ГБОУ ЛНР «Городской методический кабинет управления образования»
ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2»
Образовательные инициативы - 2016
Программа воспитательной работы
«Семь маленьких чудес»
Подготовила: заместитель директора
по учебно- воспитательной работе
ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2»
Рыбальченко Светлана Евгеньевна
г. Ровеньки
2016
«Воспитатель, который не зажимает, а освобождает,
не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует,
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,
переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут...»
Януш Корчак
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей современной школы сегодня является формирование будущего страны, воспитание свободных, ответственных людей, достойных граждан своего государства. Определяющей характеристикой гражданской зрелости является развитие правосознания – осознание личностью своих прав, свобод, обязанностей, позитивное отношение к закону, к государственной власти, чувство патриотизма, способность обеспечить стране достойное место в цивилизованном мире. Настоящий патриот своей страны деятельностной любовью к Родине стремится достичь взаимности с целью создания условий для свободного саморазвития и сохранения индивидуальности, и общества, которое заинтересовано в том, чтобы саморазвитие личности, становление ее патриотического самосознания осуществлялись на моральной основе. Предпосылкой формирования и развития патриотического сознания личности есть прежде всего правовая образованность, способность руководствоваться соответствующими знаниями в условиях современной общественной жизни и демократические принципы, которые формируются средствами гражданского образования и воспитания.
Целями патриотического воспитания в Луганской Народной Республике являются формирование патриотических чувств и сознания граждан, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития на благо народа.
На современном этапе развития нашего общества достижение указанных целей осуществляется через решение следующих задач:
– утверждение в сознании и чувствах граждан социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Луганской Народной Республики, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;
– создание возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
– воспитание граждан в духе уважения к Конституции Луганской Народной Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
– привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Луганской Народной Республики и исторических святынь Родины;
– привлечение, традиционных для Луганской Народной Республики, религиозных конфессий для формирования у граждан Луганской Народной Республики потребности служения Родине, ее защите как высшего духовного долга;
– создание условий для усиления патриотической направленности СМИ при освещении событий и явлений общественной жизни;
– формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Актуальность патриотического воспитания сегодня предопределяется процессом становления родного Отечества. Его развитие, совершенствование и процветание, как правового государства, осуществляется именно на базе демократических ценностей, патриотизма и героизма его граждан, безмежной любви и преданности к родной земле.
Поскольку патриотизм приобретает сегодня особое значение, возникает острая потребность в разработке Программы патриотического воспитания, которая бы определила стратегию целенаправленного и эффективного процесса развития субъекта гражданского общества, гражданина – патриота своего Отечества .
Свою работу по патриотическому воспитанию ГБОУ ЛНР «Ясеновская гимназия №2» строит по программе, которая имеет волшебное название - «Семь маленьких чудес». Именно ее мы предлагаем взять всем учителям за основу в работе с детьми любого возраста.
Цель программы патриотического воспитания:
становления гражданина – патриота своего Отечества, готового самоотверженно развивать его как независимое, демократическое, правовое, социальное государство и обеспечивать его безопасность, знать свои права и обязанности, цивилизованно их отстаивать, способствовать единению народа, гражданскому миру и согласию в обществе.
Задачи программы:
* повысить статус патриотического воспитания;
* воспитывать у учащихся правовую культуру, активную гражданскую позицию, научить их действовать в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами права, анализировать с правовой точки зрения процессы и ситуации, происходящие в обществе, использовать правовые знания и навыки поведения для реализации и защиты своих прав;
* способствовать формированию у детей понимания фундаментальных принципов и ценностей, таких как права человека, демократия, правовое государство и прочее, что составляют основу каждого демократического общества;
* развить базовые навыки, включая критическое мышление, рефлексию, умение рассуждать, общаться, наблюдать проблемы;
* эффективнее использовать национальные традиции, современный мировой и отечественный педагогический опыт и исследования психолого – педагогической науки в сфере патриотического воспитания;
* обеспечить взаимодействие системы образования со всеми социальными институтами по интенсификации процесса патриотического воспитания личности;
* формировать уважительное отношение к растущей личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
* усилить роль семьи в патриотическом воспитании детей, укрепить ее взаимодействие с учебным заведением;
* возродить на новых теоретико – технологических принципах систему внеклассного и внешкольного патриотического воспитания детей и учащейся молодежи;
* способствовать развитию детского и юношеского самоуправления, общественных организаций как центров становления патриота своего Отечества;
* способствовать дальнейшей демократизации управления процессом патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ожидаемые результаты:
• Формирование самосознания, любви к родной земле, своему народу, уважительного отношения к его культурному наследию, уважению всех народов, участию в развитии и защите своего государства.
• Создание комфортных условий для саморазвития каждого ребенка, сознательного отношения к собственному поведению, деятельности, становление патриотических ценностей.
• Развитие у воспитанников субъективных характеристик, способность к критичности и самокритичности, к принятию самостоятельных решений, постепенная выработка гражданской позиции личности, чувства ответственности за ее реализацию в действиях и поступках.
• Единство патриотического воспитания с историей и культурой народа, народными традициями и обычаями, духовными ценностями, религией, которые обеспечивают духовное единство и преемственность поколений.
• Формирование у учащихся толерантного отношения к другим народам, способности воспринимать культуру своего годарства как неотъемлемую составляющую культуры общечеловеческой.
• Соответствие содержания и методов патриотического воспитания современным требованиям.
Этим задачам соответствует структура учебной программы и ее содержание. Программа дает возможность использовать в обучении детей ресурсы общества: приглашать специалистов, которые имеют непосредственное отношение к праву, государству, защите Отечества: военных, судей, адвокатов, милиционеров, работников государственных служб и тому подобное, активно сотрудничать с родителями, организовывать внешкольную деятельность учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 1-11 классов общеобразовательных учебных заведений.
Содержание Программы
Очень надеюсь, уважаемые коллеги, что предложенная программа «Семь маленьких чудес» вам понравится. Время познакомить вас с ней.
Во-первых, почему программа имеет такое немного не совсем обычное
название? Потому что именно удивление ребенка вызывает у него желание познать, что это такое - это чудо-диво, и охотно сделать шаги на пути к его познанию. А почему их именно семь? Откровенно говоря, не знаю. Может потому, что, именно семь чудес в мире определены древней историей, а может и потому, что в неделе семь дней, семь нот в музыке, семь цветов имеет радуга... А скорее всего потому, что семь - счастливое число и я очень бы хотела, чтобы программа «Семь маленьких чудес» имела счастливую удачу, как это полагается для программы, связанной с воспитанием тех, кто начинает делать свои первые самостоятельные шаги. Какие же именно маленькие чудеса выбрать, чтобы положить их в основу планирования воспитательной работы?



Вот эти Чудеса:

Дивород

Дивоцвет
Диводром
Дивокруг
Дивосказ

Дивомир
Дивограй
Дивород - чудо нашего рода.
Задачи этого направления: формирование уважения к членам семьи; знакомство с семейными традициями, обычаями; формирование социальной сути ролей и обязанностей: дети, родители, жена, муж, родственники; воспитание культа семьи .
Формы реализации: это знакомства детей со страницами истории родного Отечества, с лучшими ее сыновьями и дочерьми. Это поиск с помощью родителей корешков, ствола и ветвей своего родового дерева, на котором они - дети - еще совсем зеленые росточки. Это экскурсии, знакомства с памятными местами своего края и воспитание уважения к ним и желание в меру детских сил защищать их от разрушения. Это работа клуба «Родовод», школы достоинства «Первоцвет», проведение праздников «Фольклорная радуга», выпуск маленьких устных журналов «Месяцелик», множество конкурсов и много других форм работы по народоведению. А они такие разноцветные! Здесь и вернисаж на тему «Мы живем в ЛНР», проведение викторин, аукционов, связанных со знанием изобразительного искусства родного края. И создание книжек - самоделок «Город (район), где мы живем», «Моя семья». И соревнования знатоков обычаев родного края, обрядов, народных праздников, народных примет, пословиц, поговорок, скороговорок. Это шумные ярмарки, посиделки, веселые соревнования, календарные праздники. А сколько семейных праздников мы можем организовать в гимназии: «Рождественские вечера», «Посиделки», «Папа+мама+я» - спортивная семья, «Увлечения моей семьи».Это и работа клуба интересных встреч, и выпуск альбомов «Профессии наших родителей», «Они защищали Родину», « Моя земля- земля героев» и классные часы для родителей.
Ожидаемые результаты:
* Сформировать понятия сущности социальных ролей: глава семьи –отец-ответственный человек, решительный, смелый, благородный, мать – терпеливая, доброжелательная, обладает большой любовью к детям.
* Сформировать понятие о духовной атмосфере семьи ( духовные опоры).
* Возрождение семейных и народных традиций.
* Знакомство со страницами истории ЛНР.
Диводром - чудо самого тебя, твоего здоровья, силы, твоей закаленности. Это и осмысление себя как частицы окружающего мира, значимость «я».
Задачи этого направления: формирование правосознания и гражданской ответственности; формирование эстетической, нравственной и валеологической культуры; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; формирование потребности в самообразовании, в саморазвитии.
Формы реализации: тропинка валеологии и физической культуры ведут детей к оволодению культуры ухода за своим здоровьем. Дело это очень важное и нелегкое. На помощь учителю приходят такие испытанные формы воспитательной работы, как Малые Олимпийские игры, Веселые старты, Казацкие забавы, однодневные походы вместе с родителями, соревнования «101», «102», «103», игра «Здоровей-ка!», «Праздник колодца», «Зимние забавы», «На лесной поляне», праздник «Чебурашек», «Хлеб - всему голова», конкурс «Тайны лекарственных растений», соревнования хозяев «На стол накрываем - друзей угощаем»; викторины «Про себя самого от А до Я», устные журналы «Чистый воздух, чистая вода, чистая земля - твоя надежда», работы клубов «Хорошего вам настроения», диспут «Ты и твой характер», «Про хорошие и плохие микробы», выставка творческих работ, карманных словарей «Аптека здоровья» и тому подобное.
Тропинка правосознания и гражданской ответственности воспитывает сознательную дисциплину и культуру поведения, формирует потребности в самообразовании, в саморазвитии. А для этого мы организуем работу клубов и кружков по интересам, планируем структуру самоуправления и участие в их работе учеников, проводим акции милосердия, классные часы на морально – этические темы(« Праздник господ», « Мои увлечения», «Давайте познакомимся» и тому подобное), привлекаем гимназистов к участию в праздниках творчества, защитах проектов, работе факультативов «Основы общения», «Познай себя», «Школа лидеров».
Ожидаемые результаты:
* Возможность проявить себя.
