СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы Дети "группы риска"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 5 лет.В ней отражены основные направления работы.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы Дети "группы риска"»

МБОУ «Кармановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области











Программа воспитательной работы "Дети группы риска"


Период 2013 – 2018гг









Автор составитель :

Иванова Н. Р.

социальный педагог







Введение


В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.


Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.


Основные цели и задачи программы


Цели данной программы: включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; нормализация и регуляция взаимоотношений воспитателей и воспитуемых; использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета в ОДН.


Реализация программы развития воспитательной работы предполагает обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательных учреждениях:

  • создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;

  • интеграцию усилий профессионалов: учителей, воспитателей, руководителей кружков, социальных педагогов для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростков;

  • снижение количества педагогически запущенных детей и неблагополучных семей, состоящих на учете в ОППН и школе;

  • создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки Программы развития и воспитания подрастающего поколения, гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности на основе положений Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об образовании".

Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

  • Пробудить интерес к самообразованию.

  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  • Изменить жизненную ориентацию родителей.

  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании


Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:

1. Изучение проблемных детей.

2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.

3. Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

  • определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);

  • установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;

  • изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

  • установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;

  • ознакомиться с положением ребенка в семье;

  • изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;

  • выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:

  • составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;

  • проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

  • установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;

  • определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;

  • изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Классный руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;

  • создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;

  • вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);

  • обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;

  • учить уважать товарищей и взрослых;

  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

Воспитательная работа с учащимися

    1. Работа с коллективом учащихся.

    2. Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.

    3. Индивидуальная работа со слабоуспевающими.

Организация помощи педагогически запущенным детям

Направления работы, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

1. Организация педагогической помощи

1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся.

В течение года

Классный руководитель

1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Постоянно

Администрация, учителя-предметники

1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника".

По расписанию

Учителя-предметники

1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений.

В течение года

Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР

1.5. Формирование положительной "Я-концепции".

В течение года

Классный руководитель, психолог

1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей

В течение года

Классный руководитель, психолог, администрация

2. Организация медицинской помощи

2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

Систематически

Фельдшер, родители

2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:

  • анкетирование учащихся 1-4 классов, родителей;

  • заседание "круглого стола" на тему "Наркомания, алкоголизм – слабость или болезнь";

  • заседания семейных клубов "Курение – цена модной привычки", "Наркомания среди подростков";

лекции для родителей:

  • "Психология ранней наркомании"

  • "Проба наркотика – шаг в пропасть"

  • "Сигарет, не приносящих вреда, – нет"

  • "Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма".

В течение года по планам классных рукоководителей

Классные руководители, фельдшер, психолог

2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации

В начале года

Классный руководитель, врач

3. Организация психологической помощи

3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).

В течение года


3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).

В течение года


3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Систематически

Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей

3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки.

Систематически


3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей

1 раз в неделю


4. Организация свободного времени

4.1. Изучение интересов и способностей учащихся.

В течение года

Классный руководитель

4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации.

Сентябрь – октябрь

Классные руководители, старший вожатый, одители

4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг.

Сентябрь

Библиотекарь

4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства.

В течение года

Классные руководители

4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах.

В течение года

Классный руководитель, старший вожатый

4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня

Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь

Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Наименование мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН

3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

В течение года

Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

4. Собеседование с классными руководителями 1–4 классов по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Администрация

5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков

Сентябрь – октябрь

Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР

6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

Администрация, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее – ОППН)

7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классные руководители

8. Психологический тренинг "Толерантность"

1 раз в неделю


9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми

10. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, психолог

11. Консультации для детей и родителей

Систематически

Администрация, врач

12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

1 раз в месяц

администрация

13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей

Систематически

Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей,

14. Единый день отказа от курения

Ноябрь

Классные руководители, зам. директора по ВР

15. Единый день профилактики правонарушений

Декабрь

Администрация, классные руководители

16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции"

Март

Администрация, классные руководители

17. Всемирный день здоровья

Апрель

Администрация, классные руководители

Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами.



План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1. Работа МО классных руководителей

В течение года

Зам. директора по ВР, руководитель МО

2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы"

1 раз в четверть

Руководитель творческой группы

3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

Апрель

Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО

4. Работа с правоохранительными органами, ОППН

В течение года

Администрация

5. Подготовка выставок книг по данной проблематике

1 раз в четверть

Библиотекарь

6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета

Октябрь

Зам. директора по ВР

7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании

Декабрь

Заместители директора по ВР и УВР

8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности

Сентябрь

Администрация