МБОУ Алексеевская сош №3 им. Г.С. Боровикова
пгт Алексеевское Алексеевского района РТ
Программа
«Узнаем сами»
Для учащихся 3 класса
Составила:
Учитель начальный классов
1 квалификационной категории
Козлова Т.А.
2013-2014 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по внеурочной проектной деятельности
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 3 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса. Программа рассчитана на 34 недели, 68 часов в год, по 2 часа в неделю. Срок реализации программы «Узнаем сами» составляет 1 год.
Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность программы. ФГОС требуют использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Предлагаемый порядок действий учащихся в работе над проектом:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Планируемые результаты.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
№ п/п | Название проекта | Содержание проекта | Кол-во часов | Дата проведе-ния. |
| |
1 | Подготовка проекта «Кукольный домик и его обитатели» | Учить определять конструктивные особенности постройки; работая в группе договариваться и распределять обязанности | 2 | | |
2 | Презентация проекта «Кукольный домик и его обитатели» | Учить оценивать свой вклад в результат работы группы | 2 | | |
3 | Подготовка проекта «Времена года. Осень » | Учить работать с различными источниками информации; отбирать нужный материал по теме; систематизировать найденный материал | 2 | | |
4 | Презентация проекта «Времена года. Осень » | Учить красиво оформлять найденный материал; объективно оценивать свою работу | 2 | | |
5 | Подготовка проекта «Традиции русского чаепития» | Познакомить с традициями русского чаепития: как накрывать стол; какие виды чая есть; как правильно заваривать чай; что принято подавать к чаю | 2 | | |
6 | Презентация проекта «Традиции русского чаепития» | Чаепитие | 2 | | |
7 | Проекта «Что мы знаем о молоке?» | Познакомить с составом молока; его полезными свойствами. Проведение викторины | 2 | | |
8 | Проект «Тайны наших имён» | Знать историю своего имени, своей семьи | 2 | | |
9 | Проект «Карусель сказок» | Знакомство с разными жанрами сказок и их особенностями | 2 | | |
10 | Проект «Карусель сказок» | Рисование по сюжетам сказок | 2 | | |
11 | Подготовка проекта «Сказка своими руками» | Способствовать развитию творческих способностей детей, актёрского мастерства, выразительности речи, | 2 | | |
12 | Подготовка проекта «Сказка своими руками» | Подготовка к инсценированию | 2 | | |
13 | Презентация проекта «Сказка своими руками» | Инсценирование сказки | 2 | | |
14 | Проект «Вторая жизнь» | Изготовление ёлочных игрушек | 2 | | |
15 | Подготовка проекта «Времена года. Зима» | Учить работать с различными источниками информации; отбирать нужный материал по теме; систематизировать найденный материал | 2 | | |
16 | Презентация проекта «Времена года. Зима » | Учить красиво оформлять найденный материал; объективно оценивать свою работу | 2 | | |
17 | Подготовка проекта «Юный математик» | Привлечь внимание детей к истории математики, обобщить их знания по этому вопросу | 2 | | |
18 | Презентация проекта «Юный математик» | Презентация задач, примеров, уравнений, логических заданий | 2 | | |
19 | Подготовка проекта «Знаток русского языка» | Игра «В мире слов» | 2 | | |
20 | Презентация проекта | Составление ребусов, кроссвордов | 2 | | |
21 | Проект «8 Марта – Женский праздник» | Разучивание стихов, песен | 2 | | |
22 | Проект «В гостях у дедушки Этикета» | Закрепление правил этикета в | 2 | | |
23 | Проект «Вторая жизнь» | Изготовление кормушек | 2 | | |
24 | Проект «Вторая жизнь» | Изготовление игрушек из пластиковых бутылок | 2 | | |
25 | Подготовка проекта «Чудеса, да и только» | Познакомить с интересными фактами. Знаешь ли ты… | 2 | | |
26 | Презентация проекта «Чудеса, да и только» | Сообщения учащихся | 2 | | |
27 | Проект «Азбука питания» | Составление списка полезных продуктов | 2 | | |
28 | Проект «Если ты природе друг…» | Вспоминаем правила поведения в природе. Выполнение рисунков. | 2 | | |
29 | Проект «Путешествие в страну Профессий». | Познакомить с профессиями. Беседа. | 2 | | |
30 | Проект «Путешествие в страну Профессий». | Познакомить с людьми разных профессий. Встреча с интересным человеком. | 2 | | |
31 | Подготовка проекта «Твоё имя – солдат» | Проведение классного часа | 2 | | |
32 | Подготовка проекта «Времена года. Лето» | Учить работать с различными источниками информации; отбирать нужный материал по теме; систематизировать найденный материал | 2 | | |
33 | Презентация проекта «Времена года. Лето» | Учить красиво оформлять найденный материал; объективно оценивать свою работу | 2 | | |
34 | Подведение итогов. Проект «Тайна школьного портфеля» | Праздничная программа. | 2 | | |
Литература
Интернет-ресурсы
Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: «Учитель», 2012.
Господникова М. К., Полянина Н. Б. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград, 2012.
http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.