* Психологический и физический комфорт с самим собой, сохранение своего здоровья и здоровья окружающих.
* Самодисциплина.
* Доброжелательность.
* Способность к состраданию.
* Творческая активность.
* Принятие в коллективе.
* Приобретение умения планировать свою деятельность, сравнивать себя с другими.
* Осмысление себя как частицы окружающего мира.
* Правосознание и гражданская ответственность.
Дивомир – это волшебный мир вокруг, совокупность природы, человека и Вселенной.
Задача работы на этом направлении: воспитание экологической культуры ребенка и укрепление ее гражданской позиции в защите природы, формирование эстетического отношения к окружающему миру и целостного видения Вселенной, гармонии человека и природы, формирование идеала человека.
Формы реализации: в педагогическом арсенале, прежде всего, - уроки любования природой в любую пору года, экскурсии со следующими вернисажами, выставками творческих работ из природного материала, конкурсы знатоков примет, следопытов, юных натуралистов. Это походы по маршрутам одного дня «По страницам Красной книги», сбор лекарственных растений, конкурс на лучшую легенду, сказку, стихи «посвящаем Природе», проведение ботанической и зоологической, тематической игры «Знай. Люби. Береги», конкурс плакатов, рисунков «В защиту природы», праздники цветов, конкурс букетов, творческие мини-игры «О чем дуб рассказал?», «Куда тучка плывет?», «Как травка под снегом зимовала», «На что камень похож?», «Кто, кто в моем доме живет?», конкурсов «Чей балкон и подоконник цветочными красками играет», «А я маме и бабушке цветок выращу сама», «Мои домашние хвостатые и пернатые друзья». Это и проведение бесед: «Любовь..к чему ?», «Кто я?», «Интеллигентность и джентльменство». Конкурсы проектов: «Что такое красота», «Контрасты XXI века». Круглые столы «По странам и континентам», «Презентация мира», « Я – житель планеты Земля».
Ожидаемые результаты:
* Понимание учеником своей уникальности как частицы природы.
* Понимание ценности человеческой жизни.
* Понимание сути своего существования.
* Понимание сути духовной культуры.
* Эстетическое отношение к окружающему миру.
* Формирование общественной позиции защиты природы.
Дивокруг. Посмотри вокруг себя, дружище! Сколько чудес, маленьких и больших, толпились со всех сторон и с нетерпением ждут своей очереди, когда ты обратишь на них внимание. Когда захочешь - узнаешь, почему листики желтеют и улетает, кто в томагочи живет, откуда картофель на ваш огород попал, кто дарит название звездам...
Основные задачи работы в этом направлении: способствовать развитию интеллектуального потенциала ребенка, формирование сознательного отношения к окружающему, воспитание сознательного отношения к учебе, выбору профессии, воспитание этической культуры поведения, воспитание чувства причастности к гимназическому коллективу, создание атмосферы товарищества, доброжелательности. Поэтому среди форм, что можно взять каждому учителю на этом направлении, - проведение творческих интеллектуальных игр «Путешествие в Совсем Рядом», «В стране Веселой Грамматики», «Остров таинственной Математики», КВН, «Умники - умницы», брейн - ринги, «Ждем Вас во внеклассное время» и другие. Это желанные встречи с интересными, умными, осведомленными людьми, выпуски тематических устных журналов, гимназических газет, знакомство с работой школьных кружков, экскурсии на производство, в творческие мастерские, лаборатории, выставки. Это и гимназические праздники «День открытых дверей», «День знаний», «Круг поздравлений», «Праздник последнего звонка», предметные недели, олимпиады, участие в конкурсах ученического творчества, участие в работе структур самоуправления «Казацкая республика», «Досуг», « Правовед», « Штаб знаний», « Спортивные советы». Это классные часы «Лучшие ученики и учителя гимназии», « Клуб интересных встреч», дни самоуправления, работа психолога гимназии: анкетирование «Уровень тревожности», «Уровень мотивации», «Социометрия», « Я и мое окружение», «Тип темперамента».
Ожидаемые результаты:
* Развитый интеллект.
* Сознательное отношение к окружающему.
* Этическая культура.
