; работа над темой; выступление со своей темой на школьной научно-практической конференции, участие в театральных постановках.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Данная программа адресована учащимся 4-х классов, имеющим хорошие способности к изучению иностранного языка и проявляющим стойкий интерес к изучению английского языка. В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д. В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе. Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Набор детей – свободный.
Режим занятий: 1 занятие в неделю в течение всего года (34 часа).
Уровень результатов работы по программе
Первый уровень:
Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Знакомство с образцами художественной литературы, лингвострановедческим материалом о стране изучаемого языка
Умение читать про себя и вслух с правильной интонацией и произношением адаптированные детские литературные произведения – рассказы, сказки, стихи, песни, рифмовки, построенные на программном языковом материале.
Выбор темы для научно-практической работы и изучение данной темы в течение года под руководством учителя.
Второй уровень:
Использование изученного лексического и грамматического материала, художественных произведений художественной литературы, лингвострановедческого материала для выполнения тестов, составления предложений, составления этикетного диалога, диалога-расспроса по заданной ситуации
Умение вести диалог в инсценировках и ролевых играх
Умение делать краткие подготовленные высказывания с опорой на картинку и на текст (сообщение)
Умение описывать предметы, внешность героев, их жилище на основе литературных произведений (описание)
Умение кратко излагать свое мнение
Выбор темы для научно-практической работы и изучение данной темы в течение года под руководством учителя.
Третий уровень:
Использование изученного языкового и грамматического материала, литературных произведений, лингвострановедческого материала в своих творческих работах.
Подготовка научно-практической работы для защиты на школьной научно-практической конференции.
Система оценивания и отслеживания результатов
Оценивать и отслеживать результаты целесообразно при выполнении тестов, самостоятельных работ, подготовки проектов, участие в различных конкурсах, театральных постановках и научно-практических конференциях.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы бесед | Грамматика | Количество часов |
теория | практика | всего |
1. | Вводная беседа | Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Глагол - связка “to be”. Специальные вопросы с глаголом to be. | 1 | 1 | 2 |
2. | Дом, милый дом. | Present Simple Tense. Артикли. Предлоги места. Предложения с конструкцией there is/are | 2 | 1 | 3 |
3. | На приеме у доктора. | Специальный вопрос. Оборот «I like Ving». Словосочетания с глаголами have, go, play. Некоторые глаголы в Present Continuous Tense. | 1 | 2 | 3 |
4. | Все такие разные! | Составление письма с опорой на образец. Утвердительные и отрицательные предложения в Present Simple Tense. Специальные вопросы в Present Simple Tense. | 2 | 1 | 3 |
5. | В любое время года… | Множественное число существительных, исчисляемые и неисчисляемые существительные. | 2 | 1 | 3 |
6. | Великобритания | Местоимение some, any, no. Числительные до 100. Present Simple Tense. Вежливая просьба. | 3 | - | 3 |
7. | Праздники! | | 4 | 1 | 5 |
8. | Я люблю читать! | | 3 | 9 | 12 |
Всего 34 часа Содержание рабочей программы.
В соответствии с примерной программой по английскому языку и стандартов второго поколения учащиеся 4-х классов по завершению данного курса должны использовать приобретенный языковой, речевой и социокультурный опыт для:
совершенствования речевых навыков и развития умений общения
преодоления психологических барьеров в процессе устного общения на иностранном языке
ознакомления с доступными образцами детского зарубежного фольклора на изучаемом иностранном языке
развития доброжелательного отношения к представителям других стран
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Вводная беседа | Введение в курс, обсуждение тематики занятий | 2 |
2 | Этикетный диалог. Знакомство. | |
3 | Дом, милый дом. | Мой дом. Виды зданий. | 3 |
4 | Комнаты и обстановка. | |
5 | Проект «Дом мечты» | |
6 | На приеме у доктора. | Болезни. | 3 |
7 | Видео-урок «У доктора». | |
8 | Ролевая игра «Посещение доктора». | |
9 | Все такие разные! | Лицо. Внешность. | 3 |
10 | Части тела. | |
11 | Игра «Угадай кто это?» | |
12 | В любое время года… | 12 месяцев. | 3 |
13 | Времена года. Календарь. | |
14 | Изготовление «календаря». | |
15 | Великобритания | Великобритания. | 3 |
16 | Традиции и обычай Великобритании. | |
17 | Праздники! | Christmas Eve. История происхождения. Празднование. | 5 |
18 | Boxing day. История происхождения. Празднование. | |
19 | Easter. История происхождения. Празднование. | |
20 | St. Valentine’s day. История происхождения. Празднование. | |
21 | Презентации детей «Мой любимый британский праздник» | |
22 | Я люблю читать! | Чтение «Лиса и ворон». | 12 |
23 | Работа с текстом. Выполнение заданий | |
24 | Обсуждение. Распределение ролей. | |
25 | Репетиция. Презентация спектакля. | |
26 | Чтение «Мальчик, у которого не было друзей». | |
27 | Работа с текстом. Выполнение заданий. | |
28 | Обсуждение. Распределение ролей. | |
29 | Репетиция. Презентация спектакля. | |
30 | Чтение «Три маленьких поросенка». | |
31 | Работа с текстом. Выполнение заданий | |
32 | Обсуждение. Распределение ролей. | |
33 | Репетиция. Презентация спектакля. | |
34 | До свидания! | Подведение итогов | 1 |
Формы организации образовательного процесса
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Коллективные обсуждения и дискуссии.
Групповая работа над проектами.
Основные виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Для повышения интереса к изучаемому материалу предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
Устные выступления по заданным темам.
Тестовые и самостоятельные работы.
Письменные творческие задания.
Итоговый проект. Презентация индивидуального/группового проекта.
Читательская конференция.
Театрализованные представления и постановки
Планируемые результаты
В результате реализации данного проекта учащиеся 4 класса будут знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;
произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и форме).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
читать и выполнять различные задания к текстам;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя фонд библиотеки, свой жизненный опыт;
осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
осознанное, правильное, смысловое чтение;
поиск необходимой информации;
классификация объектов по выделенным признакам
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической формами речи;
выполнять правила общения с людьми;
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)