протокол № зам.директора по УВР Директор МБОУ « ОШ пос. Красный Яр»
от «_____»_______201 г. «_____»_______201 г. «_______»_________________201 год
председатель МС ________ Е.В. Хохлова ______________________Г.П. Крейза
__________ Е.В. Хохлова
пос. Красный Яр
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Чрезвычайные ситуации. Что это такое? Службы экстренной помощи. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Чистый воздух, его значение для жизни человека. Причины загрязнения. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Травмы, порезы, ссадины и царапины П/Р «Оказание первой помощи». Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». Лесные опасности. Правила безопасного поведения на водоёмах. Современное жилище. Чем оно опасно для человека. Электричество и газ как источники возможной опасности. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. Обязанности пассажиров. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | УУД деятельность учащихся | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел: Где мы живём? 5 часов |
1 | 1. Чрезвычайные ситуации. Что это такое? | 1 | Комбинированный урок. | Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. | Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. | | Учиться предвидеть опасность, находить опасные предметы.знать правила безопасного поведения. | | |
2 | Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. | 1 | Комбинированный урок. | Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. | Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира. | текущий | Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | | |
3 | Россия – священная наша держава. | 1 | Комбинированный урок. | Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке | Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке. | текущий | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. | | |
4 | Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. | 1 | Урок изучения нового материала. | Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира. | Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и не живой природы. | текущий | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |
5 | 2. Службы экстренной помощи | 1 | Комбинированный урок | Цели: научить распределять обязанности по выполнению проекта, оформлять проект, презентовать свою работу; | Понимать основные сигналы: 01, 02, 03, 04. Закреплять понятия «опасность», «безопасность». Учиться правилам безопасного поведения. | текущий | Регулятивные: понимать учебно-практическую задачу по выполнению проекта и стремиться ее выполнить; распределять обязанности по выполнению проекта; оценивать свои достижения в реализации проекта. Познавательные: подбирать фотографии (картинки, открытки) Коммуникативные: распределять обязанности по выполнению работы; взаимный контроль | | |
Раздел: Природа. 22 часа |
6 | Живая и неживая природа. Явления природы | 1 | Урок-исследование | Классифицировать объекты по существенным признакам. | Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. | текущий | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |
7 | 3.Чрезвычайные ситуации природного происхождения | 1 | Урок изучения нового материала. | Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы. | Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком. | текущий | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | | |
8 | Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры». | 1 | Урок-практика. | Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах. | Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды. | текущий | Умение читать и составлять простые схемы. | | |
9 | Что такое погода? | 1 | Комбинированный урок. | Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. | Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды. | текущий | Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму. | | |
10 | 4. Чрезвычайные ситуации природного происхождения | 1 | Комбинированный урок. | Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. | Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений. | | Учиться предвидеть опасность, находить опасные предметы.знать правила безопасного поведения. | | |
11 | В гости к осени. Экскурсия № 1. | 1 | Урок-экскурсия. | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | текущий | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. | | |
12 | Неживая природа осенью. | 1 | Комбинированный урок. | Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | текущий | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |
13 | Живая природа осенью. Перелётные птицы. | 1 | Комбинированный урок. | Наблюдать изменения в живой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в живой природе. | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды, перелётных птиц. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | текущий | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |
14 | Звёздное небо. | 1 | Урок-исследование. | Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы. | Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения. | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
15 | 5. Чистый воздух, его значение для жизни человека. Причины загрязнения | 1 | Урок-практика. | Устанавливать причины важности чистого воздуха для жизни человека | Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. | текущий | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |
16 | 5. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад. | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться с правилами безопасного поведения в природной среде | Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
17 | Вода в жизни человека. | 1 | Комбинированный урок. | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. | Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
18 | 6. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности. | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться с опасными животными, с правилами безопасного поведения в лесу, в поле. | Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них. | текуцщий | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | | |
19 | Какие бывают животные? Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 1 | Комбинированный урок | Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. | Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
20 | 7.Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности | 1 | Комбинированный урок. | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи. | текущий | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | | |
21 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений» | 1 | Урок-практика. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах. | Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу. | текущий | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | | |
22 | Дикие и домашние животные. | 1 | Комбинированный урок. | Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах. | Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | текущий | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | | |
23 | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». | 1 | Урок-практика. | Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. | Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
24 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». | 1 | Урок-практика. | Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах. | Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак. | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
25 | 8. Меры безопасности в осеннее и зимнее время. | 1 | Урок-проект. | Знакомиться с мерами предосторожности при движении на льду, катании на лыжах и коньках. | Развивать самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
26 | 9. Элементы дорог. Правила перехода дорог. | 1 | Комбинированный урок. | Познакомиться с назначением дорожной разметки и правилами перехода дороги. | Формирование личности «безопасного типа», умеющей применять полученные знания и умения на практике | текущий | Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. | | |
27 | Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. | итоговый | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | | |
Раздел: Жизнь города и села 10 часов |
28 | Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». | 1 | Урок-проект. | Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село, формулировать вывод из изученного материала. Подбирать материал для проекта. Оформить стенд, сделать презентацию. | Знание понятия «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
29 | Что такое экономика? Что из чего сделано? За покупками. | 1 | Комбинированный урок. | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы. | Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. | текущий | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | | |
30 | 10.Элементы дорог. Правила перехода дорог. | 1 | Комбинированный урок. | Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ. | Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары. | текущий | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | | |
