Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.
В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит из вне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия в кружке «Школа безопасности» являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Цель программы:
Задачи программы:
развить у детей чувство ответственности за свое поведение;
учить бережному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулировать у ребенка самостоятельность в принятии решений и выработку умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
формировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
вырабатывать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
формировать умения: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» реализуется в группе детей младшего школьного возраста (школьники 8-9 лет), рассчитана на 34 учебные недели, занятия проводятся 1 раз в неделю по 35- 40 минут.
В связи с особенностями календарного графика МБОУ Октябрьской СОШ на 2016-2017 учебный год будет проведено 32 часа, сокращены темы: «Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы», «Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов».
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметными результатами изучения курса «Азбука безопасности» является сформированность следующих умений:
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
— определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
— определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
— находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
— объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
— самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра).
Содержание программы
Содержание | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
Ориентировка в окружающем мире (10 ч.) Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения, правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала | Фронтальная; Индивидуальная; Групповая; Коллективная; Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра «Аукцион знаний». Участие в творческих конкурсах, в акциях. | Слушать и понимать речь других людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Распознавать полосы движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др. Оценивать дорожные ситуации: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализировать особенности дороги и местности: прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски. Распознавать сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), Знать правила поведения пешехода в соответствии с ними. Слушать собеседника, излагать свое мнение. |
Ты — пешеход (21 ч.) Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида. Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги. Правила движения в темное время суток. Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы. . | Фронтальная; Индивидуальная; Групповая; Коллективная; Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры. Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра. Викторина: «В гостях у Светофорчика». | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Знакомиться с элементами дороги («полевые пути», «зимники»).; светофорами, с дополнительной секцией; видами перекрестков(четырехсторонний, трехсторонний, круговой).; регулировщиком и его видом (форма, отличительные знаки, жезл, диск); правилами перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков); предупреждающими знаками («железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума», «движение на велосипедах запрещено»), предписывающими знаками («велосипедная дорожка»); Распознавать знаки для водителей, которые должны знать пешеход («дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны»). |
Ты — пассажир (3 ч.) Правила поведения в транспортном средстве и при выходе из него. | Фронтальная; Индивидуальная; Групповая; Коллективная; Беседы, целевые прогулки, ролевые игры, конкурсы, праздник: «Дорожный переполох». | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Познакомиться с правилом выхода из транспортного средства на проезжую часть. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1 | Повторение правил ДД по материалам 2 класса | 1 | 02.09 |
2-3 | Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа. | 2 | 09.09 16.09 |
4-5 | Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость. | 2 | 23.09 30.09 |
6 | Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит. | 1 | 07.10 |
7-8 | Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения, правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. | 2 | 14.10 21.10 |
9 | Встреча с инспектором ГИБДД | 1 | 28.10 |
10 | Игра «Аукцион знаний» | 1 | 11.11 |
11-12 | Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности. | 2 | 18.11 25.11 |
13-14 | Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги | 2 | 02.12 09.12 |
15 | Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила. | 1 | 16.12 |
16 | Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков. | 1 | 23.12 |
17 | Игра «Регулируемые перекрёстки» | 1 | 13.01 |
18 | Проектная работа «Виды перекрёстков» | 1 | 20.01 |
19-20 | Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. | 2 | 27.01 03.02 |
21 | Викторина «В гостях у Светофорчика». | 1 | 10.02 |
22 | Регулировщик, особенности его внешнего вида. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. | 1 | 17.02 |
23-24 | Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». | 2 | 03.03 10.03 |
25 | Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги. | 1 | 17.03 |
26 | Правила движения в темное время суток. | 1 | 07.04 |
27 | Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки. | 1 | 14.04 |
28 | Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. | 1 | 21.04 |
29 | Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы. | 1 | 28.04 |
30 | Праздник «Дорожный переполох» | 1 | 05.05 |
31 | Правила поведения в транспортном средстве и при выходе из него. | 1 | 12.05 |
32 | Тест «Дорожная азбука» | 1 | 19.05 |
| Всего | 32 | |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название темы | Ко-во часов | Даты прохождения темы |
по плану | Факти-чески |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
18