* Постоянное стремление к знаниям, изучение и познание нового.
* Коллективизм, взаимовыручка, доброжелательность.
* Формирование творческой личности.
Дивоцвет. Это - цвет талантов наших детей.
Задачи этого направления работы: поиск и раскрытие талантов наших детей, формирование веры каждого ребенка в свои способности, свою неповторимость, сои силы, воспитания творческого мышления, творческой жизненной позиции и умение найти выход из любого нестандартного положения или ситуации. Святой долг каждого учителя рассмотреть в своем воспитаннике присущие только ему таланты и помочь им раскрыться. А талантов так много, как и детей. Каждый ребенок талантлив, но, к сожалению, не каждому удастся почувствовать радость расцвета своего таланта. Хорошо, если у тебя замечательный голос и тебя затащили в хор, или твои рисунки вызывали восхищение и на них обратили внимание. А если Бог наделил тебя талантом, который не бросается сразу в глаза? Ну, скажем, тянет тебя шить, вышивать, хозяйствовать, конструировать, ухаживать за животными, собаку дрессировать, разговорами людей тешить, с малышами с удовольствием играть, марки собирать, авиамодели клеить, удивительные факты собирать, сказки и стихи сочинять, цветы выращивать, книги восторженно читать лекарственные растения собирать, крепости из спичек строить ... Но разве можно перечислить все, к чему тянет ребенка ?! Вот тут на помощь ребенку и может прийти заинтересовано острый глаз педагога, его повседневные наблюдения за детским коллективом, постоянное и разнообразное общение с родителями и детьми.
Формы реализации: кроме индивидуальной психолого-педагогической работы, пригодятся действующие вернисажи, фотовыставки, выставки творческих работ, защита читательских формуляров, всякие художественные конкурсы юных затейников, авиамоделистов, «Миссис прическа», «Моды от Марины», литературные и музыкальные часы, песенные и танцевальные конкурсы, театральные представления, работа кружков «Рукодельница», «Фоторепортер», спортивные секции, творческие отчеты детей, проектная деятельность.
Ожидаемые результаты:
* Возможность проявить себя в различных видах деятельности.
* Вера в себя и свои силы, оптимизм.
* Творческая жизненная позиция.
* Способность прийти на помощь другому.
* Духовное самоопределение личности.
Дивосказ – чудо нашего языка.
Главная задача учителя помочь ребенку не только овладеть этим сокровищем, а и воспитывать сознательное отношение к русскому языку, родному государству, Родине, развивать гражданскую активность и способность защищать свою Родину, формировать историческую правосознание учеников. Дело это нелегкое и очень ответственное, ведь без свободного владения родным языком, без ощущения ее силы и красоты, невозможно привлечь ребенка к истинной народной культуры, истории, нельзя воспитать в ребенке чувство национального достоинства, патриотизма.
Формы реализации: мы предлагаем утренники «Богатый, могучий русский язык», соревнования в литературных играх, праздники книги, работа школы красноречия, путешествие в страну Фразеологии, конкурс знатоков родного языка, инсценировка сказок, басен, песен, конкурсы «Меткий слово», «Быстрый язычок», «Загляни в чистый источник языка», «О чем имя вам мое расскажет» и другие. Вместе с библиотекарем можно проводить конкурс читательских формуляров, конкурс читателей «А я книги читаю и о них вам расскажу», конкурс «Сказки и стихи пишем сами», презентации новых детских книг, журналов, выставки творчества отдельных писателей, своих собственных книг-самоделок. С удовольствием дети путешествуют в поисках сокровищ, и на сказочной поляне, и к Башне Загадок, и к поэтическому ручейки, в Хрустальной колодец, соревнуются в турнире-викторинах, в турнирах ласковым и вежливым словам, готовят к вернисажей свои рисунки «Мой любимый герой» , «И в красках слово оживает», оттачивают свой язык в школе ораторских умений учащихся и т.д. Это и участие в фестивалях правовых знаний, внедрение спецкурсов «Мой родной край - ЛНР». Это и классные часы «Город, в котором я живу», «В музее нашего города», «Встречи с писателями родного края». Почитание знаменательных событий «День ЛНР», «Освобождение родного города», «День защитника Отечества», «День Победы». Возвеличивание дат, связанных с выдающимися битвами Великой Отечественной войны. Организация работы видео- зала «Тематическое кино». Утренние линейки с выносом государственного флага молодой республики. Воспитание уважения к государственным символам через цикл бесед «Древнейшие памятники государства и права», «Признаки государственности», «Права человека», «Я - гражданин».
Ожидаемые результаты:
* Овладение языковым богатством русского народа.
* Уверенность в том, что настоящий патриот уважает государство, его законы.
* Стремление к изучению историко - культурного наследия своего Отечества.
* Уверенность в том, что я - сын (дочь) не только своих родителей, но и Родины.
Дивограй - чудо игры. Ведь для ребенка это настоящее чудо, потому что именно в игре он чувствует себя наиболее естественно и комфортно. Именно в игре, где все происходит по законам детства, ребенок может реализовать наиболее точно свои психофизические ресурсы и получить от этого удовольствие. Именно игра - залог хорошего настроения ребенка, улучшение здоровья и физического состояния, верное средство найти свое место в коллективе, подружиться, раскрыть свои организаторские, литературные, музыкальные и другие способности. Игра - почти единственное, что дает ребенку возможность помечтать, пофантазировать, является для него постоянным ручейком удовольствие и множеством еще других важных функций и средств, помогающих в становлении личности. Тяга к игре естественный и поэтомудуже сильный, и, если родители, учителя, воспитатели не помогут ребенку, она обратится к играм негативного статуса. А таких игр, к сожалению, много и они привлекают ребенка своей азартностью, пользой, неоправданным риском, вульгаризм, подпольностью.
Задача работы на этом направлении: создать комфортные условия для развития ребенка, в ходе игры подготовить каждого ребенка к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию, возможность найти свое предназначение, умение взаимодействия с окружающими людьми, воспитания чувства успеха, веры в себя, коллективизма.
Формы реализации: Перечислить все игры, которые могут пригодиться любому учителю, невозможно и, наверное, и не надо, так как литературы с описанием игр немало. Спортивные, подвижные, интеллектуальные, сюжетно-ролевые игры, коррекционные (психологические игры - упражнения), творческие, специальные, комплексные и другие. Особое место в перечне игр занимают народные игры. Все игры могут стать канвой проведения детских и юношеских праздников. Среди них такие любимые, как игры по станциям «В страну Чудосии», игры-путешествия «На сказочном звездолете», праздник игры «Дивограй», праздник народных игр «Казацкие забавы - девичьи узоры», карнавалы, игривые аукционы, заседания клубов джентльменов, благородных девочек, соревнования «Зеленый огонек», «С огнем нельзя шутить», «Праздник воздушных шаров», «Сказочная вертута», «Игрушки наших бабушек и дедушек», «Игры нашего двора», «Веселые потешки» и много-много других, создателями которых станут учитель и его воспитанники.
Вот такие они - «Семь маленьких чудес», каждое из которых, по желанию учителя, конечно может варьироваться, как и количество самих чудес.
Литература
1. Закон ЛНР "О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики"- г. Луганск , 30 июля 2015 года № 51-II.
2. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18. 05. 2014 г.
3. Закон ЛНР от 8.05.2015г. №25-ІІ «О защите детей от информации , причиняющей вред их здоровью и развитию».
4. Рыбальченко С.Е, Козырь М.В., Григорова Е.Н. Модель компетентного выпускника / Луганск: МПД Резников В.С., 2009.-288с.
. ФОТОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Дивород. Конкурс «Супер папа- супер сын»

Диводром.Армреслинг в походе

Дивоцвет.Концерт «Я мамины руки нежно целую»

Дивомир. Защита проекта «Как прекрасен этот мир!»
Дивокруг.Участие в выставке детских работ

Дивограй.День Казацкой республики
Дивосказ. День защитника Отечества

Наше будущее в детских руках
10