Пояснительная записка
Актуальность
Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны младшему школьнику. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ ("Гуси- лебеди”, например). Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы младшего школьника, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровье-сберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье-сберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Итак, подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Цель программы – формирование основ здорового образа жизни, устойчивых мотивов к занятиям физической культурой, развитие творческой самостоятельности посредством освоения подвижных игр.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
- укреплять здоровье детей на основе развития жизненно – важных умений и навыков, формирования опыта двигательной деятельности, культуры движений посредством подвижных игр;
- развивать способность моделировать индивидуальный оздоровительно – образовательный маршрут с использованием подвижных игр;
- развивать креативные способности через индивидуальную и коллективную физкультурно – оздоровительную деятельность;
- обучать учащихся способам коррекции осанки, развития физических качеств.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» реализуется в группе детей младшего школьного возраста(школьники 8-9 лет), соответствии с учебным планом кружок «Подвижные игры» рассчитан на 34 часа в год-1 час в неделю по 35-40 минут.
Планируемые результаты освоения обучающими программы внеурочной деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку преподавателей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы
Содержание | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
1. Бессюжетные игры Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. «Ловишки-перебежки» «Паровозик», «Белые медведи», «На одной ноге», «Петушиный бой», «Веселый бег», «Попади в след». | Фронтальная; Индивидуальная; Групповая; Коллективная. | Формируют: самостоятельность, глазомер, быстроту и ловкость движений, ориентировку в пространстве. Координируют свои действия. Учащиеся постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Используют простые движения: бега, ловля, прятание. Преодолевают малые препятствия. Развивают выносливости, скоростно-силовые способности. |
2. Игры-забавы «Охота на тигра», «Донести рыбку», «Черепаха-путешественница», «Собери орехи», «Повяжу я шелковый платочек», «Дриблинг», «Пролезь сквозь мешок» | Фронтальная; Индивидуальная; Групповая; Коллективная. | Учащиеся усваивают правила игр-забав. Применяют эти правила. Закрепляют в играх навыки прыжков и развивают скоростно-силовые и координационные способности. Выполняют двигательные задания (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами). Развивают скоростно-силовых способностей. |
3. Народные игры Русские народные игры «Краски», «Стадо». Таджикская народная игра, «Горный козел», дагестанская народная игра «Достань шапку», казахская народная игра «Конное состязание», бурятская народная игра «Волк и ягнята», чеченская народная игра «Игра в башню», украинская народная игра «Хлебец». | Фронтальная; Индивидуальная; Групповая; Коллективная. | Знакомятся с правилами народных игр. Воспитывает умственную деятельность. Развивают скоростно-силовые способности, самостоятельность игры. |
4. Любимые игры детей Увернись от мяча», «Сильный бросок», «Космонавты», «Второй лишний», «Два мороза», «Большой мяч», «Шлепанки», «Прятки», «Из круга выбивало». | Фронтальная; Индивидуальная; Групповая; Коллективная. | Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Развивают выносливость, скоростно-силовые способности. Учащиеся преодолевают малые препятствия. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | «Вороны и воробьи» | 1 | 07.09 |
2 | « Ловишки - перебежки» | 1 | 14.09 |
3 | «Паровозик» | 1 | 21.09 |
4 | «Белые медведи» | 1 | 28.09 |
5 | «На одной ноге» | 1 | 05.10 |
6 | «Петушиный бой» | 1 | 12.10 |
7 | «Веселый бег» | 1 | 19.10 |
8 | «Попади в след» | 1 | 26.10 |
9 | Игры по выбору | 1 | 09.11 |
10 | «Охота на тигра» | 1 | 16.11 |
11 | «Донести рыбку» | 1 | 23.11 |
12 | «Черепаха-путешественница» | 1 | 30.11 |
13 | «Собери орехи» | 1 | 07.12 |
14 | «Повяжу я шелковый платочек» | 1 | 14.12 |
15 | «Дриблинг» | 1 | 21.12 |
16 | «Пролезь сквозь мешок» | 1 | 28.12 |
17 | Русская народная игра «Краски» | 1 | 11.01 |
18 | Русская народная игра «Стадо» | 1 | 18.01 |
19 | Таджикская народная игра «Горный козел» | 1 | 25.01 |
20 | Украинская народная игра «Хлебец» | 1 | 01.02 |
21 | Чеченская народная игра «Игра в башню» | 1 | 08.02 |
22 | Дагестанская народная игра «Достань шапку» | 1 | 15.02 |
23 | Бурятская народная игра «Волк и ягнята» | 1 | 22.02 |
24 | Казахская народная игра «Конное состязание» | 1 | 01.03 |
25 | «Увернись от мяча» | 1 | 15.03 |
26 | «Сильный бросок» | 1 | 22.03 |
27 | «Космонавты» | 1 | 05.04 |
28 | «Второй лишний» | 1 | 12.04 |
29 | «Два мороза» | 1 | 19.04 |
30 | «Большой мяч» | 1 | 26.04 |
31 | «Шлепанки» | 1 | 03.05 |
32 | «Прятки» | 1 | 10.05 |
33 | «Из круга выбивало» | 1 | 17.05 |
34 | Игры по выбору | 1 | 24.05 |
Лист корректировки рабочей программы
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
27