31 | Строительство и транспорт. Виды транспорта. | 1 | Комбинированный урок. | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его. | Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта. | текущий | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | | |
32 | Культура и образование. Все профессии важны. | 1 | Урок-игра. | Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи. | Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий. Умение называть профессии в сфере образования и культуры. | текущий | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | | |
33 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2. | 1 | Урок-экскурсия. | Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | текущий | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | | |
34 | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. | 1 | Комбинированный урок. | Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы. | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | текущий | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | | |
35 | Невидимые нити в лесу. | 1 | Урок-исследование. | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | Знание понятия «невидимые нити в лесу». Умение устанавливать взаимосвязи. | текущий | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | | |
36 | 11. Травмы, порезы, ссадины и царапины П/Р «Оказание первой помощи» | 1 | Комбинированный урок | Учиться оказывать первую помощь при получении ссадин, порезов, царапин | Развитие у детей бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих | текущий | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; оценивать сои достижения и достижения своих одноклассников. Познавательные: иллюстрировать своё выступление наглядными материалами; оценивать информациюКоммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | | |
37 | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №2. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. | итоговый | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |
Раздел: Здоровье и безопасность 9 часов |
38 | Строение тела человека. | 1 | Урок введения в новую тему. | Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | текущий | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |
39 | Если хочешь быть здоров. | 1 | Урок-игра. | Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | текущий | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | | |
40 | Поговорим о болезнях. | 1 | Комбинированный урок. | Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. | Знание понятия «болезнь», правил сохранения и укрепления здоровья. Умение проводить профилактику болезней. | текущий | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | | |
41 | 12.Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». | 1 | Урок-практика. | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности. | Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. | | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | | |
42 | Домашние опасности. Пожар. | 1 | Комбинированный урок. | Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома. | текущий | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | | |
43 | 13. Лесные опасности. | 1 | Комбинированный урок. | Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. | текущий | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | | |
44 | Как нужно купаться? | 1 | Комбинированный урок. | Характеризовать потенциальные опасности на воде, запомнить правила поведения во время купания. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. | текущий | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | | |
45 | Очень подозрительный тип. | 1 | Комбинированный урок. | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. | текущий | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | | |
46 | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. | Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. | текущий | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |
Раздел: Общение 6 часов |
47 | Наша дружная семья. | 1 | Комбинированный урок. | Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы. | Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе. | текущий | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | | |
48 | В школе. | 1 | Комбинированный урок. | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | текущий | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | | |
| 49 | Правила вежливости. | 1 | Комбинированный урок. | Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | текущий | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | | |
50 | День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». | 1 | Урок-практика. | Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | | |
51 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | Обобщающий урок. | Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника. | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | текущий | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации. | | |
52 | Обобщающий урок по теме «Общение» Тест №4. | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | итоговый | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | | |
Раздел: Путешествия 16 часов |
53 | Посмотрите вокруг. | 1 | Урок введения в новую тему. | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта. | Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | текущий | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | | |
54 | Для чего нужен компас? Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». | 1 | Урок-практика. | Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам. | Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | текущий | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | | |
55 | Формы земной поверхности. | 1 | Комбинированный урок. | Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор. | Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | текущий | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | | |
56 | Водоёмы. | 1 | Комбинированный урок. | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки. | Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы. | текущий | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | | |
57 | 14.Правила безопасного поведения на водоёмах. | 1 | Комбинированный урок. | | | |
58 | В гости к весне. Экскурсия №3. | 1 | Урок-экскурсия. | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы. | Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | | |
59 | Путешествие по родной стране. | 1 | Комбинированный урок. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | текущий | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | | |
60 | Путешествие по родной стране. | 1 | Комбинированный урок. | | | |
61 | Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». | 1 | Комбинированный урок. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | текущий | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | | |
62 | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | 1 | Урок-путешествие. | Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы. | Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности. | текущий | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | | |
63 | Страны мира. | 1 | Урок-исследование. | Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. | Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. | текущий | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | | |
64 | Страны мира. | 1 | Урок-исследование. | текущий | | |
65 | 15. Современное жилище. Чем оно опасно для человека. Электричество и газ как источники возможной опасности. | 1 | Комбинированный урок | Классифицировать окружающие предметы на опасные и безопасные . Учиться пользоваться электроприборами. | Продолжить знакомство с понятиями домашних опасностей: электричество, балкон, лифт | текущий | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; осуществлять самопроверку. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль; работать в сотрудничестве со взрослыми | | |
66 | 16. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть. Обязанности пассажиров. | 2 | Комбинированный урок | Определять наиболее безопасные места для игр. Учиться соблюдать правила поведения в транспорте. | формирование личности «безопасного типа», умеющей применять полученные знания и умения на практике | текущий | Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | | |
67 | 17. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. | 1 | Комбинированный урок | Знакомиться с правилами купания, научить оказывать помощь терпящим бедствие. | Способствовать выработке убеждения, что соблюдение правил поведения на пляже является надежной гарантией безопасности | итоговый | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действий; создавать и преобразовывать модели и схемы | | |
68 | Промежуточная аттестация | 1 | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания , оценивать правильность предложенных ответов. | Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. | текущий | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | | |